- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Сборник упражнений Синтаксис простого предложения
Сборник упражнений Синтаксис простого предложения
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ершова Е.В. |
Дата | 21.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
| Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Ямальский многопрофильный колледж» |
СЕРИЯ
«Для студентов педагогических специальностей»
СБОРНИК УПРАЖНЕНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
СИНТАКСИС ПРОСТОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
дисциплина РУССКИЙ ЯЗЫК
цикл дисциплин ОБЩЕПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ
направление подготовки 050000 «ОБРАЗОВАНИЕ И ПЕДАГОГИКА»
специальность 050141 «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
УТВЕРЖДЕНО
на заседании
Редакционного совета
протокол №____
от ___ _______ 2015 г.
Сборник упражнений по русскому языку содержит материал по построению и пунктуации простых предложений разных видов и предназначен для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 050141«Физическая культура». Сборник может быть использован в работе преподавателями при объяснении или обобщении учебного материала.
Составитель:
Елена Владимировна Ершова - преподаватель высшей квалификационной категории
СОДЕРЖАНИЕ
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
тема 1. главные члены предложения……………………..
4
подлежащее……………………………………………………
4
сказуемое………………………………………………………
5
тире между подлежащим и сказуемым…………………..
7
ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
тема 2. предложения с однородными членами…………
8
знаки препинания при однородных членах……………..
9
предложения с однородными и неоднородными определениями………………………………………………..
10
знаки препинания при обобщающих словах при однородных членах………………………………………….
14
тема 3. предложения с обособленными членами………
16
знаки препинания при обособленных определениях….
17
знаки препинания при обособленных приложениях…..
19
знаки препинания при обособленных обстоятельствах……………………………………………...
21
знаки препинания при уточняющих обособленных членах предложения и дополнениях……………………..
22
тема 4. слова, грамматически не связанные с предложением………………………………………………….
23
знаки препинания при обращениях……………………….
23
знаки препинания при вводных конструкциях…………
24
литература……………………………………………………..
25
ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
Предложение:
- выражает законченную мысль (сообщение, вопрос, побуждение);
- имеет грамматическую основу (подлежащее и сказуемое);
- интонационно закончено.
Тема 1.
ГЛАВНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные члены предложения - подлежащее и сказуемое. Они составляют грамматическую основу предложения. Умение правильно и быстро выделять грамматическую основу необходимо для грамотной расстановки знаков препинания в простом и сложном предложениях.
ПОДЛЕЖАЩЕЕ
Подлежащее - главный член предложения, который обозначает предмет речи и отвечает на вопросы именительного падежа: КТО? ЧТО?
УПРАЖНЕНИЕ 1. Укажите, какими частями речи выражены подлежащие.
сущ.
Лесной запах усиливается (Т.).
-
Мы сегодня же уедем (Л.).
-
Ближние уехали домой, а дальние собрались к ужину (Л. Т.).
-
Семеро одного не ждут (погов.).
-
Далече грянуло «ура» (П.).
-
Жить - родине служить (поел.).
-
Мы с братом отправились на рыбалку.
-
-
Однажды человек десять наших офицеров обедали у Сильвио (П.).
-
Дед с матерью шли впереди всех (М. Г.).
-
Несколько повозок въехали во двор.
УПРАЖНЕНИЕ 2. Подчеркните подлежащие. Укажите, как и в предыдущем задании, какой частью речи они выражены.
-
За мной неслись четыре казака (Л.).
-
Со мной происходит нечто странное (Ч.).
-
С тех пор уже никто не заговаривал с Татьяной (Т.).
-
Несколько дам скорыми шагами ходили взад и вперед по площадке (Л.).
-
Написать его биографию было бы делом его друзей (П.).
-
Брат с сестрой шли впереди родителей.
-
Подойти к директору было страшно.
-
Желающие попасть на спектакль томились у касс.
-
По лесу разносилось «ау».
-
Четыре делится на два.
-
Наше сегодня интересно.
