- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Печерская Л.В. |
Дата | 01.01.2016 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели обучения
Курс русского языка в 6 классе направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
-
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Настоящая рабочая программа по русскому языку для 6 класса разработана на основании следующих документов:
- Приказа Министерства образования РФ «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5.03.2004 г. № 1089);
- Письма Минобрнауки РФ от 07.07.2005 № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»;
- Образовательной программы МАОУ СШ №51 г. Липецка на 2014-2015 учебный год;
- Положения о структуре, порядке разработки, рассмотрения и утверждения рабочих программ учебных предметов, курсов (принято на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 51 г. Липецка протокол от 30.08.2013 № 3, утверждено приказом по МБОУ СОШ №51 г. Липецка от 31.08.2013 № 232).
Рабочая программа составлена также на основе примерной авторской программы «Русский язык 5-9 классы» С.И.Львовой. - М.: Мнемозина, 2008г.
Выбор данной программы мотивирован тем, что она рекомендована Министерством образования РФ для общеобразовательных классов, соответствует стандарту на ступени основного общего образования по русскому языку, построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности, обеспечивает условия для реализации практической направленности курса, учитывает возрастную психологию обучающихся. Программа дает возможность повысить орфографическую и пунктуационную грамотность, расширить лингвистический кругозор, уделить должное внимание в формировании коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентности обучающихся. Программа реализует идею межпредметных связей при обучении русскому языку, что способствует развитию умения устанавливать логическую взаимосвязь между явлениями и закономерностями, которые изучаются в школе на уроках по разным предметам. Большое внимание уделено формированию навыков работы с различными видами лингвистических словарей.
Содержание курса русского языка в 6 классе представлено в программе в виде трех тематических блоков, обеспечивающих формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.
Коммуникативная компетенция - овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции - освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция - осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 6 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Идея взаимосвязи речевого и интеллектуального развития нашла отражение и в структуре программы. Она, как уже отмечено, состоит их трех тематических блоков. В первом представлены дидактические единицы, обеспечивающие формирование навыков речевого общения; во втором - дидактические единицы, которые отражают устройство языка и являются базой для развития речевой компетенции учащихся; в третьем - дидактические единицы, отражающие историю и культуру народа и обеспечивающие культурно-исторический компонент курса русского языка в целом.
Указанные блоки в учебном процессе неразрывно взаимосвязаны или интегрированы. Так, например, при обучении морфологии учащиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют все виды речевой деятельности, различные коммуникативные навыки, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене. Таким образом, процессы осознания языковой системы и личный опыт использования языка в определенных условиях, ситуациях общения оказываются неразрывно связанными друг с другом.
Программа предназначена для изучения русского языка в 6 классе на базовом уровне, составлена на 175 часов(из расчета 5 часов в неделю в соответствии с Учебным планом МАОУ СШ №51 г.Липецка на 2014-2015 учебный год, Календарным учебным графиком).
Основной формой организации образовательного процесса в 6-м классе является урок.
В зависимости от дидактической цели и времени проведения проверки на уроках русского языка используются предварительный, текущий, тематический, итоговый виды контроля. По форме проведения эти виды проверки могут быть устными (опрос), письменными (диктант, грамматическое задание, изложение, сочинение, тестирование, анализ текста и др.) и комбинированными.
В результате изучения русского языка ученик должен
знать
-
основные функции языка;
-
смысл понятий речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
-
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
-
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы обиходно-бытовой, социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сфер общения; нормы речевого этикета в разных сферах общения;
-
уметь
-
-
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения соотнесенности содержания и языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности употребления;
-
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка;
-
объяснять взаимосвязь языка и истории, языка и культуры русского и других народов;
-
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
-
использовать разные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;
-
извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научные тексты, справочная литература, средства массовой информации, в том числе представленные в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).
-
владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста;
-
создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания разных типов и жанров в социально-бытовой, учебно-научной (на материале различных учебных дисциплин) и деловой сферах общения;
-
применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать нормы речевого этикета в различных сферах общения;
-
применять в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка.
