- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Виды разборов на уроках русского языка
Виды разборов на уроках русского языка
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Заводчикова С.Л. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Фонетический разбор слова
-
Произнести слово. Разделить слово на слоги и определить ударный слог.
-
Затранскрибировать слово, то есть указать последовательно звуки.
-
Охарактеризовать каждый звук:
а) гласный - ударный или безударный;
б) согласный - звонкий или глухой, парный или непарный;
мягкий или твёрдый, парный или непарный.
4. Указать количество звуков и букв. Если количество звуков и букв не совпадает, то указать причину.
Образец разбора:
ёж - 1 слог
ё - [й,] - согл., звонк., непарн., мягк., непарн.
[о] - гласн., ударн.
ж -[ш] - согл., глух., парн.[ж] , твёрд., непарн.
_____________________
2 буквы, 3 звука (буква Ё в начале слова обозначает 2 звука)
Лексический разбор слова
-
Определить лексическое значение слова (самостоятельно или с помощью словаря).
-
Установить, в прямом или переносном значении употреблено слово. Если в переносном значении, то указать вид тропа (метафора, олицетворение, эпитет).
-
Установить, есть ли у слова синонимы, антонимы, омонимы.
-
Определить стилистическую окраску слова (разговорное, нейтральное или книжное), особенность употребления в речи (для устаревших, диалектных, профессиональных слов).
-
Определить происхождение слова (самостоятельно или с помощью словаря) - исконно русское или заимствованное.
Образец разбора.
Задремали звёзды золотые.
-
Задремать - впасть в дремоту, заснуть лёгким сном.
-
Перен.знач. - олицетворение.
-
Забыться, заснуть, погрузиться в сон, уснуть, забыться сном - синонимы.
-
Нейтр.
-
Исконно русское.
Словообразовательный разбор слова.
-
Определить, какой частью речи является слово.
-
Выделить его основу и окончание (если это изменяемая часть речи); указать грамматическое значение окончания.
-
Установить значение слова и определить, как оно образовано (от какого слова и при помощи каких морфем)
-
Составить словообразовательную цепочку слова.
Образец разбора:
холодноватый
-
Это слово - имя прилагательное, значит, в нём выделяется окончание -ый.
-
Холодноватый - «немного, слегка холодный». Значение «немного, слегка» передаётся при помощи суффикса -оват-. Данное прилагательное образовано от слова холодный с помощью названного суффикса: холодноватый ← холодный.
Холодный - «имеющий отношение к холоду, связанный с холодом». Прилагательное образовано от существительного холод при помощи суффикса -н-:
холодный← холод
-холод- - корень.
Итак: холод → холодный → холодноватый.
Орфографический разбор слова.
разлетелись
1. раз- пишу а, т.к. без ударения; роспуск.
2. пишу з, т.к. перед звонким согласным л (раз- - рос-); рассыпать, раскрашенный.
3. -лет- безударная гласная в корне слова, проверочное слово - лётчик; вылет, полетят.
4. -сь пишу ь для обозначения мягкости согласного звука.
подложенного
1. под- пишется всегда одинаково, подкопать, подпол.
2. -енн- пишу е, т.к. причастие образовано от глагола подложить.
3. -енн- пишу нн, т.к. это полное причастие, подложена.
4. -ого слышу -ова-, а пишу -ого, окончание ед.ч., м.р.(ср.р.), р.п., зелёного, сварившего.
Морфологический разбор имени существительного
I. Общее грамматическое значение (предмет).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число)
II. Постоянные признаки:
- собственное или нарицательное,
-
одушевлённое или неодушевлённое,
-
род,
-
склонение.
Непостоянные признаки:
-
число,
-
падеж.
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Учится в школе
I. Учится (где?) в школе - имя сущ., обозначает предмет
Нач.ф. - школа
II. Пост. пр.: нариц., неодуш., женск.р., 1 скл.
Непост.пр.: в един.ч., п.п.
III. В предложении является обстоятельством - учится (где?) в школе
Морфологический разбор имени прилагательного
I. Общее грамматическое значение (признак предмета).
Начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род).
II. Постоянные признаки:
- качественное, относительное или притяжательное.
Непостоянные признаки:
-
полная или краткая форма, только у качественных
-
степень сравнения прилагательных
-
число,
-
род (в единственном числе),
-
падеж ( в полной форме)
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль).
