Разработка урока ИЗО и литературы (бинарный урок)

Конспект бинарного урока "О природе с любовью...", урока изобразительного искусства и литературы, 6 класс. Урок разработан с учетом требований ФГОС ООО, содержит большое количество заданий творческого характера, способствует воспитанию эстетического вкуса шестиклассников, развивает умения работать в группе, анализировать, сопоставлять, исследовать. На уроке используются технологии личностно-ориентированного и творческого обучения, обучения в сотрудничестве. Применяется системно-деятельностный по...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2"


ОТКРЫТЫЙ БИНАРНЫЙ УРОК


(УРОК ИЗБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ЛИТЕРАТУРЫ)


О природе с любовью...


(Изображение картин родной природы в пейзажах и стихотворениях

русских художников и поэтов)


6 КЛАСС


Загорная Елена Алексеевна,

учитель ИЗО и черчения

высшей квалификационной категории,

Войтичук Елена Вячеславовна,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории


Дидактическая цель: создание условий для формирования у учащихся представления о своеобразии и особенностях русской пейзажной живописи и лирики.

Задачи урока:

- обучающие:

формирование у учащихся литературоведческой и искусствоведческой компетенций через знакомство с русской пейзажной поэзией, выявление ее своеобразия, знакомство с разными видами техники в создании пейзажей

- развивающие:

развитие умений

общеучебных (работа с теоретическим материалом),

интеллектуальных (анализ, обобщение, сопоставление, исследование, проектирование, самостоятельная и групповая деятельность)

специальных умений (использование специальной терминологии)
- воспитательные:

создание условий для воспитания культуры умственного труда через развитие умения формулировать учебную задачу, планировать свою работу, выбирать учебные действия для решения теоретических и практических задач.

Технологии: личностно-ориентированного, творческого, системно-деятельностного обучения.

Оборудование: репродукции картин русских художников, компьютер, проектор, мультимедийные презентации, бумага для создания творческих работ, акварельные краски, кисти, цветные карандаши и мелки, уголь, гуашь.











ХОД УРОКА


Оргмомент. (1 мин.)

Вступительное слово учителя литературы. (3 мин.)

- В "Заметках пейзажиста" Василий Васильевич Мешков отмечал, что Архип Куинджи, увидев восход луны, не выдержал и расплакался. Витольд Бируля на девятом десятке лет с трепетным волнением и юношеским увлечением разглядывал, а затем и писал кусты в саду. "Ведь этюды писать, - отмечал Мешков, - это тоже не дрова колоть. Там может хватить только умения хорошо и быстро наколоть да по ноге не попасть, а здесь сердце нужно. Без сердца какая же поэзия, что это за поэт, ежели он не влюблен, и что это за пейзаж, если автор не поэт?"

- Итак, ребята, как вы думаете, как можно сформулировать тему нашего урока?

- Какие цели вы поставите перед собой сегодня на уроке?

Учитель литературы продолжает под демонстрацию презентации (звучит приглушенно музыка).

Открывается презентация: (за компьютером учитель ИЗО). (1 мин.)

Слайды - фотографии родной природы в разное время года и суток; звучит музыка «Звуки природы».

- Природа - неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Эти чувства, ощущения, переживания трудно, порой невозможно высказать, но можно передать и услышать в поэзии, в живописи, в музыкальных картинах и зарисовках. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть ее красоту.

Последний слайд - тема урока «О природе с любовью…» (слайд некоторое время остается на интерактивной доске).

- Итак, тема нашего урока "О природе с любовью..."

Учитель ИЗО.

- И сегодня на уроке мы познакомимся с особенностями изображения родной природы в стихах русских поэтов и художников, а также создадим свои работы в разных художественных техниках (рисование цветными карандашами, акварелью, гуашью, пастелью и углем).

Вы посмотрели презентацию с фотографиями родной природы. Ребята, а кто, кроме фотографа, может так же ярко изобразить природу? (Это поэты, писатели, композиторы, художники.)

