Анализ рассказа И. Полянской «Утюжок и мороженое»

"Описание материала: Урок начинаю с биографических сведений о писателе. Перечитываем рассказ, при этом карандашом подчёркиваем ключевые слова, слова-символы и яркие детали. Анализируем название рассказа - оксюморонное сочетание. Обращаем внимание на первые предложения рассказа. У них (родителях) своё, а у бабушки с сестрой - «Квартеронка».Уходят из реального мира в нереальный. Рассматриваем архитектонику рассказа, образы времени и пространства. Выясняем, что все помыслы героиня устремляла в цен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Анализ рассказа И.Полянской «Утюжок и мороженое».

Цель: Научить учащихся владеть навыками комплексного анализа текста.

Задачи: 1)выявить проблемно-тематический аспект текста и композиционные приёмы, с. помощью которых автор воплощает замысел в текст;

2)развивать умение анализировать тексты

3)воспитывать в учениках милосердие, сострадание к слабым, чуткость, отзывчивость,

Начинаю урок с биографических сведений о писательнице.

Ирина Полянская прожила всего 52 года.

Родилась в семье репрессированного научного работника в закрытом сталинском концлагере для учёных, работавших над атомным проектом. После окончания средней школы в Новокуйбышевске закончила актёрское отделение училища искусств в Ростове-на-Дону и Литературный институт имени Горького в Москве (семинар прозы Георгия Берёзко, семинар поэзии Евгения Винокурова). Работала концертмейстером, актрисой, санитаркой в отделе травматологии, корреспондентом в газете, литконсультантом и редактором в журналах.
Дебютировала в 1982 году в журнале «Аврора» с рассказом «Как провожают пароходы». В 1988 году выпустила первую книгу повестей и рассказов. Входила в конце 80-х в группу молодых писательниц «Новые амазонки», причисленных критикой к идейно-эстетическому течению «новой женской прозы» в современной русской литературе. Автор нескольких книг прозы, публикаций в российской периодике. Произведения переводились на английский, французский, немецкий и др. языки.
Лауреат немецкой литературной премии «Lege Artis» (Лейпциг, 1995), премии журнала «Новый мир» (1997) и премии им. Ю.Казакова за лучший русский рассказ (2003). Финалист «Русского Букера» (1998).

- Давайте ещё раз перечитаем рассказ, но при этом карандашом подчеркнём те слова в рассказе, которые вам хотелось бы выделить, т. е ключевые слова, слова-символы и яркие детали.

- Вернёмся к названию рассказа. Какую смысловую нагрузку несёт оно? Какова символика названия?

Несмотря на то, что в слове утюжок присутствует уменьшительно-ласкательный суффикс, он символизирует собой предмет, которого нужно остерегаться, он может обжечь, катком прокатиться по твоей жизни. А мороженое, хоть и сладкое, ассоциируется со словом холод. Название рассказа не предвещает ничего хорошего. Горячее и холодное - оксюморонное сочетание.

- Обратим внимание на первые предложения текста. Что интересного вы в них заметили?

В первых же предложениях текста мы видим, что у них (это о родителях рассказчица выражается как о посторонних людях - они) своё, а у бабушки с сестрой - «Квартеронка». Бабушка вместе с другой внучкой старалась уйти из реального мира в мир нереальный - в мир видений. А с кем же она - одинока?

У рассказчицы раздвоенное жало, как у змеи - применяет сравнение автор. Личность рассказчицы начинает раздваиваться. Змея - символ мудрости. Рассказчица приобретает житейскую мудрость.

- О чём же этот рассказ? Какова его тематика?

Рассказ посвящён взаимоотношениям отцов и детей и одиночеству ребёнка в семье.

- Какие проблемы поднимает в нём автор?

В рассказе поднимаются проблемы семейных отношений, роли детства в становлении личности ребёнка, лжи и лицемерия, ответственности семьи за воспитание детей.