СКАЗУЕМОЕ
Сказуемое - главный член предложения; обозначает то, что говорится о подлежащем, и отвечает на вопросы: ЧТО ДЕЛАЕТ ПРЕДМЕТ? ЧТО С НИМ ДЕЛАЕТСЯ? КАКОВОН? КТО ОН ТАКОЙ? ЧТО ОН ТАКОЕ?
УПРАЖНЕНИЕ 3. Укажите, какими частями речи выражены сказуемые.
гл. гл.
Танцующие теснились и толкали друг друга (Купр.).
-
Николай бил баклуши целую четверть.
-
Лакей Петрушка стал устраиваться в маленькой передней (Г.).
-
Тамань - самый скверный городишко из всех приморских городов России (Л.).
-
Миша начал работать над докладом в библиотеке.
-
На улице мороз трескучий.
-
Малыш забавен и неуклюж.
-
Грузы упакованы и отправлены своевременно.
-
Дважды два - четыре.
УПРАЖНЕНИЕ 4. Подчеркните сказуемые. Укажите, как и в предыдущем задании, какой частью речи они выражены.
-
Летний дождик - одно только удовольствие (Пришв.).
-
Лизавета Ивановна была пренесчастное создание (П.).
-
Она в семье своей родной казалась девочкой чужой (П.).
-
Жить - народу служить.
-
Июньская ночь коротка.
-
От горячих лучей солнца стал плавиться снег (Пришв.).
-
На улице было пасмурно, смеркалось.
-
Весь день моросило, к вечеру дождь усилился.
-
Небо хмурое, неприветливое, и ничто не предвещало солнечной погоды.
-
Дважды три - шесть.
-
Роман увлекательный, интересный, и все прочитавшие его были довольны.
-
Русский язык - это и личность, и весь народ, и вся его культура, все наше наследие, достояние (Бел.).
ГРАММАТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МОЖЕТ СОСТОЯТЬ ИЗ ОДНОГО ГЛАВНОГО ЧЛЕНА.
гл.
В глазах у меня потемнело (Л.).
гл.
Люблю грозу в начале мая (Тютч.).
сущ.
Ночь.
УПРАЖНЕНИЕ 5. Подчеркните грамматическую основу предложения. Укажите, какими частями речи она выражена.
-
В одно тихое утро в больницу принесли письмо (Ч.).
-
Уж сильно завечерело (М. Г.).
-
Цыплят по осени считают (погов.).
-
Позвонили, и я пошел открывать дверь.
-
Жаркий день, и нам хочется поскорее уехать на море.
-
Вечерело, солнце скрылось за лесом.
-
Из одной муки хлеба не испечешь.
-
Шепот, робкое дыханье, трели соловья... (Фет)
-
По секрету тебе скажу: не люблю я одиночества (Сим.).
-
Не спится, няня: здесь так душно! (77.)
-
С такой сильной головной болью не заснуть.
-
Вероятно, он не будет хорошим поэтом.
ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.
Тире ставится
Тире не ставится
[сущ. - сущ.]
[числ. - числ.]
[сущ. - числ.]
[инф. - инф.]
[сущ. - инф.]
[ - это ]
При отсутствии глагола-связки (т.е. при нулевой связке)
Чтение - лучшее учение.
Пятью четыре - двадцать.
Высота нашего дома - шесть метров.
Жить - родине служить.
Превосходная должность - быть на земле человеком! (М.Г.)
Язык - это история народа.
Бедность не порок.
Двор как сад.
Она врач.
НО!
Она - врач.
Если на местоимение падает логическое ударение.
НЕ
КАК, ТОЧНО, КАК БУДТО
[л.мест. + сущ.]
УПРАЖНЕНИЕ 6. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте, где нужно, тире. Объясните свой выбор.
[сущ. - сущ.], а [сущ. - сущ.]
Ученье - свет, а неученье - тьма.
-
Плохой товарищ не подмога.
-
Сердце не камень.
-
Назначение искусства помогать людям полюбить жизнь (Л. Т.).
-
И неподкупный голос мой был эхо русского народа (П.).
-
Точность и краткость вот первые достоинства прозы (77.).
-
Друга любить себя не щадить.
-
Земля как будто глобус.
-
Счастье умов благородных видеть довольство вокруг (Н.),
-
Дома города точно груды грязного снега. Земля под ними черная голая. Деревья садов как бугры (М. Г.).
