Урок по русскому языку «Глагол. Неопределённая форма глагола»

Цели: 1.Познакомить с глаголом как частью речи и дать понятие о неопределённой форме глагола; Развивать навыки определения неопределённой формы глагола; Вызвать интерес к русской игрушке. Методы: частично-поисковый, иллюстративный. Межпредметная связь: история, технология, музыка. Оборудование: интерактивная доска, тряпичная кукла, слайды, карточки.   Ход урока Организационный момент (подготовка к уроку. Объявление темы, цели и задач, психологический настрой). Опрос домашнего задания (Выполнение...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок по русскому языку «Глагол. Неопределённая форма глагола»

«Глагол. Неопределённая форма глагола»: урок-путешествие


Цели: 1.Познакомить с глаголом как частью речи и дать понятие о неопределённой форме глагола; Развивать навыки определения неопределённой формы глагола; Вызвать интерес к русской игрушке.

Методы: частично-поисковый, иллюстративный.

Межпредметная связь: история, технология, музыка.

Оборудование: интерактивная доска, тряпичная кукла, слайды, карточки.

Ход урока

Организационный момент (подготовка к уроку. Объявление темы, цели и задач, психологический настрой).

Опрос домашнего задания (Выполнение упражнения. Определить род существительных).

Музыкальная школа (ж.р). русские песни (мн.ч.),казахский танец (м.р.), народное творчество (ср.р.), тихая музыка (ж.р.), красивые стихи (мн.ч.)

Новая тема.

Учитель: Глагол очень важная часть речи. Без него вы не смогли бы ни встать, ни сесть, ни поговорить с другом, раскрыть ему свой секрет, ни просто улыбнуться или вместе посмеяться, ни поиграть. «Почему?» - спросите вы недовольно. Да потому, что все действия вы делаете с помощью глагола.

Глагол - часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?, стоят в неопределённой форме. Эти глаголы имеют окончания - ть,-ти и нулевое окончание в глаголах на - чь.

Что делать? - играть

Что сделать? - принести

Что делать? - стричь

В неопределённой форме после буквы ч пишется мягкий знак.

Стричь (что делать?) стричься

Неопределённая форма - это начальная форма глагола.которая не указывает на время и число.

В словарях глаголы даны в неопределённой форме.

Не с глаголами пишется раздельно:

Не писал, не читал, не хотел, не мог. не выучил, не исправил,не увидел, не играл.

Работа с текстом.

Учитель: Ребята, все вы очень любите играть. Дома у каждого из вас есть игрушки. Некоторые из вас играют в компьютерные игры. Знаете ли вы, в какие игры играли русские дети в далёкие времена? Какой была самая популярная игрушка на Руси?

Откройте учебник. Будем знакомиться текстом упражнения.

  • Чтение текста упражнения

  • Словарная работа:

популярной - кешнен таралган, танымал. приданое - калындыктын жасауы. кудель - шуйке жун шриуте дайындалган. поощрять -ынталандыру.котермелеу. вышивать - кестелеу обряд - салт традиция - дестур

• Ответы на вопросы:

Какая игрушка была самой популярной в русских деревнях?

В каком возрасте куклу отдавали только девочкам и почему?

Как делалась тряпичная кукла?

Чему учились девочки во время игры?

Что происходило во время игры?

Есть ли традиционные игры у казахского народа?

Учитель показывает, как из тряпок легко сделать игрушку.

Закрепление изученного материала.

Учитель: Ребята , вы когда-нибудь были в музее?

Музей - это место, где бережно хранятся памятники культуры, искусства и истории. В музеях мы можем познакомиться с культурой и бытом всех поколений людей, которые жили до нас, прикоснуться к древним памятникам и бесценным сокровищам.

Ребята, представьте, что мы работники музея в России. Нам дано задание сделать выставку тряпичных кукол. Где их взять0 Где они сохранились? Надо ехать в русские деревни и собирать их у мастеров, которые могут их изготовлять. Но они просто так нам их не отдадут. Надо выполнить задания, и за это нас ждет награда. Мы узнали . что в трёх деревнях есть такие мастера. Сейчас мы с вами отправляемся в путешествие за куклами. Нас ждет тройка лошадей. Мы садимся в карету и отправляемся в путь. Чтобы сократить путь, мы споём песню «Два весёлых гуся».

Первая деревня, в которую мы приехали называется «Рукодельницы».

• Если мы выполним упражнение 341, мы получим
куклы. Напишите глаголы в два столбика. Выделите
окончания, составьте 5-7 словосочетаний «глагол -
существительное».

Что делать? Что сделать?

читать прочитать

думать придумать

красить покрасить

покупать купить

бросать бросить

кричать прикрикнуть

отвечать ответить

нести принести

везти привезти

• Составление словосочетаний.

Следующая деревня на нашем пути - это деревня «Умельцы».

Мастера этой деревни просят нас выполнить упражнение 342.

