Конспект урока по теме Имя числительное

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

- 1 -

Максимова О. Н.

Ребята! Вас сегодня ожидает не совсем обычный урок. Он соединяет в себе два предмета - русский язык и математику. (по-научному его называют интегрированным или бинарным)

Тема сегодняшнего урока : Имя числительное.

Вы спросите: «А при чем же тут математика?» Вот на этот вопрос и еще на многие другие нам и предстоит ответить в течении урока.

И, в дополнении ко всему сказанному, я хочу, чтобы вы обратили внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку:

Как обойтись бы без числа

Наука точная могла?

Расчет во всяком деле нужен,

Ты и с числительным будь дружен.

Математика и русский язык могут дополнять друг друга.

Итак, сегодня на уроке вы узнаете:

- еще одну часть речи - Имя числительное;

- научитесь различать числительное, число и слова со значением числа;

- научитесь правильно записывать и произносить числительные;

- увидите взаимосвязь двух наук - русского языка и математики.

Работать вы будете поочередно в двух тетрадях: по математике и по русскому языку.

- 2 -

Начнем мы с математики. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему «Числа». Очень часто на уроках

математики я прошу перевести вас с русского языка на язык математики. Например, «от перемены мест слагаемых, значение суммы не изменяется» на языке математики выглядит так: a+b = b+a. Или когда мы записываем условие задачи, которая решается уравнением.

В отличии от русского языка - естественного языка, с помощью которого люди выражают свои мысли, чувства, обмениваются информацией, математический язык - это язык чисел и переменных, но он неразрывно связан с русским языком.

ЗАДАНИЕ № 1 (1)

После выполнения задания идет проверка и выставление за нее оценок.

Давайте внимательно посмотрим на эти два столбика:

- в правом мы видим что? (числа)

- в левом? (числа, записанные словами)

Интересно, какой же частью речи они являются?

- 3 -

Жиляева И. В.

- Откройте тетради по русскому языку и запишите число.

- Как записали число? (словами)

- А как записали в тетрадях по математике? (цифрами)

- Что обозначают в обоих случаях записи? (число)

Одним из домашних заданий было посмотреть в толковом словаре значение слова ЧИСЛО

(зачитываются ответы учащихся)

- А что здесь можно заметить?

Таким образом, Что мы замечаем?

Что слово ЧИСЛО имеет два значения: математическое и грамматическое.

Проведем МОРФЕМНЫЙ РАЗБОР слова число.

Перечислить(глагол), числовое значение (прилаг.), численность (сущ.), числитель (сущ.), вычислительная (пилаг.)

- Как определить, какой частью речи являются данные слова? (поставить вопрос к ним)

Возвратимся к заданию. Какой вопрос мы можем поставить к выделенным словам? (сколько?)

- Какого их грамматическое значение? (это-значение слова).

В русском языке такие слова называются числительными.

- 5 -

- Перед вами таблица. Давайте попробуем дать определение числительного, заполнив 3-ю колонку таблицы.

- Поможет заполнить эту таблицу ЗАДАНИЕ № 2.

Запишите ответы на вопросы сначала словами, затем - числами. Каждый ответ с новой строчки. Числа можно записывать в скобках. Если не знаете ответа на вопрос, то оставляйте строчку пустой.

Идет проверка задания, выставление оценок.

- Какая часть речи помогла записать нам ответы? (имя числительное)

- На какой вопрос отвечают эти числительные? (сколько?)

- Что они обозначают? (количество)

Такие числительные называются количественными.

- Посмотрите еще раз на запись сегодняшнего числа. Найдите в ней числительное (21-е)

- На какой вопрос оно отвечает? (какое?)

- Что оно обозначает? (порядок при счете)

Такие числительные называются порядковыми.

Подробнее с разрядами числительных вы познакомитесь на следующих уроках.

Идет заполнение таблицы.

Сравните свое определение с определением из учебника. Запишите его в тетрадь для правил.

- 6 -

3.Первичное закрепление:

ЗАДАНИЕ № 1 (устно)


  • Прочитайте текс на доске.

  • Определите, какими частями речи являются выделенные слова?

  • Что общего в выделенных словах? (значение числа)

ВЫВОД: числовое значение могут иметь кроме числительных и другие части речи. Числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи - нет.


Максимова О. Н.

ЗАДАНИЕ № 2. «отгадай кроссворд»

Конспект урока по теме Имя числительное.

Листочки с кроссвордами - в тетрадь по математике.

В тетрадях по русскому - выпишите эти слова и подчеркните орфограммы.

В каких еще числительных есть удвоенное согласное?

МИЛЛИАРД, ОДИННАДЦАТЬ.

- 7 -

Жиляева И. В.

ЗАДАНИЕ № 3: (работа с текстом)

В середине семнадцатого века население земного шара

составляло всего лишь 545 миллионов человек. Ровно через

сто лет оно увеличилось до 725 миллионов. Еще через столетие

население Земли перевалило через миллиард и стало равняться

1 миллиарду 171 миллиону человек. В середине двадцатого века

оно достигло 2 миллиардов 517 миллионов. По прогнозам ученых к

2003 году население Земли достигнет 6 миллиардов.

Как правильно прочитать выделенные числительные? С помощью чего они записаны? (с помощью чисел)

- Для чего необходимо правильно поизносить слова-числа? (чтобы речь была красивой и грамотной)

- Найдите в этом тексте еще слова со значением числа, которые являются числительными и запишите их в тетрадь. Определите какими они являются: количественными или порядковыми. (запись в два столбика)

- Какое число в тексте имеет значение числа , но не является числительным? (столетие)

- Какой частью речи оно является? (сущ.)

- 8 -

Максимова О.Н.

Заключение. Итоги урока.

- С какой частью речи вы сегодня познакомились?

- На какие вопросы отвечает числительное?

- Что оно обозначает?

- Чем различаются записи числа и числительного?

- Для чего используется числительное в речи?

- Доказали ли мы правоту слов, которые содержатся в эпиграфе?

Домашнее задание:

- составить ребусы с числительными,

- стихотворение,

- составить рассказ (сказку) про числительные.


© 2010-2022