Урок ОНЗ в 8 классе Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С. Брусилова «Сирень на веранде»

Цели урока: ·                     Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине, помочь понять общее настроение картины, услышать звуки сиреневого сада; ·                     стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка. ·                     развивать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы; ·                     активизироват...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок ОНЗ в 8 классе

Развитие речи. Подготовка к сочинению по картине С.Брусилова «Сирень на веранде».

Цели урока:

  • Подготовить учащихся к написанию сочинения по картине, помочь понять общее настроение картины, услышать звуки сиреневого сада;

  • стимулировать творческое воображение учащихся, научить их создавать самостоятельное речевое произведение, используя образно-выразительные средства русского языка.

  • развивать умение анализировать картину как произведение искусства в единстве содержания и формы;

  • активизировать лексику учащихся, связанную с описанием натюрморта;

  • воспитывать любовь к природе, интерес к живописи.

Культуроведческий фон урока (оборудование):

Репродукции картин С.А. Брусилова «Сирень», « Сирень у ночного окна», «На солнечной веранде», «Сирень на веранде»;

фотографии сирени, стихи Вс. Рождественского, А. Блока, С.Я. Маршака и других поэтов о сирени;

легенды разных народов о сирени;

пьеса С.Рахманинова «Сирень».

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Формулирование темы, целей урока. Мотивация.

- Предположите, чему будет посвящена тема урока?

- Исходя из темы урока, какие поставим цели?

1. Что должны узнать?

2. Чему научиться?

3. Для чего нам это необходимо?

Природа ждет лучей обетованных:
Цветы поднимут влажный лик,
И вновь в моих садах благоуханных
Раздастся птичий крик... Презентация. (1слайд)
(А.Блок)

Героиней нашего урока будет сирень. (2 слайд)

3. Работа над темой урока.

Рассказ учащегося о художнике. (Слайд 3)

  • Родился 6 января 1976 года в Москве.

  • С 1987 по 1994 год учился в Московском Академическом Художественном Лицее при МГАХИ им. В. И. Сурикова. Закончил Лицей с золотой медалью.

  • С 1994 по 2000 год учился в Московском Государственном Академическом Институте им. В. И. Сурикова на факультете живописи в мастерской профессора Забелина В. Н. За время учёбы в институте С. Брусилов был награждён первой премией на конкурсе рисунка проводимым МГАХИ им. В.И. Сурикова. Рисунки художника вошли в альбом «Лучшие рисунки студентов МГАХИ им. В. И. Сурикова» В 1997 году проходил стажировку в Академии Художеств г.Карлсруэ, Германия. В 2000 году закончил МГАХИ им. Сурикова с красным дипломом. За серию дипломных работ «Русский Север» удостоен похвалы совета.

  • С 2001 года по 2006 год работал в Российской Академии художеств. Творческая мастерская живописи академиков А.П. и С.П. Ткачевых.

  • С 2000 года Станислав Брусилов является членом Московского Союза Художников.

  • В 2002 году награжден дипломом Российского Союза художников.

  • В 2005 году награждён медалью Российского Союза Художников.

  • В 2006 году художник был награждён Серебряной Медалью Российской Академии Художеств за вклад в изобразительное искусство России.

  • В 2008 году награждён дипломом фонда "Культурное достояние".

  • В 2010 году за проведение выставки "Времена года" в здании Управления Делами Президента РФ, Совета Федерации РФ и Государственной Думе ФС РФ получил благодарственное письмо от В.В. Семикина, заместителя директора Дирекции по эксплуатации зданий Совета Федерации.

  • В 2013 году награждён благодарственным письмом от Академии Управления МВД России за вклад в духовно-нравственное и эстетическое воспитание личного состава Академии.

  • В 2013 году избран членом-корреспондентом Академии Народного Искусства.

