Урок русского языка в 5 классе. Тема

Создание личностного заинтересованного отношения к достижению цели урока. Задания по формулированию темы и цели урока создают установку на плодотворную работу, задаётся положительный эмоциональный настрой. Осознание учащимися темы и цели урока работа с планом  автоматически повышает активность учащихся, даёт возможность каждому быть субъектом и организатором учебного процесса.   Диалог, подводящий к теме, активизирует мыслительную деятельность учащихся. Опора на непроизвольное внимание стимулирует воображение и память. Развитие мыслительных операций сравнения, абстрагирования. Установление межпредметных связей (литература, живопись, ИЗО) способствуют познавательной мотивации. Словарная работа расширяет кругозор учащихся, формирует орфографическую зоркость. Беседа по вопросам способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, фронтальный опрос позволяет принять...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок русского языка в 5 классе по теме:

« Гласные О-Е после шипящих и Ц».

учителя русского языка и литературы Васильковой Ирины Владимировны.


Цель: обеспечить закрепление правил написания букв о-е после шипящих и ц после шипящих,разработать алгоритм написания.

Задачи

Образовательная


  • формировать умения и навыки написания слов с данной орфограммой (уметь находить, грамотно писать, обозначать графически),

Развивающая:

  • формирование познавательного интереса к предмету,

  • развитие умственных учебных действий (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, систематизации),

  • развитие действий контроля и самоконтроля,

  • развитие сенсорной сферы (восприятия, памяти, внимания),

  • развитие связной речи.

Воспитательная:

  • воспитание требовательности к себе, аккуратности, дисциплинированности,

  • воспитание товарищества, гуманности, доброты, ответственности перед коллективом,

  • воспитание бережного отношения к родному языку.


Деятельность учителя

Обоснование

I.Организационный момент, постановка цели.

Учитель приветствует учащихся, обращает внимание на внешний вид, организацию рабочих мест, отмечает отсутствующих.

1. Беседа с учащимися:

- Прочитайте внимательно тему урока.

- Она вам знакома?

- Определите тип сегодняшнего урока (изучение нового материала)

- Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать его цели. Помогут нам в этом опорные слова, записанные на доске (См. приложение № 1.):

1) познакомиться (с новым правилом),

2) научиться находить (в словах данную орфограмму, выделять ее графически),

3) отработать (грамотное написание слов с данной орфограммой на уровне словосочетаний, предложений, текста).

2. Предлагает записать число и тему урока в тетрадь.

Обращает внимание на план урока, записанный на доске.

- Переходим к плану урока (На столах у каждого).

- Для чего нужен план урока? Кто хочет прочитать стихотворение о нём? (См. приложение № 2.)

-Вывод: план поможет организовать нашу деятельность на уроке, сэкономить время и ничего не забыть.

Организация внимания, подготовка к активному восприятию новой темы, установка доброжелательной атмосферы в классе.

Создание личностного заинтересованного отношения к достижению цели урока.

Задания по формулированию темы и цели урока создают установку на плодотворную работу, задаётся положительный эмоциональный настрой.

Осознание учащимися темы и цели урока работа с планом автоматически повышает активность учащихся, даёт возможность каждому быть субъектом и организатором учебного процесса.

II. Актуализация знаний.





1.Учитель организует беседу:

-Первый пункт плана- "Словарная работа". Но для начала отгадайте загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает?

- Правильно, весной. После долгого зимнего сна просыпается природа. Чуть пригрело солнышко, и закапали сосульки, почернел снег, а на проталинах появились подснежники. Посмотрите, эти цветы вы видите на плакате. Значит, пришла Весна, пробудилась спящая красавица природа. Сегодня Весна заглянула и к нам на урок. Ее образ будет присутствовать в загадках, стихах, текстах, на репродукциях и рисунках; а также в словах и предложениях.

Обратите внимание на выставку рисунков. Какие приметы весны на них изображены? Да, Весна - время великих перемен в природе.

Обращает внимание на выставку репродукций картин о весне. Задаёт вопрос:

- Как называется изображение природы в живописи?

2. Словарная работа, задание:

1) Запишите слово «пейзаж» в тетрадь, выделите графически орфограмму.

2) Выполните морфемный разбор (ученик у доски).

3) Образуйте формы слова « пейзаж»; укажите падеж.

Задаёт вопрос:

- Чем формы одного и того же слова отличаются от однокоренных слов?

Вывод: Для успешного усвоения темы урока мы должны уметь грамотно выделять в слове корень и окончание.

3. Предлагает записать предложение в тетрадь: «Я любуюсь весенним пейзажем».

Организует беседу:

-Чем можно любоваться весной в природе?

