Конспект урока русского языка в 7 классе по теме: «Союз. Повторение и обобщение изученного по теме»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Кировская средняя общеобразовательная школа № 5.


Конспект урока русского языка в 7 классе по теме:

«Союз. Повторение и обобщение изученного по теме».

Учитель: Николаенко Наталья Николаевна.

Тип урока: урок - обобщение.

Цели урока:

Обучающие:

- повторить и обобщить теоретические сведения о союзе как о служебной части речи, его морфологических признаках (делении на группы по значению и строению), роли в предложении;

- совершенствовать умения и навыки:

обнаруживать союзы, отличать их от наречий и местоимений с предлогами;

правильно писать;

-определять вид сложного предложения, различать сложное предложение и предложение с однородными членами, правильно ставить знаки препинания при них;

Развивающие:

- развивать навык грамотной устной и письменной связи речи; аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать

полученные знания с помощью языковых средств; общую культуру, кругозор учащихся.

Воспитательные:

- воспитывать уважение к истории родного края, любовь к классической литературе.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2 .Совместная формилировка темы урока.

Скажите , пожалуйста, что вам было задано на дом? Исходя из домашнего прошлого задания , попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока .( Запись темы на доске. «Союз. Повторение и обобщение».)

3.Совместная формулировка целей.

Каковы цели урока? (учащиеся формулируют, учитель дополняет)

Сегодня вы должны показать все свои знания, полученные при изучении темы. Если вы будете работать дружно, активно, то вершина знаний вам покорится.

4.Выступление историка . Сообщение ученика (индивидуальное исследовательское задание к уроку).

Из истории слова СОЮЗ.

Слово «союз» очень древнее. Когда-то в нем выделялась приставка со-, имеющая значение «вместе», и корень -юз- со значением «связь», близкий по значению к словам «узы», «узел». Приставка со- в значении «вместе» есть во многих словах русского языка: сотрудник, соавтор и т.д. Значит, союз - это еще и то, что нас соединяет, объединяет, скрепляет. Не многие знают, что союз по происхождению является греческим. Несмотря на то, что это количественно небольшая группа служебных слов, по частоте употребления она занимает седьмое место (и главенствует в ней союз и). Кстати, очень любил этот союз А.С.Пушкин. Свидетельство тому - строки из его произведений.

Душе настало пробужденье:

И вот опять явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

В Толковом словаре живого великорусского языка В.И.Даля так определил значение слова «союз»: «Взаимные узы, связь, скрепа, сцепление; часть речи, связующая слова».

5.Слово теоретика . «Что такое союз в лингвистики». (Союз в лингвистике - служебная часть речи, служащая для соединения однородных членов и предложений.)

6.Работа в группах. Для дальнейшей работы распределимся на несколько групп. Наши стержни: ____________________ , ____________________, _____________________ . Больше шести не собираться.

Приём "Мозговая атака". А теперь вспомните всё, что вы уже знаете о союзе как части речи. НА ДОСКЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР

Карточки с вопросами по теории.

1.Какую часть речи мы называем союзом?

2.Чем отличаются служебные части речи от самостоятельных?

3.На какие две группы делятся союзы по значению?

4.Разряды сочинительных союзов по значению? Примеры

5.Разряды подчинительных союзов по значению? Примеры

6.Разряды союзов по составу? Примеры

7. Что соединяют сочинительные союзы?

8.Что соединяют подчинительные союзы?

9.Группы союзов по употреблению?

ОДНОВРЕМЕННО! Выполнение морфологического разбора.( найти союз, выполнить морфологический разбор, составить схему предложения , указать вид предложения)

Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко.

Жизнь всегда выше искусства, потому что искусство есть только одно из бесчисленных проявлений жизни.

Чтобы добиться прочности, дымковскую глиняную игрушку обжигают в печи.

В чем особенность данного предложения?

Когда начало смеркаться, он пошел домой. ( схема) НА ДОСКЕ

3. Перечислите относительные местоимения, которые выступают в роли союзных слов.

2.Перечислите относительные наречия, которые выступают в роли союзных слов.

1.Что общего и чем различаются подчинительные союзы и союзные слова.

Выборочный диктант с заданием.

Выбрать из текста союзы, обратить внимание на правописание ,охарактеризовать их.

Несмотря на то что письмо было написано неразборчивым почерком и испещрено исправлениями, общее его содержание можно было понять. Ради того чтобы увидеть родных и близких, персонажу этой повести пришлось преодолеть немало препятствий. Директор пригласил сотрудника в кабинет, с тем чтобы поговорить насчет ближайших планов на будущее. Ученик не мог объяснить, как выглядит прямоугольный параллелепипед. Чтобы спрятать свои гнезда от посторонних глаз, многие птицы устраивают их в густых зарослях или высоко в кронах деревьев. Яблони в саду были старые, но ежегодно приносили обильный урожай.

Творческое задание.

Охарактеризовать предложение по схеме, составить предложение.

[ ] , ( если ).

[ ] , зато [ ] .

( чтобы ), [ ].

Тест «Правописание союзов»

Вам нужно справиться с заданиями теста «Правописание союзов», выбрать правильный ответ и из получившихся букв составить слово, оно и будет разгадкой.

1. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Так(же) мощно, как и вверх, эвкалипты растут и в толщину.

б) также - всегда пишется слитно

в) так же - всегда пишется раздельно

г) также - здесь это союз, поэтому пишется слитно

д) так же - здесь это наречие ТАК с частицей ЖЕ, поэтому пишется раздельно

2. Укажите верное написание выделенного слова и его объяснение.

Я пришел, что(бы) поговорить с вами о работе.

м) чтобы - всегда пишется слитно

н) что бы - всегда пишется раздельно

о) чтобы - здесь это союз, поэтому пишется слитно

п) что бы - здесь это местоимение ЧТО с частицей БЫ, поэтому пишется раздельно

3. Укажите предложение, где союз пишется слитно:

а) По(этому) вопросу обратитесь в справочное бюро

б) К берегу лыжники отправились дальним путем, через лес, (за)то получили огромное удовольствие

в) Что(б) было б в нем без нас?

г) Здесь все то(же) самое

4. Укажите предложение, где союз пишется слитно:

р) Денисов то(же) покраснел, но улыбнулся и взял руку Наташи

с) Все кричали в одно и то(же) время

т) Сын учился так(же) хорошо, как и отец

у) Спрячься (за)то дерево

5. Укажите строчку, где все союзы всегда пишутся раздельно:

о) как(будто), потому(что), оттого(что)

п) то(же), что(бы), буд(то)

р) (по)этому, слов(но), (с)тем(чтобы)

с) (за)тем(чтобы), (с)тем(чтобы), как(будто)

Зашифрованное слово - добро.

Подведение итогов( подсчет рейтинга: самооценка, взаимооценка).

Домашнее задание:

Подготовьте сообщение о союзе как о служебной части речи.

Приведите свои примеры. Определите стиль своего сообщения .

Темы проектов.

1.Сочинительные союзы.Их синтаксическая роль и употребление в художественных произведениях.

2.Употребление подчинительных союзов в различных стилях речи.

3.Тема, сформулированная вами .

Рефлексия. Задайте друг другу вопросы по теме.

Прием гора. Покажите, насколько высоко , по вашему мнению, вы смогли взобраться на гору по названием «Союз».



© 2010-2022