• Подберите к каждому глаголу однокоренной глагол,
который отвечает на вопрос что сделать? Напишите.
Составьте несколько предложений с глаголами в
неопределённой форме. ( Нужно красиво писать. Трудно
ехать по тохой дороге. Надо вежливо спрашивать).

Учитель: Вот мы получили ещё 3 куклы. Едем дальше. Перед нами деревня «Любознательные».

Мастера этой деревни очень любопытные люди. Они спрашивают нас, видели ли мы цирковое представление? Были ли мы в цирке?

• Составление кластера к слову цирк.


Фокусы

Клоуны Дрессировщик

ЦИРК

-*- Акробаты

Обезьяны Артисты

• Чтение строчек из стихотворения Булата Окуджавы
«Цирк». Определите тему и основную мысль.

Выпишите глаголы в неопределеннной форме.

• Работа по развитию речи. Анализ стихотворения по
вопросами:

  • О чём это стихотворение?

  • Для чего люди ходят в цирк?

  • Какая основная мысль стихотворения?

(В цирке нужно веселиться, радоваться, выражать свои чувства, например: хлопать, а не грустить и думать о чём-то другом)

• Выпишите глаголы в неопределенной форме
(грустить, отдыхать, не высиживать, падать, взлетать,
раздумывать).

Рефлексия.

Учитель: Молодцы, ребята! Мы получи.:;: с^:е игрушки. А теперь.чтобы быстро попасть в музеи, мы до.тжнь: вспомнить, что мы сегодня изучали.

  • Что такое глагол?

  • Что такое неопределённая форма глагола?

  • Какие есть окончания у глаголов в неопределённой форме?

  • Как пишется частица не с глаголами?

В заключение урока учитель рассказывает ученикам историю слова «глагол» и говорит о значении глагола в русском языке.

Затем предлагает составить синквейн к слову «кукла».

Кукла.

Тряпичная, популярная.

Играют, передают, делают.

Кукла воспитывает человека.

Воспитатель.

Учитель подводит итоги урока, анализирует работу учащихся, выставляет оценки и предлагает домашнее задание.










«Поэтика степного пространства. А.А.Фет «Степь вечером».

П.Н.Васильев «Затерян след в степи солончаковой...»:

урок-исследование (7 класс)


Цели урока:

  • познакомить учащихся со стихотворением А.А.Фета «Степь вечером» и П.Н.Васильева «Затерян след в степи солончаковой...», раскрыть красоту степного пространства;

  • формировать навыки выразительного чтения, учить сравнивать и анализировать произведения поэтов.

• воспитывать любовь к природе через произ
ведения поэтов.

Оборудование: портрет А.А.Фета, П.Н.Васильева,

слайды с иллюстрациями степи, аудиозапись песни на слова И.Сурикова «Степь да степь кругом...», словари.

Ход урока

1. Эмоциональный настрой. Звучит песня на слова И.Сурикова «Степь да степь крутом...»

Учитель: Знакома ли вам эта песня? О чем она?

Далее учитель предлагает учащимся заняться поиском «ключей» к тексту, чтобы проникнуть в его смысловое пространство.

Учитель: В таком виде искусства, как литература важную функцию несет Природа. Понятие Природа объединяет в себе представление о многообразии органической и неорганической жизни на земле. С это!] точки зрения человек только часть природы. Для искусства


Природа - это образен .аля вечного подражания, источник вдохновения. Каждый вид искусства представляет, изображает, показывает и озвучивает вид природы. Художественная литература не исключение. Вслед за писателем мы испытываем удивление и восхищение перед совершенством и гармонией природного мира. При изучении художественной литературы мы часто пользуемся термином... Давайте все вместе определим его название -

Если видишь: на картине

Нарисована река.

Или ель и белый иней.

И леса и облака,

Или снежная равнина.

Или поле и шалаш.

То подобная картина

Называется (пейзаж)

Учитель: Как вы думаете, что является целью автора при описании пейзажа?

  • Что представляет собой картина жизни природы9

  • Так что же такое пейзаж? (Пейзаж (фр. Рау8а§е, от рау$ - страна, местность) - жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является дикая пли в той или иной степени преображённая человеком природа.)

А сейчас я хочу вас пригласить в путешествие по картинам пейзажной природы степи, (презентация)

II. Исследовательская работа.

Учитель: Попробуйте объяснить значение слова «степь». Предметом нашего исследования будет слово «степь".

Для толкования значения слова учитель предлагает \ ченикам поработать со словарем, найти словарную статью объясняющую происхождение слова «степь- и составить кластер.

оесконечные просторы безбрежное чоре-«-

1СТОЧНИК ЖИЗНИ

символ жизни \^ приволье богатство

красота

Учитель: Ребята, предлагаю вам прочесть стихотворение прекрасного русского поэта А.А.Фета, который сумел воспеть земную красоту. Степь - частичку мировой гармонии - он особенно любил. Это не удивительно, - поэт родился в 1820г. в деревне в Шеньшина и детство провел в окружении родных просторов среднерусской природы с их особенной, тихой прелестью, незаметной при первом взгляде.