-Рассмотрите слова, записанные на центральной части доски.

желтый

черный

шепот

пейзажем


- Какое правило вы вспомнили? Сформулируйте его.

Назовите слова-исключения: шов, крыжовник, капюшон, шорох, шомпол.

- Ребята, слово, пейзажем стоит в стороне. Почему?

- Можем ли мы объяснить правописание его окончания?

- Вывод: сегодня мы вернемся к разговору о шипящих звуках, но говорить будем о правописании не только , но и .

-Однако, мы забыли о букве ц; охарактеризуйте звук

[ц] - согласный, глухой, твердый, непарный.

Нестандартная форма вступления способствует возникновению познавательного интереса к предмету.

Диалог, подводящий к теме, активизирует мыслительную деятельность учащихся.

Опора на непроизвольное внимание стимулирует воображение и память.

Развитие мыслительных операций сравнения, абстрагирования.

Установление межпредметных связей (литература, живопись, ИЗО) способствуют познавательной мотивации.

Словарная работа расширяет кругозор учащихся, формирует орфографическую зоркость.

Беседа по вопросам способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, фронтальный опрос позволяет принять участие в беседе каждому, развивает речь учащихся, расширяет кругозор и коммуникативные умения и навыки.

Работа со словами на доске способствует созданию познавательного интереса к изучаемому материалу, позволяет проверить объем и качество знаний на данном этапе, уровень готовности к изучению новой темы.

III. Разъяснение нового материала.

Исследовательская работа в группах.

Учитель обращает внимание на план урока, предлагает прочитать название следующего этапа.

Говорит:

-Попробуйте отгадать ещё одну весеннюю загадку.

-В тексте загадки есть слово на новое правило. Посмотрим, сумеете ли вы его найти?

1.Предлагает прочитать инструкцию для работы в группах (См. приложение № 3.), отвечает на вопросы, оказывает дифференцированную помощь, даёт задание приступить к выполнению работы (5 минут).

2.Пишет на доске:

Деревце - И.п., 2 скл., ед.ч.

Лучом - Т.п., 2 скл., ед.ч.

Синицей - Т.п., 1 скл., ед.ч.

За рощей - Т.п., 1 скл., ед.ч.

Скворцов - Р.п., мн.ч.

3) По окончании работы в группах слушает вывод о правописании слов, сделанный учащимися, поправляет, оказывает дифференцированную помощь.

4) Даёт задание объяснить правописание слов, записанных на доске, сделать общий вывод о правописании окончаний у существительных:

(У существительных 1-2 склонения единственного числа в форме И.п., Т.п., а также у существительных Р.п. во множественном числе в окончании после шипящих и ц под ударением пишется о, без ударения е).

5) Предлагает сравнить полученный вывод с правилом в учебнике (читает ученик.)

6) Организует работу с наглядным материалом (См. приложение № 4).

- Перед вами плакат. Рассмотрите его внимательно. От чего зависит выбор букв о/е в окончании существительного? А в корне?

Формулировка правила без подсказки учебника.

Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности. Работа с планом урока организует учебный процесс.

Частично-поисковый и исследовательский характер деятельности активизирует мыслительные процессы, развивает орфографическую зоркость, способствует выработке учебных навыков.

Пошаговый контроль во время выполнения работы позволяет установить уровень глубины понимания учащимися учебного материала.

Воспитание трудолюбия, умения строить отношения с товарищами на основе сотрудничества.

Фронтальный опрос помогает принять участие в беседе каждому.

Развитие самостоятельной речи учащихся.

Развитие качеств мышления: гибкости, самостоятельности, критичности.

Выработка умений и навыков самостоятельной работы с книгой.

Опора на демонстрационную таблицу способствует созданию познавательного интереса, развитию мышления , памяти.

IV. Усвоение нового материала.

1) Просмотр видеофильма про март.

Работа со следующим пунктом плана.

Работа с теоретической тетрадью.

Задание: Опираясь на правило; составьте алгоритм его применения.

Алгоритм.

  1. Выделяю :

  2. Ставлю ударение.

  3. Если  ударное  пишу о.

  4. Если  безударное  пишу е

Организует беседу:

-Ребята, а кто нашел слово на изучаемую орфографию в тексте про сосульку? (под крышей).

- Объясните правописание слова "пейзажем".

Создание положительного настроя, снятие напряжённости на уроке.

Работа с теоретической тетрадью способствует развитию зрительной, слуховой, моторной памяти, организует первичное закрепление нового.

Составление алгоритма помогает развитию мыслительных операций обобщения, систематизации, создаёт познавательный интерес к предмету.

V. Выработка умений, навыков.

Тренировочные упражнения.

