Материал для подготовки к ЕГЭ «Несколько шагов к успеху или «проще не бывает»»

"Выдержка из материала: Сочинение на ЕГЭ по русскому языку считается трудной частью экзамена. 23 балла — хороший шанс добрать баллы для той категории учащихся, которые «случайно пришли в 10 класс». Таких учеников бывает достаточное количество, особенно в маленькой провинциальной школе. "Задача учителя — продумать все этапы подготовки к экзамену до мелочей. Если учесть, что речь идет о преодолении минимального порога. На сегодняшний момент — 17 (36) баллов. Предлагаю несколько шагов по подгото...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Сочинение на ЕГЭ по русскому языку считается трудной частью экзамена. 23 балла - хороший шанс добрать баллы для той категории учащихся, которые «случайно пришли в 10 класс». Таких учеников бывает достаточное количество, особенно в маленькой провинциальной школе. Задача учителя - продумать все этапы подготовки к экзамену до мелочей. Если учесть, что речь идет о преодолении минимального порога. На сегодняшний момент - 17 (36) баллов. Предлагаю несколько шагов по подготовке к написанию части С. Технология действует: проверено!

Этапы написания части С

1 этап (10 класс)

Шаг 1

Предлагаю текст (прочтение вслух, самостоятельно)

Шаг 2

Выявляем основную мысль, формулируем проблему (чего?)

Шаг 3

Рассматриваем готовый план

Шаг 4

Подбираем аргументы

Шаг 5

Пишем совместно сочинение по плану

2 этап (10, 11 класс)

Шаг 7

Обсуждаем и формулируем категории проблем (предлагаю 12 текстов в 10 классе и 36 текстов в 11 классе)

Шаг 8

Записываем аргументы по итогам прочитанных произведений и жизненных наблюдений (читательский и жизненный опыт)

Шаг 9

Готовим собственные клише

Шаг 10

Самостоятельная работа над сочинением

3 этап (11 класс)

Шаг 11

Отработка навыка (домашнее сочинение по тексту еженедельно)



План сочинения

1.Введение:

Одной из самых волнующих загадок, которые всегда тревожили человеческую мысль, был вопрос, связанный с темой о ------------------. Что такое---------------? На мой взгляд, сложно сразу же подобрать правильный ответ.

2.Постановка проблемы:

Передо мной текст -------------------------, в котором затронута проблема (чего?)----------------------------------. 3.Комментарий к проблеме:

Данная проблема остается актуальной и злободневной в настоящее время. Не случайно она обсуждается в средствах массовой информации,на телевидении... затрагивается исследователями и учеными...(поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги)

4.Позиция автора:

(ФИО) раскрывает эту проблему на примерах -------------------- (краткий пересказ). Из повествования четко прослеживается авторская позиция. Он считает, что --------. 5.Моя позиция:

Невозможно не согласиться с мнением автора. Безусловно, ---------. Подтверждением тому является художественная литература и наш богатый опыт.

6.Аргумент-1:

В качестве первого агрумента вспоминается произведение ----------. Здесь также мы можем проследить на примерах ---------.

(вывод)

7.Аргумент-2: (Допустим аргумент из жизненных наблюдений)

Вторым агрументом может послужить ----------, где главный герой --------

(вывод)

8.Заключение:

В заключение хотелось бы сказать, что предложенный текст побудил меня еще раз задуматься о проблеме (чего). Несомненно, … Полагаю, каждому из нас следует задуматься о том, как...


Подбор аргументов


Читательский опыт

Художественная литература

Публицистическая литература

Научная, научно-популярная литература


Жизненный опыт

Факты из жизни окружающих

Личные наблюдения

Исторический опыт


Сочинение-рассуждение (образец)


Текст

(1)На задворках нашего села стояло на сваях длинное помещение из досок. (2)Я первый раз в жизни здесь услышал музыку- скрипку. (3)На ней играл Вася-поляк. (4)О чём же рассказывала мне музыка? (5)О чём-то очень большом, (6)На что же это жаловалась она, на кого гневалась? (7)Тревожно и горько мне, (8)Хочется заплакать, оттого что мне жалко самого себя, жалко тех, что спят непробудным сном на кладбище!

(9)Вася, не переставая играть, говорил: «(10)Эту музыку написал человек, которого лишили самого дорогого. (11)Если у человека нет матери, нет отца, не есть родина, он ещё не сирота. (12)Всё проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от ран, - но никогда не проходит и не гаснет тоска по родине. (13)Эту музыку написал мой земляк Огинский. (14)Написал на границе, прощаясь с родиной. (15)Он посылал ей последний привет. (16)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь к родной земле, которую никто не может отнять, жива до сих пор».

