Статья Эффективность использования групповой работы на уроках литературы

Статья  "Эффективность  использования  групповой  работы  на  уроках литературы"  освещает  ряд  вопросов,  связанных  с  методикой  преподавания  литературы  в  пятых - одиннадцатых  классах.  Каждый  педагог  в  современной  школе  вынужден  вести  поиски  новых  форм,  технологий,  приемов  преподавания,  ведь  перед  ним стоит  сложная  задача  - заинтересовать  ученика  предметом,  сделать  знания,  полученные на уроках,  актуальными,  практикоориентированными. Групповые формы работы, о кот...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

f

Автор: О.Г. Пуляева,

учитель русского языка и литературы

Эффективность использования групповой работы на уроках литературы




Урок в современной школе - вопрос для педагогов сложный, вызывающий множество споров. А урок литературы - особенно, ведь он ориентирован не только на знание предмета, но и на формирование духовно-нравственного и эстетического потенциала учащихся.

Учитель литературы, пытаясь решить задачи литературного образования, опирается на такие педагогические принципы:

1) Научность - рассмотрение темы с позиции современного литературоведения.

2) Системность и планомерность - четкое следование программам, в которых эти принципы заложены.

3) Ведущая роль учителя при сознательной и активной деятельности учащихся - установление субъективных отношений на уровне литературы.

4) Доступность - изучаемый материал должен быть доступен ученику данного возраста.

5) Межпредметные связи - взаимосвязь литературы с другими школьными дисциплинам. 6) Наглядность - углубление анализа произведения, показать отличие литературы от других видов искусств, создать эмоциональное поле урока. 7) Воспитательная направленность процесса обучения.

Одним из главных принципов современного образования является принцип гуманизации, включающий в себя следующее:1

Гуманизация в области содержания литературного содержания (прочтение литературного материала без критериев социально-классовой обусловленности).

Гуманистическая методика, предполагающая деятельностный характер обучения и развития личности.

Гуманистический уровень коммуникативной культуры, при котором учитывались бы склонности и возможности учащихся

Работая в соответствии с новыми требованиями, педагог, ориентирующийся в своей работе на вышеперечисленные положения, должен вести постоянный поиск новых форм проведения урока, общения с детьми

Д Н Мурин, Г.Д Кононова. Е В Миненко Русская литература XX века. Программа 11 класса. Тематическое поурочное планирование, (Т16. СМ НО Пресс, 1997..

Каждый педагог, имеющий опыт работы в школе, может сделать вывод о том, что сегодня задача учителя состоит не столько в том, чтобы «дать» знания, сколько в том, чтобы заинтересовать учащихся предметом, научить их самостоятельно добывать эти знания, пробудить в детях желание читать и понимать прочитанное, важно не «начитать» материал, а заставить учащихся думать, анализировать, творить

В связи с этим вопрос о форме проведения урока становится чуть ли не самым главным. Поэтому педагог должен разнообразить формы работы, использовать нетрадиционные приемы, применять инновационные технологии.

Одной из действенных форм повышения творческой активности учащихся на уроках литературы является групповая работа. Ведь успех учебной деятельности каждого ученика во многом зависит от того, как этот ученик связан с классом, как взаимодействует с одноклассниками.

Усвоение знаний - процесс индивидуальный, но материал, до6ытый самостоятельно, решение, найденное в споре с товарищами, выводы, сделанные совместно с одноклассниками, делают эти знания более прочными.

Что дает групповая форма работы?

  1. Формируется умение работать коллективно, сообща, в сотрудничестве.

  2. Материал изучается совместно, в условиях взаимопомощи и взаимоконтроля, обмена информацией.

  3. Каждый учащийся получает право высказать своё мнение (ведь в группе все равны), в результате идет поиск правильного ответа, а также нестандартного решения.

  4. В микроколлективе у каждого есть своя роль, свое задание, следовагельно, учащиеся ощущают собственную значимость, что создает атмосферу успеха.

Начинать работу по группам можно уже в младших классах, постепенно приучая ребят к такому виду деятельности, который требует организованности, внимания, умения слушать товарищей и формулировать собственные мысли. Необходимо помнить и о психологии возраста. Чем старше становится ребенок, тем важнее для него становится общение друзьями, признание сверстников. Как утверждают психологи, общение становится «главнейшей потребностью и важнейшим фактором развития самосознания, морально-мировоззренческой и эмоциональной направленности»2 подростка.

