Применение в практической деятельности СОТ (современных образовательных технологий)

Учебная и внеклассная деятельность  моя как педагога направлена на развитие общих  компетенций студентов, формирование у них мотивации к обучению в рамках направления подготовки,  поэтому наряду с традиционными технологиями я использую и современные образовательные технологии.   Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности педагога на обучающихся в процессе общения ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Применение в практической деятельности СОТ (современных образовательных технологий)

Учебная и внеклассная деятельность моя как педагога направлена на развитие общих компетенций студентов, формирование у них мотивации к обучению в рамках направления подготовки, поэтому наряду с традиционными технологиями я использую и современные образовательные технологии.

Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны, например, четкая организация учебного процесса, систематический характер обучения, воздействие личности педагога на обучающихся в процессе общения на уроке. Огромное значение имеют также широко применяемые наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения. Однако при традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, адаптированную к современным требованиям. Поэтому в своей педагогической практике я применяю и передовые технологии обучения: контекстное обучение, проблемное обучение, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, а также личностно-ориентированные технологии.

Контекстное обучение - это форма активного обучения, ориентированная на профессиональную подготовку студентов и реализуемая посредством системного использования профессионального контекста, постепенного насыщения учебного процесса элементами профессиональной деятельности. С введением ФГОС изменились требования к преподаванию. Пересмотрены программы дисциплин «Русский язык», «Русский язык и культура речи», в них появились темы профнаправленности.

В связи с этим возникла необходимость подготовить дидактический материал, УМК с учетом направления подготовки, контрольно-оценивающие средства и т.д.

Так, в программе дисциплины «Русский язык» в конце октября, начале ноября предусмотрено написание сочинения на тему «Моя будущая профессия, специальность». Студенты с удовольствием пишут сочинение , т.к. эта тема связана с профессиональной деятельностью студентов.

Также в разделе программы «Функциональные стили речи» есть темы профнаправленности, где студенты изучают официально-деловой стиль речи, профессиональную лексику, которая будет необходима студентам при изучении специальных дисциплин. Такие уроки нравятся студентам, т.к. лексика подобрана с учетом специальности или профессии.

В программе дисциплины «Русский язык и культура речи» все практические работы предусмотрены с учетом профессиональной подготовки.

Это такие работы как:

  1. Требования к речи специалиста.

  2. Составление профессионально-направленного текста с использованием терминов.

  3. Оформление деловых бумаг (написание заявления, резюме, расписки, доверенности и т.д.)

Преподавание в контексте профессии или специальности требует от преподавателя дополнительной подготовки, наработки материала, создания УМК дисциплины с учетом профнаправленности, но этой работой необходимо заниматься, чтобы сформировать общие компетенции у четов направления подготовки.

Проблемное обучение - система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы.

На уроках после изучения произведений перед студентами ставятся проблемные темы для сочинения-рассуждения. Например, по драме А.Н. Островского «Гроза» дается тема для сочинения - рассуждения: «Был ли другой выход у Катерины?» или тема по роману Ф.М.Достоевского: «Спасла ли Соня Раскольникова?». Использование данной технологии способствует развитию познавательной самостоятельности и творческих способностей студентов; воспитанию навыков творческого усвоения и применения знаний и умение решать учебные проблемы; формированию и накоплению опыта творческой деятельности. И на уроках русского языка студентам не даются правила правописания, а ставится проблема и студентам необходимо её решать.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо». Технология развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией в процессе чтения и письма. Она направлена на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем - представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Эту технологию я освоила на курсах повышения квалификации и успешно использую на уроках. По данной технологии в портфолио представлена методическая разработка урока.

РКМЧП помогает учителю заменить пассивное слушание и пересказ на активное участие учащихся в образовательном процессе, и тем самым повысить эффективность занятий.

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах обучения и развития. В процессе проведения уроков я много времени уделяю для бесед по здоровому образу жизни. Это беседы о вреде курении, алкоголя, о сквернословии, о культуре поведения и т.д.

Игровые технологии. Игра, наряду с трудом и учением - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Являясь развлечением, игра способна перейти в обучение, в творчество, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде.

В своей работе я использую игровые технологии обучения:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения темы, понятия;

- как элементы более обширной технологии;

- в качестве занятия или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

Большое внимание уделяю работе, которая способствует формированию у детей самостоятельности в учебном труде через игровые моменты, уроки- соревнования, уроки- интервью, уроки- презентации.

