«Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины»

«Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины» Цель: Познакомить учащихся с бессоюзным сложным предложением со значением пояснения, дополнения, причины. Задачи: Обучающие: 1. Повторить основные сведения о видах сложных предложений. 2. Формировать умения и навыки правильно расставлять объяснять постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении. 3. Использовать различные синтаксические конструкции для определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения. Развивающие: 1. Совершенствовать умения различать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных предложениях, а также между союзными и бессоюзными предложениями. 2. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме. 3.Обучать правильной монологической речи учащихся. Воспитывающие: Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины»

Цель: Познакомить учащихся с бессоюзным сложным предложением со значением пояснения, дополнения, причины.

Задачи: Обучающие:

1. Повторить основные сведения о видах сложных предложений.

2. Формировать умения и навыки правильно расставлять объяснять постановку двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

3. Использовать различные синтаксические конструкции для определения смысловых отношений между частями бессоюзного сложного предложения.

Развивающие:

1. Совершенствовать умения различать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных предложениях, а также между союзными и бессоюзными предложениями.

2. Развивать логическое мышление учащихся, их аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме.

3.Обучать правильной монологической речи учащихся.

Воспитывающие:

1. Воспитывать у учащихся чувство языка, внимание к происходящим в языке процессам через исследовательскую работу с текстом.

2.Воспитывать умение слушать отвечающих.

Тип урока: Урок сообщения новых знаний.

Оборудование: проектор, доска, учебник, схемы, таблицы, карточки.

Ход урока

I. Организационный момент. Объявление темы урока.

II. Актуализация знаний.

Лингвистическая разминка.

- Найдите в названии темы урока прилагательное с орфограммой, которую повторяли дома. (Бессоюзное).

- Назовите корень, приставку. На какой согласный оканчивается приставка? С какого согласного начинается корень? Сформулируйте правило написания данной орфограммы (слайд 2).

- А теперь вашему вниманию предлагается небольшой словарный диктант на повторение орфограммы "буквы з и с на конце приставок".

Взаимопроверка.

2. Работа со "слепой схемой".

СП

«Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины»

? Союзные

- Восполните недостающие компоненты схемы.

- Что вы можете сказать о сложноподчиненных предложениях. Из каких частей они состоят? (СПП состоят из главной и придаточной части)

- Дать определение бессоюзному предложению. (БСП - это такое сложное предложение, части которого связаны между собой по смыслу и с помощью интонации)

- Какие пунктуационные знаки используем при записи бессоюзного сложного предложения? (к слайду и схеме о типах БСП. запятая, точка с запятой, двоеточие, тире).

- В чем возникает трудность в этом вопросе? (трудность в правильном выборе знака препинания в БСП.)

- Чем руководствоваться надо при выборе знака нужного в БСП? (правилом)

III. Постановка целей.

- Так как сегодня мы будем говорить о БСП причины пояснения, дополнения, то как бы вы сформулировали цели нашего урока? Что мы будем учиться делать сегодня (слайд 7)? (определять при каких условиях ставится двоеточие в БСП, развивать орфографическую и пунктуационную зоркость, умения анализировать, сопоставлять, делать выводы)

IV. Изучение нового материала.

Задание: Проанализировать группы бессоюзных сложных предложений. Для каждого ряда своя группа предложений и определить:

а) Сколько простых предложений в составе БСП?

б) Какую смысловую нагрузку несет в себе второе предложение? Что оно делает - поясняет, дополняет или указывает на причину того, о чем говорится в 1-й части?

в) Прочитать предложения, подставляя союзы, указанные в таблице. Как они изменились?

г) Нарисовать общую схему предложений. Одну на группу.

д) Сделать вывод о постановке знака препинания в БСП, о смысловых отношениях между частями, объяснить свой выбор.

Выступления представителей групп :

I группа: Двоеточие ставится, так как вторая часть указывает на причину того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить союз «потому что»). Эти предложения напоминают СПП причины. Следовательно, перед нами БСП со значением причины.

II группа: Двоеточие ставится, так как вторая часть дополняет первую (между ними можно вставить союз «что»). Такие предложения похожи на СПП изъяснительные. Следовательно, перед нами БСП со значением дополнения.

III группа: Двоеточие ставится, так как вторая часть раскрывает и поясняет содержание того, о чем говорится в первой части (между частями можно вставить «а именно»). Следовательно, перед нами БСП со значением пояснения.

Работа с учебником. Давайте обратимся к учебнику, прочитаем правило и посмотрим, правильные ли выводы мы сделали о постановке двоеточия в БСП.

Заполним таблицу и обратим внимание на схемы

Привило

Примеры

Схемы

Постановка двоеточия в БСП

Я знаю: в нашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А. Пушкин)

Я доверяю любящим: они великодушны. (К. Паустовский)


Предметы потеряли свою форму: все сливалось сначала в серую, потом в темную массу. (И. Гончаров)


дополнение«Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины»: .

(что)


«Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины»

причина: .

(потому что)


«Бессоюзное сложное предложение со значением пояснения, дополнения, причины»

пояснение: .

(а именно, то есть)

V. Рефлексия.

Задание по карточкам, с использованием таблицы

Итак, ребята, перед вами две карточки. В каждой из них свое задание. Давайте сейчас выполним то, что вам предлагается сделать и вместе проверим то, что у вас получилось.

Первая группа с карточкой № 1 должна найти среди БСП предложения с двоеточием и выписать их себе в тетрадь. Вторая группа с карточкой № 2 должна заменить CПП на БСП пояснения, дополнения, причины и записать их себе в тетради.

VI. Итог урока.

- При каких условиях будем ставить двоеточие в БСП? (если перед нами БСП со значением причины, пояснения, дополнения)

- Как мы определим, какое именно перед нами БСП - причины, пояснения или дополнения? (подставим союзы а именно, потому что, что)

VII. Домашнее задание.

Записать пять предложений, определить смысловые отношения между частями предложений.


© 2010-2022