- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока по теме Законы доброты. В. П. Астафьев Ангел - хранитель. (6 класс)
Конспект урока по теме Законы доброты. В. П. Астафьев Ангел - хранитель. (6 класс)
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | 6 класс |
Тип | Конспекты |
Автор | Мельникова И.В. |
Дата | 27.02.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Урок по теме «Закон доброты. В.П. Астафьев «Ангел-хранитель»» может быть реализован в рамках программы для общеобразовательных учреждений по предмету «Литература Красноярского края». Элемент этого урока может быть использован и на уроках русской литературы при изучении творчества В.П. Астафьева.
В последние годы среди учащихся образовательных школ возросла ожесточённость, циничность, эмоциональная глухота; они не считаются с интересами и чувствами других людей. Причина такого поведения подростков - утрата духовных ценностей. Низкая культура поведения, потребительское отношение к жизни, отсутствие нравственных принципов заставляет меня при выборе произведений и авторов останавливаться на тех, чьё творчество более всего позволяет формировать навыки поведения в обществе, вызывает ответное желание у детей определить свою роль и место в жизни.
КОНСПЕКТ УРОКА
по литературе для 6 класса.
ТЕМА: Закон доброты. В.П. Астафьев «Ангел - хранитель»
(один из рассказов автобиографической книги
В.П. Астафьева «Последний поклон»).
ЗАДАЧИ: 1.Расширять и углублять знания о жизни и творчестве В.П. Астафьева.
2.Развиваь навыки анализа художественного текста.
3.Воспитывать стремление к деятельному добру, любовь к животным.
ТИП УРОКА: комбинированный.
ФОРМЫ
И МЕТОДЫ РАБОТЫ:
-
Слово учителя.
-
Выбор учащимися эпиграфа к занятию (из предложенных учителем).
-
Сообщение ученика с показом презентации (биография В.П. Астафьева).
-
Опрос в игровой форме (решение кроссворда по прослушанному сообщению).
-
Взаимопроверка.
-
Терминологическая работа (автобиография).
-
Беседа по проблемным вопросам произведения.
-
Аналитическая работа с текстом (осмысление и объяснение ключевых выражений произведения).
-
Выразительное чтение эпизодов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
-
Эпиграфы к уроку.
-
Сообщение учащегося.
-
Презентация (фотографии к биографии писателя, иллюстрация к уроку).
-
Раздаточный материал для учащихся (кроссворды, ключевые слова и выражения из текста художественного произведения - «страница из записной книжки читателя»).
-
Тексты художественного произведения (глава из автобиографической повести «Последний поклон» «Ангел - хранитель»).
ХОД УРОКА
На доске записаны тема урока, эпиграфы (при недостатке места, эпиграфы можно раздать в напечатанном варианте), термин «автобиография», домашнее задание.
1.Вступитеное слово учителя.
- Как вы думаете, ребята, о ком у нас сегодня пойдёт речь на уроке?
- Какие произведения В.П. Астафьева вы уже знаете? («Васюткино озеро», «Фотография, на которой меня нет», «Конь с розовой гривой»).
2.Выбор учащимися эпиграфа.
- Дома вы читали ещё одно произведение писателя («Ангел - хранитель»), выберите, с ваше точки зрения, подходящий для нашего занятия эпиграф. Обоснуйте свой выбор.
ЭПИГРАФЫ
Делать людям хорошее - хорошеть самому.
Л. Татьяничева
Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.
Аттар
(персидско-таджикский поэт)
Сострадание к животным так тесно связано с добротою характера, что можно с уверенностью утверждать, что не может быть добрым тот, кто жесток с животными.
А. Шопенгаэр
Милосердие украшает сильного.
Индийское изречение
Истинное милосердие не ограничивается человеком.
М. Прада
3. Реализация индивидуального домашнего задания.
- Произведение, которое вы читали, тесно связано с биографией писателя. Чтобы углубить ваши представления о жизни и творчестве Виктора Петровича Астафьева, послушаем сообщение. Чтобы вам было интереснее, внимательно слушайте и рассматривайте иллюстрации, думайте над кроссвордом.
Сообщение ученика по биографии писателя (см. приложение «Сообщение учащегося по творчеству В.П. Астафьева», презентация).
4. Разгадывание кроссворда.
- А теперь проверим, как вы внимательно слушали. Разгадайте кроссворд, который лежит у вас на парте (см. приложение).
Взаимопроверка кроссвордов.
- Если разгаданы все слова оценка «5», не угадали 2 слова - «4», 3-4 слова - «3», более 4 - «2».
Листочки подписываются и сдаются.
5.Работа над литературоведческим термином.
- Не случайно, наш урок мы начали с биографии Виктора Петровича Астафьева. Рассказ «Ангел - хранитель», который вы прочитали к сегодняшнему занятию, входит в большую автобиографическую книгу В.П. Астафьева «Последний поклон». Вспомним, что такое автобиография? Разберёмся в значении этого слова:
Авто (я) + био (жизнь) + графо (пишу).
- Итак, о чьём же детстве повествует рассказ «Ангел-хранитель»? (О детстве самого писателя, В.П. Астафьева).
6. Аналитическая беседа по проблемным вопросам текста.
- В какое время происходит действие рассказа? (33 год, голодное время).
- Каковы приметы этого трудного времени? Прочитайте.
- Как встретила невзгоды семья мальчика? (Семья перебивалась, благодаря оптимизму бабушки, она умела всех поддержать).
