Статья Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 11 класс
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Активизация творческого потенциала учащихся с помощью ИКТ

на уроках русского языка и литературы

Творческая индивидуальность каждого человека, реализуемая им в личной, профессиональной и общественной сферах, является основным ресурсом развития современного общества.

Главной задачей образования сегодня становится не столько овладение суммой знаний, сколько развитие творческого мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, самоутверждения и самореализации творческих способностей.

Поддержать и развивать индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей - это важная задача обучения творческих детей. Важно вовремя увидеть эти способности в ребенке, вооружить его способом деятельности, дать ему в руки ключ, создать условия для выявления и расцвета его одаренности. При развитии творческого потенциала повышаются познавательный интерес к предмету, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость.

Моя главная задача состоит в том, чтобы время урочной и внеурочной деятельности выявлять потенциальные способности и таланты обучающихся, их наклонности, интересы.

М. Горький ещё в начале XX века сказал: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой». Эти слова классика звучат необыкновенно актуально сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами.

Педагогическая практика стала использовать новые педагогические технологии, направленные на обеспечение развития личности всех обучающихся. Применение ИКТ - одно из требований к условиям реализации ФГОС.

Личный опыт использования ИКТ

на уроках русского языка и литературы


  1. ЭОРы (электронные образовательные ресурсы).

Активно использую в работе с детьми ЭОРы (электронные образовательные ресурсы). На сегодняшний день рынок электронных образовательных ресурсов предлагает преподавателю десятки обучающих, контролирующих программ учебного назначения. Это электронные учебники - прототипы традиционных, электронные пособия - оригинальные предметно обучающие системы, электронные библиотеки.

Хотелось бы остановиться на тех из них, которые помогают в работе мне.

  • Курс видеолекций по русской литературе телеканала «Бибигон» (авторы: Архангельский А.Н., Бак Д.П., Варламов А.Н., Волгин И.Л., Пастернак Е. Л., Агеносов В.В. и др.).

  • «Радионяня. Весёлая грамматика» - 32 урока с интермедиями и песнями на все трудные правила русской грамматики, авторы - А. Хайт, А. Левенбук, Э. Успенский).

Ещё одна разновидность электронных средств обучения - электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры, интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся. Назову те из них, которые на сегодняшний день апробированы мной и зарекомендовали себя неплохо:

  • ЦОР к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» (автор В.В. Бабайцева), расположенный на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов;

  • «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия».

Актуальность использования компьютерных программ подобного типа для учителя и ученика состоит в том, что:

  1. программы можно использовать как на уроке с помощью учителя, так и самостоятельно в компьютерном классе или дома;

  2. есть возможность для повторения материала и ликвидации пробелов по конкретному разделу русского языка, исходя из индивидуальных затруднений обучающегося;

  3. дают возможность обучающемуся выбрать индивидуальный темп обучения;

  4. благодаря наличию обратной связи, при компьютерной форме обучения существенно меняется характер самоконтроля в процессе обучения. Каждый учащийся, отвечая на вопросы или решая учебные задачи, может сравнивать собственные ответы, способы решения задач с правильными, а в случае ошибки прийти с помощью компьютера к верному ответу;

  5. особенно эффективно использование компьютера для тренинга и контроля за усвоением навыков грамотного письма у обучающихся. Известно, чтобы грамотно писать, мало знать и понимать орфографические и пунктуационные правила. Главное - выработать "автоматизированную грамотность", которая должна стать буквально подсознательным навыком. Именно в этом компьютер нам помогает;

  6. в обучающих программах использованы разнообразные формы наглядности, демонстрируется не только статичная информация, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, пиктографии, «оживления» иллюстраций. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

Информатизация образовательного процесса на уроке - это подготовка и передача информации обучающимся, основным средством осуществления которых является компьютер. Он в силу своей универсальности помогает эффективно решать задачу развития личности ученика, увеличивая скорость овладения им учебным материалом, создавая условия для осуществления ребёнком самоконтроля при решении учебных задач, расширяя информационное пространство вокруг него, предоставляя ему право выбора источника учебной информации. К тому же, это достаточно мощный рычаг, повышающий мотивацию учебной деятельности ребёнка, который в мире компьютеров давно чувствует себя как дома.