-
Он скептик и материалист (Л.).
-
Жизнь прожить не поле перейти.
Тема 2.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
Однородные члены:
- отвечают на один вопрос;
- относятся к одному члену предложения;
- являются одни и тем же членом предложения.
х
Я царство мое убираю в алмазы, жемчуг, серебро (Н.).
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
Запятая при однородных членах
Запятая ставится
Запятая не ставится
-
При бессоюзной связи.
[O, O, O]
Но голый уже лес гудел туго, сурово, по-зимнему (Бун.).
-
Перед противительными союзами а, но, да (= «но»), зато.
[O, но O]
Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора (Тютч.).
-
Перед второй частью двойных союзов.
[не только O, но и O]
[как O, так и O]
Эта история не так интересна, как поучительна.
-
Перед повторяющимися союзами.
[и O, и O]
И туман, и непогоду осень поздняя несет (П.).
[O, и O, и O]
Еще я высыпал на стол много белых грибов, и красных, и черных (Пришв.).
-
Перед союзами и, да ( = «и»), или, либо, если они употреблены один раз.
[O, O и O]
Осенней свежестью, листвою и туманом благоухает сад (Бун.)
-
Перед союзом, который объединяет однородные члены в пары.
[O и O, O и O, O и O]
Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой (П.).
-
Внутри цельных выражений с повторяющимися союзом и или ни.
Он стоял ни жив ни мертв.
УПРАЖНЕНИЕ 7. Объясните знаки препинания при однородных членах. Подчеркните их. Составьте схему.
[O, O, O]
Иди в огонь за честь отчизны, за убежденье, за любовь (Н.).
-
Меня отпускали с Евсеичем на реку всякий день или поутру, или вечером (Акс.).
-
Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах (Кор.).
-
Слышны смех, и говор, и плесканье купающихся (Л. Т.).
-
Андрий стоял ни жив ни мертв, не имея духа взглянуть в лицо отцу (Г.).
-
На луга ложится не то туман, не то синеватый дымок с лесных гарей (Поуст.).
-
Хохлатые курицы ищут в сене мошек да букашек (Т.).
-
Он сохранил и блеск лазурных глаз, и звонкий детский смех, и речь живую, и веру гордую в людей (Л.).
-
На рассвете в долинах теплом и черемухой веет (Бун.).
-
Вдали от света и искусства, вдали от солнца и природы, вдали от жизни и любви мелькнут твои младые годы (Тютч.).
-
Начал он свою карьеру мелким, необеспеченным чиновником (Дост.).
-
На другой день поутру никому о случившемся не говорил, просидел целый день дома и с лихорадочным нетерпением дожидался вечера (Л.).
-
Стрельцы признавали вину лишь в вооруженном бунте, но не в замыслах (А. Н. Т.).
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ И НЕОДНОРОДНЫМИ ОПРЕДЕЛЕНИЯМИ
Особое внимание обратите на определения, которые могут относится к одному и тому же члену предложения, но быть как однородными, так и неоднородными.
Однородные определения
Неоднородные определения
Обозначают признаки, которые создают единое впечатление о предмете или группе предметов. Между ними можно вставить союз И, и они произносятся с перечислительной интонацией.
Запятая между ними ставится.
На дворе стояла совершенно черная, непроницаемая ночь (Купр.).
Швейцар зажег свечу и обошел зеленые, оранжевые, серовато-голубые залы (Пауст.).
Как однородные сочетаются одиночные и распространенные определения.
В ста шагах от мельницы находился маленький, со всех сторон открытый навес (Т.).
Обозначают признаки, характеризующие определяемый предмет с разных сторон, поэтому между ними нельзя вставить союз И, и они произносятся без перечислительной интонации.
Запятая между ними не ставится.
х
Яркое зимнее солнце заглянуло в наши окна (Акс.).
Иван Николаевич начал плавать в пахнущей нефтью черной воде меж изломанных зигзагов береговых фонарей (Булг.).
УПРАЖНЕНИЕ 8. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните их расстановку.
