Доклад Формирование коммуникативное компетенции у учащихся на уроках русского языка и литературы

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Выступление на районном семинаре учителей начальных классов и учителей русского языка и литературы.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я хочу с вами поделиться опытом (хотя и небольшим) своей работы по формированию коммуникативной компетенции у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Готовясь к сегодняшнему выступлению, я прочла замечательные слова великого французского писателя и поэта, философа Вольтера.

Я никогда не соглашусь с вашими убеждениями,
но отдам жизнь за то ,чтобы вы могли их
свободно высказать. (Вольтер).

Мне кажется, мы - учителя, должны следовать словам Вольтера и отдавать все свои силы, весь свой педагогический опыт на то, чтобы наши дети могли свободно высказывать свои мысли.

Ученик имеет право на собственное мнение. И наша с вами задача - научить ребенка грамотно и смело высказывать и аргументировать его.

Опираясь на свой двадцатилетний опыт, с сожалением могу отметить снижение уровня индивидуального словарного запаса старшеклассников. Подростки не умеют аргументировать свои выступления, делать обобщенные вывод или просто свободно и произвольно общаться друг с другом. Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, то есть примитивными невербальными способами общения, затрудняются в создании самостоятельных, связных, обобщенных устных и письменных высказываний.

Еще одной особенностью становится использование сокращений, принятый в среде подростков при общении в ICQ, ВКонтакте и прочих. Слова «чо» вместо «что», «юзать» вместо «использовать» прочно вошли в повседневную речь детей.

Формирование коммуникативной компетенции - процесс длительный и достаточно сложный. Главная роль отводится урокам русского языка. Особую сложность в преподавании русского языка представляет соотнесение предметного курса и реального речевого опыта школьника, процесс приобретения знаний о языке и процесс овладения языком.

Пути реализации коммуникативной компетенции учащихся состоят в том, что формы, методы и приемы работы направлены на то, чтобы содержание учебного материала было источником для самостоятельного поиска решения проблемы.

В этом плане использование инновационных педагогических технологий играет большую роль. Исследовательский метод, дискуссии, мозговой штурм, технология "критического мышления", интерактивные, групповые формы и методы, коллективный способ обучения. Данные технологии развивают творческую активность, формируют мыслительную деятельность, учат школьников отстаивать свою точку зрения, помогают добиться глубокого понимания материала.

Работа в парах, в группах сменного состава позволяет решить и задачи воспитания: желание и умение сотрудничать в группах с одноклассниками. Главное в работе - школьники свободно говорят, спорят, отстаивают свою точку зрения, ищут пути решения проблемы, а не ждут готовых ответов.

Многие из этих форм и методов я использую на своих уроках.

На первом уроке в 5 классе «Русский язык- национальный язык русского народа» я использовала приём технологии развития критического мышления «Верные и неверные утверждения». Учащимся надо было заполнить таблицу и аргументировать свой ответ.

Утверждение

Да, нет

Доказательство своей точки зрения

  1. Можно любить свою родину, но не знать родной язык.


  1. Русский язык нужно знать только для того, чтобы в глазах окружающих людей казаться грамотным человеком.


  1. Язык - это жизнь народа.


  1. Русский язык необыкновенно богат и выразителен.

Для ребят такой вид работы был в новинку. Во второй столбик ответы вписали все, а вот письменная аргументация своей точки зрения у учащихся вызвала затруднение. Хотя устные ответы у детей прозвучали.

Затем учащиеся работали в группах по 4 человека.

Дети должны были прочитать текст, подумать, о чём рассказывается в каждой части текста, затем привести доказательства к трём утверждениям, опираясь на изученную информацию.

Ребята очень активно работали в группах, выступали перед друг другом, сопоставляли собственную позицию с точкой зрения одноклассников.

При изучении темы «Тема, основная мысль текста» в 5 классе я прочла учащимся стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить»

Что нельзя купить?

Владимир Орлов

Я с утра брожу босой,
Весь обрызганный росой,
С птицей, возле тополька,
Воду пью из родника.

Где-то дома, у метро,
Пепси-кола и ситро,
Карусели, зоосад,
Всюду вывески висят.

Если деньги накопить,
Можно многое купить,
Дом, одежду и завод,
Самолет и пароход.

Но нельзя купить росу,
Птичье пение в лесу.
И не спрятать в кошелек
Родничок и тополек.

Детям было дано задание: определить основную мысль и ответить на вопрос «Что ещё нельзя купить за деньги?»


Работа в паре.

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил - привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах - еще крепче веревку натянул.

- Докажите, что прочитанное можно назвать текстом?

- Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

Урок развития речи «Сочинение по картине Е.Широкова «Друзья».

На этом уроке использовались такие виды работы:

  1. Словарная работа. (Учащиеся работали в группах, им необходимо было найти в толковом словаре и записать значение слов ДРУГ и ДРУЖБА).

  2. Подбор синонимов

Мальчик , герой картины, хозяин собаки, он

Собака, пёс, четвероногий друг, животное, он, она

Глаголы: картина написана, на картине изображено, передано, показано, расположено, включено

При изучении прямой речи я использовала ещё один вид работы. Учащимся были даны тексты, которые необходимо было восстановить, вставив в них нужные слова. Ребята знакомились с теоретическим материалом, а затем ,посовещавшись в парах, вписывали нужные слова.

На уроках литературы при знакомстве с рассказом Саши Чёрного «Кавказский пленник» я использовала такие приёмы как «мозговой штурм», «чтение с остановками», «синквейн».

Мои принципы работы на уроках

русского языка и литературы



  1. Перед началом объяснения новой темы я показываю детям практическую ценность получаемых знаний (как конкретно они пригодятся в жизни).

  2. При объяснении материала я стараюсь придерживаться нейтральной позиции, излагая только факты, чтобы не влиять на мнение учащихся.

  3. Нет неправильного мнения, есть неаргументированное.

  4. Каждый ученик имеет право ошибаться. Не ошибается тот, кто ничего не делает.

5. Особое место в работе с детьми занимают те приемы, в которых ученики проявляют наибольшую активность.

  1. Знания не даются детям готовым блоком. К некоторым выводам учеников я подвожу постепенно, с помощью вопросов.

  2. Кроме оценок, есть еще и другие формы поощрения учеников, например, различные виды похвалы.


© 2010-2022