(17)«Спасибо вам, дяденька», - прошептал я. (18)«3а что, мальчик?» -(19)«3а то, что я не сирота». (20)Восторженными слезами благодарил я Васю, этот мир ночной, спящее село, а также спящий за ним лес. (21)В эти минуты не было для меня зла. (22)Мир был добр и одинок так же, как я. (23)Во мне звучала музыка о неистребимой любви к родине. (24)А Енисей, не спящий даже ночью, молчаливое село за моей спиной, кузнечик, из последних сил работающий наперекор осени в крапиве, вроде он один во всём мире, трава, отлитая как будто из металла,- это и была моя родина.

(25)...Прошло много лет. (26)И вот однажды в конце войны я стоял возле пушек в разрушенном польском городе. (27)Кругом пахло гарью, пылью. (28)1 вдруг в доме, стоящем через улицу от меня, раздались звуки органа. (29)Эта музыка разбередила воспоминания. (30)Когда-то мне хотелось умереть от непонятной печали и восторга после того, как я послушал полонез Огинского, (31)Но теперь та же музыка, которую я слушал в детстве, преломилась во мне и закаменела, особенно та её часть, от которой я плакал когда-то. (32)Музыка так же, как и в ту далёкую ночь, хватала за горло, но не выжимала слёз, не прорастала жалостью. (33)Она звала куда-то, заставляла что-нибудь делать, чтобы потухли эти пожары, чтобы люди не ютились в горящих развалинах, чтобы небо не подбрасывало взрывами. (34)Музыка властвовала над оцепеневшим от горя городом, та самая музыка, которую, как вздох своей земли, хранил в сердце человек, никогда не видавший родины и всю жизнь тосковавший о ней. (По В. Астафьеву)


Сочинение

1.Вступление «Музыка - это искусство, которое действует прямо на сердце слушателя», - сказал кто-то из великих. Великая сила музыки может заставить человека мечтать, вспоминать прошлое, задуматься о себе и пересмотреть свою жизнь, исправить ошибки и действовать, как подскажет сердце; музыка может, наоборот, привести в отчаяние, вызвать отрицательные эмоции.

2.Формулировка проблемы Передо мной фрагмент повести В.П.Астафьева «Последний поклон», в котором автор привлекает нас, читателей, к размышлению над проблемой влияния музыки на человека.

3.Комментарий проблемы Данная проблема,безусловно, остаётся актуальной и по сей день. Она обсуждается всеми: журналистами, педагогами, психологами, писателями - в книгах, на телевидении, по радио, в частных беседах. Звучание этой проблемы в тексте удивляет нас новизной и сокровенностью авторских мыслей.

4.Авторская позиция Писатель повествует о рассказчике-мальчике, который услышал музыку первый раз в жизни. Тревога, горечь, жалость к погибшим односельчанам, доброта, «неистребимая» любовь к родине - вот гамма чувств и эмоций, пережитых мальчиком. Эту же музыку из детства рассказчик слышит через много лет во время войны. И теперь полонез Огинского оказывает совершенно другое влияние на слушателя: «она звала куда-то», «заставляла что-нибудь делать…». Таким образом, в повествовании прослеживается авторская позиция, которая заключается в том, что музыкой можно не просто наслаждаться, музыка может заставить действовать.

5.Моё мнение Невозможно не согласиться с В.Астафьевым. Действительно, нашу жизнь сопровождает бесчисленное множество музыкальных произведений, которые обладают уникальной способностью вести за собой людей, побуждать к самоотверженным поступкам. Опыт литературы - наглядное тому доказательство.

6.Первый аргумент В качестве первого аргумента вспоминается песня «Священная война» В.И.Лебедева-Кумача. Она стала музыкальной эмблемой Великой Отечественной войны. С этой песней русские люди, охваченные «яростью благородной», шли на «смертный бой», вставали плечом к плечу на защиту Родины.

7.Второй аргумент Вторым примером может послужить рассказ Е.Носова «Шопен, соната номер два», где музыка становится средством единения людей: между дядей Сашей, участником войны, и ребятами-оркестрантами наступает взаимопонимание. Тяжкие, бьющиеся звуки страдания, стоны, удары - всё, что можно услышать в реквиеме, - заставляют ребят-оркестрантов осознать значение и цену победы в войне, потому что эта соната созвучна скорби всего русского народа. 8.Заключение В заключение хотелось бы сказать, что прочитанный текст побудил меня ещё раз задуматься о великой силе музыки, которая сопровождает нас на протяжении всей жизни. Полагаю, каждому из нас следует помнить: музыка действительно способна творить чудеса!

Продолжение следует!





© 2010-2022