Степь вечером

Клубятся тучи, млея в блеске алом.

Хотят в росе понежиться поля,

В последний раз, за третьим перевалом.

Пропал ямшик. звеня и не пыля.

Нигде жилья не видно на просторе. Вдали огня иль песни - и не ждешь! Все степь да степь. Безбрежная, как море. Волнуется и наливает рожь.

За облаком до половины скрыта. Лука светить еше не смеет днем.

Вот жук взлетел и прожужжал сердито. Вот лунь проплыл, не шевеля крылом.

Покрылись нивы сетью золотистой. Там перепел откликнулся вдали, И слышу я, в изложине росистой Вполголоса скрыпят коростели.

Уж сумраком пытливый взор обманут. Среди тепла прохладой спало дуть. Луна чиста. Вот с неба звезды глянут, И как река засветит Млечный Путь.

Учитель: Как вы думаете, какое время судок здесь описано? По каким признакам это можно определить?

« Найдите в тексте слова, с помощью которых поэт рисует летний вечер, его краски.

  • Представьте себя художником. Что бы вы изобразили на холсте, если бы попытались с помощью красок описать пейзаж, нарисованный словами? В какие цвета вы бы раскрасили степь? А с помощью каких слов вы бы передали цветовую гамму своего пейзажа?

  • Объясните значение слов-млея, понежиться. Какими частями речи они являются'' Какое состояние природы помогает передать эти слова?


  • Выделите слова, с помощью которых пейзаж «озвучивается».

  • Какие слова помогают нам почувствовать, какой воздух - сухой или влажный - окутывает степь9 (Клубятся тучи. роса, не пыля)

Далее на экране - слайд-шоу «Бескрайние степи Казахстана». На фоне его звучит стихотворение П.Васильева.

Затерян след в степи...

Затерян след в степи солончаковой.

Но приглядись - на шее скакуна

В тутой и тонкой кдаднице шевровой

Старинные зашиты письмена.

Звенит печаль под острою подковой, Резьба стремян узорна и темна... Здесь над тобой в пыли многовековой Поднимется курганная луна.

Просторен бег гнедого иноходца Прислушайся! Как мерно сердце бьется Степной страны, раскинувшейся тут,

Как облака тяжелые плывут Над пестрою юртою у колодца. Кричит верблюд. И кони воду пьют.

После просмотра слайд-шоу учитель организует аналитическую беседу: Ковыльные степи Казахстана с чахлыми перелесками, холмами, озерами - родина поэта, воспевшего вольный воздух с горьковатым запахом полыни.

  • Какие приметы родной поэту степи можно найти в стихотворении?

  • О какой «кдаднице шевровой» идет речь?

« Какие художественные средства использует автор, чтобы создать образ родных ему просторов?

• Чем является степь для казаха?

III. Сравнительный анализ произведений. Учитель: Сравните вечернюю степь А.Фета и П.Васильева. Объектами сравнения у нас станут при-

меты времени суток, зрительные сор. осязательные образы, образы флоры и ф

Объекты сопоставления

А.А.Фет «Степь вечером»

П.Н.Васильев «Затерян ^. -^ в степи солончаковой... •

Приметы суточного цикла

Сумрак, прохлада, луна, звезды на небе, млечный путь

Курганная луна

Зрительные образы Звукообразы

Клубятся тучи, алый блеск, роса, луна, скрытая за Шевровая кладница, резьба облаком, золотистая сеть стремян, пестрая юрта, колодец.

тяжелые облака. Ямшик прозвенел, жук взлетел и прожужжал, Звон подковы, крик верблюда, коростели скрипят, перепел откликнулся кони пьют воду

Осязательные образы

Дуновение прохлады

Образы флоры

Рожь

Образы фауны

Жук, лунь, перепел, коростели

Скакун, иноходец, кони, верблюд

• В чем видна разница между «русской» и «азиатской» степью?

Учитель: У А.А.Фета атрибутами степи являются золотистая рожь, насекомые и птицы, у П.Васильева в первую очередь - скакун, и это не случайно, ведь для кочевника конь - первый друг и помощник. В степи П.Васильева, в отличие от фетовской, вообще не встречается растительность. Различаются между собой и зрительные образы: у П.Васильева более подчеркнут национальный колорит.

Степь - это естественный, реальный, споко;::--';:-' пейзаж. Степь это жизнь, и человек никогда не сет\ет ч.\ природу. Он в ней, она в нем. Степь учит человека виде г; • слушать мир глазами и ушами сердца, ибо только о;-: наполнено чувствованием.

В заключение урока учитель объясняет задание на лом: Написать эссе «Степная моя сторона».

Спасибо всем за урок!


© 2010-2022