1) Выпишите из текста о сосульке словосочетания

Висит под крышей (Обозначьте главное слово, выделите орфограмму графически, докажите свой выбор, используя тип речи рассуждение).

2) Запишите еще несколько словосочетаний:

Бежать за лисицей, низкой тучей, снежных дворцов, быстрым грачом, накрытый плащом.

- От чего зависит выбор гласных о/е в окончании существительных?

- А где слова с орфограммой в корне? Объясните правописание.

- Составьте несколько словосочетаний о весне самостоятельно.

3) Работа с раздаточным материалом (См. приложение № 5):

  • Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы графически.

  • Проверка в парах (обозначение ошибок карандашом).

Предлагает тем, кто успешно справился с заданием, поставить на листочке знак -!, у кого была хотя бы одна ошибка- знак ?

Формулировка правила.

Перевод знаний и пассивного состояния в активное.

Организация осмысления, осознания нового материала.

Стимулирование самостоятельной познавательной деятельности.

Закрепление изучаемого материала в нестандартной ситуации. Формирование умения воспроизводить основные идеи нового, обосновывать свой выбор.

Работа в парах способствует формированию коммуникативных умений и навыков, помогает учащимся оценить свои знания , устранить пробелы в понимании темы.

VI.Физкультминутка.


Закрепление усвоенного материала.

Физкультминутка о весне:

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю.

Посевы поливаю.

Движения полна

Зовут меня Весна!

Обращает внимание на следующий пункт плана урока.

1). Переход к выполнению разноуровневых заданий (См. приложение № 6)

А) Чтение инструкции, знакомство с заданием.

Б) Открывает текст на доске, объясняет, почему прочтение его пока невозможно. Предлагает приступить к выполнению работы (5 минут). Проходит по рядам, оказывает дифференцированную помощь.

В) Приглашает ученика к доске, даёт задание вставить пропущенные буквы, исправить деформированный текст.

2) Проверка выполнения заданий всех уровней, беседа по вопросам:

- Объясните правописание слов.

- Прочитайте текст вслух, определите его стиль и тип речи, как вы его озаглавили?

- Оцените свой уровень знаний, поставьте ! или ?

3) Делает вывод, предлагает ещё раз сформулировать правило.

4) Обращает внимание на репродукции картин о весне, задаёт вопросы:

1. Какая иллюстрация более других соответствует нашему тексту?

2. Какие краски вы бы использовали для своего рисунка?

2).Предлагает поработать с тестовыми заданиями (приложение №7):

- Давайте проверим наши знания и выполним тест, он расположен на отдельных листках. Найдите их, подпишите, укажите № варианта (На выполнение работы 1 мин., исправления считаются за ошибку.)

1) Контроль осуществляется по доске.

2) Предлагает поднять руки тем, у кого оценка «5»!

3) Собирает тесты для проверки.

Предупреждение утомляемости, снятие эмоциональной напряжённости.

Активизация внимания, памяти.

Использование разноуровневых заданий способствует актуализации субъектного опыта учащихся, стимулирует учеников к осуществлению индивидуального выбора учебного задания, создаёт для учащихся ситуацию успеха.

Организация атмосферы заинтересованности каждого в работе класса, создание положительного настроя на работу у всех ребят.

Использование высоко художественных текстов способствует развитию воображения, чувства прекрасного.

Определение темы, идеи, стиля текста позволяет закрепить речеведческие понятия.

Осуществление оперативного контроля за уровнем прочности и осознанности усвоения нового материала.

Самоконтроль учащихся необходим для реальной оценки своих знаний.

VII. Подведение итогов урока , домашнее задание

Подводит итоги урока, выставляет оценки в журнал, поощряет активных учащихся похвалой, записывает домашнее задания.

Беседа:

Итак, наш урок заканчивается. Давайте подведем итоги.

1) Скажите, удалось ли нам достичь поставленных целей?

2) Что нового мы узнали?
3) Что вам больше всего запомнилось? Понравилось?

4) Что хотелось бы повторить? ( Возврат к плану урока).

Урок подошел к концу. Но Весна еще только начинается. Давайте послушаем стихотворение о весне (Читает ученик стихотворение А.Н.Плещеева "Весна)".

Мотивирование домашнего задания.

Формирование готовности к познавательной активности, самостоятельности при выполнении домашнего задания.

Создание атмосферы доброжелательности, уверенности в успешном выполнении домашнего задания всеми учащимися.

Воспитание аккуратности, добросовестности, умения радоваться успехам товарищей

Приложения к уроку.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1.

Опорные слова:

1). Познакомиться … ( с правилом),

2). Научиться находить в словах …(данную орфограмму, выделять её графически.)

