- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Программа учебной дисциплины «Русский язык»
Программа учебной дисциплины «Русский язык»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Чеснокова И.К. |
Дата | 21.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ПРИМОРСКИЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ПРОГРАММА
учебной дисциплины
Русский язык
Для специальностей
43.02.11 «Гостиничный сервис»
38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет»
23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)»
Владивосток
2015
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальностям среднего профессионального образования (СПО) 43.02.11 «Гостиничный сервис», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» дисциплины «Русский язык».
Организация-разработчик:
Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Приморский политехнический колледж»
Разработчик:
Чеснокова И.К., преподаватель краевого государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Приморский политехнический колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
-
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…….4
-
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………8
-
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………….……12
-
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСПЛИНЫ………………………………………………………………………..…….14
1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Русский язык
-
Область применения рабочей программы
Программа учебной дисциплины «Русский язык» является частью основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования базовой подготовки по специальностям: 43.02.11 «Гостиничный сервис», 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет», 23.02.01 «Организация перевозок и управление на транспорте (автомобильном)» на основе примерной программы учебной дисциплины «Русский язык» для специальностей среднего профессионального образования технического профиля (базовый уровень).
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы
Учебная дисциплина «Русский язык» относится к циклу ОБД (общеобразовательных базовых дисциплин).
1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- воспитание гражданина и патриота;
- формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа;
- осознание национального своеобразия русского языка;
- овладение культурой межнационального общения;
- дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
- овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.
Задачами курса являются:
- дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;
- закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию;
- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;
- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;
- развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.
Студент должен знать:
- связь языка и истории; культуры русского и других народов;
- смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;
- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
- нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Студент должен уметь:
- осуществлять речевой самоконтроль;
- оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения речевого оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- извлекать необходимую информацию из различных источников; создавать высказывания разных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
- применять в практике речевого общения и на письме все виды норм русского литературного языка.
Приобретённые знания и умения студенты должны использовать в практической деятельности и повседневной жизни для приобщения к ценностям национальной и мировой культуры, развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности, увеличения словарного запаса, расширения круга используемых языковых и речевых средств, совершенствования коммуникативных способностей, самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.
1.4. Предусмотренное количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины «Русский язык».
Максимальная учебная нагрузка студента 117 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 78 часов;
самостоятельной работы студента 39 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Русский язык»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
в том числе:
практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
работа с учебником
13
ответы на контрольные вопросы
6
работа со словарями, справочниками
8
лингвистический анализ текста
9
работа над рефератами
3
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета в I семестре и экзамена во II семестре.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Русский язык»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,
внеаудиторная самостоятельная работа студентов
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1.
Введение
Содержание учебного материала
6
2
-
Русский язык в современном мире.
-
Стили и типы речи.
-
Понятие о норме литературного языка. Типы норм.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
работа с текстами художественного стиля, научного стиля, официально-публицистического стиля, публицистического стиля и разговорного стиля.
5
Раздел 2.
Лексика
Содержание учебного материала
9
2
-
Слово и его лексическое значение. Точность словоупотребления. Многозначные слова и их употребление.
-
Тропы как выразительные средства речи. Фигуры речи как выразительные средства языка.
-
Употребление стилистически ограниченной лексики. Заимствованные слова и их употребление.
-
Употребление устаревших слов и неологизмов. Употребление фразеологизмов.
-
Контрольная работа.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
работа словарями, подготовка к контрольной работе.
4
Раздел 3.
Орфоэпия
Содержание учебного материала
1
2
-
Орфоэпические нормы русского языка.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
работа с орфоэпическим словарем.
2
Раздел 4.
Морфемика. Словообразование. Орфография
Содержание учебного материала
18
2
-
Принципы русской орфографии. Употребление прописных букв.
-
Употребление «ь» для обозначения на письме мягкости согласных. Употребление «ь» для обозначения грамматических форм.
-
Состав слова. Употребление однокоренных слов. Основные способы образования слов.
-
Правописание гласных в корне слова. Правописание гласных после шипящих и «ц».
-
Правописание согласных в корне слова. Двойные согласные.
-
Правописание приставок, не изменяющихся и изменяющихся на письме. Правописание приставок «пре» и «при».
-
Сочетания согласных на стыке приставки и корня. Употребление разделительных «ъ» и «ь».
-
Буквы «ы» и «и» после приставок. Буквы «е» и «о» после шипящих и «ц».
-
Общие правила правописания сложных слов.
-
Контрольная работа.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
работа со словообразовательным и орфографическим словарем, подготовка к контрольной работе.
6
Раздел 5.
Морфлогия
Содержание учебного материала
28
2
-
Имя существительное. Род и число существительных. Правописание «И» и «Е» в родительном, дательном и предложном падежах единственного числа.
-
Именительный падеж множественного числа некоторых существительных мужского рода. Правописание существительных в родительном падеже множественного числа.
-
Правописание фамилий и названий населенных пунктов в творительном падеже. Правописание суффиксов имен существительных.
-
Правописание сложных имен существительных. Контрольная работа.
-
Имя прилагательное. Употребление некоторых форм прилагательных. Правописание окончаний имен прилагательных.
-
Правописание суффиксов имен прилагательных. Правописание сложных имен прилагательных.