-
Реализация рабочей программы осуществляется на основе использования учебника: Львовой С.И., Львова В.В. «Русский язык. 6 класс» в 3-х частях. Учебник для общеобразовательных учреждений изд. - М.: Мнемозина, 2012г.
Цель книги - ориентация на интенсивное речемыслительное развитие ребёнка. Это проявляется прежде всего в целенаправленном формировании всех видов речевой деятельности: умение осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умение правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в письменной и устной форме (говорить и слушать), а также в развитии врождённого языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Курс отличается ярко выраженной семантической направленностью в изучении грамматико - орфографического материала, усиленным вниманием к особенностям употребления в речи языковых единиц, к эстетической функции изучаемых явлений языка. При этом максимально учитываются закономерности и этапы речевого развития учащихся. Большое внимание уделяется формированию навыков использования справочной литературы, работы с различными видами лингвистических словарей.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
(175 часов)
Родной язык (1 ч)
Роль родного языка в жизни человека.
РУССКАЯ ОРФОГРАФИЯ КАК СИСТЕМА ПРАВИЛ (13+2ч)
Орфография как раздел правописания.
Орфография - система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них (на основе изученного).
Правописание корней.
Правописание приставок.
Правописание суффиксов.
Правописание окончаний.
Употребление ь и ъ (повторение).
Слитные, дефисные и раздельные написания (повторение).
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ (13+3ч)
Синтаксис как раздел лингвистики.
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные.
Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании.
Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства.
Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выражение отношения к содержанию высказывания.
Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений.
*Предложения двусоставные и односоставные. Односоставные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя.
Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ.
Простое осложненное предложение.
Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, Обособленными членами (пропедевтика).
Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах.
Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное.
Способы передачи прямой речи.
Прямая речь и слова автора.
Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного).
Основные разделы пунктуации:
1) знаки препинания в конце предложения;
2)знаки препинания внутри простого предложения; 3)знаки препинания между частями сложного предложения;
4) знаки препинания в предложениях с прямой речью.
ТЕКСТОВЕДЕНИЕ (16)
Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи (повторение).
Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. *Тезисный план.
Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте.
Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь.
Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Основные средства связи предложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и др.
Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.
Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте.
Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи.
Параллельная связь предложений в тексте.
Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений.
Смысловые части текста, отражение их в плане (повторение).
Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев.
Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования.
Описание как тип речи. Разновидности описания: описание места, состояния природы, характера человека и его внешности и т. п.
МОРФОЛОГИЯ. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (11+1ч)
Самостоятельные и служебные части речи.
Деление самостоятельных частей речи на три группы:
1) склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения);
2) спрягаемые (глаголы);
3) неизменяемые (наречия).
Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи. Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам.
Имя существительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).
Морфологические признаки имен существительных (обобщение изученного).
Словообразование имен существительных.
Типичные морфемные модели имен существительных.
Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение).
*Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели, иллюстрирующие этот способ образования.
*Бессуфиксный способ образования имен существительных.
Образование имен существительных способом сложения.
Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сложение с соединительной гласной; *сложение с одновременным присоединением суффикса.
Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования и употребления в речи.
Культура речи. Правильное употребление имен существительных.
Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении (обобщение изученного).
Имя существительное в тексте.
Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
*Сравнение как изобразительно-выразительный прием.
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (18+3ч)
Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).
Морфологические признаки имен прилагательных (обобщение изученного).
Словообразование имен прилагательных.
Типичные морфемные модели имен прилагательных.
Основные способы образования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, *приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды).
*Типичные модели приставочно-суффиксального образования имен прилагательных.
Образование имен прилагательных разными способами сложения.
Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица.
Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов.
*Переход некоторых имен прилагательных в существительные (столовая, кладовая).
Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных.
Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения (обобщение изученного).
Имя прилагательное в тексте.
Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ (13+2ч)
Имя числительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).
Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трешка и т.д.;.
Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности. Собирательные числительные. Дробные числительные.
Разряды имен числительных по строению.
Числительные простые, сложные, составные.
Культура речи. Правильное употребление имен числительных.
Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении.
*Синтаксические особенности количественных числительных
Имя числительное в тексте.
Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
МЕСТОИМЕНИЕ (16+1ч)
Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоимения как части речи (его указательно-заместительная функция).
Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные (местоимения-существительные), имена прилагательные (местоимения-прилагательные) и имена числительные (местоимения-числительные).
Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений местоимений разных разрядов; их морфологические и синтаксические признаки.
Культура речи. Правильное употребление местоимений.
Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении.
Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчиненных предложений (*союзные слова).
Местоимения в тексте.
Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи.
Местоимения как средство связи предложений и абзацев текста.
ГЛАГОЛ И ЕГО ФОРМЫ. ГЛАГОЛ (11+1 ч)
Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение).
Морфологические признаки
глагола (обобщение изученного).
Словообразование глаголов.
Типичные морфемные модели глаголов.
Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов.
Культура речи. Правильное употребление глаголов.
Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций.
Глагол в тексте.
Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ КАК ГЛАГОЛЬНЫЕ ФОРМЫ (2 ч)
Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей "речи.
Суффиксы деепричастий и причастий. *Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике (особые формы глагола или самостоятельные части речи).
ПРИЧАСТИЕ (16+3 ч)
Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы. Семантические различия прилагательного и причастия (черный - чернеющий, старый - стареющий).
Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени.
Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия.
Склонение причастий.
Причастный оборот.
Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов.
Культура речи. Правильное употребление причастий.
Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении.
Причастия в тексте. Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи.
*Переход некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек); использование этих слов в составе фразеологических оборотов.
ДЕЕПРИЧАСТИЕ (11 ч)
Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы.
Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
Деепричастный оборот.
Культура речи. Правильное употребление деепричастий.
Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении.
Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи.
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО (7ч)
Перечень контрольных мероприятий:
- контрольных работ и диктантов: 8;
- сочинений:2
-изложений:2
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-
особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
уметь
-
различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом.
Речевая деятельность.
Аудирование. Воспринимая устную речь учителя, следить за ходом рассуждения, выделять главную информацию; определять и формулировать основную мысль аудируемого текста; вычленять структурные части исходного текста, составлять простой план.
Чтение. Осмысленно читать, понимать и пересказывать учебные тексты лингвистического содержания; дифференцировать главную и второстепенную информацию прочитанного текста; разбивать текст на смысловые части и составлять сложный план; самостоятельно формулировать вопросы по содержанию прочитанного текста; прогнозировать содержание текста, опираясь на средства зрительной наглядности (заголовки, иллюстрации, различные шрифтовые выделения информации); выразительно читать художественные и научно-учебные тексты.
Говорение. Пересказывать основное содержание прослушанного или прочитанного текста - рассуждения; подробно и выборочно пересказывать повествовательные художественные тексты; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить небольшое по объему устное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения.
Письмо. Подробно и выборочно пересказывать содержание прослушанного или прочитанного текста; сохранять в тексте подробного изложения структуру исходного текста и языковые средства выразительности; строить письменное высказывание на заданную тему; соблюдать последовательность и связность изложения; собирать материал к сочинению и систематизировать его; составлять сложный план и на его основе создавать текст; использовать цепную связь предложений в текстах разных стилей; употреблять синонимы, повтор слова, однокоренные слова как средство выразительности текста и связи предложений; исправлять неоправданный речевой повтор различными способами: заменой слова местоимением или синонимом, заменой синтаксической конструкции.
Текстоведение. Определять основную мысль текста, подбирать наиболее удачный заголовок, делить текст на смысловые части, составлять простой и сложный план анализируемого текста; определять вид связи (цепная, параллельная) и средства связи предложений в тексте (местоимения, лексический повтор, синонимы, однокоренные слова и др.); устанавливать принадлежность текста к определенной функциональной разновидности языка и стилю речи.
Фонетика и орфоэпия. Проводить фонетический и орфоэпический разбор слова; использовать транскрипцию; правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем; обнаруживать орфоэпические ошибки в звучащей речи.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах более сложной структуры); давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели; выделять исходную часть слова и словообразующую морфему при проведении словообразовательного анализа слова; различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных и глаголов; составлять словообразовательные пары и словообразовательные , цепочки слов; давать комментарии к словообразовательному гнезду, объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов; пользоваться словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов.