3). Отработать …(грамотное написание слов с данной орфограммой на уровне словосочетаний, предложений, текста.)

ПРИЛОЖЕНИЕ №2.

Ни строительство дома,

Ни путь капитана

Не получится, если их строить без плана.

Будь, как строитель и как капитан,

Готовишься к делу - обдумывай план!

План урока:

  1. Словарная работа.

  2. Исследовательская работа в группах.

  3. Составление алгоритма.

  4. Тренировочные упражнения, разноуровневые задания.

  5. Тест на знание темы.

  6. Подведение итогов урока. Домашние задание.

ПРИЛОЖЕНИЕ №3.

Инструкция для работы в группах

  1. Прочитайте слово, поставьте ударение.

  2. Выделите окончание и основу слова, подчеркните букву, на которую основа заканчивается.

  3. Обратите внимание, какая гласная стоит в ударном и безударном окончании.

  4. Обозначьте склонение, падеж и число имен существительных.

  5. Сделайте вывод .

Группа №1 Группа №2 Группа №3 Группа №4 Группа №5

кольцо лучом пыльцой под крышей скворцов

деревце ландышем лисицей за рощей борцов

оконце за ежом гусеницей тучей огурцов

солнце с плащом синицей парчой горцев

Вывод: в окончаниях существительных после ____________ под ударением пишется________ без ударения _______.

ПРИЛОЖЕНИЕ №4.

Гласные О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Под ударением - О без ударения - Е

ЛУЧОМ ПТИЦЕЙ

ПРИЛОЖЕНИЕ №5

Задание:

  1. Внимательно прочитайте предложение.

  2. Вставьте пропущенные буквы, обоснуйте выбор.

  3. Обозначьте графически орфограммы в корне слова и в окончании.

    • Ласточку называют вестниц..й весны.

    • Первой из - под снега пробилась ж..сткая трава.

    • В весеннем лесу жизнь бьет ключ..ом.

    • Оделось деревц.. после долгой зимы в легкий ш..лковый наряд.

    • В густой чаще пахнет ландыш..м.

ПРИЛОЖЕНИЕ №6

Весна, совсем весна. По синему небу верениц..й бегут облака.. Солнце жарко печ..т. Под горячим луч..м пробудилась жизнь в лесу. Над берёзовой (роща) стоит неумолкаемый шум от карканья (грачи), от скрипучего свиста (скворцы.). На пригорках щ. .точкой пробивается трава, золотым огнём горят ж..лтые первоцветы. Торопятся за пыльц...й ранние бабочки и шмели. Деревц.. на полянке покрылось ш...лковыми листочками.

(По Г.Скребицкому).

Инструкция:

  • Если вы считаете что, не совсем усвоили тему урока, хотите еще потренироваться, то выбирайте задание первого уровня.

  • Если вы усвоили тему урока и стремитесь закрепить изученное, то выбирайте задание второго уровня.

  • Если вы хорошо усвоили тему урока, уверенно себя чувствуете и хотите проверить свои силы и возможности, то выбирайте задание третьего уровня.

  1. уровень.

Весна, совсем весна. По синему небу верениц..й бегут облака. Солнце жарко печ..т. Под горячим луч..м пробудилась жизнь в лесу.

Задание: 1) Прочитайте, озаглавьте текст. 2) Вставьте пропущенные буквы, обозначьте графически условия выбора изучаемой орфограммы.

2 уровень.

Над берёзовой (роща) стоит неумолкаемый шум от карканья (грачи), от скрипучего свиста (скворцы) .На пригорках щ..точкой пробивается первая трава, золотым огнём горят ж..лтые первоцветы.

Задание: 1) Прочитайте, озаглавьте текст, определите его стиль.2) Поставьте существительные, данные в скобках, в нужной форме, обозначьте изучаемую орфограмму. 3) Расставьте недостающие буквы, выделите орфограммы графически.

3 уровень.

Торопятся за пыльц..й ранние бабочки и шмели. Деревц.. на полянке покрылось шелковыми листочками.

Задание: 1) Прочитайте, озаглавьте текст, определите его стиль и тип речи. 2) Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы графически. 3) Допишите текст, используя опорные слова (1-2 предложения), обоснуйте выбор орфограммы.

Опорные слова: ручеёк, в лесу, теч,.т, последний, скоро, запахнет, из чащи, ландыш..м.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7.

Тест.

Е/Ё

О

1

борщ…м

2

ш…в

3

больниц…й

4

расч…ска

5

крыш…й

6

под плащ…м

7

скрипач…м

8

малыш…м

9

нож…м

10

с горчиц…й


© 2010-2022