Урок по литературе на тему: «Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: «Образ Пугачева в повести А.С, Пушкина «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел.

Цель урока: Способствовать формированию понятия «художественный образ» ,выявить связь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач, помочь учащимся определиться в нравственных ориентирах.

Ход урока:

I.Организационный момент

II.Сообщение темы и цели урока

Ребята, сегодня на уроке нам предстоит выяснить, соответствует ли образ Пугачева в повести реальной исторической личности, какова особенности художественного вымысла в произведении

III.Актуализация знаний

1.Презентация «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».

2.Работа с текстом

A) Цитатные характеристики (описание внешности, вторая встреча с Е. Пугачевым

3. Выразительное чтение эпизода «Е. Пугачев среди соратников».

4.Словарная работа

-Ребята. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма «Русский бунт». Вы, наверное, видели этот фильм. Надо отметить, что его съемки проходили в наших краях, и мы обязательно постараемся посетить эти места.

5.Фрагмент фильма «Русский бунт»

-Соответствуют ли сцены фильма повести?

-Какие эпизоды являются вымыслом по отношению к повести? (Создатели фильма подчеркивают противоречие в образе Е. Пугачева: крайнюю жестокость и способность совершать милость)

6.Работа в тетрадях

Историческая правда

Художественный вымысел

Предводитель бунта «мужицкий царь, умный, жестокий

Способен проявить милость

Трагическая судьба

Может быть благодарным

Способен оценить честь и мужество противника

Закрепление:

  1. Беседа по прочитанному.

- Как вел себя Е. Пугачев во время расправы над комендантом и его женой?

-О чем рассказывается в песне, которую поют соратники Е. Пугачевым.

-Какие фольклорные элементы встречаются в повести?

-В чем смысл сказки, рассказанной Пугачевым?

2. Тестирование.

3. «Составь пословицу» (игра).

Из фрагментов сложить пословицы и поговорки, сказанные Е. Пугачевым.

V. Подведение итога урока.

Итак, какой же вывод мы можем сделать? (А.С Пушкин не изменил исторической правде, показал противоречивость характера Е. Пугачева: он не только жесток, тщеславен, но и способен к милосердию и благодарности)

Выставление оценок.

VI. Рефлексия.

Какие чувства владели вами во время урока?

Затруднялись ли вы отвечать на вопросы?

VII. Домашнее задание.

Сделать сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (таблицу).



© 2010-2022