- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе на тему: «Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Урок по литературе на тему: «Образ Пугачева в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Максутова Б.М. |
Дата | 23.12.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: «Образ Пугачева в повести А.С, Пушкина «Капитанская дочка». Историческая правда и художественный вымысел.
Цель урока: Способствовать формированию понятия «художественный образ» ,выявить связь образа Емельяна Пугачева с идеей произведения, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач, помочь учащимся определиться в нравственных ориентирах.
Ход урока:
I.Организационный момент
II.Сообщение темы и цели урока
Ребята, сегодня на уроке нам предстоит выяснить, соответствует ли образ Пугачева в повести реальной исторической личности, какова особенности художественного вымысла в произведении
III.Актуализация знаний
1.Презентация «Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева».
2.Работа с текстом
A) Цитатные характеристики (описание внешности, вторая встреча с Е. Пугачевым
3. Выразительное чтение эпизода «Е. Пугачев среди соратников».
4.Словарная работа
-Ребята. Сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент из фильма «Русский бунт». Вы, наверное, видели этот фильм. Надо отметить, что его съемки проходили в наших краях, и мы обязательно постараемся посетить эти места.
5.Фрагмент фильма «Русский бунт»
-Соответствуют ли сцены фильма повести?
-Какие эпизоды являются вымыслом по отношению к повести? (Создатели фильма подчеркивают противоречие в образе Е. Пугачева: крайнюю жестокость и способность совершать милость)
6.Работа в тетрадях
Историческая правда
Художественный вымысел
Предводитель бунта «мужицкий царь, умный, жестокий
Способен проявить милость
Трагическая судьба
Может быть благодарным
Способен оценить честь и мужество противника
Закрепление:
-
Беседа по прочитанному.
- Как вел себя Е. Пугачев во время расправы над комендантом и его женой?
-О чем рассказывается в песне, которую поют соратники Е. Пугачевым.
-Какие фольклорные элементы встречаются в повести?
-В чем смысл сказки, рассказанной Пугачевым?
2. Тестирование.
3. «Составь пословицу» (игра).
Из фрагментов сложить пословицы и поговорки, сказанные Е. Пугачевым.
V. Подведение итога урока.
Итак, какой же вывод мы можем сделать? (А.С Пушкин не изменил исторической правде, показал противоречивость характера Е. Пугачева: он не только жесток, тщеславен, но и способен к милосердию и благодарности)
Выставление оценок.
VI. Рефлексия.
Какие чувства владели вами во время урока?
Затруднялись ли вы отвечать на вопросы?
VII. Домашнее задание.
Сделать сравнительную характеристику Гринёва и Швабрина (таблицу).