- Как вы думаете, почему повествование в рассказе ведётся от первого лица? Почему автор употребил именно такой приём?

Когда рассказчик участвует в событиях и повествует о них, создаётся иллюзия достоверности происходящего. Используя образ рассказчика, автор как бы раскрывает его внутренний мир, позволяет почувствовать правдоподобность происходящего.

- Рассмотрим архитектонику рассказа.

«Архитектоника - общая внешняя форма строения литературного произведения и взаимосвязи его частей».

- Каковы образы времени и пространства в рассказе? Когда живописец рисует картину, то он пользуется пространственными категориями, а художник слова имеет такое преимущество, что может показать связь временных и пространственных отношений.

Известный литературовед М. Бахтин называет хронотопом существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений, художественно освоенных в литературе. Само слово «хронотоп» в дословном переводе означает «времяпространство». Термин этот употребляется в математическом естествознании и был введен и обоснован на почве теории относительности Эйнштейна. Для нас не важен тот специальный смысл, который он имеет в теории относительности, в литературоведение он был перенесен почти как метафора (почти, отмечает М. Бахтин, но не совсем): литературоведу важно выражение в нем неразрывности пространства и времени как четвертого измерения пространства. Время здесь сгущается, уплотняется, становится художественно-зримым; пространство же интенсифицируется, втягивается в движение времени, сюжета, истории. Приметы времени раскрываются в пространстве, и пространство осмысливается и измеряется временем. Этим пересечением рядов и слиянием примет характеризуется художественный хронотоп.

- Время, изображённое в рассказе - это прошлое героини, её детство. А про настоящее героини мы узнаём из хронотопа сна. В прошлом мы видим пространство комнаты девочек. И в ней мы видим описание кровати. На ней Рита сомнамбулически раскачивалась. На ней спасалась от «раскалённой лавы»(метафора), которая врывалась из комнаты родителей. В пространстве комнаты мы не видим других предметов - это место, похожее на место временного проживания, на гостиницу, откуда человек всегда хочет уехать. Вставной эпизод о городе расширяет пространство - мы видим описание молодого города.

- Как вы думаете, куда устремляла свои помыслы юная героиня рассказа - в центр или на его окраины?

- Конечно же, в центр - там жила городская знать и росли чистопородные розы, а прочий люмпен был вынужден, как цветы - люмпены жить по окраинам. Может быть, и героиня чувствовала сейчас себя люмпеном.

Люмпены - деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса, готовые нерассуждающе повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью[

Время в рассказе неспешно разворачивает свой свиток в прошлом. А настоящее противопоставляется прошлому - тут всё свёртывается. Мотив сна в русской литературе издавна использовался для мотивировки поступков героев, сновидения являлись пророческими. Как например, сны Петра Гринёва в «Капитанской дочке» А.С.Пушкина или Обломова, героя романа Гончарова. Хронотоп сна может включать в себя все три времени - прошлое, настоящее и будущее.

- Как отразилось это прошлое во сне? О чём нам говорят такие детали, как дорога в аптеку, похоронный оркестр в песочнице?

Прошлое перелетает к героине целыми отдельными скверами, «усечёнными конусами домов». И героиня не может отыскать дорогу в аптеку. Дорога - символ поиска истины, обретения правильного пути, а аптека - место, где можно купить лекарство от болезни. Значит, дорогу к истине она никак отыскать не могла. Похоронный оркестр в песочнице - символ детства, которого и не было. Подсознание подсказывает, что детство было загублено ещё в прошлом. Но даже во сне ей не даёт покоя эпизод с мороженым. И тут героиня чувствует запоздалое, быть может, раскаяние. Будущего уже не исправишь - в том мире, где теперь обитает бабушка - деньги недействительны.

- И. Полянская утверждала, что «рассказ требует большой экономии средств» ? Какие композиционные приёмы помогли ей в этом? Что вы можете сказать о сюжете?