По мнению известного психолога Дж. Пиаже, лишь в общении со сверстниками ребенок может в полной мере развить критичность мышления, терпимость и умение встать на чужую точку зрения, согласовать свое мнение с мнением других. Только благодаря обмену мнениями равных с ним детей у ребенка «эгоцентрическая нравственность и логика заменяются подлинной логикой и нравственностью».3'

М.Д. Виноградова и И. Б. Первин, изучавшие опыт работы ряда московских школ по использованию разнообразных коллективных форм учебной деятельности, утверждали, что «коллективная организация познавательной деятельности является существенным резервом в деле повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Использование различных форм организации коллективной познавательной деятельности создает такие условия, при которых ученик вынужден работать активно. При этом возникает такая система отношений между учащимися, при которой индивидуальные успехи каждого становятся заботой и делом всего коллектива. Эта деятельность влияет и на мотивы учения, и непосредственно на учебно-познавательный процесс: учащиеся с интересом и увлечением относятся к коллективной работе».4

Групповые формы работа дает достаточно высокие результаты и в старших классах», когда уже сформирован коллектив школьников, когда молодые люди готовы высказывать свою точку зрения и даже нуждаются в том, чтобы их выслушали, поняли, оценили, когда перед каждым встает проблема самоутверждения в мире взрослых.

Существует несколько видов коллективной учебной деятельности учащихся:

  1. Парная работа (может использоваться не только на первых порах, когда ребята еще только осваивают и привыкают к новому виду работы, но и тогда, когда основные правила поведения уже усвоены детьми). Она может носить как односторонний (сильный помогает слабому), так и двусторонний характер (взаимопомощь, взаимоконтроль).

  1. Групповая работа в микроколлективах по 5-7 человек (состав групп может быть как сменным, так и постоянным).

Организация работы по группам требует от учителя серьезной подготовки.

Первая задача преподавателя - сформировать состав групп. В «сильном» классе, где уровень подготовки достаточно высок, можно разрешить учащимся распределиться по группам самостоятельно. Положительным при таком варианте можно считать то, что создается сообщество товарищей, которых объединяют личные симпатии и дружеские отношения, Подобное решение может быть невозможным, если речь идет о классе, делящемся на «сильных» и «слабых». В этом случае учитель должен сам распределить ребят по группам, руководствуясь несколькими правилами:

  • Распределение по группам идет в соответствии с уровнем знаний и подготовки учащихся, с их интересами. Необходимо, чтобы в состав группы вошли как «слабые» (в данном случае это не только те, кто не справляется с программой, но и те, кому предмет неинтересен), так и «сильные» ученики (то есть думающие, имеющие собственное мнение, умеющие его доказывать, эстетически развитые и эмоциональные).

  • В каждом микроколлективе назначается лидер или консультант, который бы координировал работу товарищей.

  • В группе должно быть от 3 до 7 человек, иначе работа не будет достаточно продуктивной и учитель не сможет проконтролировать и объективно оценить работу каждого.

Вторая задача педагога - выбрать тот тип задания, который наилучшим образом соответствовал бы теме и цели урока. Возможно несколько вариантов решения проблемы:

  • Все группы получают одинаковое задание. В этом случае каждая команда не только готовит и записывает получившиеся ответы, но и формулирует собственные вопросы, которые, по их мнению, наиболее важны или вызвали трудности при обсуждении. Этот вариант позволяет глубже вникнуть в материал, детально рассмотреть проблему, произведение и т.д.

  • Каждой группе дается собственное, индивидуальное задание. После обсуждения вопроса учащиеся рассказывают своим товарищам из других групп о том, как они справились с поставленной задачей, к каким выводам пришли в результате проделанной работы. Использование данного способа работы позволяет осветить на уроке больше вопросов. Но следует помнить, что существует опасность «раздробить» материал, потому важно на следующих занятиях провести работу по систематизации и обобщению материала.

  • Задания группам даются одинаковые, но материал для анализа разный. Этот вариант способствует выработке навыков анализа, так как алгоритм работы один, однако каждый новый текст требует применения знаний в новых условиях.

Схема урока с использованием коллективной формы работы

  1. Каждая группа получает задание, выслушивает комментарии учителя.

  2. Коллективное обсуждение проблемы, формирование собственной позиции, обмен мнениями.