  • В 2013 году награждён золотой медалью «Талант и призвание» Международного Альянса "Миротворец"

  • Станислав Брусилов дважды удостаивался стипендии Президента Российской Федерации и множества премий на всероссийских конкурсах рисунка и живописи.

  • Работы С. А. Брусилова находятся в Самарском художественном музее, музее Московского Союза Художников, коллекциях банка «Citybank» Москвы и Лондона, банка «Bank of Hawaii», Академии РАМН, Академии Сеченова, Московской Патриархии, в коллекции компании «Сургутнефтегаз», в Московской Городской Думе, в Академии Управления Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, в "Музее Мира" Международного Альянса "Миротворец", в музеях, галереях и частных коллекциях в России и более двадцати странах мира.

  • В активе художника более 80 Российских и зарубежных выставок 30 из которых персональные.

Работы художника опубликованы в альбомах «Пейзаж. Русская живопись. Большая коллекция», «Портрет. Русская живопись. Большая коллекция», альбоме «1000 русских художников» издательства «Белый Город», каталогах выставок Государственной Третьяковской Галереи, а также в других альбомах, каталогах и изданиях.

Теоретическая страничка живописи

Беседа:

Какие понятия характерны для живописи?

Какие жанры живописи вам известны?

Каков жанр картины С.А. Брусилова?

Словарно - орфографическая работа. (4 слайд)

Натюрморт - от франц. "натюр" - природа + "морт" - мертвый. Буквально "мертвая природа".

Слово учителя: (5 слайд)

Станислав Брусилов - мастер натюрморта, художник - реалист. Вот, что говорит о себе сам художник: " ... Получив классическое академическое образование, я продолжаю и поддерживаю школу русской реалистической живописи, традиции Сурикова и Репина, Левитана и Шишкина, Крамского и Поленова. Много работаю и всегда пишу то, что меня искренне поражает. Не признаю в искусстве фальши и надуманности. Много путешествую, стараясь получать новые впечатления для творчества. Люблю свою страну, её культурное наследие и неповторимую русскую природу. Люблю свою профессию и семью. Делаю много выставок в России и за её пределами. Больше всего на выставках ценю общение со зрителем. Буду очень рад если какие-то из моих картин не оставят Вас равнодушными..." Я думаю, что его картины не могут никого оставить равнодушными.

Поэтическая и музыкальная странички

Прекрасная душистая сирень была воспета поэтами, художниками, но и композиторами. Любовь к белой сирени С. Рахманинов пронёс через всю свою жизнь. По его словам сирень была «царицей его души». Свою нежную любовь к этим цветам композитор передал в музыкальном образе сирени. Послушайте его пьесу «Сирень».

Учитель читает стихотворение А.Блока под звуки пьесы С.Рахманинова.

Запевающий сон, зацветающий цвет,

Исчезающий день, погасающий свет.

Открывая окно, увидал я сирень.

Это было весной - в улетающий день.

Раздышались цветы - и на тёмный карниз

Передвинулись тени ликующих риз.

Задыхалась тоска, занималась душа,

Распахнул я окно, трепеща и дрожа.

И не помню, откуда дохнула в лицо,

Запевая, сгорая, взошла на крыльцо.

Какая сирень предстала перед вами в этом музыкальном саду? (Учащиеся делятся своими впечатлениями).

Учащиеся, получившие индивидуальное д/з, читают стихи о сирени.

Мифологическая страничка

Слово учителя (6 слайд)

История растения древняя. Современные области произрастания дикой сирени - Балканы, Карпаты, Гималаи и Восточная Азия миллионы лет назад представляли собой единый монолит, разделившийся в результате мощных природных катаклизмов еще до появления человека. Тогда же и сирень разбрелась по свету.

Старинное русское название - рай-дерево. Восточное - лилак - возникло от древнеиндийского "нилас" - темно-синий. В русском языке цвет сирени - лиловый - производное восточного названия.

Еще сирень называли "персидской княжной" и "шемаханской царицей", ввиду того, что ее кусты издавна украшали сады восточных властителей. Оттуда она и перебралась в Европу.

