Методическая разработка открытого урока на тему Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Талдыкорганский агротехнический колледж

Методическая разработка открытого урока на тему Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

«Согласовано» «Утверждаю»

Методист колледжа Зам. директора по УР Балтабаева М.Б. Абыканова С.К. _________________ ______________________

Методическая разработка открытого урока по предмету «Русский язык»

Тема: «Лексико-грамматические разряды имен прилагательных»





Рассмотрено и одобрено Подготовила преподаватель

На заседании кафедры русского русского языка и языка. Протокол № ___ от _____ литерературы

Зав.кафедры________ Керимбекова Ж.М. Баримбекова А.Н.



г.Талдыкорган 2015г.

Пояснительная записка

Современный студент должен быть всесторонне развитым человеком, владеть несколькими языками, знать культуру, традиции, литературу своего народа. Хорошее знание этих навыков поможет им в дальнейшем во всех сферах общественной и производственной деятельности. Важно научиться самостоятельно пополнять свои знания, уметь пользоваться разнообразной литературой, медийными и компьютерными средствами обучения.

Для изучения темы «Лексико-грамматические разряды имен прилагательных» учащиеся получили операжающие задания по группам:

- изучить правила по именам прилагательным;

- подготовить слайд-презентации разрядов имен прилагательных.

На уроке применяются технология интерактивного обучения, основными формами которого является работа в группах, где обучающийся учится работать самостоятельно, и высказывать свои мысли и доказывать их.

Для закрепления новой темы был использован сравнительный класстер по сказкам «Премудрый пескарь» и «Дикий помещик».

Методы, примененные на уроке развивают у обучающихся умение осознанной работы с текстами, произвольное внимание, память, логическое мышление через чтение и письмо, тренируют слух.






Талдыкорганский агротехнологический колледж

Технологическая карта занятия (план) № 10

Название предмета: Русский язык

Тема занятия: Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Время : 2 ч. Группа: 131 День:

Тип занятия : комбинированный

Методы занятия: объяснительно-иллюстративный с применением приема аналитической беседы, групповая работа, коллективное обучение, анализ текста, вопросно-ответная беседа

Цели занятия:

1. Систематизировать знания учащихся по разделу морфология, углубить знания о морфологических признаках прилагательного - разряде;

2.Формируя умение анализа теоретического материала, развивать аналитическое мышление, навыки монологического высказывания, речь, память, умения само выражаться, творческие способности, готовить ответы, содержащие личностную реакцию. Совершенствовать навыки работы в группе, научить учащихся вдумчивому, осознанному чтению текста, акцентировать внимание на творческих заданиях.

3.Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, формировать устойчивый интерес к русскому языку.

Межпредметная связь: русская литература, казахский язык.

Внутрипредметная связь : синтаксис.



Оснащения занятия:

А. Наглядные пособия: схемы, кластер.

Б.Раздаточные материалы: тексты с примерами

В.Техническое оснащение занятия: интерактивная доска, слайды

Г. Место проведения занятия: аудитория № 56

Д. Основная литература: У.А. Жанпеисова. Русский язык 10 класс

Е.Дополнительная литература: М.Т.Баранов, Т.А.Костяева. Справочные материалы по русскому языку


І.







II.




III.















IV.























V.


VI.


VII.

IX.


Ход урока:

Организационный момент :

1. Психологический настрой:

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в кабинет и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях. Вдохните глубоко, почувствуйте свежесть этого дня и теплоту солнечных лучей. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели. У вас на партах лежит смайлик, выберите тот который подходит к вашему настроению. Надеюсь, оно будет сопровождать нас на протяжении всего занятия до конца.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

- Наш урок я бы хотела начать с таких слов:

Великий, могучий, свободный,

Надежды и силы родник,

Тебе посвящаем урок мы сегодня,

Родной наш, правдивый и гордый язык!

- О каком языке идет речь?

3. Проверка посещаемости и готовности учащихся к занятию. Методическая разработка открытого урока на тему Лексико-грамматические разряды имен прилагательных Методическая разработка открытого урока на тему Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Проверка домашнего задания :

Вопросно-ответная беседа:

  1. Что такое имя существительное?

  2. Назовите грамматические признаки имени существительного?

Дорожка домой

Мне мила с детских лет.

Дорожки знакомой

Красивее нет.

И если б зашел я

Не зная куда

Дорожку домой

Отыскал бы всегда

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои.

Задание. Определить падежи имени существительного дорожка в в тексте.

Объяснение новой темы :

Этап побуждения:

  1. Сообщение темы, цели и задачи урока (слайд №1,2)

  2. Работа над эпиграфом к уроку:

Я скажу от имени всех казахских советских писателей наследников Абая - великое спасибо мудрой русской книге, которая научила Абая первой букве русского алфавита, великое спасибо тому русскому учителю, который научил Абая первому русскому слову» (М.Ауэзов) (слайд№3,4)

Методическая разработка открытого урока на тему Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

2. Эвакейшин (этап вызова мотивации).