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию (см. презентацию) и ответьте на вопрос: «Чем бабушка дорожила больше всего?» Почему? (Машинкой «Зингер». «Бабушка обшивала на ней почти полсела. Пока машинка стоит на своём месте, живы и надежды…»).
- Почему Екатерина Петровна решилась продать золотые серёжки дочери, матери Витьки? (Внук заболел - это была крайняя мера).
- Что бабушка купила на базаре на последние деньги, «заработанные на дровах ослабевшим от голода дедом»? (Каравай).
- Кого, прежде всего, хотела накормить ослабевшая Екатерина Петровна? (Внука и деда).
- Как обманули бабушку на базаре? (В середине каравая был не хлеб, а мякина).
- Каково было состояние дедушки, когда он узнал об обмане? Подтвердите текстом произведения.
- Попробуйте описать бабушку в этот момент. (Ещё больше согнулась в спине, сделалась каменной, «… рот бабушки вдруг начал беззвучно шевелиться, сделался чёрным», глаза расширились, из них потекли слёзы…).
- Как вы оцениваете поступок тех людей, которые обманули бабушку? Что значил для семьи этот хлеб?
В душе мальчик знал, что всё наладится, «бабушка что-нибудь сообразит».
- Какого ангела-хранителя принесла бабушка в дом? (Щенок).
- Как вы оцениваете поступок Екатерины Петровны? Почему, несмотря на голод, она подобрала щенка и даже накормила последним, то у них было? (Высокая нравственность, чувство доброты, милосердия и сопереживания - это главные качества, которые отличали бабушку).
- Как вы прокомментируете слова бабушки: «Добро человеческое, батюшко, никогда не пропадает. И человека, и животину жалеть надо, потому как у животной тоже душа есть. Памятливая душа. Добро животная пуще человека помнит…»? (Всё в жизни взаимосвязано. На добро отплатится добром - это нравственный закон бабушки).
- Как Шарик прижился в семье? Сохранилось ли к нему доброе отношение? Расскажите о его повадках.
- У некоторых читателей есть хорошая привычка: из прочитанной книги выписывать понравившиеся фразы, отдельные слова. Перед вами страница из записной книжки такого читателя (см. приложение «страница из записной книжки читателя»). Попытайтесь понять, на что он обратил внимание, и прокомментировать.
Задание выполняется письменно. Работы подписываются и сдаются.
7. Подведение итогов урока.
- Название рассказа - «Ангел - хранитель». Кто это? Почему?
- Кому, как вы думаете, отдаёт последний поклон своим произведением В.П. Астафьев? (Бабушке, Екатерине Петровне).
8. Домашнее задание.
- Есть ли у вас, ребята, друг, который помогает вам проявлять самые лучшие качества заботы, любви, доброты. Напишите о нём сочинение - миниатюру на тему «Мой ангел - хранитель».
Приложение к уроку литературы для 6 класса
по теме: «Закон доброты. В.П. Астафьев «Ангел-хранитель»».
Сообщение ученика о жизни и творчестве В.П. Астафьева.
Овсянка - родное село писателя
Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка, недалеко от Красноярска, в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей - Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями - Виктором и новорождённым Николаем - отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца - Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом.
В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. В 1944 году в Польше был контужен[источник не указан 608 дней].
После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область.
В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948-1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).
В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.
В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953 году.
В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.
В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
Герой Социалистического Труда, Лауреат Государственной премии СССР (1978, 1991), премии «Триумф», Государственной премии России (1995[1], 2003 (посмертно)[2], Пушкинской премии фонда Альфреда Тепфера (ФРГ; 1997).
Памятник В. П. Астафьеву в Красноярске. Скульптор Игорь Линевич-Яворский
Важнейшие темы творчества Астафьева - антисоветская, военная и деревенская. Одним из первых его произведений было написанное в школе сочинение, в будущем превращённое писателем в рассказ «Васюткино озеро». Первые рассказы автора были опубликованы в журнале «Смена». Большинство рассказов, написанных им для детей, вошло в сборник «Конь с розовой гривой».
Кроссворд по биографии В.П. Астафьева.
1.
П
6.
О
7.
Н
2.
К
3.
С
4.
Е
5.
И
По горизонтали:
-
Фамилия матери писателя.
-
В каком городе стоит знаменитый памятник В.П. Астафьеву скульптора Игоря Линевич - Яворского.
-
Как назывался журнал, в котором были опубликованы первые рассказы писателя.
-
Имя бабушки будущего писателя.
-
В какой город отец будущего писателя подался за «северной дикой деньгой».
По вертикали:
-
Название села, в котором родился писатель.
-
В каком городе Виктор Астафьев обучался военному делу.
СТРАНИЦА ИЗ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ ЧИТАТЕЛЯ.
комментарий
«…руки, выкинутые на стол, лежали мёртво. Крупные, изношенные в работе руки, с крапинками веснушек, с замытыми, переломанными ногтями, лежали как бы отдельно от бабушки…»
«…иссушённый бедою взгляд…»
« - Пропадёт парнишка. А он пропадает - и я не жилец на этом свете. Я и дня не переживу…»
« Мы макали корки в чай. Ел дедушка, ела бабушка, ел я, ел лохматый щенок…»
«Она толкует на молитвы на свой лад, приспосабливает их к своей жизни и нужде…»
«Шарик - лукавая, глупая и преданная собака…»