Во второй половине XVI века растение привез в Вену из Стамбула посол австрийского императора при дворе султана. Сирень очень быстро завоевала популярность и спустя несколько лет перебралась в Англию, став украшением загородного замка королевы Елизаветы I Тюдор.

В России сирень всегда росла в старинных помещичьих усадьбах. Ее выращивали в садах и парках, высаживали возле особняков. Когда наступала весна, эти сады заливало море цветущей и благоухающей сирени. Это был неотъемлемый элемент жизни русских имений.

Почему живописцы сирени верны? Интересна история растения. У разных народов существуют легенды о сирени. 7 слайд.

Учащиеся, получившие индивидуальное д/з, рассказывают легенды о сирени.

По английской легенде белая сирень, неизвестная ранее на Британских островах, выросла на могиле девушки, скончавшейся от несчастной любви. С тех пор ветка сирени на островах - символ безответной срасти.

Сиреневые сады встречаются во многих городах мира. Кусты белой и лиловой сирени прекрасны ночью, когда кажется, что сама весна окунулась в их душистое море. Хороши они и на рассвете, когда пышные гроздья как бы вырастают из зари и тумана.

Существует скандинавская легенда о происхождении сирени. Скандинавы уверены, что сирень создали солнце и радуга. Богиня весны разбудила Солнце и его верную спутницу Ирис (радугу), смешала лучи солнца с пестрыми лучами радуги, начала щедро сыпать их на свежие борозды, на луга, ветви деревьев - и всюду появлялись цветы, а земля ликовала от этой благодати. Так они дошли до Скандинавии, но у радуги осталась только лиловая краска. Вскоре здесь оказалось столько сирени, что Солнце решило смешать краски на палитре Радуги и начало сеять белые лучи, так к лиловой сирени присоединилась белая.

А если верить древнегреческой легенде, то молодой Пан - бог лесов и лугов, повстречал однажды прекрасную речную нимфу Сирингу - нежную вестницу утренней зари и так залюбовался ее нежной грацией и красотой, что забыл о своих забавах. Решил Пан заговорить с Сирингой, но та испугалась и убежала. Пан побежал следом, желая ее успокоить, но нимфа неожиданно превратилась в благоухающий куст с нежными лиловыми цветами. Так имя Сиринги и дало название дереву - сирень.

На Балканах существует такая легенда о сирени. Как-то могущественное божество обрушило на род людской свой гнев, заставив литься дожди и дни, и ночи, не останавливаясь даже на миг. Переполнились реки и озёра, вышли из берегов, и начался страшный потоп, всё смывающий на своём пути.

Перепуганные люди бросились в горы, надеясь спастись на вершинах. Но вода поднималась всё выше и выше, самая высокая гора вот-вот скроется под водой. И тогда молодой и прекрасный пастух решил принести себя в жертву разгневанному богу. С мольбой о сострадании кинулся он в пучину. И сжалился бог, перестал литься дождь, вода спала, близкие юноши были спасены. Пощадил бог и его самого. А вся земля вокруг покрылась зарослями зелёных кустов, которые были унизаны душистыми кистями белого и лилового цвета. Это и была сирень.

Девушки использовала сирень для гаданий: считалось, что если найдешь пятилепестковый цветок сирени, значит, будешь счастливой. С особым вниманием молодые девушки всматривались в пахучие кисти сирени, отыскивая цветки, которые вместо обычных четырех лепестков имели пять, а иногда и более. Особенным обилием таких цветков отличается белая сирень, у лиловой они встречаются гораздо реже. Найдя такой цветок, счастливицы засушивали его и хранили в книгах, или же съедали на счастье. Этот обычай существовал и у нас! Но бывает так, что цветы сирени вместо четырех лепестков имеют всего три. Тогда, наоборот, цветы эти считали несчастьем, и всячески их избегали.