[O, O и O]
На лугу росли ромашки, васильки и одуванчики.
-
На лугу росли ромашки и васильки одуванчики и незабудки.
-
На лугу росли и ромашки и васильки и незабудки.
-
На лугу росли ромашки и васильки и незабудки.
-
На лугу росли как ромашки так и васильки.
-
На лугу я собираю ромашки или васильки.
-
На лугу не осталось ни ромашек ни васильков.
-
На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась.
-
Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданьям и предсказаниям луны.
-
Пускай послужит он в армии да потянет лямку да понюхает пороху да будет солдат а не шаматон.
-
Волна и камень стихи и проза лед и пламень не столь различны меж собой.
-
Татьяна бедная не спит и в поле темное глядит.
-
Он по-французски совершенно мог изъясняться и писал легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно.
-
Секретарь повторил ему свое приглашение подписать свое полное и совершенное удовольствие или явное неудовольствие.
-
Речь молодого Дубровского его звучный голос и величественный вид произвели желаемое действие
-
Владимир отпер комоды и ящики и занялся разбором бумаг покойного.
-
Он рощи полюбил густые уединенье тишину и ночь и звезды и луну.
-
Увы, ни камни ожерелья ни сарафан ни перлов ряд ни песни лести и веселья ее души не веселят.
-
Он посматривал с подозрением то на хозяина то на вожатого.
УПРАЖНЕНИЕ 9. Объясните расстановку запятых.
[ х]
х
Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер (Пауст.).
-
Одинокая яркая звезда сверкала над лесами и отражалась в глубине озер (Пауст.).
-
Льется теплый, солнечный воздух, шумят воробьи на сирени возле дома (Бун.).
-
Утро было солнечное, безветренное, но не жаркое (Наг.).
-
Этот тихий, жалобный голосок пробудил и во мне мистическое предчувствие приближающегося страха (Купр.).
-
Стал накрапывать редкий, мелкий дождь (Ч.)
-
А ведь как хорошо, красиво это безукоризненно чистое и голубое небо, синяя беспредельная гладь моря, влажный береговой воздух (Гонч.).
-
Кругом всей поляны стояли густые высокие ели (Пришв.).
-
В длинной бледной руке дымилась папироса в длинном янтарном мундштуке (Бун.).
-
Дверь открыла маленькая, очень порочная на вид горничная на тонких качающихся каблучках (Бун.).
-
В сумерках прошумел за окнами короткий майский дождь (Бун.).
-
Вправо от меня всплывало из-за деревьев, неправильно и круглилось в синеве, медленно текло и менялось неизвестно откуда взявшееся большое белое облако (Бун.).
-
Посреди каких-то огромных кремнистых долин я сидел, отдыхал (Бун.).
УПРАЖНЕНИЕ 10. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните их расстановку.
[O, O, O]
х
Наступила дождливая, грязная, темная осень (Ч.).
[ х ]
х
Шел длинный товарный поезд (Ч.).
-
В вечерних сумерках показался большой одноэтажный дом с ржавой железной крышей и с темными окнами (Ч.).
-
Старый шелковый черный платок окутывал огромную шею Дикого Барина (Т.).
-
Подруга на станции купила новые иллюстрированные журналы и свежий мягкий хлеб.
-
После теплой ясной погоды наступило ненастье.
-
Первые тяжелые капли дождя упали на землю.
-
Дом высокий бревенчатый стоял на пригорке
-
Небольшой сухой еще кусок пляжа притягивал отдыхающих.
-
Сделанная вовремя домашняя работа по математике радовала мальчугана.
-
Красные голубые и желтые цветы пестрели на лугу.
-
Старинные висячие стенные часы пробили полночь.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОБЩАЮЩИХ СЛОВАХ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ
При однородных членах могут быть обобщающие слова, которые являются теми же членами предложения, что и однородные.
Обобщающие слова могут стоять перед однородными членами или после них.
[ ʘ: O, O, O]
Черкес на корни вековые, на ветви вешает кругом свои доспехи боевые: щит, бурку, панцирь и шелом, колчан и лук. (П.).
