Занятие по внеурочной деятельности Юный эколог

Задачи, направленные на достижение личностных результатов: -развитие любознательности  и формирование интереса к  изучению природы методами   естественных наук; -развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, музыка); -воспитание ответственного и бережного отношения к природе. Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов; Познавательные: -фор...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности


Разработчик(и):

Паули Вера Петровна

Образовательное учреждение

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Новокраюшкинская основная общеобразовательная школа» Первомайского района Алтайского края

Предмет

Внеурочная деятельность

Направление

Социальное развитие и воспитание

Программа ВД

«Юный эколог»

Класс

2 класс

Технология урока

(методы, формы организации деятельности)

Виды деятельности: игровая, познавательная, проблемно-оценочное суждение, коммуникативное.

Формы деятельности: экскурсия, игра, проект, опыт, практикум, проблемно-аналитическая беседа.

Формы организации деятельности: коллективная, групповая, парная.

Тема

Как появляется роса на земле

Цель

Ведущая цель: приобретение школьниками социальных знаний и получение первоначального опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Задачи

Задачи, направленные на достижение личностных результатов:

-развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру природы различными средствами (художественное слово, рисунок, музыка);

-воспитание ответственного и бережного отношения к природе.

Задачи, направленные на достижение метапредметных результатов;

Познавательные:

-формирование умения извлекать информацию из возможных источников;

-приобретение первоначального опыта исследования и проектной деятельности.

Регулятивные:

-формирование умения прогнозировать результат работы;

-развитие умения высказывать своё предположение на основе проведения опыта;

-формирование умения осуществлять познавательную рефлексию.

Коммуникативные:

-развитие умения оформлять свои мысли в устной форме;

-умение слушать и вступать в диалог;

- развитие навыков эмоционального общения друг с другом;

-развитие умения договариваться и работать в группе и парах.

План занятия

  1. Мотивация учащихся на приобретения новых знаний и опыта.

  2. Практическая работа в библиотеке.

  3. Приобретение новых знаний.

  4. Первоначальная исследовательская деятельность.

  5. Релаксация.

  6. Мини-проект «Капитошка»

  7. Итоговая проблемно-аналитическая беседа.

  8. Рефлексия.

Планируемые результаты

Ответственное и бережное отношение к природе и убеждение, что красота природы бесценна, поэтому её надо охранять.

Первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе.

Ресурсы

-произведения о росе, толковый словарь, ресурсы интернет, штатив, чаша, сухое горючее, демонстрационное стекло, лупа, микроскоп, ПК учителя, мультимедиапроектор, презентация, мультфильм «Капитошка», демонстрационный образец из бумаги «Капитошка».

Источники информации (для учителя и учащихся)

  1. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. - Волгоград: Учитель, 2010. - 331 с.

  2. Г. С. Ананьева., Планета Земля, Москва, РОСМЭН, 2011.

  3. А. Лопатина, М. Скребцова, Экологическое воспитание школьников, Москва, Амрита-Русь, 2010.

  4. Моисеев, В. Наедине с природой Текст /В. Моисеев. - Чимкент. МП «АУРИКА», 1993.

  5. Л. М. Потапова, Детям о природе., Академия развития, Ярославль, Академия Холдинг. 2002.

  6. Симаков, Ю. Г. Живые приборы Текст / Ю. Г.Симаков. - М.: Знание, 1986.

  7. О. Д. Ушаков, Загадки и пословицы о природе и погоде, Справочник школьника, САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, Издательский Дом «Литера»2010.

  8. И. В. Цветкова, Экология для начальной школы, игры и проекты, Ярославль, «Академия развития», 2007.

  9. Энциклопедия. Я познаю мир. Экология. - М.: ООО Издательство «Астрель», 2000.

  10. ecosystema.ru - экологическое образование детей и изучение природы России.

  11. sci.aha.ru/ATL/ra21c/htm - биологическое разнообразие природы.

  12. otherreferats.allbest.ru›Экология и охрана природы›00073893_0.html

  13. festival.1september.ru›articles/628246/

  14. Сайт viki.rdf.ru Клип, Оформление Н. А. Клоповой



Этапы занятия

Формы деятельности (ФД) и формы организации деятельности (ФОД)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Материал занятия

Фотографии с занятия

Мотивация учащихся на приобретение новых знаний и опыта.











ФД- экскурсия, игра, наблюдение, беседа..

ФОД - групповая











ФД - постановка

проблемы

Проведение экскурсии на поляне.

- Сегодня, ребята, мы начинаем наше занятие на школьной поляне. Давайте поиграем. «Игра-ассоциация» Учитель называет слово, а учащиеся подбирают слова, подходящие по ассоциации. -

Природа-

-Почему у вас вызвало слово «роса» ассоциацию слова вода?