Подводя итог, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. При этом изменяется не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности учителя: учитель перестает быть просто «репродуктором» знаний, а становится разработчиком новых технологий обучения, что, конечно же, повышает его творческую активность, но и требует высокого уровня методической подготовленности.


Педагогические преимущества работы с интерактивной доской


Особенно интенсивно начинает изменяться учебное пространство, в котором используется новый тип образовательного инструмента - интерактивные доски SMART Board. Они порождают новые возможности работы с образовательным материалом: активно включаются в процесс обучения тактильные коммуникации, успешно дополняемые новыми аудиальными и визуальными возможностями программы. Возникает более глубокий сенсорный уровень включенности человека, что расширяет доступность образования, позволяет решать многие психологические проблемы детей и взрослых с ограниченными возможностями восприятия, создавать свою индивидуальную форму работы с учебным материалом. Технологии такого типа основаны на активации зон внимания, а точнее, на включении, запуске познающей системы, ее погружению в окружающую среду.

Интерактивная доска - сенсорный экран, присоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Доска проста в использовании. Достаточно прикоснуться к ее поверхности, чтобы начать работу на компьютере. Интерактивная доска имеет интуитивно понятный, дружественный графический интерфейс. Работа с интерактивными устройствами (досками) существенно помогает в образовательном процессе. Это хороший выбор для тех преподавателей, которые хотят заинтересовать своих воспитанников, повысить посещаемость, облегчить усвоение материала, а также помочь учащимся с физическими недостатками.

Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. Это позволяет с помощью компьютера представлять информацию в различных формах, таких как:

  • изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;

  • звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;

  • видео, сложные видеоэффекты;

  • анимации и анимационное имитирование.

Новая форма подачи материала с помощью интерактивного оборудования SMART Board, представляет собой презентацию, создаваемую докладчиком во время своего выступления - презентацию, создаваемую здесь и сейчас. На интерактивных досках SMART Board можно писать специальным маркером, демонстрировать учебный материал, делать письменные комментарии поверх изображения на экране. При этом все написанное на интерактивной доске SMART Board передается учащимся, сохраняется на носителях, распечатывается, посылается по электронной почте отсутствующим на занятии детям. Учебный материал, созданный во время урока на интерактивной доске SMART Board, записывается встроенным видеорекордером и может быть многократно воспроизведен.

Нестандартные формы организации урока как средство развития творческих способностей обучающихся

Благодаря Smart-технологиям у меня получилось значительно разнообразить и усовершенствовать уроки, как русского языка, так и литературы. Я очень люблю конкурсные уроки по русскому языку и литературе. Использую на итоговых уроках, уроках повторения игры: литературный ринг, литературное попурри и т.д.

Но именно интерактивная доска Смарт Боард позволяет сделать викторины и конкурсы максимально яркими, интерактивными, захватывающими. Все это позволяет превратить обычный урок в увлекательнейшее путешествие в страну знаний.

Интерес обучающихся к таким урокам очень высок. Плюсом является и то, что, побывав в роли конкурсантов, ученики стремятся стать и ведущими уроков-конкурсов и, что очень важно, сами составляют такие уроки.

Интерактивная доска используется при выполнении таких заданий, в которых необходимо добавлять записи, передвигать объекты и надписи, рисунки, добавлять цвета, устанавливать соответствия, в которых рисунки скрыты, а затем показываются в последующие моменты урока, заполнять таблицы и кроссворды.

Интересные возможности предоставляет доска при работе над ошибками. Используя документ-камеру, учитель может демонстрировать работу ученика на экране и даёт возможность ему найти и маркером исправить ошибки.

Возможно привлечение нескольких ресурсов, и учитель может выбрать, то, что ему необходимо: видео-файлы, звуковые файлы. Интерактивная доска - привлекательное оборудование. Атмосфера урока становится более непринуждённой, а общение с учениками свободным и лёгким.