[O, O, O и O - ʘ]
В траве, в кустах кизила и дикого шиповника, в виноградниках и на деревьях - повсюду заливались цикады (Купр.).
[ʘ: O и O … - ]
Всюду: вверху и внизу - пели жаворонки (Ч.).
[ʘ, как-то: O, O, O, O, O]
Гости говорили о многих приятных и полезных вещах, как-то: о природе, о собаках, о пшенице, о чепчиках, о жеребцах (Г.).
УПРАЖНЕНИЕ 11. Объясните расстановку знаков препинания. Укажите схемы.
Все в тающей дымке: холмы, перелески (Рыленков).
Ни столба, ни стога, ни забора - ничего не видно (,Л.).
Только нам троим: отцу, мне и Евсеичу - не было грустно смотреть на серое небо (Акс.).
Тоски бессонных ночей, сладких и горьких слез - ничего не испытал он (Гонч.).
Все было прекрасно: и зелень, и фонари,
и предстоящее свидание, и вкус папиросы, которую ухитрился закурить на лету (Буле.).
Северная зима, ковры снега, треск огня в печах и свет зимней ночи - все это располагает к сказке (Пауст.).
Все эти птицы: утки всех пород и лебеди - почти не боятся человека (Пришв.).
Все вокруг хаты: подсолнухи, акации и сухая трава - было покрыто шершавой пылью (Пауст.).
Солнце светит всем одинаково: и человеку, и зверю, и дереву (Пришв.).
Вокруг не было видно ни души: ни человека, ни лошади, ни птицы, ни машины (Пауст.).
Мне казалось, что все это: и певучие крики разносчиков, и заводские гудки, и торопливые свистки паровозов на ветке - имеет какое-то отношение к моему приезду (Кор.).
Был там липовый парк, и леса, и вековое безмятежное спокойствие (Пауст.).
УПРАЖНЕНИЕ 12. Перепишите, расставляя знаки препинания. Объясните их расстановку.
[ʘ: O и O, O и O]
На столе лежали разные вещи: книги и тетради, карандаши и ручки.
-
На столе лежали книги тетради карандаши ручки.
-
Книги и тетради и ручки разные вещи лежали на столе.
-
Разные вещи и книги и тетради и карандаши лежали на столе.
-
Разные вещи например книги тетради и карандаши лежали на столе.
-
Все кругом переменилось и дома и люди.
-
В саду в доме всюду стояла тишина.
-
Розы гладиолусы пионы словом разные цветы росли в саду.
-
За дождем не было видно ни моря ни неба ни дороги.
-
Всюду на улицах во дворах в домах гремела музыка, раздавался смех.
-
Не прошу ничего ни жалости ни любви.
-
Подруги Лена Катя и Юля спешили в театр.
-
Ничего он не чувствовал ни рук ни ног.
-
Дети родители учителя словом все смешались в зале.
-
Сумерки шепот деревьев шорохи в траве все это настраивало на таинственный лад.
-
Только нам двоим мне и подруге понравился спектакль.
Тема 3.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
Обособленные члены предложения -
это члены предложения (определения, приложения, обстоятельства, дополнения и уточняющие слова), которые выделяются по смыслу и интонационно, а на письме - знаками препинания.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ОПРЕДЕЛЕНИЯХ
Обособляются
Не обособляются
-
Распространенные согласованные определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми от них словами и стоящие после определяемого слова.
Х. │ │, …
х
Дорога, │ведущая к реке│, …
-
Распространенные и одиночные согласованные определения, относящиеся к личному местоимению, независимо от их местоположения.
│ │, Х (личн. мест.)
х
│Идущие по дороге│, они ….
х
│Усталый│, он …
-
Два или несколько одиночных определений, стоящих после определяемого слова, в особенности если перед ним есть уже другое определение.
Х.│ и │, ….
х
Молодой человек, умный и обаятельный, …
Х. │ и │, …
х
Путники, радостные и довольные, …
-
Одиночные и распространенные согласованные определения, стоящие перед определяемым словом, если они имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное или временное).
│причина│, Х.
х
Выросшая в тундре, девочка долго не могла привыкнуть к городской жизни.