-
Имя числительное. Правописание и употребление числительных. Местоимение. Особенности употребления местоимений.
-
Правописание неопределённых и отрицательных местоимений. Контрольная работа.
-
Глагол. Спряжение глаголов и правописание глаголов.
-
Причастие. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий.
-
Краткие и полные страдательные причастия. Правописание «Н» и «НН» в прилагательных и причастиях.
-
Деепричастие. Значение и употребление деепричастий. Контрольная работа.
-
Наречие. Правописание наречий. Правописание «Н» и «НН» в словах разных частей речи.
-
Предлоги. Правописание предлогов. Союзы. Правописание союзов. Частицы. Раздельное и дефисное написание частиц. Правописание «НЕ» со словами разных частей речи. Правописание частицы «НИ».
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
выполнение заданий, анализ слов и словосочетаний, подготовка к контрольной работе, составление рефератов.
11
Раздел 6.
Синтаксис и пунктуация
Содержание учебного материала
16
2
-
Простое предложение. Тире между подлежащим и сказуемым. Некоторые случаи согласования в числе сказуемого с подлежащим.
-
Дополнение в форме родительного падежа при глаголах с отрицанием. Управление при словах, близких по значению. Падеж определений, включенных в сочетание, состоящее из числительного «ДВА», «ТРИ», «ЧЕТЫРЕ» и существительного в родительном падеже.
-
Знаки препинания между однородными членами. Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами.
-
Обособление определений. Построение оборотов с распространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными. Обособленные приложения и дополнения.
-
Обособление обстоятельств. Уточняющие обстоятельства. Сравнительные обороты.
-
Вводные слова, вводные предложения и вставные конструкции. Контрольная работа.
-
Сложное предложение. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Сложноподчиненные предложения с придаточными.
-
Бессоюзное сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Сложные предложения с разными видами связи. Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи. Прямая и косвенная речь. Прямая речь. Замена прямой речи косвенной. Контрольная работа.
Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:
выполнение заданий, лингвистический анализ предложений, лингвистический анализ текста, подготовка к контрольной работе, составление рефератов.
11
Итого:
117
-
Уровень усвоения
Название уровня
Характеристика уровня
0 (нулевой)
Понимание
Отсутствие у обучающегося опыта (знаний) в конкретном виде деятельности. Вместе с тем понимание свидетельствует о его способности к восприятию новой информации, т.е. о наличии обучаемости
I
Узнавание
Обучающийся выполняет каждую операцию деятельности, опираясь на описание действия, подсказку, намек (репродуктивное действие)
II
Воспроизведение
Обучающийся самостоятельно воспроизводит и применяет информацию в ранее рассмотренных типовых ситуациях, при этом его деятельность является репродуктивной
III
Применение
Способность обучающегося использовать приобретенные знания и умения в нетиповых ситуациях; в этом случае его действие рассматривается как продуктивное
IV
Творчество
Обучающийся, действуя в известной ему сфере деятельности, в непредвиденных ситуациях создает новые правила, алгоритмы действий, т.е. новую информацию; такие продуктивные действия считаются настоящим творчеством
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Русский язык и литература».
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий «Русский язык».
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- интерактивная доска;
- рабочая доска;
- компьютер;
- телевизор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основная литература:
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. - М.: Просвещение, 2010
-
Герасименко Н.А. Русский язык - Изд.: «Академия» - М: 2011
-
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах - М.: Просвещение, 2009
Дополнительная литература:
-
Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Русский язык. Орфография. Пунктуация.- М., 2012
-
Квятковский А.П. Школьный орфоэпический словарь. - М., 2009
-
Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. - М., 2010
-
Мокиенко В.М. Загадки русской фразеологии. - М., 2009
-
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка /Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова - М.: Азбуковник, 2010
-
Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П.. Справочник по русскому языку. - М.: Айрис пресс, 2012
-
Савко И. Э. Правильность речи: лексические, фразеологические, морфологические, синтаксические нормы.- М., 2010
-
Тихонов А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. - М., 2009
-
Цыбулько И.П. Русский язык. Тренировочные задания/ И.П. Цыбулько, С.И. Львов, В.А. Коханова. - М.: Эксмо, 2009
-
Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. - М., 2011
-
Gramota.ru - справочно-информационный портал по русскому языку. Словари. Исследования. Учебники по русскому языку
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
1
2
Умения:
осуществлять речевой самоконтроль
практические задания, устный опрос
оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения речевого оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
практические задания, устный опрос
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления
практические задания, устный опрос
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка
практические задания, контрольная работа
извлекать необходимую информацию из различных источников; создавать высказывания разных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения
практические задания
применять в практике речевого общения и на письме все виды норм русского литературного языка
практические задания, устный опрос
Знания:
связь языка и истории; культуры русского и других народов
устный опрос, реферат
смысл понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи
устный опрос, практические задания
основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь
устный опрос, практические задания
орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка
устный опрос, практические задания, контрольная работа
нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения
устный опрос, практические задания, контрольная работа
Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).
Процент результативности (правильных ответов)
Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений
Балл (отметка)
Вербальный аналог
86 - 100
5
Отлично
76 - 85
4
Хорошо
75 - 61
3
Удовлетворительно
Менее 61
2
Неудовлетворительно
На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результат освоения учебной дисциплины.