Доклад об оценивании по ФГОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Доклад на тему:

«Система оценивания учащихся в условиях ФГОС (литература)»

Дьяченко Наталья Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ

« Тучковская СОШ№3с УИОП»





Сентябрь 2015

Система оценивания учащихся в условиях ФГОС (литература)

Оценивание - это любой процесс, формализованный или экспертный, который завершается оценкой.

Оценивание представляет собой комплексный процесс:

по сбору информации о качестве и динамике результатов обучения и воспитания,

по обработке и контекстуальной интерпретации данных в принятии некоторых важных решений конечного обучения и целей.

Основные задачи оценивания:

Спрогнозировать возможные последствия, результаты реализации методических подходов;

Обеспечить обратную связь;

Оценить степень достижения намеченных целей;

Оценить, как и в какой мере наблюдаемые изменения связаны с проведенными методическими мероприятиями;

Предоставить доказательную информацию для дальнейшего внедрения методических подходов.

Система оценивания

Под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся

Функции оценивания:

обучающая - эта функция оценки предполагает не столько регистрацию имеющихся знаний, уровня обученности учащихся, сколько прибавление, расширение фонда знаний;

воспитательная - формирование навыков систематического и добросовестного отношения к учебным обязанностям;

ориентирующая - воздействие на умственную работу школьника с целью осознания им процесса этой работы и понимания им собственных знаний·

стимулирующая - воздействие на волевую сферу посредством переживания успеха или неуспеха, формирования притязаний и намерений, поступков и отношений;

диагностическая - непрерывное отслеживание качества знаний учащихся, измерение уровня знаний на различных этапах обучения, выявление причин отклонения от заданных целей и своевременная корректировка учебной деятельности;

проверка эффективности обучающей деятельности самого учителя; контроль и оценка позволяют учителю получить информацию о качестве учебного процесса, с учетом которой он вносит коррективы в сою работу

формирование у учащихся адекватной самооценки как личностного образования. Адекватная самооценка школьников формируется под воздействием отметок и оценочных суждений учителя. Если эти воздействия носят негативный характер, то они ведут к формированию низкой самооценки, вселяют в ученика неуверенность в своих силах, следствием чего является снижение мотивации учения и потеря интереса к учебе;

мощный мотив учебной деятельности учащихся;

изменения межличностных отношений в классном коллективе, содействие в повышении статуса учащихся. Положительное или отрицательное отношение одноклассников к отдельному ученику зависит от меры применения к нему положительных или отрицательных педагогических воздействий и оценок.

C введением ФГОС образование полностью переходит на компетентностный подход, главной целью которого является формирование метапредметных компетенций, выстраиваемых поверх традиционных знаний, умений и навыков.

Традиционная система контроля и оценки качества образования в силу своих организационных и технологических особенностей уже не способна решать современные задачи.

В современной педагогической науке и практике существуют два основных подхода к проблеме оценки образовательных достижений обучающихся.

Первый, традиционный, трактует их как возрастание объема знаний, умений и навыков воспитанников, уровень усвоения которых оценивается при помощи балльной оценки. В данном случае центром внимания педагога является главным образом учебная деятельность, а диагностика достижений представляет фиксацию уровня обученности учащихся, которая понимается здесь в узко дидактическом смысле и характеризует уровень освоения знаний и способов учебной деятельности.

Второй подход к проблеме оценивания уровня образовательных достижений обучающихся исходит из признания необходимости учета динамики их личностного развития, сформированности у них основных метапредметных навыков. Показателями достижений обучающихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижения в образовательном процессе, формирование метапредметных образований.

Меняется и роль преподавателя. Если раньше он, в основном, выполнял транслирующую и контролирующую функции, то теперь это роль тьютора, координирующего образовательный процесс, начиная от познания и заканчивая результатом.

Существенным элементом стандарта стало введение требования к развитию оценочной самостоятельности школьника на основе формирования осознанной адекватной и критичной оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно и аргументировано оценивать свои действия и действия одноклассников, адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

Исходя из ведущей роли каждого ученика в современном образовательном процессе, основной акцент в подборе методов и средств для оценивания образовательных достижений обучающихся делается на самооценку, как средство принятия решения учеником, способность составить самостоятельную программу обучения.