-
Распространенные согласованные определения, выраженные причастиями и прилагательными с зависимыми от них словами и стоящие перед определяемым словом (не имеющие добавочного обстоятельственного значения).
│ │Х…
х
│Ведущая к реке│дорога…
-
Распространенные и нераспространенные согласованные определения, выраженные причастиями и прилагательными с зависимыми словами, стоящие после определяемого слова, если они входят в состав сказуемого.
Я сидел погруженный в глубокую задумчивость (П.).
УПРАЖНЕНИЕ 13. Объясните расстановку запятых, составьте схему.
Х, │ │, …
х
Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых грез нетерпеливо ждет (А. К. Т.).
-
Небо, полное грозою, все в зарницах трепетало (Тютч.)
-
Тайга стояла безмолвная и полная тайны (Кор.).
-
Была самая ранняя весна, сухая и серая (Пауст.).
-
Облитые ослепительным солнечным блеском, воды сверкают, как расплавленное серебро (Гонч.).
-
С грохотом сыпался на палубы кораблей слежавшийся на реях снег (Пауст.).
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПРИЛОЖЕНИЯХ
Обратите внимание на обособление приложений, то есть определений, которые выражены существительными, согласованными с определяемым слово в падежах.
Обособляются
Не обособляются
каккПриложения, которые относятся к личному местоимению.
х
Человек дела, он всегда дорожил временем.
-
Распространенные приложения, стоящие после определяемого слова.
х
Отец Куприна, обнищавший дворянин, был мелким уездным письмоводителем (Пауст.).
-
Приложения с союзом как, если имеют оттенок причинности.
Илюше иногда, резвому мальчику, так и хочется броситься и переделать все самому (Гонч.).
-
Приложения с союзом как, если имеют значение «в качестве».
х
Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених (П.).
УПРАЖНЕНИЕ 14. Объясните расстановку знаков препинания.
Х, │ │, …
х
Отец мой, Андрей Петрович Гринев, в молодости служил при графе Минине (П.).
-
Настя, ее дочь и единственный родной человек, жила В Ленинграде (Пауст.).
-
Старик Авдей Забота, зажиточный мужик, собирался в город (Бун.).
-
Деду, как старшему штурманскому капитану, предстояло наблюдать за курсом корабля (Гонч.).
-
Прежде всего Коля занялся изучением лесов как заграждений против пыли (Пауст.).
-
Ее, как южанку, страшно пугали полярные холода Якутской области (Кор.).
УПРАЖНЕНИЕ 15. Вставьте пропущенные знаки препинания. Объясните их расстановку.
,│ │Х
х
В небе висела далекая, только что родившаяся луна.
-
Маленькое грозовое облако превратилось в зловещую тучу похожую на наковальню.
-
Зеленоватый сумрачный воздух наполнены ы солнечным дымом и желтыми отсветами скал струился над ним.
-
В небе затянутом дымом солнце висело, как багровый паук на плотной седой паутине.
-
Ночная бабочка похожая на комок серого шелка-сырца садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль
-
Синие тени деревьев придавали игре красок рассыпанных по земле необыкновенное разнообразие.
(К. Паустовский)
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБОСОБЛЕННЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ
Обособляются
Не обособляются
-
Обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами, независимо от их местоположения.
… ,│ │, …
Гребцы бросили весла и, поставив парус, сами сели на дно шлюпки (Гонч.)
… , , …
Наташа, притихнув, выглядывала из своей засады (А. Н. Т.).
-
Обстоятельства, выраженные существительными с производными предлогами (несмотря на, невзирая на, благодаря, согласно, ввиду и др.).
│Благодаря …│, …
Благодаря отцу, я и сестры знаем французский, немецкий и английский языки (Ч.).
│Несмотря на …│, …
Несмотря на короткую остановку, кучера наши отпрягли лошадей (Гонч.).
-
Обстоятельства,, выраженные одиночными деепричастиями, близкие по функции к наречиям (нехотя, молча, не спеша, не глядя, стоя, лежа и др.).
Страшная туча надвигалась не спеша (Ч.).
-
Фразеологизмы, в составе которых есть деепричастия.
