- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока литературы в 8 классе на тему
Конспект урока литературы в 8 классе на тему
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 8 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Насонова Л.Г. |
Дата | 16.12.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Нет |
7
План - конспект урока русского языка
Тема: «Интонация, логическое ударение».
Класс: 8
Тема и номер урока в теме: урок № 1
Цель урока: организация продуктивной деятельности для достижения учащимися
следующих результатов:
-
Личностные:
а) способность обучающихся к саморазвитию и самопознанию за счет самостоятельных открытий и наблюдений, т. е. с использованием элементов исследовательской деятельности;
б) сформировать коммуникативные умения вследствие работы в парах, в группах;
в) овладеть опытом грамотного использования средств языка при изложении устного и письменного материала, умения аргументировать, приводить примеры, сравнивать, анализировать;
г) умение контролировать процесс и результат деятельности (в частности, за счет рефлексии).
2. Метапредметные:
а) осознанное владение понятиями, классификацией, умение сделать вывод;
б) учебные компетентности в области использования ЭОР;
в) размышления о том, что нужно знать об интонации и логическом ударении, уметь правильно использовать интонацию в речи, в зависимости от необходимости и значении поставленной цели говорящего в различных видах деятельности, знать- что говорить, как говорить, с какой целью говорить;
г) умение проводить линию связи с литературой, жизнью;
д) применение здоровье сберегающих технологий (физкультминутка).
3. Предметные:
а) владеть базовым понятийным аппаратом по теме;
б) рассмотреть различные случаи постановки логического ударения, знаков препинания при нём, виды интонации и самостоятельно распознавать их;
в) систематизировать знания
г) дать представление об интонации и логическом ударении.
-
Задачи урока:
-обучающие: дать представление об интонации и логическом ударении, учить использовать понятия на практике;
- развивающие: повторить орфограмму «правописание Ъ и Ь»; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- воспитательные: развивать культуру речи; воспитывать уважение к родному языку.
Тип урока: комбинированный (изучение, обобщение, закрепление изученного материала).
Формы работы учащихся:
- работа с раздаточным материалом (текст);
- фронтальная проверка работы над выделением грамматической основы предложений;
- работа с учебником;
- изучение нового материала;
- работа в группах;
- индивидуальная работа с записями на доске, повторение орфограммы «правописание Ъ и Ь» с использованием ЭОР, диска «Кирилла и Мефодия», записи на доске;
Необходимое техническое оборудование:
- учебник «Русский язык» 8 класс под ред. Н.М. Шанского. авторы: Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др.
- интерактивный комплекс (компьютер и ноутбуки, интерактивная доска или проектор);
- диск «Русский язык в школе» 8 класс, «Кирилла и Мефодия».
Структура и ход урока.
№
Этап урока, цель
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Вре-мя
(в мин.)
1
2
3
4
5
1
Орг. момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Приветствие, отсутствующие, организация рабочей атмосферы в классе, подготовка к уроку учащихся, сообщение цели и задач урока
- Добрый день, ребята! На столах у вас по три смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.
- Как много улыбок засветилось. Спасибо!
- А это моё настроение… Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!
Подготовка рабочих мест, приветствие
Выбирают смайлик и демонстрируют своё настроение.
1-2
2
Актуализация знаний.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для изучения нового, и выявле-ние затруднений в индивидуаль-ной деятельности каждого учаще-гося
Фронтальный опрос
1. - Как изменяется смысл предложения с изменением порядка слов?
- Что влияет на новые смысловые оттенки?
- Для чего нужно уметь правильно расставлять слова в предложении?
-
упр. 78 по цепочке - от чего зависит порядок слов в предложении?
1.На интерактивной доске 1 ученик выполняет задание. (работа с карточкой)
2.остальные устно отвечают на вопросы учителя.
Выполняют по цепочке с объяснением упр.
10
3
Изучение нового материала.
Цель: дать представление об интонации и логическом ударении, учить использовать понятия на практике;
Работа с учебником
Проверка первичного восприятия
Творческий диктант
- Как вы думаете, а что ещё влияет на выразительность речи?
- А что такое интонация?
Слайд 1-4 Объяснение с помощью презентации
1. Откройте учебник на стр. 41 (рассмотреть и проанализировать схему). (Учитель направляет, задаёт наводящие вопросы)
Разучивание терминов и запись их в словарики: «интонация», «пауза».
- С какими интонационными средствами мы познакомились?
- Какие по цели высказывания могут быть предложения?
- Что влияет на эмоциональный фон предложения?
- Где вы применяли разные виды интонации?
- Какие знаки препинания помогают нам ?
Учитель диктует текст, соблюдая интонацию, обозначая голосом логическое ударение
(работа с текстом на карточках)
Задание:
- Прочитайте текст, в зависимости от интонации и логических ударений поставьте знаки препинания.