Лексикология и фразеология. Пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, а также с условиями и задачами общения; толковать лексическое значение слов и фразеологизмов; подбирать синонимы и антонимы; выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой ситуации; пользоваться различными видами словарей (синонимов антонимов, иностранных слов, фразеологизмов, эпитетов и др.); анализировать примеры использования слов в переносном значении; проводить лексический разбор слова.
Морфология. Указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать и употреблять соответствующие грамматические формы; уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи; опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания.
Орфография. Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов; объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем; свободно пользоваться орфографическим словарем; владеть приемом поморфемного письма.
Синтаксис и пунктуация. Составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания по предложенной схеме; анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи); определять синтаксическую роль изученных частей речи; правильно строить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи. Правильно применять изученные пунктуационные правила; устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы предложений; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-
осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-
развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-
удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
-
увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
-
использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Литература
-
Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова - М.:Мнемозина, 2006.
-
Русский язык. 6 кл. В 3 ч. Ч.1: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. - 8-е изд., испр. - М.: Мнемозина, 2012 г.
3. «Уроки русского языка в 6 классе» М, «Просвещение» 2002 г. Г.А Богданов.
4. Учебно-методический журнал « Русский язык в школе», под редакцией Н.М. Шанского.
5. Н.М. Коркина «Поурочные планы по русскому языку 6 класс» Волгоград, «Учитель-АСТ» 2000г
6. Мет.пособ. «Поурочные разработки по русскому языку 6 класс» О.В. Беляева М. «ВАКО» 2007г.
7. А.Б. Малюшкин «Комплексный анализ текста», рабочая тетрадь 6кл. М. «Творческий центр Сфера»2006г.
8. В.А.Лебедев Поурочные разработки к учебнику Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др. - М.:Дрофа, 2002. -352с.
9. Беляева О.В., Даценко О.А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. - М.: ВАКО, 2007. - 288С.
10. Угрованова Т.Ю. Подсказки на каждый день: русский язык на уроке в 6 классе. М.: ВЛАДОС, 1995. - 120С.
11. Дидактический материал к учебнику русского языка: 6 класс.: Пособие для учителя / . Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. М.: Просвещение, 1989.
12. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний по русскому языку: 6 класс. - М.:ТЦ Сфера, 2003.
13. Книгина М.П. Русский язык 6 класс.Тесты: В 2 ч. - Саратов: Лицей, 2006
Календарно-тематический план
№урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата прохождения темы
1
Русский язык - наш родной язык.
1
2-5
Правописание корней.
4
6
Рр Функциональные разновидности языка.
1
7-9
Правописание приставок.
3
10
Правописание суффиксов.
1
11-12
Правописание окончаний.
2
13
Рр Текст как единое целое.
1
14
Употребление букв ё (е) - о после шипящих и -ц-.
1
15
Употребление - ь- и- ъ-.
1
16
Слитные, дефисные и раздельные написания.
1
17-18
Контрольный диктант №1 с грамматическим заданием и его анализ.
2
19-20
Рр Простой и сложный план текста.
Обучающее изложение.
2
21-23
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.
3
24-27
Простое осложнённое предложение.
4
28
Рр Связь предложений в тексте. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте.
1
29-30
Сложное предложение и его виды.
2
31
Предложения с прямой речью.
1
32-33
Пунктуация как система правил.
2
34
Рр Повествование как тип речи. Рассказ.
1
35
Обобщение изученного по разделу «Синтаксис и пунктуация».
1
36-37
Контрольный диктант№2 с грамматическим заданием по разделу «Синтаксис и пунктуация» и его анализ.
2
38
Рр Подготовка к домашнему сочинению в жанре рассказа.
1
39-40
Морфология как раздел лингвистики.
Имя существительное как часть речи.
2
41-42
Словообразование имен существительных.
2
43
Рр Средства связи предложений в тексте.
Описательный оборот.
1
44-45
Правописание сложных имён существительных.
2
46-47
Рр Культура речи. Правильное употребление имён существительных.
2
48-49
Имя существительное в словосочетании и предложении.
1
50
Имя существительное в тексте.
1
51
Обобщение изученного о существительном.
1
52-53
Контрольный диктант №3 по теме «Имя существительное» и его анализ.