Вся команда чинит паруса не покладая рук (Пауст.).
УПРАЖНЕНИЕ 16. Объясните расстановку знаков препинания.
и
…,│ │и│ │ .
Они ушли, весело переговариваясь радостно кивая мне головами (Кор.).
-
Полощется, и трепещет, и хлопает парус, беспокойно отыскивая ветер (Купр.).
-
И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя (Гриб.).
-
Часы, шипя, двенадцать раз пробили в соседней зале, темной и пустой (Бун.).
-
Спят журавли обыкновенно стоя (Акс.).
-
Старушка, несмотря на полное отсутствие у меня каких бы то ни было вещей, охотно сдала мне комнату (Пауст.).
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ УТОЧНЯЮЩИХ ОБОСОБЛЕННЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯХ
Уточняющие обособленные члены предложения служат для конкретизации других членов предложения, чаще всего обстоятельств места и времени. Обратите внимание, что уточняющий член обязательно отвечает на тот же вопрос, что и член предложения, который он уточняет.
К уточняющему члену предложения можно поставить дополнительные вопросы: где именно? когда именно? и др.
В качестве уточняющих часто употребляются дополнения с предлогами: кроме, помимо, сверх, включая, наряду, вместо и др.
УПРАЖНЕНИЕ 17. Подчеркните обособленные уточняющие члены предложения, дополнения.
Вдруг на повороте реки, впереди, под темными горами, мелькнул огонек (Кор.).
-
На той стороне, за рекой, запевал соловей (Кор.).
-
В степи, недалеко от старого липового парка, поблескивает в отлогой балке маленькая река Каменка (Пауст,.).
-
Далеко впереди, в темной низменности, рассыпаны красные и белые огни, стоит розовое зарево города (Бун.).
-
Зелень, то есть деревья, за исключением мелких кустов только и видна вблизи ферм (Гонч.).
-
Вдали, ближе к роще, глухо стучали топоры (Т.).
-
Никто, кроме солнца и голубого неба, не глядит в него (Г.).
Тема 4.
СЛОВА, ГРАММАТИЧЕСКИ НЕ СВЯЗАННЫЕ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ
-
Слова, грамматически не связанные с предложением (обращение, вводные слова, междометия):
-
не являются членами предложения, поэтому к ним нельзя задать вопрос;
-
в речи выделяются интонацией;
-
на письме выделяются знаками препинания.
-
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОБРАЩЕНИЯХ
Обращение - это слово (или сочетание слов), которое называет того, к кому обращаются с речью.
[… , O !]
O
Приветствую тебя, Кавказ седой!
[… , O , …]
O
Тебе, Кавказ, суровый царь земли, я посвящая снова стих небрежный.
[O! …]
O
Старик! Я слышал много раз, что ты меня от смерти спас.
М. Лермонтов
УПРАЖНЕНИЕ 18. Вставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните обращения. Составьте схемы.
[… , O , …]
O
Торжествуйте, друзья мои, торопитесь…вам недолго осталось торжествовать!
-
Я остановился, взявшись за ручку двери, и сказал: Простите меня княжна!
-
- Не правда ли мсье Печорин что серая шинель гораздо больше идет к мсье Грушницкому?..
-
- А вы Максим Максимыч разве не едете?
-
- Ты бредишь слепой - сказала она, - я ничего не вижу.
-
- Я не заслужил ваших упреков Максим Максимыч.
-
- Мой друг со мною было то же самое.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ВВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ
(вводные слова, словосочетания, предложения)
Основные значения вводных конструкций:
-
выражение отношения говорящего к высказываемому (к счастью к несчастью к сожалению и др.);
-
выражение различной степени уверенности (бесспорно, вероятно, кажется и др.);
-
указание источника информации (по словам, по мнению, по сообщению и др.);
-
определение последовательности явлений, мыслей, а также связь между ними (во-первых, во-вторых, наконец, значит, итак и др.).
Вводные конструкции всегда выделяются запятыми, скобками или тире.
УПРАЖНЕНИЕ 19. Подчеркните вводные конструкции.
-
Он остановился, наконец, и покачал головой.