Сюжет рассказа внешне прост. Весь рассказ - это ретроспектива в прошлое. Разворачивая свиток прошлого, героиня мучительно ищет причину, которая беспокоит её в настоящем и не даёт ей покоя. Во сне она сама и её беспокойные мысли проваливаются в какую-то темноту. Но внесюжетный элемент - вставной эпизод о городе - многое объясняет. «В молодом городе хорошо жить молодым», - утверждала бабушка. Позже она это ещё раз повторит. Одним из композиционных приёмов в тексте как раз является повтор. Повторяется и мотив лестницы. Рита соскальзывала по крутым виражам в летаргию, героиня скатывается вниз по лестнице. Движение вниз символизирует движение не к высшему, сакральному, а движение к низшему, в никуда. Повторяется слова кровать, сомнамбула, сон, летаргия. Слово детские повторяется несколько раз. И автор выделяет его курсивом. И в том, как это слово героиня выделяет, и как заостряет внимание читателя на том, как эти голоса любил её отец, читатель видит немалую долю иронии. Отец любит не детей, а абстрактный принцип детства.

- Как вы думаете, почему бабушка противопоставляет себя молодым? Символом каких качеств является слово молодой? Что значит молодой в молодом городе?

Молодой - это значит энергичный, нахрапистый, умеющий вертеться. «Каждый умирает в одиночку» - говорит молодой учитель. И это выражение противопоставляется известной пословице «Один за всех и все за одного». Каждый крутится как умеет - вот девиз молодых. А бабушка так и не научилась отстаивать себя( ведь и её деньги забирала дочь), интересы своих внучек, писала смешные стишки, читала сентиментальные романы, мечтала о красивой любви и о свободе. Роман «Квартеронка» известного американского писателя Т.Майна Рида посвящён положению рабов на Юге США до гражданской войны и повествует о захватывающих приключениях героев, готовых любой ценой бороться за свою любовь и свободу. И по сравнению даже с рассказчицей она была ребёнком. Она имела такое же детское лицо, как и её сестра.

- Вы, наверное, заметили, что антитеза, т.е. противопоставление, тоже является одним из композиционных приёмов в тексте. Какие ещё противопоставления, кроме названных выше, вы заметили?

Противопоставляются рассказчица и её сестра Рита. Вначале рассказа Рита была очень осмотрительной, смекалистой, лживой, дипломатичной и умной, а рассказчица - прямолинейной и честной. Но решающий эпизод с утюжком - кульминационный момент в рассказе - изменил всё. Прямолинейная становится осторожной и хитрой, приобретает житейскую мудрость, а хитрая - простодушной. Противопоставляются два фильма - «Фантомас разбушевался» и «Королевство кривых зеркал».

- Можно ли сказать, что жизнь главной героини после эпизода с утюжком уподобилась «королевству кривых зеркал»?

Да, конечно, она научилась жить для себя, ради своих интересов. Как, собственно говоря, и жили все в её семье. Ведь её же никто не защищал, когда отец таскал за волосы за непонятную ей вину. Да и молодой, циничный учитель истории, изрекающий сентенции «каждый умирает в одиночку» завершил её формирование. Рассказчица разучилась жалеть. Если раньше она всегда покупала сладости, то в конце рассказа она уже им отказывает.

- Каков ритм, темп повествования? Какие интонации вы заметили?

Неспешно ведёт своё повествование рассказчица. Она как бы пытается разобраться в своей запутанной жизни, неспешно развёртывает свиток жизни. И только в эпизоде с учителем всё происходит мгновенно. Он проносится мимо них с бабушкой, как метеорит. На быстрый темп указывает обилие глаголов и деепричастий - «перепрыгивая», «пробежал», «мимоходом поделив», «поняла» и т.д. Тут же мы замечаем вопросительные и восклицательные предложения. Почему «прогуливаем», а не гуляем? Есть что-то постыдное в слове прогуливаем. Прогуливать можно с уроков, с работы, а отчего же прогуливали они? Неужели учитель истории догадывался об их тайнах, и это его веселило.