Учитель литературы. (1 мин.)

- Ребята, сегодня на уроке вы работаете по группам: «Рассвет», «Утро», «День», «Вечер», «Ночь». Предлагаю вам обратиться к стихотворениям русских поэтов, где изображена родная природа в разное время года и суток. У вас на столах лежит раздаточный материал - распечатанные стихотворения Ивана Бунина, Федора Тютчева, Сергея Есенина, Якова Полонского и Афанасия Фета. Предлагаю представителям от каждой группы поочередно прочитать выразительно вслух стихотворения, выданные для работы на уроке.

Чтение стихотворений учащимися. (5 мин.).

- Проанализировать стихотворения вам помогут вопросы, которые представлены как раздаточный материал. (Раздаточный материал находится на столах каждой группы.)

Вопросы для анализа стихотворений:

- О чем рассказывается в стихотворении?

- Какое настроение вызывает это стихотворение?

- Какие художественные средства создают картину природы? Назовите метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения.

- С какой целью автор использует эти средства выразительности?

- Какие краски использует поэт, рисуя картину природы?

Учащиеся работают в группах, находят средства выразительности, которые помогут в дальнейшем изобразить пейзажи в собственных творческих работах.

Анализ стихотворений по вопросам. (8 мин.).

Иван Бунин "Октябрьский рассвет"

Ночь побледнела, и месяц садится

За реку красным серпом.

Сонный туман на лугах серебрится,

Черный камыш отсырел и дымится,

Ветер шуршит камышом.

Тишь на деревне. В часовне лампада

Меркнет, устало горя.

В трепетный сумрак озябшего сада

Льется со степи волнами прохлада...

Медленно рдеет заря.

Федор Тютчев "Декабрьское утро"

На небе месяц - и ночная

Еще не тронулася тень,

Царит себе, не сознавая,

Что вот уж встрепенулся день, -

Что хоть лениво и несмело

Луч возникает за лучом,

А небо так еще всецело

Ночным сияет торжеством.

Но не пройдет двух-трех мгновений,

Ночь испарится над землей,

И в полном блеске проявлений

Вдруг нас охватит мир дневной...

Сергей Есенин "Зима"

Вот уж осень улетела

И примчалася зима.

Как на крыльях, прилетела

Невидимо вдруг она.


Вот морозы затрещали

И сковали все пруды.

И мальчишки закричали

Ей «спасибо» за труды.

Вот появилися узоры

На стеклах дивной красоты.

Все устремили свои взоры,

Глядя на это. С высоты

Снег падает, мелькает, вьется,

Ложится белой пеленой.

Вот солнце в облаках мигает,

И иней на снегу сверкает.

Яков Полонский "По горам две хмурых тучи..."

По горам две хмурых тучи
Знойным вечером блуждали
И на грудь скалы горючей
К ночи медленно сползали.
Но сошлись - не уступили
Той скалы друг другу даром,
И пустыню огласили
Яркой молнии ударом.


Грянул гром - по дебрям влажным
Эхо резко засмеялось,
А скала таким протяжным
Стоном жалобно сказалась,
Так вздохнула, что не смели
Повторить удара тучи
И у ног скалы горючей
Улеглись и обомлели...

Афанасий Фет "Еще майская ночь"

Какая ночь! На всём какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звёзды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь,

И в воздухе за песнью соловьиной

Разносится тревога и любовь.

Берёзы ждут. Их лист полупрозрачный

Застенчиво манит и тешит взор.

Они дрожат. Так деве новобрачной

И радостен и чужд её убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней

Твой лик, о ночь, не мог меня томить!

Опять к тебе иду с невольной песней,

Невольной - и последней, может быть.


Учитель литературы подводит итоги выполненной работы.

- Итак, ребята, проанализировав стихотворения, определив средства выразительности, мы приходим к выводу, что стихи поэтов отображают настроение, чувства, эмоции.