В результате систематического использования игровых технологий, повысился темп работы на занятиях, возросла активность студентов.

Метод проектов. Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности обучающихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

Проект, созданный студентами и мною «Человек - легенда»(2011г.) по присвоению нашему техникуму имени Д.И.Козлова, получил высокую оценку на научно-практической конференции «Погружаясь в мир науки…». Данный проект размещен на сайте wiki.iteach.ru/index.php/Человек_-_легенда.

Информационно-коммуникационные технологии. Эти технологии позволяют, с одной стороны, оперативно предоставлять необходимые учебно-методические материалы обучающимся, с другой - организовать различные формы и методы в процессе обучения. Информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе играют важную роль, для того чтобы повысить познавательную мотивацию обучающихся информационно-коммуникационные технологии активно используется как для студентов очного, так и заочного обучения. На сайте техникума размещены программы дисциплин, методические рекомендации для студентов заочного обучения. Кроме этого студенты создают презентации к урокам, используют интернет для подготовки к урокам.

В 2011 году я проходила обучение по программе Intel «Введение в информационные технологии XXI века» - 36 часов (имеется сертификат) и « Проектная деятельность в информационной среде XXI века» - 72 часа (имеется сертификат). Обучение помогает мне в работе, т.к. я преподаю современным студентам, которые хорошо ориентируются в информационном пространстве и мне, как преподавателю , необходимо идти в ногу со временем.

Личностно-ориентированные технологии. Личностно - ориентированные технологии представляют собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики. Личностно - ориентированные технологии обеспечивают комфортные, бесконфликтные и безопасные условия его развития. Результатом использования личностно - ориентированных технологий стало обеспечение рационального и эмоционального единства в обучении, что благоприятно отразилось на произвольности мотивации обучающихся.

Об этом говорят результаты участия ребят в различных конкурсах, конференциях, (Научно-практической конференции «Погружаясь в мир науки…», в Весеннем кубке «Кроссворд-ШОУ 2014 г.», Интернет-олимпиаде, в областном конкурсе творческих работ «Есть такая профессия…» ( грамоты прилагаются).

Для достижения таких результатов при подготовке и проведении уроков, я систематически использую разные методические приёмы и способы решения образовательных и воспитательных задач: групповые задания, работа по «цепочке», в парах сменного состава, сюжетно - ролевые игры. Кроме этого я также использую чередование видов деятельности, периодически прибегаю к созданию, соответствующему моменту, музыкального фона на уроке.

В 2013 году мною были пройдены курсы повышения квалификации, такие как:

- «Технологические основы развития критического мышления студентов в учебной деятельности»;

- «Проектирование контрольно-оценочных средств рамках реализации ФГОС НПО СПО»;

-«Модернизация региональной системы образования»;

-«Развитие профессиональных компетенций работников образования».

Благодаря этим курсам я получила новые знания и теперь активно использую их на своих уроках.

В 2013 году я была участницей областного конкурса на присуждение премий Губернатора Самарской области педагогическим работникам, реализующим долгосрочные воспитательные проекты особой педагогической и общественной значимости в номинации «Социально значимая и общественная деятельность обучающихся» .

В 2014 году участвовала во Всероссийском конкурсе учебно-методических разработок «Учебное занятие в условиях ФГОС СПО».

В 2015 г. участвовала в Общероссийском конкурсе «Лучшее творческое занятие»

Ежегодно принимаю участие в региональных научно-практических конференциях.

Внедряя в работу комплексное сочетание методик и технологий в системе занятий, я пришла к выводу, что:

1. У обучающихся повышается интерес к занятиям, а также к будущей профессии, специальности.

2.Развиваются психические качества: внимание, память, воображение, умственные способности.

3.Происходит воспитание нравственных качеств, коммуникабельности.

4. Создание условий для самореализации и самоактуализации личности.

Таким образом, использование современных образовательных технологий, на мой взгляд, приводит к тому, что уже нет «шаблонных» уроков, увеличивается индивидуализация и дифференциация обучения, занятия становятся более наглядными и интересными, рационально организуется учебная деятельность, тем самым процесс обучения становится плодотворнее и результативнее


© 2010-2022