В первую очередь следует выделить следующие формы контрольно-оценочных действий учащихся:

-Комплексный подход к оценке результатов образования (оценка предметных,метапредметных и личностных результатов)

- Использование планируемых результатов освоения основных образовательныхпрограмм в качестве содержательной и критериальной базы оценки

- Оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно - познавательных и учебно-практических задач

- Оценка динамики образовательных достижений учащихся

- Сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения

качества образования

-Уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария ипредставлению данных

-Использование накопительной системы оценивания, характеризующей

динамику индивидуальных образовательных достижений

-Использование наряду со стандартизированными письменными или

устными работами таких методов оценки, как проекты, практические

работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и т.д

Расхождения между сложившейся практикой оценивания образовательных достижений и современными требованиями.

Основные параметры сложившейся практики оценивания образовательных достижений учащихся

Основные параметры современных требований к оцениванию образовательных достижений учащихся

Субъективный подход к пониманию результатов обучения, связыванных со структурой содержания и репродуктивным уровнем его усвоения.

Понимание « образовательных достижений» как систему включающую знания, основные способы действий, динамику личностного развития.

Использование нестандартизированных средств при оценивании( при внутренних мониторингах)

Использование стандартизированных (прошедших многократную экспертизу и апробацию) КИМов

Использование «4-бальной» шкалы оценки при всех видах испытаний

Введение накопительной рейтинговой системы оценивания для проведения сравнительных исследований результатов контроля

Ориентация на малодиагностируемые показатели и критерии оценивания, разработка педагогами «своих оценочных шкал»

Научное обоснование критериальной базы, шкалирование результатов оценивания

Основные изменения в системе оценивания в связи с переходом на ФГОС.

изменение понимания результатов образовательной деятельности учащихся;

развитие системы внешнего и внутреннего мониторинга;

комплексный подход к оцениванию образовательных достижений учащихся;

оценивание динамики развития личностных качеств обучающихся как одного из основных показателей качества;

введение рейтинговой системы оценивания, использование накопительной системы учета результатов обучения.

Проблемы существующей системы оценивания

не дает полноценной возможности для формирования у учащегося оценочной самостоятельности - "краеугольного камня" здания учебной самостоятельности (указанная способность признана сегодня ключевой компетенцией, определяющей новое качество содержания российского образования);

затрудняет индивидуализацию обучения (учителю трудно зафиксировать и положительно оценить реальные достижения каждого конкретного ребенка в сравнении с предыдущими результатами его обучения);

является малоинформативной (в силу своей формализованности и скрытости критериев по отметке часто нельзя судить о действительном уровне знаний и, что самое главное, нельзя определить вектор дальнейших усилий - что именно надо улучшить, над чем поработать, в какой степени это вообще возможно для данного ребенка);

часто имеет травмирующий характер (полностью сосредоточенная в руках учителя, "отметочная" система нередко оказывается орудием манипуляции и психологического давления, которое направлено, с одной стороны, непосредственно на ребенка, с другой стороны, на родителей)

Виды оценивания:

- стартовая диагностика,

- текущее оценивание,

- итоговое оценивание

Стартовая диагностика

Проводится в 5-9 классах для определения

уровня остаточных знаний,

сформированных УУД,

организации коррекционной работы в зоне

«актуального развития».

Стартовая диагностика

Контрольные работы по предметам;

Диагностика сформированности УУД

Текущее оценивание включает в себя:

-процесс самооценивания учащимися своих достижений,

осуществляемый постоянно и систематически

-процесс оценки учителем результатов полученных в ходе наблюдений за

деятельностью учащихся, урочной и внеурочной деятельности выполнения

стандартизированных проверочных, контрольных, диагностических работ

выполнения нестандартизированных работ- проекта ,творческих,

практических работ и т.д.

Самооценка- Виды контроля:

Ретроспективная - самооценка ученика предшествует

учительской оценке.

Рефлексивная Основой рефлексивной самооценки являются

знания о собственном знании и не знании, о собственных

возможностях и ограничениях - являются две способности:

способность видеть себя со стороны, не считать свою точку

зрения единственно возможной; способность анализировать

собственные действия

Прогностическая оценка - оценивают себя с позиции

«Справлюсь ли я с решением?»