Приехал в бабушкин дом
I. Дом (чей?) бабушкин прилагательное, обозначает признак предмета
по принадлежности к лицу
Нач.ф. - чей? бабушкин
II. Пост.пр.: притяж.
Непост.пр.: степени сравнения и кр. формы нет, в в.п., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является согласованным определением
Морфологический разбор глагола
I. Общее грамматическое значение (действие, состояние)
Начальная форма (инфинитив) - что делать? что сделать?
II. Постоянные признаки:
-
возвратный(ся) или невозвратный
-
вид(несов.в. - что делать?; сов.в. - что сделать?)
-
переходность(перех. глагол может иметь при себе прямое дополнение без предлога)
-
спряжение
Непостоянные признаки:
- изъявительное, повелительное или сослагательное(условное) наклонение
Для изъявительного:
-
время (настоящее, прошедшее, будущее)
-
число
-
лицо(для настоящего и будущего простого времени)
-
род (для прошедшего времени)
Для повелительного:
-
число
Для сослагательного:
-
число
-
род
III. Каким членом предложения является(синтаксическая роль)
Солнце стояло высоко.
I. Солнце (что делало?) стояло - глагол, обозначает действие предмета
Нач.ф.: что делать? стоять
II. Пост.пр.: невозвр., несов.в., неперех., II спр.(стоит)
Непост. пр.: в изъяв.накл., прш.вр., ед.ч., ср.р.
III. В предложении является простым глагольным сказуемым.
Морфологический разбор причастия
I. Общее грамматическое значение (признак предмета по действию)
Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж) - какой?
что делающий? что делавший? + от какого глагола образовано
II. Постоянные признаки:
-
действительное или страдательное
-
возвратное(ся) или невозвратное
-
вид
-
время (настоящее или прошедшее)
Непостоянные признаки:
-
полная или краткая форма (у страдательных причастий)
-
число
-
род (только в единственном числе)
-
падеж (у полных причастий)
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Поля уже сжаты.
I. Поля (каковы? что сделаны?) сжаты - причастие, обозначает признак предмета по действию
Нач.ф.: какой? сжатый, образовано от глагола - сжать
II. Пост.пр.: страд., невозвр., сов.в., прош.вр.
Непост.пр.: в краткой форме, множ.ч.
III. В предложении является именной частью составного именного сказуемого.
Морфологический разбор деепричастия
I. Общее грамматическое значение (добавочное действие к основному действию)
Начальная форма: от какого глагола образовано
II. Постоянные признаки:
-
вид
Непостоянные признаки:
-
неизменяемость
III. Каким членом предложения является.
Я шёл по дороге, стараясь заметить их следы.
I. Шёл (что делая? как?) стараясь - деепричастие, обозначает добавочное действие
Нач.ф.: образовано от глагола - стараться
II. Пост.пр.: несов.вид
Непост.пр.: неизмен.
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор имени числительного
I. Общее грамматическое значение (количество предметов, порядок при счёте)
Начальная форма (именительный падеж) - сколько? какой?
II. Постоянные признаки:
-
количественное (целое, дробное, собирательное) или порядковое
-
простое, сложное или составное
Непостоянные признаки:
-
падеж
-
число
-
род если есть
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
В чёрном море обитает сто восемьдесят видов рыб.
I. Видов (сколько?) сто восемьдесят - числительное, обозначает количество предметов
Нач.ф.: сто восемьдесят
II. Пост.пр.: колич., целое, составное
Непост.пр.: в и.п., рода и числа не имеет
III. В предложении является подлежащим.
Морфологический разбор местоимения
I. Общее грамматическое значение (указывает на предмет, его признак и количество,
не называя их)
Начальная форма (именительный падеж)
II. Постоянные признаки:
-
разряд по значению (у личных - лицо)
Непостоянные признаки:
-
число (если есть)
-
род (если есть)
-
падеж
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Мне пятнадцать лет.
I. Пятнадцать лет (кому?) мне - местоимение, указывает на лицо
Нач.ф.: кто? я
II. Пост.пр.: личн., 1 лицо ед.число
Непост.пр.: в д.п.
III. В предложении является косвенным дополнением.
Морфологический разбор наречия
I. Общее грамматическое значение (признак действия или признак другого признака)
Начальная форма (если это наречие, имеющее степени сравнения)
II. Постоянные признаки:
-
группа по значению
Непостоянные признаки:
-
неизменяемость
-
степень сравнения
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
Коля прыгнул выше.