Инструктаж: 1.Подобрать ассоциации к слову ЯЗЫК.

Делается вывод о том, что подобранные слова являются прилагательными.

3. Презентации работ групп (1 группа «Качественные имена прилагательные», 2 группа «Относительные имена прилагательные»)

4. Составление кластера « Притяжательные имена прилагательные».

Ночью темень, ночью тишь.

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

Лисий след ведет к норе,

След собачий - к конуре.

Белкин след ведет к дуплу,

Мышкин - к дырочке в полу.

Жаль, что в речке, на воде,

Нет следов твоих нигде.

Только темень, только тишь,

Рыбка, рыбка, где ты спишь?

(И. Токмакова.)

Задания к стихотворению:

1.Нарисуйте домики, в которых живут эти животные.

2. Задайте вопросы к выделенным прилагательным.

(на слайде показать жилище этих животных)

2. Творческая работа в группах («Мозговой штурм»)

Задания

5. Творческое задание:

1 группа. Написать сказку о дружбе прилагательного и существительного.

2 группа. Написать сказку о городе, в котором живут прилагательные.

Методическая разработка открытого урока на тему Лексико-грамматические разряды имен прилагательныхМетодическая разработка открытого урока на тему Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Проверка знаний теоретического материала учащихся:
1.Терминологический диктант (мозговая атака)

  1. Раздел языкознания, изучающий слова как части речи и их формы. (морфология).

  2. Синтаксическая роль имени прилагательного в предложении? (определение).

  3. Чем еще может быть прилагательное в предложении? (сказуемое).

  4. Имена прилагательные этого разряда обозначают принадлежность предмета кому-либо.(притяжательные).

  5. Имена прилагательные этого разряда называют признак предмета через отношение к какому-либо другому предмету, действию, времени, месту. (относительные).

  6. Имена прилагательные этого разряда обозначают различные качества предмета. (качественные).

  7. Прилагательные: кипуч, свеж, прекрасен - употреблены в ... форме (краткой). (Проверка устно)

2.Игра-соревнование. Путаница. Распутать, записать в тетради.

1 игра. Дуб зеленая, цепь златой, на неведомое дорожках, невиданный зверей, витязей прекрасные, на брег песчаное.

2 игра

Методическая разработка открытого урока на тему Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

2. Работа с карточками

1 вариант

Уныл… пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальн… краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свеж… дыханье,
И мглой волнист… покрыты небеса,
И редк… солнца луч, и перв… морозы,
И отдален… седой зимы угрозы.

2 вариант

Бел… береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушист… ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Бел… бахромой.

И стоит береза

В сонн… тишине,
И горят снежинки
В золот… огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новы… серебром.

Задания к стихотворениям:

  1. Вставьте пропущенные буквы.

  2. Кто автор этих стихотворений? О каких временах года здесь говорится?

  3. Прочитайте выразительно.

  4. Назовите сочетания прилагательных с существительными из написанного текста. Определите разряд прилагательных.

  5. Составление синквейна. В стихотворениях говорится о временах года, поэтому составим пятистишие.

    1. Ключевое слово. Название. Тема.
    2. Описание (2прилагательных)
    3. Идет процесс. Действие по теме (3 глагола).
    4. Мое отношение к теме.
    5. Подтверждение сущности четырех строк.(1 слово- вывод).

  1. Творческий диктант. От сочетаний слов образовать прилагательные и записать их вместе с существительными.
    Связь, передаваемая беспроводным путем. (сотовая)
    Антенна, для приёма и передачи программ телевидения и радио (спутниковая)
    Почта, осуществляемая при помощи интернета. (электронная)
    Связь, передаваемая по сотовому телефону. (мобильная)
    Корабли, которые летают в космос. (космические)

Методическая разработка открытого урока на тему Лексико-грамматические разряды имен прилагательных

Обобщение урока :

Итог урока. Обобщение. Заполнение двухчастного дневника.
Что я знал о прилагательном.

Что нового я узнал о прилагательном.

Заключительное слово преподавателя.

Подведение итогов:

Запись в тетрадях: (слайд №23)


  • Мне понравилось

  • Меня удивило

  • Я узнал

  • Я вспомнил

  • Я понял

Комментирование и оценивание знаний учащихся.

Домашнее задание: (слайд №25)

  1. Выучить правила

  2. Упражнения 125, 143,144 стр. 86, 98, 99

5мин.








7мин.





25мин.











8 мин.





5мин.



7мин.



10мин.













5мин.







5мин.

5мин.



5мин.

3мин.

Преподаватель: А.Н.Баримбекова

© 2010-2022