Промежуточный итог.

Что нового узнали о сирени?

С каким праздником связана сирень в нашем городе?

Чтение и анализ стихотворения Самуила Яковлевича Маршака «Счастье».
Как празднично сад расцветила сирень
Лилового, белого цвета.
Сегодня особый - сиреневый - день,
Начало цветущего лета.

За несколько дней разоделись кусты,
Недавно раскрывшие листья,
В большие и пышные гроздья-цветы,
В густые и влажные кисти.

И мы вспоминаем, с какой простотой,
С какою надеждой и страстью
Искали меж звездочек в грозди густой
Пятилепестковое "счастье".

С тех пор столько раз перед нами цвели
Кусты этой щедрой сирени.
И если мы счастья еще не нашли,
То, может быть, только от лени.

1Определите тему, новную мысль текста. К какому типу речи можно отнести этот текст? (Почему?)

2. Какие определения использует автор для описания цветов сире­ни? Выпишите их вместе с определяемыми словами. Есть ли среди них однородные определения? Покажите это на схемах.

3. Являются ли синонимами прилагательные лиловый, сиреневый? Что означает слово «пятилепестковое»? Как оно образовано?

4. В каком значении употребляется глагол расцветить? Уточните в толковом словаре.

5. Как вы думаете, почему в тексте выделено слово сиреневый? Что хотел подчеркнуть этим автор?

6. Продолжите ряд прилагательных: Сирень изумительная, чудес­ная, восхитительная,...

Работа над содержанием картины. (Слайд 8)

Рассмотрите репродукцию картины С. Брусилова «Сирень на веранде».

К какому жанру она относится?

Что в ней особенного? Обрати­те внимание на обилие цветов, изображённых художником.

Какого цве­та, каких оттенков эта сирень?

Тщательно ли выписывает художник ле­пестки, листочки, веточки сирени, мелкие детали? Все ли части одина­ково освещены?

Опишите фон, который избрал художник для изображе­ния цветов.

Какими прилагательными можно описать цветы и выразить своё отношение к изображённому?

Какое впечатление произвела на вас эта картина?

Самостоятельная работа.

  • Подберите прилагательные, обозначающие цвет, величину, запах, выражающие оценку.

  • Подберите и запишите синонимы к слову ароматная.

Бледно-розовая, красноватая, темно-красная, лиловая, белоснежная (сирень); голубоватый, серебристый (оттенок); тяжелые, крупные грозди; зелененькие с тоненькими прожилками листья; ароматная, влажная; чудесная, очаровательная, прекрасная, фиолетовые и лиловые оттенки, белоснежные грозди, чудесный букет, праздник природы, роскошные цветы.

(Зачитывают подобранные синонимы: душистая, пахучая, сиреневый аромат).

Слово учителя:

Ребята, вы подобрали замечательные синонимы, эпитеты. Красота природы не оставляет человека равнодушным. Под воздействием этого чувства создаются прекрасные, живописные произведения:

В хрустальной вазе словно замерла сирень,
На чашечках её - воды прозрачной брызги,
А за окном - в сиянье красок яркий день,
И кисти у сирени - над столом так низко.

Плывёт по комнате пьянящий аромат,
Даря всему блаженство и благоуханье,
И сам букет к себе приковывает взгляд,
Вокруг распространяя тихое сиянье.

Работа над составлением плана.

1. Слово о художнике.
2. Описание букета:

а) цвет и оттенки сирени;
б) грозди и листья;
в) крынка.

3. Моё впечатление от картины.

4. Итог урока.

С картиной какого художника мы работали?

К какому жанру относится полотно?

Что нужно помнить при описании картины?

С произведением какого композитора познакомились на уроке?

5. Рефлексия.

Что вам больше запомнилось на уроке?

Какие трудности испытали во время урока?

С каким настроением вы уходите?

6. Домашнее задание: подготовить черновики сочинений.












© 2010-2022