2
54-55
Имя прилагательное как часть речи.
2
56-57
Словообразование имён прилагательных.
2
58
Рр Описание как тип речи.
1
59-61
Правописание букв н-нн в именах прилагательных образованных от существительных.
3
62-64
Правописание сложных имён прилагательных
3
65
Рр Подготовка к сочинению по картине.
1
66-67
Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными.
2
68-69
Рр Культура речи. Правильное употребление имён прилагательных.
2
70-71
Имя прилагательное в словосочетании и предложении.
2
72
Имя прилагательное в тексте.
1
73
Обобщение изученного об имени прилагательном.
1
74-75
Контрольный диктант №4 по теме «Имя прилагательное» и его анализ.
2
76-77
Рр Контрольное изложение текста с элементом описания.
2
78
Рр Анализ изложений. Редактирование текста.
1
79
Имя числительное как часть речи.
Постоянные морфологические признаки имён числительных.
1
80
Разряды имён числительных.
Непостоянные морфологические признаки числительных.
1
81-84
Склонение количественных числительных Склонение простых и сложных количественных числительных.
4
85
Склонение собирательных числительных.
1
86
Склонение дробных числительных.
1
87-88
Склонение порядковых имён числительных.
2
89-90
Рр Культура речи. Правильное употребление имён числительных.
2
91
Употребление числительных в предложении и в тексте.
1
92
Обобщение изученного об имени числительном.
1
93-94
Контрольная работа №5 по теме «Имя числительное» и ее анализ.
2
95
Местоимение как именная часть речи.
Общее значение местоимений и употребление их в речи.
1
99
Разряды местоимений.
1
100-101
Личные местоимения.
2
102
Возвратное местоимение.
1
103
Притяжательные местоимения.
1
104
Вопросительно-относительные местоимения.
1
105-106
Неопределённые местоимения.
2
107-108
Отрицательные местоимения.
2
109
Указательные местоимения.
1
110-111
Определительные местоимения.
2
112
Рр Культура речи. Правильное употребление местоимений.
1
113
Местоимение в словосочетании и предложении.
1
114
Местоимение в тексте.
1
115
Обобщение изученного по теме «Местоимение».
1
116-117
Контрольная работа №6 по теме «Местоимение» и ее
анализ.
2
118
Рр Подготовка к домашнему сочинению по картине А.К.Саврасова «Грачи прилетели».
1
119-120
Глагол как часть речи
Постоянные морфологические признаки глагола.
2
121-124
Непостоянные морфологические признаки глагола.
4
125
Словообразование глаголов.
1
126
Рр Культура речи. Правильное употребление глаголов.
1
127-128
Глагол в словосочетании и предложении.
2
129
Глагол в тексте.
1
130
Рр Рассуждение как тип речи.
1
131
Причастие и деепричастие как особые формы глагола.
1
132-133
Причастие как особая форма глагола, морфологические признаки причастия.
2
134-138
Действительные и страдательные причастия.
5
139-140
Полные и краткие причастия.
2
141-143
Причастный оборот.
3
144
Рр Культура речи. Правильное употребление причастий.
1
145
Рр Контрольное сочинение-миниатюра с использованием причастий и причастных оборотов.
1
146
Обобщение изученного по причастию.
1
147-148
Контрольная работа №7 по теме «Причастие» и ее анализ.
2
149-150
Рр Контрольное изложение.
2
151
Деепричастие как особая форма глагола.
1
152
Морфологические признаки деепричастия.
1
153-154
Деепричастие несовершенного и совершенного вида.
2
155
Правописание -НЕ- с деепричастиями.
1
156-157
Деепричастный оборот.
2
158
Рр Культура речи. Правильное употребление деепричастий.
1
159
Употребление деепричастий в тексте.
1
160-161
Обобщение изученного о глаголе и его формах - причастии и деепричастии.
2
162-163
Контрольная работа по теме №8 «Глагол и его формы» и ее анализ.
2
164
Повторение и обобщение изученного.
Слово как основная единица языка.
1
165-170
Правописание: орфография и пунктуация.
6
171-173
Контрольное сочинение и его анализ.
3
174
Итоговый урок.
1
175
Резервный урок.
1
15