-
Иностранное происхождение Инсарова (он был болгар родом) еще яснее сказывалось в его наружности.
-
Наконец пришел хозяин.
-
Когда ему минуло двадцать лет (это было в начале сорок восьмого года), он пожелал вернуться на родину.
-
По-моему, он недурен.
-
Однако господин Инсаров вам ничего об этом не говорил.
-
Инсаров действительно произвел на Елену меньшее впечатление, чем она ожидала.
-
Впрочем, может быть, в наши времена требуется герой другого калибра.
-
Значит, по-вашему, ему легко.
-
Смотри, однако, Вера, будь осторожна.
-
Аннушка молча покинула свою засаду, тихо обошла кругом - ее детские ножки едва шумели по густой траве - и вышла из чащи подле самого старика.
-
Итак, мы, как я вам уже сказал, ходили с Колосовым к Ивану Семеновичу довольно часто.
!
Обратите внимание, что в зависимости от контекста одни
и те же слова могут быть вводными (т. е. не являться членами предложения и, соответственно, обособляться) и не вводными (т. е. являться членами предложения и не обособляться).
Действительно, с батареи открывался вид почти всего расположения русских войск (Л. Т.).
Сравните роль в этом предложении вводного слова действительно с ролью обстоятельства образа действия действительно в 7-м предложении задания 19.
!
Запомните условия, при которых слова ОДНАКО и НАКОНЕЦ бывают вводными и не вводными, так как эти слова часто употребляются.
Слово однако, стоящее в начале предложения, не является вводным, близко по значению союзам но, зато и запятыми не выделяется. Если оно стоит в середине или в конце предложения, то является вводным и, соответственно, выделяется запятыми (см 6-е и 10-е предложения задания 19).
Слово наконец является вводным, если указывает на связь мыслей, порядок их изложения (в значении «и еще») (см. 1-е предложение задания 19). Если это слово дает оценку факта с точки зрения говорящего, оно также является вводным.
Да уходите же, наконец! (Ч.)
Слово наконец не является вводным, если используется в значении «под конец», «напоследок».
Наконец добрались на место (см. также 3-е предложение задания 19).
!
И еще один практический совет. Запомните частицы, которые никогда не являются вводными и запятыми не выделяются.
Ведь, вот, вдруг, вообще, будто, как будто, словно, именно, как раз, якобы, только, все-таки, едва ли, вряд ли, почти, даже и др.
УПРАЖНЕНИЕ 20. Вставьте пропущенные знаки препинания. Подчеркните вводные конструкции.
-
Вероятно я нахмурился, потому что жена сделала серьезное лицо.
-
В его золотых глазах говорит история рядом с замечательным умом светилась смесь лукавства и ловкости рыси с кровожадностью голодного барса.
-
Казалось бы новые надежды и новые желания должны закопошиться в человеке, когда в природе все обновлено, молодо, свежо.
-
По-видимому он остался очень доволен вознаграждением.
-
Наконец отворилась из гостиной дверь.
-
Если он говорит об умных вещах, то значит считает нас умными.
-
В сущности он очень порядочный человек.
-
Он сам едва не стал артистом и наверное стал бы им, если бы не помешал ему один смешной пустяк.
-
Действительно жизнь моя была в руках этого человека с сизым носом.
-
10 А главное он позволял себе говорить то, о чем следовало бы молчать...
-
Стало наконец темно до того, что Грохольский перестал читать газеты, а Лиза все смотрела и смотрела.
-
И Маруся простите ей читатель вспомнила тургеневского Рудина и принялась толковать о нем Егорушке.
(А. Чехов)
ЛИТЕРАТУРА
-
Розенталь Д. Э. Современный русский язык/ Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. - 11-е изд. - М.: Айрис-пресс, 2010. - 448 с.
-
Розенталь Д. Э. Русский язык. 10-11 кл.: Учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений/ Д. Э. Розенталь. - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2006. - 384.
-
Сорокина Н. Г., Юрьева М. Г. Синтаксис и пунктуация - 1. Простое предложение: Учеб. Пособие/ Художник А. В. Смирнов. - М.: Изд-во гимназии «Открытый мир», 1995. - 64 с.