  3. Выбор правильного ответа, запись основных положений, подготовка выступления «от группы».

  4. Выступление представителя группы.

  5. Подготовка вопросов, обмен мнениями между группами.

  6. Обобщающее слово учителя.

  7. Творческое задание, письменный ответ, мини-сочинение и т.д.

  8. Подведение итогов.

Использовать групповые формы работы можно на уроках различной целевой направленности, на различных этапах изучения материала.

Например, урок литературы в 11 классе «Серебряный век. Введение понятия «символизм» был проведен в начале изучения большой и сложной темы «Символизм».

Учащиеся, работая по группам, знакомились с творчеством поэтов серебряного века, (каждая группа в начале урока получила подборку стихов одного из них), с манифестами литературных кружков того времени. Задача состояла в том, чтобы в процессе работы ребята познакомились именами, ранее им неизвестных авторов, чье творчество не изучалось в предыдущих классах (3.Гиппиус, Ф, Сологуб, В.Соловьев, В Брюсов, Д Мережковский), прочитали их стихотворения и составили мнение о темах, волновавших поэтов того времени, найдя общие мотивы. На этом уроке ребята самостоятельно читали и анализировали произведения, делая вывод о настроениях, царивших в обществе в начале XX века, о трагических предчувствиях и предсказаниях, нашедших отражение в произведениях той эпохи. В дальнейшем, изучая творчество Блока, учащиеся расширили и углубили свои представления о поэзии серебряного века.

Другим примером может служить урок, посвященный знакомству с романом Е.И Замятина «Мы». В программе отведено всего лишь 2 часа на разговор о проблематике, композиционном и жанровом своеобразии произведения, поэтому учитель должен организовать работу таким образом, чтобы, с одной стороны, уложиться во временные рамки, с другой стороны, проанализировать достаточно сложный и объемный материал, ввести понятие романа-антиутопии, выделить основные отличительные черты данного жанра.

Исходя из данных учловий, учителя может провести урок с использованием групповой формы работы.6 Выбранный прием позволит за короткий срок познакомиться с произведением, попытаться сориентироваться в предложенном материале, проанализировав основные эпизоды романа. Главная задача - разобраться в проблематике произведения, поэтому каждой группе было дано собственное задание:

  1. Единое Государство;

  2. Благодетель;

  3. Условия жизни в Едином Государстве;

  4. Судьба человека. История Д-503;

  5. Любовь - смертельный враг Единого Государства.

После обсуждения в группах поставленных вопросов, выступления представителей коллективов и обобщающего слова учителя учащиеся получили задание высказать собственное мнение по вопросу: «О чем предупреждает своих читателей Замятин в романе «Мы»?» Полученные ответы показали, что ребята на уроке не только получили знания по теории литературы, вспоминая, что такое «утопия», и сравнивали утопию с антиутопией, но и смогли «услышать предостережения писателя.

Говоря о достоинствах и недостатках предложенного метода работы, можно обратиться ко мнению самих учеников. Вот некоторые высказывания одиннадцатиклассников

Любовь Л. «Работать в группе не всегда нравится, т.к. иногда приходится «отдуваться» за всех»

Мария С. «При работе в группе получаешь возможность обсудить вопрос с одноклассниками, они подскажут, если нужно».

Мария Ш. «По группам работать интереснее, поскольку урок превращается в игру, путешествие, экскурсию… Становится не так сложно отвечать на вопросы учителя. Товарищи помогут сформулировать мысли».

Андркй П. «В группе работать интереснее, можно посоветоваться с товарищами, чтобы придать ответу юолее законченную, обобщенную форму. Интересно, что каждый может высказаться, добавить к ответу что-то свое».

Наталья Р. «При такой работе ты не чувствуешь себя растерянно, т.к. тебе помогут товарищи».

Мнение старшеклассников доказывают, насколько важно использовать на уроках различные формы работы, в том числе и коллективные.

Список литературы

  1. Д.Н. Муртн, Е.Д. Кононова, Е.В. Миненко. Русская литература ХХ века. Программа 11 класса. Тематическое планирование. СПб,- 2010

  2. 2 Л.М. Фридман, К. Н. Волков. Психологическая наука - учителю. - М.: Просвещение, 1985.

  3. Флейвел Дж.Х. Генетическая психология Жана Пиаже. - М, 1967.

  4. Виноградова М.Д. и Первин И. Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. - М., 1978

© 2010-2022