Организует наблюдение за явлением природы «роса».

-Какие красивые слова прозвучали, одно из них «роса».

-А что это блестит на листочках растений? Откуда появились эти капельки? Как они называются?

-Вот как написал поэт Н. Рыленков:

-Здесь мало увидеть,

здесь нужно всмотреться,

чтоб ясной любовью

наполнилось сердце…

Организует работу учащихся с лупами.

-Что мы видим?

-Давайте всмотримся в эти капельки.

Как они выглядят?

На что похожи эти капельки?

-Откуда же появились эти капельки?

Дождя не было, а на листочках вода. Откуда она?



-Откуда нам взять информацию?



Учащиеся принимают активное участие в игре.

-дерево-лист- роса- вода-охрана….

-Потому что роса это и есть вода. А водные ресурсы нашей планеты нужно охранять от загрязнения.

-Капельки. Роса.

Высказывания детей.



Учащиеся под лупами рассматривают каплю росы.

-Похожа на прозрачную капельку воды, очень чистую.

- из тучки, которая ночью остыла и уронила капельки на землю,

-от тумана…

Учащиеся делают вывод, что это маленькое чудо природы-роса.

-Из интернета, из справочной литературы в библиотеке.













слайды № 3, 4

(по щелчку)





слайд № 1

(по щелчку)







слайд № 2

(по щелчку)

Практическая работа по приобретению опыта пользования библиотекой.

ФД - практикум.

ФОД - индивидуальная, коллективная.

Интеграция деятельности педагога и библиотекаря.

-Пройдем в библиотеку и найдем информацию о маленьком чуде.

Учитель и библиотекарь организуют практическую работу учащихся по нахождению информации в «Яндексе» , в художественной и справочной литературе.

Библиотекарь предлагаем детям книги для домашнего чтения.

Учащиеся проходят в библиотеку.



-Задают вопрос в поисковике «Яндекс», находят нужную информацию.

-Работают с толковым словарем.

Учащиеся находят произведения о росе.

Л. Толстой «Какая бывает роса на траве». С. Есенин «Росинка», В. Задорожный «Колокольчики, гвоздики…» (приложение № 1),







слайды

№ 7, 8

(по щелчку)





слайды

№ 5, 6

(по щелчку)

Презентация.

ФД - наблюдение.

ФОД - коллективная.

Я тоже подготовилась к встрече с маленьким чудом природы.

Пойдемте в класс и посмотрим

фильм-презентацию о росе.

Вывод: Роса-это необычное явление природы, Это самая чистая вода на планете. Мы в этом убедимся, когда рассмотрим её под микроскопом.

_А как же появляются капели воды?

-Хотите побыть волшебниками и сами создать росу?

Дети занимают места в кабинете.

Просматривают фильм-презентацию о росе.

Вывод: Это капли воды, они очень красивые и маленькие. Покрывают все цветы, травинки и даже виснут на паутинке.

слайды № 10 - 24 (автомат)

Учащиеся располагаются в форме буквы U. (комфортный психологи-ческий климат: вербальный и невербаль-ный контакт)

слайд № 9

(по щелчку)

Первоначальная исследователь-ская деятельность

Учитель проводит опыт.

Днем солнце прогревает землю, лужи.

(На штативе расположена чаша, огонь направлен снизу на дно чаши. Вверху находится демонстрационное стекло. Пар из чаши поднимается вверх, образует на поверхности стекла капли). -При нагревании вода превращается в пар. При охлаждении -в воду.

-От земли и от луж идет пар, который поднимается вверх и собирается в тучи. Ночью, когда становится прохладно, из туч на землю, на травы, цветы падают небольшие капельки. И утром, проснувшись, мы выходим на улицу и видим эти капельки, которые называются росой. Но долго на траве роса не лежит. Как только солнце поднимется высоко над горизонтом, то капельки росы снова испаряются. А если ночью очень тепло, то утром мы не увидим росы, так как наши тучки за ночь не остыли и капельки остались в тучке, до следующей ночи.

«-Утром бусы засверкали,

Всю траву собой заткали.

А пошли искать их днем:

Ищем, ищем -не найдем.»

Опыт : сейчас мы посмотрим, как происходит выпадение росы на растения.

Учитель проводит опыт, выясняет, чьё утверждение было верным.

-Это явление называется «выпадением атмосферных осадков»

Вывод: Кто, ребята, оказался прав? Тот, кто сказал, что росинки падают ночью из остывших тучек.

-Так давайте рассмотрим в микроскоп наши росинки.

Учащиеся располагаются полукругом перед демонстрационным столом.

