Урок-блок по русскому языку Прошедшее время глагола

Цель : закрепить знания учащихся по теме «Прошедшее время глагола . Род , число.» Задачи : образовательные: - закрепить  знания о прошедшем времени глагола; - совершенствовать навыки морфологического разбора; развивающие: - коррекция и развитие письменной и устной речи на основе построения правильных ответов на вопросы ; анализе текста. воспитывающие: - воспитание интереса к предмету; - воспитание интереса к познанию окружающего мира; - воспитание культуры общения. Тип урока: закрепление изучен...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

5

Урок - блок по письму и развитию речи в 8 классе.

Тема: « Прошедшее время глагола. Род , число»

Цель : закрепить знания учащихся по теме «Прошедшее время глагола . Род , число.»

Задачи :

образовательные:

- закрепить знания о прошедшем времени глагола;

- совершенствовать навыки морфологического разбора;

развивающие:

- коррекция и развитие письменной и устной речи на основе построения правильных ответов на вопросы ; анализе текста.

воспитывающие:

- воспитание интереса к предмету;

- воспитание интереса к познанию окружающего мира;

- воспитание культуры общения.

Тип урока: закрепление изученного материала.

Вид урока: ролевая игра по блокам (заседание Учебного совета).

Форма урока: на основе игровой технологии.

Оборудование: трибуна для председателя Учебного совета, проектор , компьютер , карточки , таблица.

Ход урока

1. Оргмомент. Приветствие.

2. Объявление темы и цели урока. Слайд № 1

- Ребята, мы закончили изучение темы «Прошедшее время глагола . Род ,число». Сегодня вам предстоит показать свои знания по этой теме.

- Урок наш пройдет в необычной форме. Все вы приглашены на заседание Учебного совета. Слайд № 2

Так как Учебный Совет координирует деятельность учащихся школы, планирует и организует внеклассную и школьную работу учащихся, готовит и проводит собрания и конференции учащихся школы , поэтому на сегодняшнем заседании мы проанализируем работу глагола в прошедшем времени. А символ мудрости - сова , поможет нам показать себя эрудированными членами Учебного Совета.

Заседание будет вестись по блокам. Вы имеете право активно участвовать в обсуждении вопросов, выполнять практические задания, отвечать на вопросы членов Учебного совета, а главное - не забудьте вести протокол заседания Учебного совета.

3. Работа по теме урока.

Повторение сведений об общем грамматическом значении глагола.

Председатель Учебного совета: Здравствуйте! Сегодня у нас очередное заседание Учебного совета. На повестке дня много вопросов… Позвольте, а где же Глагол?. Уже в который раз его нет! Где он?

Первый член Учебного совета: Господин Председатель! После того как изобрели машину времени, Глагол постоянно куда-то исчезает. Имеет ли он на это право? Вот какой вопрос, я считаю, он должен быть главным на нашем заседании.

Второй член Ученого совета: Господа! Я думаю, что Глагол имеет на это полное право. Ведь он - великий труженик. Уважаемые гости, вы со мной согласны? Я предлагаю начать заполнять протокол заседания: давайте докажем, что трудиться так, как Глагол, не умеет ни одна часть речи.

Итак , открываем протокола Учебного совета, записываем дату заседания .

Проверка домашнего задания.

Вам было дано задание на образование прошедшего времени глагола и определение вида глагола.

- Кто справился с заданием ?

-Кто допустил ошибки ?

Учебный Совет начинает заседание I блока.

Запись на доске. (один ученик работает у доски, подчеркивает глаголы.)

Глаголу нравится копать,

Лететь, бурлить, кипеть,

Решать, грустить и наблюдать,

Шить, жить, свистеть и петь.

- Каково общее грамматическое значение глагола? (Обозначать действие.)

Определите форму у данных глаголов .

На что оканчивается неопределённая форма глагола?

- В современном русском языке глаголы называют различные действия. Приведите примеры из стихотворения.

* действия, связанные с трудовой деятельностью: копать, бурлить, шить, свистеть, петь

* действия, связанные с умственной деятельностью: решать, наблюдать

* действия, называющие перемещение в пространстве: лететь

* действия, называющие различные состояния: грустить

Переходим ко второму блоку заседания.

(Обобщение знаний о прошедшем времени глагола. Работа с текстом.)

Председатель Ученого совета: А вы случайно не знаете, куда же отправился Глагол?

Третий член Ученого совета: Я знаю, господин Председатель. Глагол во время своих изучений ведет бортовой журнал и время от времени присылает отчеты о своих открытиях. Буквально сегодня утром я получил от него такой отчет.

(Читает текст. На экране изображение .) Слайд № 3

Олимпийские игры - это главные спортивные соревнования, лучших спортсменов. В стране, где давным - давно в далеком прошлом, впервые проводились Олимпийские игры, считается - Древняя Греция. Это Родина Олимпийских игр. А именно почитаемое греками, святилище - Олимпия. Люди этой страны жили очень беспокойно, враждовали. И вот однажды Царь Ифит обратился к мудрецу с вопросом: «Что сделать, чтобы народ не враждовал?» И мудрец посоветовал провести спортивные игры, которые сдружили бы всех греков. Люди в Греции очень любили спорт и обрадовались такому решению. С той поры один раз в четыре года отправлялись гонцы, которые несли весть о предстоящем олимпийском празднике и объявляли перемирие. Продолжались игры пять дней. В первый день атлеты приходили в храм в Олимпию, по велению самого главного греческого бога Зевса, повелителя грома и молнии, зажигали от солнечного луча священный огонь и давали клятву - бороться честно. Эта традиция сохранилась и до наших дней.