I. Прыгнул (как?) выше - наречие, обозначает признак действия
Нач.ф.: высоко
II. Пост.пр.: образа действия
Непост.пр.: неизм., в простой сравн. степени
III. В предложении является обстоятельством.
Морфологический разбор слов категории состояния
I. Общее грамматическое значение (состояние)
Начальная форма - у омонимичных наречиям, имеющим степени сравнения
II. Постоянные признаки:
-
разряд по значению
Непостоянные признаки:
-
неизменяемость
-
степень сравнения
III. Каким членом предложения является (синтаксическая роль)
На улице очень светло.
I. На улице (каково?) светло - слово категории состояния, обозначает состояние
II. Пост.пр.: состояние природы
Непост.пр.: неизм.
III. В предложении является сказуемым.
Морфологический разбор предлога
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
-
разряд по значению
-
простой или составной
-
производный или непроизводный
-
с каким падежом употребляется
-
неизменяемое слово
III. Каким членом предложения является.
По небу метались встревоженные галки.
I. По - предлог, выражает зависимость существительного небо от глагола метались
II. Морф.пр.: зачение места, простой, непроизв., употреблён с д.п., неизмен. слово
III. Не член предложения.
Морфологический разбор союза
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
-
сочинительный (соединительный, противительный, разделительный) или подчинительный(причинные, целевые, временные, условные, сравнительные, изъяснительные, уступительные)
-
простой или составной
-
производный или непроизводный
-
одиночный или повторяющийся
-
неизменяемость
III. Каким членом предложения является
Звёзды меркнут и гаснут.
I. И - союз, связывает однородные члены предложения
II. Морф.пр.: соч, соед., прост., непроизв., одиночн., неизм.
III. Не член предложения.
Морфологический разбор частицы
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
-
разряд (формообразующая, отрицательная или модальная)
-
группа по значению (у модальных)
-
простая или составная
-
производная или непроизводная
-
неизменяемость
III. Каким членом предложения является.
Даже цветы на родине пахнут по-иному.
I. Даже - частица, служит для придания особого смыслового оттенка слову цветы
II. Морф.пр.: модал., усил.-выдел., прост., непроизв., неизм.
III. Не член предложения.
Морфологический разбор междометий
I. Грамматическая роль (для чего служит)
II. Морфологические признаки:
-
группа по значению
-
производное или непроизводное
-
неизменяемость
III. Каким членом предложения является.
Ба! Знакомые всё лица.
I. Ба - междометие, выражает чувство
II. Морф.пр.: выражает восторг, непроизв., неизм.
III. Не член предложения.
Синтаксический разбор словосочетания
-
Вычленить словосочетание из предложения.
-
Указать главное и зависимое слово.
-
Определить, чем выражены слова.
-
Определить вид словосочетания (именное, глагольное, наречное)
-
Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).
-
Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог)
Стоит одиноко (глаг., примык., связь по смыслу)
глаг. нар.
Синтаксический разбор простого предложения
-
Найти грамматическую основу предложения.
-
Разобрать предложение по членам и указать, чем они выражены.
-
Вид предложения по цели высказывания (повествовательное, вопросительное или побудительное).
-
Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
-
Вид предложения по наличию главных членов (двусоставное или односоставное) если односоставное, указать тип(определённо-личное, неопределённо-личное, обобщённо-личное, безличное, назывное).
-
Вид предложения по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное или нераспространенное).
-
Вид предложения по наличию или отсутствию необходимых членов предложения (полное или неполное).
-
Установить, осложнено ли предложение однородными членами, обращением, вводными конструкциями, обособленными или уточняющими членами.
-
Объяснить постановку знаков препинания.
Над нашим биваком кружились несметные тучи мошки.(Прост., повеств., невоскл., двусост., распростр., полное, неосложн.)
Синтаксический разбор предложения с прямой речью
-
Выделить прямую речь и слова автора. Определить место прямой речи по отношению к словам автора.
-
Составить схему предложения с прямой речью.
-
Разобрать синтаксически слова автора и прямую речь как предложение.
-
Объяснить постановку знаков препинания.
Говорит им князь тогда: «Добрый путь вам, господа». (предложение с прямой речью, А: «П»., после слов автора ставится двоеточие, прямая речь в кавычках с заглавной буквы, после прямой речи ставится точка, далее слова автора и прямая речь разбираются по членам предложения).
