- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Доклад Формирование коммуникативное компетенции у учащихся на уроках русского языка и литературы
Доклад Формирование коммуникативное компетенции у учащихся на уроках русского языка и литературы
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Глебова И.В. |
Дата | 14.10.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Выступление на районном семинаре учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы.
Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу с вами поделиться опытом (хотя и небольшим) своей работы по формированию коммуникативной компетенции у учащихся на уроках русского языка и литературы.
Готовясь к сегодняшнему выступлению, я прочла замечательные слова великого французского писателя и поэта, философа Вольтера.
Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями,
но отдам жизнь за то ,чтобы вы могли их
свободно высказать. (Вольтер).
Мне кажется, мы - учителя, должны следовать словам Вольтера и отдавать все свои силы, весь свой педагогический опыт на то, чтобы наши дети могли свободно высказывать свои мысли.
Ученик имеет право на собственное мнение. И наша с вами задача - научить ребенка грамотно и смело высказывать и аргументировать его.
Опираясь на свой двадцатилетний опыт, с сожалением могу отметить снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные вывод или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.
Еще одной особенностью становится использование сокращений, принятый в среде подростков при общении в ICQ, ВКонтакте и прочих. Слова «чо» вместо «что», «юзать» вместо «использовать» прочно вошли в повседневную речь детей.
Формирование коммуникативной компетенции - процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.
Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.
В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология "критического мышления", интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.
Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе - школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.
Многие из этих форм и методов я использую на своих уроках.
На первом уроке в 5 классе «Русский язык- национальный язык русского народа» я использовала приём технологии развития критического мышления «Верные и неверные утверждения». Учащимся надо было заполнить таблицу и аргументировать свой ответ.
Утверждение
Да, нет
Доказательство своей точки зрения
-
Можно любить свою родину, но не знать родной язык.
-
Русский язык нужно знать только для того, чтобы в глазах окружающих людей казаться грамотным человеком.
-
Язык - это жизнь народа.
-
Русский язык необыкновенно богат и выразителен.
Для ребят такой вид работы был в новинку. Во второй столбик ответы вписали все, а вот письменная аргументация своей точки зрения у учащихся вызвала затруднение. Хотя устные ответы у детей прозвучали.
Затем учащиеся работали в группах по 4 человека.
Дети должны были прочитать текст, подумать, о чём рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к трём утверждениям, опираясь на изученную информацию.
Ребята очень активно работали в группах, выступали перед друг другом, сопоставляли собственную позицию с точкой зрения одноклассников.
При изучении темы «Тема, основная мысль текста» в 5 классе я прочла учащимся стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить»
Что нельзя купить?
Владимир Орлов
Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.
Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.
Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.
Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.
Детям было дано задание: определить основную мысль и ответить на вопрос «Что ещё нельзя купить за деньги?»
Работа в паре.
На ваших столах тексты. Прочтите.
Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил - привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах - еще крепче веревку натянул.
- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом?
- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.
Урок развития речи «Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».
На этом уроке использовались такие виды работы:
-
Словарная работа. (Учащиеся работали в группах, им необходимо было найти в толковом словаре и записать значение слов ДРУГ и ДРУЖБА).
-
Подбор синонимов
Мальчик , герой картины, хозяин собаки, он
Собака, пёс, четвероногий друг, животное, он, она
Глаголы: картина написана, на картине изображено, передано, показано, расположено, включено
При изучении прямой речи я использовала ещё один вид работы. Учащимся были даны тексты, которые необходимо было восстановить, вставив в них нужные слова. Ребята знакомились с теоретическим материалом, а затем ,посовещавшись в парах, вписывали нужные слова.
На уроках литературы при знакомстве с рассказом Саши Чёрного «Кавказский пленник» я использовала такие приёмы как «мозговой штурм», «чтение с остановками», «синквейн».
Мои принципы работы на уроках
русского языка и литературы
-
Перед началом объяснения новой темы я показываю детям практическую ценность получаемых знаний (как конкретно они пригодятся в жизни).
-
При объяснении материала я стараюсь придерживаться нейтральной позиции, излагая только факты, чтобы не влиять на мнение учащихся.
-
Нет неправильного мнения, есть неаргументированное.
-
Каждый ученик имеет право ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает.
5. Особое место в работе с детьми занимают те приемы, в которых ученики проявляют наибольшую активность.
-
Знания не даются детям готовым блоком. К некоторым выводам учеников я подвожу постепенно, с помощью вопросов.
-
Кроме оценок, есть еще и другие формы поощрения учеников, например, различные виды похвалы.