Дети принимают активное участие в проведении опыта. Высказывают свои предположения относительно капель воды.

Учащиеся отмечают, как изменяется состояние воды в связи с её нагреванием и охлаждением.

Делают вывод:

Когда солнце сильно греет, то с поверхности водоемов и земли вода испаряется. Поднимается в виде пара высоко в небо. Там собирается в небольшие тучи, затем ночью тучки под действием холода остывают и капельки падают на землю. Так появляется роса на земле.





Учащиеся рассматривают капельки росы в микроскоп и делают вывод: что роса- это сама чистая капелька воды.



















слайд № 29

(по щелчку)



слайды

№ 25-28

(по щелчку)















слайд № 30

(по щелчку)

Релаксация.

-Группа ребят дома нашла мультфильм о капельке росы-Капитошке.

-Сейчас потанцуем, посмотрим мультфильм и представим себя Капитошками - маленькими капельками.

Дети выполняют танцевальные движения в кругу. Представляют себя маленькими капельками росы.

слайд № 31

(автоматич.)

слайды

№ 32, 33

(по щелчку)

Мини-проект «Капитошка»



ФД -постановка цели проекта,

распределение по группам

-планирование конечного результата

-презентация результата (поделка из бумаги).

Вам понравился Капитошка из мультфильма?

-Как он выглядел?

-Можем мы его сделать из бумаги?

-Что для этого надо?

Планирование проекта, совместная работа по постановке целей и модели желаемого результата.

-Что мы должны получить в результате выполнения этой работы?

-Распределим обязанности

-Приступим к выполнению поделки. (Капитошки)









-Нравятся вам ваши Капитошки?

-А почему они получились такие хорошие, веселые?

-Значит, ребята, чтобы что-то очень хорошо получилось, нужно ответственно относиться к каждому порученному делу, относиться, как говорят, с душой.

Ответы детей. -Да!



-Сделать заготовки, распределить обязанности,

спланировать свою работу, работать сообща.

-Должны получится веселые Капитошки.

Учащиеся делятся на группы, распределяют обязанности (кто вырезает ножки, ручки, кто-глаза, рот), кто-завершает всю работу), договариваются о взаимовыручке и приступают к изготовлению Капитошки.

Дети склеивают фигурку и размещают её на доске на «цветах».

-Наверно, потому что мы очень старались, и каждый из нас добросовестно выполнял свое задание.

-Потому что мы работали вместе и дружно.

слайд № 34

(по щелчку)







слайды

№ 35-43

(по щелчку)

Итоговая проблемно-аналитическая беседа.

ФД - беседа по наблюдениям











ФОД -парная



-А зачем нужна роса? Ведь это, как мы убедились с вами, вода. Возможна ли жизнь на земле без воды?

-Кто из живых существ может обойтись без воды?

-Кому она очень нужна? (Беседа о бережном отношении к рекам, озерам, водоемам).

- Не будет воды: погибнут животные, люди. Без воды невозможна жизнь на земле.

Рассказ учителя о пользе росы и о её потребителях.

-Крупные животные могут напиться из больших водоемов. А как быть совсем маленьким обитателям земли?

-Кто эти живые существа?





-Если вода нужна всем, какой вклад каждый из вас может внести, чтобы сохранить воду на земле? Обсудите это в парах.

Учитель делает вывод:

-необходимо, ребята, помнить и другим объяснить, что вода- это одно из самых драгоценных богатств на планете Земля.

-Вода нужна всем, кто живет на земле.

-Никто не может существовать без воды.

Высказывания детей.

(всем нужна вода: людям, растениям, насекомым, животным, птицам).

Учащиеся рассказывают о правильном поведении на водоемах, о том, как необходимо вести себя на берегу реки, не засорять водоемы, бережно относиться к тем живым существам, которые населяют их.

-Наверно, они и пьют росинки.

-Жучки, паучки, божьи коровки, кузнечики, комары. Колибри-маленькие птички.

Работа в парах.

Учащиеся приходят к выводам: нельзя лить воду напрасно, нельзя оставлять открытым кран, нельзя загрязнять водоемы и т. д.



слайды

№ 44-51

(автомат)







Рефлексия

Кто из вас, ребята. Теперь сможет рассказать родителям, своим сёстрам и братьям как появляется роса на земле?

Что полезного ты взял сегодня с занятия?

Какие выводы для себя ты сделал?

Как ты оценишь свою работу на занятии?

-Какое настроение у тебя было, какие чувства ты испытывал?

Высказывания детей.

Итог

-Вот и закончилось наше путешествие в гости к маленькому чуду.

-До следующей встречи, ребята.

Ответы детей.

К Капитошке.

слайды № 52-53

(автомат.)



© 2010-2022