Синтаксический разбор сложного предложения
-
Определить вид предложения по цели высказывания и по эмоциональной окрашенности.
-
Выделить грамматические основы и определить, простое предложение или сложное. Указать количество и характер основ (двусоставные, односоставные).
-
Определить средства связи и решить, какое предложение: сложносочиненное(ССП), сложноподчинённое(СПП), бессоюзное(БСП), сложное предложение с разными видами связи.
-
Составить схему предложения.
-
Объяснить постановку знаков препинания.
-
Возможен (как дополнительное задание) разбор составных частей сложного предложения по схеме простого.
Зимой ветры гуляли в голых макушках, и лес гудел. (повесв., невоскл., сложное, 2 грам. основы, основы двусост., связь сочинит. с помощью союза и, ССП, союз и указывает на соединительные отношения, на одновременность происходящего, запятая перед и разделяет части ССП.)
Члены предложения
член предложения
отвечает на вопрос
что обозначает
чем выражен
графическое обозначение
подлежащее
кто? что?
и.п.
предмет
существительным,
местоимением,
словосочетанием,
нач.формой глагола
_______
сказуемое
что делать?
каков?
что такое?
кто такой?
действие предмета
глаголом,
существительным,
прилагательным,
причастием,
числительным
________
________
определение
какой?
чей?
признак предмета
прилагательным,
местоимением,
числительным,
причастием,
причастным оборотом
дополнение
на вопросы
Р.п. кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чём?
предмет
существительным,
местоимением,
числительным,
начальной формой глагола
_ _ _ _ _ _ _
обстоятельство
как? когда?
куда? откуда?
почему? где?
зачем? насколько?
при каком условии?
признак действия, признак предмета
наречием,
существительным с предлогом,
деепричастием,
деепричастным оборотом
_ . _ . _ . _
Порядок разбора лексики и фразеологии (в тексте)
-
Дать толкование указанных слов;
-
Указать многозначные слова, дать толкование (с приведением примеров) всех значений одного-двух слов;
-
Указать слова, употреблённые в переносном значении, дать толкование прямого и переносного значений (одного-двух) слов;
-
Привести синонимы, антонимы к указанным словам;
-
Найти в тексте архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, диалектизмы, профессионализмы, дать их толкование;
-
Выявить фразеологизмы, определить их значение и стилистическую окраску, подобрать к ним синонимы и антонимы;
-
Указать слова стилистически окрашенные: книжные, высокие, официальные, разговорные, просторечные; прокомментировать их назначение в тексте.
Порядок лингвистического разбора текста
-
Выразительно прочитать текст, указать признаки текста в нём;
-
Указать средства связи между частями текста;
-
Определить тему, основную мысль, озаглавить текст;
-
Выделить микротемы, составить план;
-
Определить тип речи, стиль, жанр;
-
Выявить стилевые признаки: лексические, морфологические, синтаксические, композиционные.
Порядок литературоведческого анализа художественного текста
-
Определить название произведения и его автора, место отрывка в произведении (если это отрывок);
-
Прокомментировать связь данного отрывка с композицией произведения, его идейно-образным содержанием;
-
Отразить в нём авторскую позицию, образ автора;
-
Выявить признаки жанра, литературного стиля, особенности индивидуально-авторского стиля;
-
Выявить и прокомментировать художественные детали, изобразительно-выразительные средства.
Порядок литературоведческого анализа лирического текста
(стихотворения, лирического отступления в поэме или эпическом произведении крупной формы, лирической миниатюры в прозе, стихотворения в прозе)
-
Передать чувства и мысли лирического героя, отношение к жизни, людям;
-
Охарактеризовать художественно-языковое своеобразие (использование эпитетов, сравнений, метафор, стилистических фигур и т.д.);
-
Прокомментировать особенности построения текста, его композиции в связи с его идейно-образным содержанием;
-
Определить ритмическую организацию и звуковое оформление текста;
-
Указать особенности рифм;
-
Выявить единство, взаимодействие разных компонентов текста;
-
Выразительно прочитать текст с последующей характеристикой его эмоционально-эстетического содержания, передаваемого интонацией, с обоснованием логических и эмоциональных пауз и ударений, повышений и понижений голоса, предпочтительного тембра голоса.