- Куда же отправился Глагол? (В прошлое.) В какое время?

- А почему Глагол смог оказаться в шестом веке до нашей эры? (Глаголы могут изменяться по временам. У них есть и прошедшее время.)

- Что обозначает глагол в прошедшем времени?

(В прошедшем времени глагол обозначает действие, которое происходило до момента речи.)

Коррекционное упражнение «Найди лишний вопрос, докажи» Слайд № 4

Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы что делал? что сделал? что делает? что делала? что сделала? что делало? что сделали? что делали?

Показывают, что действие происходило раньше.

-составьте предложение об Олимпийских играх , используя глагол настоящего времени.

(- Олимпийские игры проходят в городе Сочи.)

- Продолжите заполнять протокол заседания Учебного Совета: выпишите из текста в столбик глаголы прошедшего времени.

Слайд № 5 Какая особенность является показателем прошедшего времени глагола? (Суффикс -л-.)

- А как изменяются глаголы в прошедшем времени? (По родам и числам.)

-Какое окончание имеют глаголы пр.вр. ж.р , м.р .,ср.р. и во мн.ч.

- Определите род и число любых трех глаголов. (Например: обнаружил - гл. прош. времени, ед. числа, мужского рода.)

- Вот сколько всего умеет делать Глагол, он, действительно, великий труженик. А каждый труженик имеет право на отдых.

Физкультминутка . Кинезиалогические упражнения.

Раз на Учебном Совете все работают головой , нам нужно активизировать работу головного мозга , используя специальную кинезеологическую гимнастику.

Кинезиология - это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Качание головой-«Покачаем головой - неприятности долой». Дышать глубоко. Расправить плечи, закрыть глаза, опустить голову вперед и медленно раскачивать головой из стороны в сторону.


Кивки - «Покиваем головой, чтобы был в душе покой». Медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад.

«Внимание» - «Чтоб внимательными быть нужно на ладонь давить». Большим пальцем правой руки нажать на середину ладони левой руки, где находится точка внимания (10 с). То же самое сделать для правой руки (10с).


«Очищение» - «Нужно правильно дышать, чтоб внутри все очищать». Вдыхать левой ноздрей, выдыхая через правую ноздрю. Затем вдыхать правой ноздрей, а выдыхать левой. Цикл повторить три раза.

«Кулак - ребро - ладонь» На столе, последовательно, сменяя, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак и ладонь ребром на столе. Выполнить 8-10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.

«Ухо - нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Третьим блоком нашего заседания является анализ работы секретаря заседания.

Словарная работа:

Кто такой секретарь?

- работник ,который ведёт документацию и деловую переписку.

Итак принимаемся за работу.

Работа с учебником : стр. 147,упр.196.(1 абзац)читаем , анализируем , исправляем , записываем в протокола.

- разобрать по членам предложения 1 предложение. (работа у доски)

-Морф. анализ глагола ГОВОРИЛ. (работа у доски)

В четвёртом блоке нам нужно прийти к единому мнению в дискуссии о прошедшем времени глагола , о роде и числе.

Для этого мы выполним тест..

1.Впиши пропущенные слова.

Глагол - это часть речи, которая обозначает ______________________________________

И отвечает на вопросы _______________________________________________________

2.Среди данных слов подчеркни только глаголы прошедшего времени:

Беглец, русская, любить, народная, бегство, создал, рассказывал, красный, огонек, бежала,

темный, покрасит.

3.Выбери правильное утверждение (неверное зачеркни)

А )Глаголы прошедшего времени изменяются по родам.

Б) Глаголы настоящего времени изменяются по родам.

4. Удали лишний глагол из строчки:

А) лежала , бежал , светило, идти.

В) смотрит , видела , шипел , разговаривали.

5. В какой из строчек находятся глаголы мн.ч.

А) дышали , говорил , рисовала , линяло .

Б ) сидели , вязали , текли , наблюдали.

Слайд № 6 - проверка

4. Подведение итогов урока. Домашнее задание.

Председатель Ученого совета: Уважаемые члены Учебного Совета! Уважаемые гости! Удалось ли нам доказать, что Глагол - великий труженик ?

Появляется Глагол: Господа! Простите за опоздание, но я только что вернулся из Центральной Америки и вот что узнал…

Председатель Ученого совета (перебивая): Уважаемый Глагол! Простите, что перебиваю, но давайте предложим ваши путевые записки ребятам в качестве домашнего задания.

Слушайте внимательно.упр.195.стр.146

Итак , закрываем протокола заседания. Обращаемся к листу успешного проведения заседания Учебного совета. Просмотрите внимательно пункты заседания. Какие будут у вас предложения для следующего Учебного Совета. Все ли вопросы понятны , в чём вы сомневаетесь укажите в таблице.

(учащиеся оценивают свою работу.)



АНАЛИЗ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКЕ
ПО ТЕМЕ «Прошедшее время глагола .Род , число.»

Фамилия ___________________________ Имя ________________________

«+» - задание выполнил(а) верно, без затруднений

«?» - испытывал(а) трудности

ЗНАЮ


УМЕЮ

Определение глагола как часть речи

Находить глаголы в тексте

На какие вопросы отвечает глагол

Задавать к ним вопросы

Как определить вид глагола

Определить вид глагола

Как определить время глагола

Определить время глагола

Как определить число и род глагола

Как определить число и род глагола

ИТОГО:

ИТОГО:


1,2 заслушивают.

Председатель Ученого совета: На этом заседание нашего Ученого Совета заканчивается. Спасибо всем: и членам Ученого совета, и вам, уважаемые гости!


© 2010-2022