Урок в 6 классе чередование корней КАС и КОС

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 6 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МБОУ Волченковская СОШ









Открытый урок по русскому языку для 6 класса

«Чередование в корнях КАС-КОС»








Подготовила:

Учитель русского языка и литературы

Муравьева Марина Валериевна



2014/2015 учебный год

Цели урока:

Обучающие:

  • обучение составлению алгоритма выбора гласной в корнях с чередованием;

  • отработка навыка применения данного алгоритма с использованием современных технологий;

  • проверка качества усвоения учащимися данной орфограммы.

Развивающие:

  • создать мотивационную основу для восприятия учебного материала;

  • развитие связной речи учащихся, мышления.

Воспитательные:

  • воспитание культуры общения, уважения к собеседнику и учителям;

  • воспитание интереса к русскому языку.

Учебные:

  • обобщить и расширить знания;

  • проверить усвоение материала при использовании компьютерной презентации.

  • формировать практические навыки при выполнении работы с использованием компьютера.

Оборудование:

  • план урока, канцелярские принадлежности, мультимедийная установка, раздаточный материал; схемы алгоритмов.







Ход урока


«Правильно писать потребно всем уметь…»


М.В. Ломоносов

1. Орг. момент

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

- Тема нашего урока «Чередование О-А в корнях -кас - кос»

Сегодня мы познакомимся с выбором написания О-А в корнях с чередованием.

Откройте тетради, запишите число и тему урока.

2. Работа с эпиграфом. Слайд 1

- Давайте прочитаем эпиграф к уроку. (прочитали) Как вы понимаете эти слова?

- Вот и мы сегодня с вами на нашем таком необычном уроке будем учиться правильно писать.

3. Повторение

- В 5 классе, путешествуя по стране Правописание, мы встречались с чередованием букв О-А в корнях.

- Давайте на материале пословиц народов мира вспомним эти правила. Слайд 2.

  1. Неробкую душу вл… жил в меня Бог.

  2. И камень, лёжа, мохом обр… стает.

  3. Человек предпол… гает, а Бог распол… гает.

  4. Где р… сла трава, там и ещё выр… стет.

  5. Пока травка подр… стет, много воды утечёт.

- Списать, вставить пропущенные орфограммы.

- Какие корни с чередованием мы изучали в 5 классе?

- Вспомним правила.

4. Объяснение нового материала.

- А сегодня на уроке мы с вами должны раскрыть тайну написания букв О-А корнях -кас-кос . слайд № 3

Халата не черни - к котлу не прикАсайся.

Честь смолоду храни, С бесчестными не знайся. Туркменская пословица.

- Спишите пословицу-совет, обращая внимание на суффикс и гласную А в корне слова ПРИКАСАЙСЯ.

- Как вы думаете, влияет ли наличие суффикса А на правописание этого слова?

- Скажите, с какой русской пословицей перекликается эта туркменская пословица? (Береги платье снову, а честь смолоду)

2. Дотронется до мёда - тут же руку оближет; Слайд № 4.

прикОснётся к навозу - бежит сразу мыться. Монгольская пословица.

- Выделите корень в слове прикоснётся, есть ли суффикс А после корня?

-Таким образом, какой можно сделать вывод? От чего зависит правописание О-А в корне -кос -кас- ?

Звучит правило: В корне -кос, - кас в безударном положении пишется буква а, если после корня стоит суффикс - а, и буква - о, если этого суффикса нет.

А чтобы вам было легче запомнить, послушайте, пожалуйста, сказку о двух братьях: КАС и КОС и о том, как суффикс А стал ВИП-ПЕРСОНОЙ. (презентация сказки).

5. Тайну написания букв А-О в корне кас - кос мы с вами раскрыли.

6. Выборочный диктант. Слайд последний в сказке.

А теперь давайте потренируемся.

- Из диктуемых мною пословиц, выписать слова с изученными орфограммами в корнях.

  1. Коснешься котла - измажешься, коснёшься зла - намаешься. Татарская пословица.

  2. Одно сердце к другому прикасается. Чешская пословица.

- Выделить корень, обозначить выбор орфограммы.

7. Практическая работа. слайд № 5

А теперь нам предстоит заняться проектной деятельностью и создать алгоритм о правописании букв О-А в корнях кос -кас-, я вам даю на это 5 минут. Слайд № 6

Урок в 6 классе чередование корней КАС и КОС

8. Представление алгоритмов - А теперь проверяем. Слайд № 7.

9. Повторение правописания корней:

А теперь поработаем у доски, опираясь на алгоритм действий, который мы составили:

Легкое прикосновение, косолапый медведь, косить траву, провести касательную, косой дождь, заплести косу, коснуться стены, подчиняться неукоснительно, косой заяц, неприкосновенность имущества, покосился на бок, косарь, косилка, толстая коса.

10. Оценки

11. Дом. Задание - слайд 8.

пар. 29, выучить правило, упр. 137, в рабочих тетрадях упр. 85.


© 2010-2022