- Какие ещё изобразительно- выразительные приёмы вы можете выделить в рассказе. Каковы их функции?

Состояние Риты после того, как отец установил пропажу утюжка передают такие эпитеты, как «непролазный страх», «отчаянная головушка», метафоры «гром разразился», фразеологизм «час расплаты» и т.д. Развёрнутая метафора «раскалённая лава перелилась через пороги, хлынула в нашу комнату» показывает, какие напряжённые отношения были у родителей.

-Какие штампы, речевые клише вы заметили в эпизоде о городе?

«Богатырские плечи», «крепкий, как орешек», «городская знать», «бодро гарцевали», «стояли на марше».

Найдите примеры парадокса в тексте. Парадокс - греч.-«противоречащий обычному мнению» - выражение, в котором вывод не совпадает с посылкой и не вытекает из неё, а, наоборот. Ей противоречит, давая неожиданное и необычное её истолкование. Для парадокса характерны необычность содержания, противоречащая общепринятой трактовке данной проблемы, которая затрагивается парадоксом. Путём парадокса могут быть зашифрованы какие-нибудь особо тонкие мысли.

- Выше мы уже немало говорили о главной героине рассказа и даже давали ей характеристику. Каково же её отношение к другим героям рассказа?

Отец и мать описаны несколькими штрихами. Имён их героиня не упоминает. Духовной близости и взаимопонимания между ними нет. Скорее всего, она их даже не любит. Ведь только и мечтала о том, чтобы поскорее уехать отсюда. Никто из них ни разу не проявил к ней сострадания, когда она в этом так нуждалась. Отец даже умел говорить о себе в третьем лице в минуты землетрясения, им же вызванной. И сам же принимал на себя роль судьи между недоброй девочкой и заботливым отцом.К Ритке тоже относится презрительно. На это даже указывает этот суффикс -к-. Впрочем, Галинку она называла также, хотя эта девочка не хитрила, не изворачивалась, как её сестра. Она просто была лидером по своему характеру. Ей всё это доставалось легко и просто. Всеобщая любовь, любимица двора, а может быть, и семьи. Где же справедливость? И она же восхищается молодым учителем, который, по крайней мере, не притворяется, что справедливость есть. По этой же причине возненавидела бабушку, которая только притворяется, что имеет власть, а заступиться за неё, «так это дудки».

- Какова роль подтекста в рассказе?

Все самые главные мысли мы читаем в подтексте. Героиня спасает сестру. Но подтекстом мы читаем, что её тошнит от её хитрости. Так кого же она спасала или губила - себя или сестру? Рита выходила на крыльцо как королева. Но подтекст говорит, что всё существо её пело от радости, как у ребёнка. Рассказчица пишет, что она приобрела житейскую мудрость - но подтекст сна говорит нам об обратном.

В какой форме ведётся повествование в рассказе? Ассоциации с какими произведениями русской литературы вы можете установить в этом рассказе?

Повествование ведётся от первого лица - это монолог, исповедь героини. Исповедальный характер носили многие произведения великого русского писателя Достоевского, в том числе и рассказ «Кроткая». Героиня ведь в каком-то смысле тоже приходит к покаянию, хотя и полностью сама этого не осознаёт пока. Через много лет она хочет послать денег сестре и бабушке. Она научилась прощать. Ведь русская душа по сути христианка. И в этом мы находим лучшие черты реализма.

- Какова же авторская позиция в произведении?

Авторская позиция явно не выражена. Но ему грустно оттого, что в жизни такое происходит. «Грустно стою я на почте». И всё- таки там же мы читаем, что жизнь по новым правилам может вести только к пропасти.

Использованная литература:

1.literary_criticism.academic.ru/412;

2. Егораева, Г.Т. ЕГЭ 2011. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. - М.: Издательство «Экзамен», 2011.

© 2010-2022