Басня И. А. Крылова Осёл и Соловей: конспект урока чтения для учащихся с ОВЗ, 8 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 8 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

С(К)ОШ № 61 г. Казани









Басня И. А. Крылова «Осёл и Соловей»:

урок чтения в 8 классе

для дефектологов - слушателей курсов СГПИ РТ






Учитель русского языка высшей

квалификационной категории

Судеркина А. Ю.


Басня И. А. Крылова Осёл и Соловей: конспект урока чтения для учащихся с ОВЗ ,8 класс





- 1 -

Тема урока: «Басня И. А. Крылова «Осёл и Соловей»


Цели: 1) Обеспечить полноценное восприятие басни И. А. Крылова и орга-низовать деятельность учащихся по её изучению;

2) Обогащать словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, память, воображение в процессе работы над произведением;

3) Формировать умение выражать своё отношение к поступкам героев,
давать нравственную оценку высокомерию. глупости как человеческим качествам


Оборудование: Портрет И. А. Крылова, ИД, презентация, мультфильм, цветные иллюстрации, словарь, учебники, карточки с заданиями, книги И. А. Кры-

лова, рисунки уч-ся, цветные мелки


План:

  1. Организация урока. Упражнение на внимание.

  2. Индивидуальная работа по карточкам на совершенствование техники

чтения. Предлагаются задания: зачеркнуть лишнюю букву в слове;

найти лишние слоги; подчеркнуть однокоренные слова.

  1. Проверка домашнего задания. Чтение басни по ролям

- Какие исторические события отразил автор в басне?

- Кого видел Крылов в образе Волка? Ловчего?

- Какие обещания давал Волк. Чтобы выжить?

- Почему ему не поверили?

  1. Переход к новой теме урока. Краткая беседа о И. А. Крылове - великом русском баснописце. За свою жизнь он написал около 200 басен. Родился в небогатой семье офицера. После смерти отца Иван Крылов устроился на работу, хотя ему было всего 10 лет. Басни Крылов начал писать с 37 лет. В реальной жизни Крылов встречался с человеческими пороками: скупостью, лживостью, невежеством, хвастовством, лицемерием. Так он приходит к выводу, что искоренить людские пороки можно через их осмеяние Басни его не стареют, потому что помогают людям увидеть в себе недостатки и подсказывают, как можно от них избавиться. Басни перевели на 50 языков.

  2. Сообщение темы урока. Познакомиться с новой басней Крылова - значит стать умнее, узнать что - то новое и важное о себе и людях.

  3. Поводом к созданию басни послужил случай из жизни Крылова: "Какой-то вельможа (по словам одних, гр. Разумовский, по другим, кн. А.Н. Голицын), может быть, следуя примеру имп. Марии Федоровны, покровительствовавшей поэту, а может быть, искренно желая свести с ним знакомство, пригласил его к себе и просил прочитать две-три басни-басенки. Крылов артистически прочитал несколько басен, в том числе одну, заимствованную у Лафонтена. Вельможа выслушал его благосклонно и глубокомысленно сказал: "Это хорошо, но почему вы

- 2 -

не переводите так, как Ив. Ив. Дмитриев?" - "Не умею", - скромно отвечал поэт. Тем разговор и закончился. Возвратясь домой, задетый за живое баснописец вылил свою желчь в басне "Осел и Соловей". После публикации басни Крылова стали называть "Соловьем". Это прозвание вошло в литературу.


  1. Словарная работа. Объяснение, уточнение слов и выражений из басни:

    1. объяснение слова басня, нахождение корня

В древности мудрецы придумали, как, не причинив человеку обиды, сказать правду ему в глаза. Герои басни - звери, птицы, но мы понимаем, что речь идёт о людях

Мораль - это поучительный вывод из основного повествования,

который даётся в начале или в конце басни.(по словарю)

2) Послушай-ка, дружище! При всей современности этого выражения в разговорной речи оно не употребляется (представьте себе мужчину 40-60 лет: он такого никогда не произнесет!). Как ни странно, подобное обращение может прозвучать в переводе американского детектива - по-видимому, как эквивалент англ. fellow. В разговоре крыловскому дружище соответствует друг, может быть, даже мужик. Я бы назвала такое словоупотребление стилистическим архаизмом.