Живопись так же, как и литература является видом искусства, но её задача - создание образной картины жизни другими средствами. Вспомните, что является главным средством создания литературного произведения? (Это слово.) Что же является главным в живописи? (Это цвет.) А в графике? (Это линия.)

Учитель ИЗО.

- Молодцы, правильно. Цветовая гамма для живописца - это примерно то же, что словарный запас для поэта и писателя или семь нот для музыканта.

Поэты прославляют величие родной природы, но и художники не остаются равнодушными перед её красотой.

А теперь обратимся к учебнику. Каждая группа в соответствии со своим названием найдет в тексте учебника методы и средства, которыми пользуется художник, изображая разное время суток. Работаем со страницами 106-108.

Работа с учебником. (См. Учебник изобразительного искусства для 6 класса.)

Обучающиеся читают информацию из учебника. (3 мин.)

Учитель ИЗО.

- Слово предоставляется ученице N, которая расскажет нам о работе художника нашего города Сергея Коршунова над пейзажем «Перекресток», т.к. описания, как работает художник над изображением рассвета, в учебнике нет. (1мин.)

Далее учитель ИЗО предлагает детям разгадать кроссворд (на время). При условии правильного решения должен получиться термин «колорит».

- Прочитайте на стр. 94 учебника определение, что такое колорит. А каким бывает колорит?

(В зависимости от преобладания в нем цветовой гаммы может быть холодным, теплым, светлым, темным и т.п.). И я надеюсь, что знания о колорите пригодятся вам сегодня на уроке. (3 мин.)

Учитель литературы.

- Ребята, вы успешно поработали в первой части урока. Предлагаю вам отдохнуть под музыку «Звуки природы». Закройте глаза, и пусть вам представится что - то прекрасное, необычное, волшебное… (2 мин.)

Учитель ИЗО.

- Итак, мы с вами немного отдохнули. Продолжаем работу. Вы, наверное, уже догадались, что каждая группа будет изображать определенное время суток и применять в рисунке разные художественные материалы. Изображая пейзаж, можно взять за основу описание природы автором, стихотворение которого вы анализировали. Для такой работы у вас все готово. Рисуете вы сегодня на формате А5. После того как закончите работу, необходимо её оформить, приклеив на середину формата А4. По окончании работы прошу каждую группу определить, чей пейзаж будет продемонстрирован учащимся и гостям нашего урока.

Учащиеся приступают к самостоятельной работе. (9 мин.) Звучит музыка.

Подведение итогов творческой работы. (3 мин.)

Учитель ИЗО приглашает по одному ученику от каждой группы к доске. Учащиеся демонстрируют свои композиции. Оформляют выставку работ на классной доске.

Учитель ИЗО читает с доски цитату А.Блока:

Сотри случайные черты-

И ты увидишь: мир прекрасен!

Учитель литературы (под музыку). (2 мин.)

- Сегодня на уроке мы увидели, с какой любовью и мастерством писали русские поэты. Они обладали удивительным даром: даром рисовать словами, так же как художники рисуют карандашом и кистью. Поэзия и живопись - великое чудо, и откроется оно только умному, доброму, чуткому, внимательному. Постарайтесь быть такими же.

Музыка продолжает звучать.

Домашнее задание на выбор.

1.Написать небольшое рассуждение "Пейзажная лирика в живописи и поэзии. Для чего она нужна?"

2.Какие пейзажи русских художников вы любите? Почему вы выбрали именно эти картины? Напишите небольшое рассуждение по заданной теме или создайте презентацию.

3.Какие художники прославляли красоту нашей Родины в различные временные периоды. Составьте краткую хронологическую таблицу. Внесите в нее фамилии наиболее известных живописцев, даты их жизни и названия двух-трех произведений.

Учителя благодарят учащихся за работу на уроке, отмечают наиболее активных, комментируют поставленные оценки.








© 2010-2022