Варианты самооценки письменных работ (ретроспективная оценка):

- оценка учеником уже выполненной, но не проверенной учителем работы;

- оценка учеником уже проверенной, но не оцененной учителем работы;

«Оценочные суждения»

- справился отлично, не допустил не одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал;

- справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос,самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки,

не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения и т.д.;

- выполнил наиболее важные требования, знает основу,

понимает суть, однако не все учел, переставил местами

логические звенья и т.д.;

-выполнил все эти требования, осталось поработать вот

над этим…. Вместе посмотрим вот это….

Использование наблюдения в качестве метода оценивания наиболее

целесообразно применять для оценивания сформированности и

индивидуального прогресса в развитии:

навыков учения:

- Приобретение знаний (фиксируется увеличение запаса фактов, идей, слов; умение узнавать знакомое).

- Понимание (фиксируется умение ухватывать смысл, обсуждать и интерпретировать изученное).

- Применение (фиксируется способность использовать изученное на практике или в иных целях).

- Синтез (фиксируется умение комбинировать, воссоздавать, развивать, создавать новое).

- Оценка (фиксируется умение выдвигать суждения или заключения на основе выбранных критериев, стандартов,

условий).

социальных навыков:

- способность принимать ответственность;

-способность уважать других;

-умение сотрудничать;

- умение участвовать в выработке общего решения;

- способность разрешать конфликты;

- способность приспосабливаться к выполнению различных ролей при работе в группе.

коммуникативных навыков:

- слушания (слышать инструкции, слышать других, воспринимать информацию);

- говорения (ясно выражаться, высказывать мнение, давать устный отчет в малой и большой группе);

- чтение (способность читать для удовольствия и для получения информации);

- письма (умение фиксировать наблюдения, делать выписки, излагать краткое содержание, готовить отчеты, вести

дневник).

Все проверочные (любые классные) работы имеют следующие этапы проведения:

- рассказ учителя о внешних критериях оценки(эталонах),

- выработка критериев,

- выполнение самой работы,

-оценка учащимися своей работы по заданным критериям,

-проверка учителем и его оценка по тем же критериям работ учащихся,

- соотнесение оценки учителя и оценки учащихся,

- обнаружение расхождений в оценке.

Виды работ по литературе(темы сочинений и творческих работ:

- «Каковы, на мой взгляд, истоки и характер литературных исканий начала XX века?»;

-«Мое открытие о творческом преображении мира в художественной литературе начала XX века»;

- «Мне близка (//я опровергаю) позиция (-ю) писателей - сторонников революционного движения» (литература 1/3 XX века);

- Чем интересен мне и моим сверстникам роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

- Чем мне дорог роман в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?;

- Любимые страницы романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин»;

- «Вот что я хочу рассказать о направлениях философской мысли начала XX века»;

-«Особенности развития литературы и других видов искусства в конце XIX - начале XX века: мои заметки в конспекте урока»;

- Я до и после прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»;

- Мой Маяковский.

Годовые проверочные работы

-Целью годовых проверочных работ по предметам является оценка способности учащихся решать

учебно-познавательные и учебно-практические задачи средствами данного предмета.

- Также оценивается сформированность УУД на межпредметной основе:

Нестандартизированные виды оценивания

•Проекты

•Практические работы

•Творческие работы

•Исследовательские работы

•Портфолио

•Самооценка

•Самоанализ и т.д.

Итоговое оценивание

Список источников

  1. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Современные подходы к оцениванию учебных достижений учащихся (презентация к мастер-классу)

  2. Пинская М.А. Новые формы оценивания. Начальная школа / М.А. Пинская, И.М. Улановская. - М. : Просвещение, 2013. - 80с. - (Работаем по новым стандартам)

  3. Шиян Д.В. Методы оценивания результатов обучения и достижения целей образовательной программы

  4. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003

Фишман И.С., Голуб Г.Б. Формирующая оценка образовательных результатов учащихся: Методическое пособие. - Самара, 2007

© 2010-2022