Сказывают. Устаревшее слово. Ему соответствует современное говорят.

Великий мастерище. Неясно, существовало ли слово мастерище в прошлом. Мы бы сказалибольшой мастер. Слово великий воспринимается как стилистически высокое (великий музыкант)или ироничное (великий комбинатор).

Хотел бы очень я сам посудить… Мы говорим: судите (или посудите) сами - но по отношению к самому себе это выражение сейчас не употребляется.

Велико ль подлинно твое уменье? Слово подлинно в данном значении устарело и не употребляется. Ему соответствует современное действительно. Необычен и вопросительный знак в конце изъяснительного придаточного предложения.

Являть свое искусство. В современном языке используется выражение показывать свое искусство; являть может встретиться только в стилистически возвышенном контексте.



- 3 -

Засвистал на тысячу ладов. Это выражение сейчас малоупотребительно. Его можно увидеть в художественном или публицистическом тексте, но из разговорной речи оно ушло.

Отдавался. Это слово в данном значении устарело и не употребляется. Мы говорим: Вода немного отдавала тиной или Вдалеке раздавалось эхо.

Внимать. Слово воспринимается как возвышенное. Соответствующий фрагмент явно был возвышенным и в эпоху Крылова: об этом говорит упоминание богини Авроры; он пародирует пастораль.

Чуть-чуть. Сейчас у этого выражения несколько изменилась сочетаемость: в басне чуть-чуть дыша означает «очень тихо, стараясь не дышать»; сейчас так не говорят, хотя можно сказатьчуть-чуть подталкивая («немного подталкивая»).

Скончал певец. Глагол скончать - архаизм; ему соответствует современное закончить.

Уставясь, услыша. Сейчас эти формы деепричастий не употребляются - им соответствуютуставившись, услышав (грамматический архаизм).

Изрядно. Данное значение («хорошо, здорово») устарело.

Сказать неложно. Слово неложно не употребляется. Этому выражению соответствуют нашиправда сказать, и вправду.

Боле. Грамматический архаизм - ср. больше.


  1. Просмотр мультфильма «Осёл и Соловей». Назвать героев басни.

  2. Чтение текста басни учителем. Обратить внимание уч-ся на непонятные слова. Объяснение слов, замена их современными синонимами.

Являть своё искусство

внимало всё тогда

изрядно

сказать несложно

боле навострился


  1. Речевая разминка


10. Чтение текста уч-ся

11. Беседа по вопросам:

- 4 -

1. С какой просьбой обратился Осёл к соловью?

2. Как описывает Крылов пение Соловья?

3. Как слушали пение Соловья все в округе?

4. Какова была реакция Осла на пение Соловья?

5. Что сделал Соловей. Услышав приговор Осла?

6. Какова мораль басни?

7. Каких судей имел в виду Кылов?

12. Чтение басни учащимися. Прочитайте эту басню выразительно.

13. Подведение итогов работы над басней.

Найдите мораль басни. О чём предупреждает своих читателей Крылов? О чём он советует помнить постоянно? Какие пороки людей осуждаются Басня «Осёл и Соловей» - комическое изображение невежественного судьи, глухого к произведениям истинного искусства.


14. Объяснение домашнего задания: Выразительное чтение басни.

Нарисовать понравившийся эпизод.



Басня И. А. Крылова Осёл и Соловей: конспект урока чтения для учащихся с ОВЗ ,8 класс

Басня И. А. Крылова Осёл и Соловей: конспект урока чтения для учащихся с ОВЗ ,8 класс






© 2010-2022