Преимущества интерактивной доски

  • ИД помогает учителю использовать средства обучения легко и непринуждённо, находясь в постоянном контакте с классом

  • ИД позволяет существенно экономить время на различных этапах урока

  • ИД позволяет учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке

  • ИД помогает расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств

  • ИД позволяет заменить бумажные карточки, таблицы и плакаты

  • ИД позволяет ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем

  • ИД позволяет создавать собственные коллекции материалов к урокам

  • ИД даёт обеспечение многократного использования педагогами разработанных материалов, обмена материалами друг с другом

  • ИД стимулирует профессиональный рост педагогов, побуждение их на поиск новых подходов к обучению.

Система контроля и мониторинга качества знаний в информационно-образовательной среде


Одной из наиболее актуальных проблем образования всегда стоял вопрос о выявлении качества знаний учащихся, поиск наиболее оптимальных форм контроля. Диагностика и анализ качества образования не могут быть достаточно эффективными, если не взаимосвязаны с таким важным направлением деятельности как мониторинг.

Оказать существенную помощь в проведении контроля и мониторинга качества знаний могут интерактивные системы голосования и опроса, которые в школьной образовательной среде используются как интерактивные системы голосования.

Система контроля и мониторинга качества знаний PROClass - это система тестирования, которая предназначена для оперативной проверки знаний обучающихся и может быть успешно использована в общеобразовательной школе. Применение системы PROClass позволяет проводить промежуточные и итоговые контрольные работы.

С системой PROClass учитель может представить вопрос всему классу, и все обучающиеся могут отвечать и участвовать в обсуждении. Если большинство ответов неправильны, то можно повторно объяснить соответствующую тему. Если большинство ответов верны, то можно переходить к следующей теме.

К компьютеру подключается приёмник сигналов, мультимедийный проектор и устанавливается программное обеспечение. Обучающимся раздаются беспроводные пульты для ответа на вопросы учителя. В ходе занятия учитель задаёт вопросы (вопрос отображается на экране при помощи мультимедийного проектора), и обучающиеся отвечают на них простым нажатием на кнопки пульта. Результаты опроса сохраняются и отображаются в режиме реального времени.

При проверке знаний учащихся могут применяться как заранее подготовленные и настроенные тесты в Power Point, так и тестовые задания, сформулированные педагогом непосредственно перед опросом и представленные на любых носителях.

Система PROClass обеспечивает проверку знаний учащихся и без готовых тестов. Записав вопрос и варианты ответов на доске или на обычном листе бумаги, педагог помещает их под объектив документ-камеры и запускает систему PROClass для начала опроса. Уровень понимания учебного материала учащимися можно оценить сразу по завершении контроля. Результаты тестирования могут быть представлены как для всего класса, так и для отдельных учащихся. При необходимости сведения об успеваемости учащихся могут быть экспортированы при помощи табличного редактора Excel для математической обработки и всестороннего анализа.

Кроме того, система PROClass может успешно применяться во внеурочной деятельности, например, при проведении интеллектуальных конкурсов, участники которых должны за максимально короткое время правильно выполнить задание. В этом случае существенно упрощается работа по учету достижений учащихся, появляется возможность за минимальное время беспристрастно определить победителя конкурса.

Преимущества системы PROClass:

  • самое главное - не нужно самому придумывать тесты - они уже есть на дисках!

  • вопрос можно представить всему классу, и все ученики могут отвечать и участвовать в обсуждении. При этом даже те обучающиеся, которые стесняются отвечать вслух или боятся ошибиться, могут принять участие в опросе и сразу узнать правильно ли они ответили

  • по окончании занятия автоматически создаётся подробный отчёт учителя в виде таблицы:

  • по результатам опроса можно определить, кому из обучающихся было трудно усвоить материал на уроке

  • удобно, что система проверяет ответы на вопросы, представленные на листе Excel или в файле WORD, и выставляет оценку автоматически

  • благодаря статистическому представлению результатов, учитель сразу видит слабые места в подготовке, соответственно он может вернуться к пройденной теме и проработать её ещё раз.

Я считаю, что использование информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе является актуальной проблемой современного школьного образования. Необходимо расширять кругозор учащихся, повышать уровень их культурного образования, развивать языковые и коммуникативные навыки и умения.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения, при их грамотном использовании позволяют сделать образовательный процесс интересным и взаимообогащающим сотрудничество учителя и ученика.


© 2010-2022