Книга - учитель,
Книга - наставник,
Книга - близкий товарищ и друг,
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук.
Бедным считайте такое жилище,
Где вся забота - набить бы живот,
Где калорийная, вкусная пища
Пищу духовную не признаёт.
Книга - советчик,
Книга - разведчик,
Книга - активный борец и боец,
Книга - нетленная память и вечность,
Спутник планеты Земля, наконец...
(В.Боков)
- Подчеркните грамматические основы предложений (фронтальная проверка.)
Отвечают на вопросы учителя, выражают свои мысли, аргументируют
Рассматривают и анализируют схему
Сравнивают со схемой в презентации, ана-лизируют, делают выводы
Записывают в словарики
Отвечают на вопросы учителя
Записывают текст, в зависимости от интонации учителя и логических ударений расставляют знаки препинания.
Подчеркивают грамматическую основу предложений.
4
Работа с учебником
Направляет, задаёт наводящие вопросы
- работа в группах:
1 группа - упр. 79 (устно),
2 группа - упр. 80 (по заданию)
3 группа - упр. 84 (устно)
Давайте выполним упр.87
Работают в группах
Выполняют упр. 79, 80, 84 устно;
Выполняют по цепочке упр. 87 (по заданию)
5
Физ.пауза
Проводит игру на внимание «Класс»
(игра на внимание «Класс…», пожмите друг другу руку, улыбнитесь) И давайте, скажем, здравствуйте с разной интонацией, в зависимости от того с кем здороваемся, когда, в каких условиях.
Выполняют задания только на сопровождение словом «класс»
6
Повторяем орфографию
Направляет работу учащихся, стимулирует .
(Повторяем орфограмму «правописание Ъ и Ь»)
Задание: прочитать слова, отметить новые слова иноязычного происхождения, составить с ними:
-
для слабых учащихся отдельные предложения;
-
для сильных учащихся составить текст с этими словами;
задание повышенной сложности: составить предложения с любым из этих слов с разной интонацией и логическим ударением.
-
Индивидуальное задание: работа с толковым словарём С.И Ожегова, объяснить значение слов:
адъютант, инъекция, бельэтаж, женьшень.
- объяснить значение слов, обозначить количество звуков и букв, составить словосочетания.
3) Спишите слова, комментируя условия выбора орфограммы «употребление Ь и Ъ» (по цепочке).
НА ДОСКЕ:
адъютант альпинист
четырёхъярусный бельэтаж
изъян павильон
фельдъегерь дьякон
киносъёмка рельефный
разъединённый женьшень
инъекция осьминог
-
Вставить пропущенные буквы, какая орфограмма объединяет эти слова? (доска)
Выполняют задания, приготовленные учителем. - на компьютере,
-индивидуальная работа;
- взаимопроверка
7
Подведение итогов урока, выставление отметок.
Анализирует ответы детей, выставляет отметки, корректирует ответы детей
- Что делали сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Над чем надо еще поработать?
- Что необходимо повторить для успешной работы на последующих уроках?
Учащиеся сами говорят, что выучили новое;
8.
Рефлексия
- Оцените свою работу? Выберите восклицательный знак, если вам всё понятно, вы разобрались с материалом, выберите вопросительный, если вам что-то не понятно, надо ещё раз вернуться к этой теме урока.
Выбирают определённый знак, тем самым самоопределяются
2
8
Сообщение домашнего задания
Объясняет условия выполнения
Читают задание, записывают его в дневник
5
Приложение 1.( карточки по количеству детей)
Книга …. Учитель…
Книга …. Наставник…
Книга …близкий товарищ и друг…
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Бедным считайте такое жилище…
Где вся забота …набить бы живот…
Где калорийная… вкусная пища…
Пищу духовную не признаёт…
Книга … советчик…
Книга …разведчик…
Книга активный борец и боец…
Книга …нетленная память и вечность…
Спутник планеты Земля, наконец...
(В.Боков)
________________________________________________________________________
Книга …. Учитель…
Книга …. Наставник…
Книга ….близкий товарищ и друг…
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Бедным считайте такое жилище…
Где вся забота …набить бы живот…
Где калорийная… вкусная пища…
Пищу духовную не признаёт…
Книга … советчик…
Книга …разведчик…
Книга активный борец и боец…
Книга …нетленная память и вечность…
Спутник планеты Земля, наконец...
(В.Боков)
_____________________________________________________________________________
Книга …. Учитель…
Книга …. Наставник…
Книга ….близкий товарищ и друг…
Ум, как ручей, высыхает и старится,
Если ты выпустишь книгу из рук…
Бедным считайте такое жилище…
Где вся забота …набить бы живот…
Где калорийная… вкусная пища…
Пищу духовную не признаёт…
Книга … советчик…
Книга …разведчик…
Книга активный борец и боец…
Книга …нетленная память и вечность…
Спутник планеты Земля, наконец...
(В.Боков)