Сценарий урока Условное наклонение глагола (6 класс)

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сценарий урока русского языка в 6 классе

(см. презентацию к уроку на сайте

infourok.ru/prezentaciya-po-russkomu-yaziku-uslovnoe-naklonenie-glagola-klass-774756.html )

ТЕМА: Условное наклонение глагола

Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Мотивация.

Не бойся, что не знаешь, бойся, что не учишься. (Китайская пословица)

- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? К чему призывает эта пословица? И мы сегодня на уроке будем познавать новое, будем добывать новое знание. А поможет нам повторение.

  1. Актуализация знаний. Фронтальная беседа.

-Какую часть речи мы изучаем? Дайте определение.

-Какие постоянные признаки имеет глагол?

-Как изменяется глагол?

-С каким наклонением мы познакомились вчера? Расскажите о нём.

4. Пробное действие.

-Выразительно прочитайте текст.

-Найдите в нём глаголы, определите наклонение.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

5. Фиксация затруднения. Причина затруднения.

- Возникли ли у вас затруднения?

-Поднимите руку, если вы определили наклонение у всех глаголов.

- А у кого возникли затруднения?

-Давайте определим причину затруднения.

- Прочитайте глаголы, обозначающие действия, которые происходили или происходят в реальности. Остальные глаголы обозначают действия, которых не было, значит, они употреблены не в изъявительном наклонении.

- При каком условии эти действия могли бы произойти на самом деле, стать реальностью? (если бы садовник был волшебником)

- Сегодня мы и познакомимся с условным наклонением. Давайте сформулируем цели нашей деятельности.

6.Формулировка цели деятельности:

-познакомиться с условным наклонением,

-узнать, как оно образуется,

-узнать, как оно изменяется,

-научиться использовать в речи глаголы условного наклонения;

-познакомиться с орфограммами в глаголах условного наклонения.

7. Открытие нового знания.

1) Работа с диалогом (стр. 117)

-Прочитайте выразительно диалог.

- Представьте себе, что и в ваши руки попала волшебная палочка. А что сделали бы вы?

- Ребята, а когда (при каком условии) эти желания могли бы осуществиться?

- Таким образом, перед нами глаголы, обозначающие действия, которые могут произойти только при определённых условиях, т.е. глаголы в условном наклонении.

Вновь обратимся к диалогу.

- Обратите внимание на подчёркнутые глаголы.

- Чем похожи, на ваш взгляд, эти глаголы с точки зрения их строения?

(суффикс Л, частица БЫ)

- Можете ли вы сделать вывод об образовании формы условного наклонения?

-Действительно, глаголы, стоящие в условном наклонении, позаимствовали у глаголов изъявительного наклонения форму прошедшего времени, поэтому мы и видим у них суффикс Л, да ещё добавили частицу БЫ.

2) Работа со стихотворением.

Ах, как были б мы довольны,

Как прекрасна была бы жизнь,

Если б все на планете войны

На футбольных полях велись! (Ю. Друнина)

-Как понимаете это стихотворение?

-Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их вместе с частицей.

-Какой вариант частицы бы вы встретили?

-Понаблюдайте, где стоит частица, сделайте вывод.

-Как пишется частица бы с глаголом? Сделайте вывод.

- Теперь наша задача выяснить, как изменяются глаголы в условном наклонении. Опираясь на материал стихотворения, сделайте вывод.

8.Фиксация нового знания.

Попробуйте теперь свои выводы изобразить графически (в виде схемы). Работаем в парах.

Условное наклонение=

глагол в форме прошедшего времени + частица бы (б)

Он увидел бы тебя.

Он бы сильно ударился.

9. Закрепление.

Задание 1.

Образуйте форму условного наклонения данных глаголов:

1 вариант - сеять, зависеть

2 вариант - реять, ненавидеть

3 вариант - клеить, обидеть

Проверка по эталону.

Задание 2. Работа со стихотворением.

-Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Петя мечтает».

Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!

Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок...

-Выпишите глаголы в условном наклонении, укажите, как они образованы, в скобках запишите н.ф.

Проверка по эталону.

Музыкальная пауза (Песня «Если б не было школ…»)

Задание 3. Самостоятельная работа.

-Прочитайте стихотворение.

-Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их.

- Укажите, как они образованы.


Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл!
До того б человек докатился:
В дикаря бы опять превратился.

Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе!

Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Весь лохматый и в шкуре звериной,
Он являлся бы в гости... с дубиной!

Задание 4. «Цветик-семицветик»

-Помните ли вы, ребята, сказку про цветик-семицветик, который мог выполнить 7 самых заветных желаний. Представим, что такой цветок попал в наши руки.

- Какое бы самое заветное желание, касающееся всех людей на планете, написали бы вы?

Я раздам вам лепестки по 1 на парту, а вы запишите это самое желание, используя при этом глаголы условного наклонения (Мы бы…).

-Вот он перед нами этот чудесный цветок исполнения желаний, и хочется верить, что рано или поздно эти желания осуществятся, и мир вокруг нас станет лучше.

Задание 5.(Дополнительное) Соберите пословицы, которые рассыпались.
Знал бы, где упадешь, - соломки бы подстелил.
Были бы руки, а молотило дадут (найдем).
Шел бы воевать, да лень сабли вынимать.
Были бы хлеб да одёжа, так и ел бы лежа.

10. Рефлексия.

-Что мы сегодня узнали нового?

- Что обозначает глагол в условном наклонении?

- Как образуются глаголы условного наклонения?

- Как изменяются глаголы в условном наклонении?

-Довольны ли вы своей работой?

-Усвоен ли вами новый материал? (Отвечая на следующие вопросы, уч-ся поднимают руки). Можете ли вы найти в предложении глаголы в условном наклонении? Можете ли вы сами образовать повелительное наклонение? Знаете ли вы, как образуется повелительное наклонение? А как изменяется? Были ли затруднения?

-Давайте оценим работу ребят на уроке.

11. Домашнее задание.

На выбор:

  1. Упр.545

  2. Упр.547(творч.)


Рабочий лист ученика 6 к-1 класса

Задание №1.

-Выразительно прочитайте текст.

-Найдите в нём глаголы, подчеркните их, определите наклонение.

В одном городе проживал старенький садовник. Выращивал он чудесный сад, в котором цвели прекрасные цветы, дарили прохладу тенистые деревья и радовали глаз зелёные газоны. С самого утра и до позднего вечера старичок в своём саду сажает, полет, поливает.

Если бы садовник умел творить чудеса, он непременно вырастил бы такой чудесный цветок, который исцелил бы всех больных и сделал бы счастливыми тех, кто несчастен…

Задание №2.

Ах, как были б мы довольны,

Как прекрасна была бы жизнь,

Если б все на планете войны

На футбольных полях велись! (Ю. Друнина)

-Как понимаете это стихотворение?

-Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их вместе с частицей.

-Какой вариант частицы бы вы встретили?

-Понаблюдайте, где стоит частица, сделайте вывод.

-Как пишется частица бы с глаголом? Сделайте вывод.

- Выясните, как изменяются глаголы в условном наклонении, сделайте вывод.

Задание №3.

Свои знания об условном наклонении отобразите в схеме.



Задание №4. Образуйте форму условного наклонения от данных глаголов (по вариантам)

Задание №5.

Если б мыло
Приходило
По утрам ко мне в кровать
И само меня бы мыло -
Хорошо бы это было!

Если б, скажем,
Мне
Волшебник
Подарил такой учебник,
Чтобы он бы
Сам бы
Мог
Отвечать любой урок...

-Выпишите глаголы в условном наклонении, укажите, как они образованы, в скобках запишите н.ф.

Задание №6. Самостоятельная работа.

-Прочитайте стихотворение.

-Найдите глаголы в условном наклонении, подчеркните их.

- Укажите, как они образованы.


Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл!
До того б человек докатился:
В дикаря бы опять превратился.
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Ел руками бы мясо сырое
И на первое, и на второе!
Если б не было школ,
До чего человек бы дошёл:
Весь лохматый и в шкуре звериной,
Он являлся бы в гости... с дубиной!

Задание №7.(Дополнительное) Соберите пословицы, которые рассыпались. Соедини стрелками части пословиц.


Знал бы, где упадешь, а молотило дадут (найдем).
Шел бы воевать, - соломки бы подстелил.
Были бы руки, так и ел бы лежа.
Были бы хлеб да одёжа, да лень сабли вынимать.



© 2010-2022