Игровые технологии на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Игровые технологии на уроках русского языка

Известно, что целью обучения является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как научную, так и социо-культурную компетенцию, ибо без знания социо-культурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями. Но первая и естественная потребность обучения - коммуникативность. Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся. Сознательность в изучении грамматики немыслима без живого интереса к языку ,к его неисчерпаемого богатству , могучей действенной силе и выразительности .Умелое использование материалов по занимательной грамматике как на уроках , так и во время внеклассной работы , например на занятиях кружка русского языка , воспитывает у обучающихся любовь к русскому языку , а тем самым бережное отношение. Огромную роль в решении основных задач, стоящих перед уроками русского языка, играет развитие у учащихся интереса к предмету. Опираясь на интерес, проявляемый обучающимися к урокам русского языка, а также добивается лучших результатов обучения за более короткое время. Под интересом в методическом плане мы понимаем такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает желание познать изучаемое, и стимулирует увлечение этим предметом. В развитии интереса школьников к русскому языку немаловажное значение приобретает введение элементов игры на уроке. Занимательность при изучении русского языка практикуется еще, к сожалению , довольно редко, а порой подменяется развлекательностью. Урок-игра составлен с таким расчётом , чтобы находящиеся в нём практические материалы по русскому языку , носящие занимательный характер , обеспечивали повторение или закрепление знаний по основным разделам грамматики ,а также знакомство с важнейшими вопросами лексики современного русского языка. Наряду с этим многие способствуют углублению знаний по русскому , воспитывают «морфологическое чутье», столь необходимое каждому культурному человеку . Игра представляет собой «обязательный элемент нормально организованный работы на уроке».Необходимость проведения таких занятий постоянно подчеркивается в педагогической и методической литературе , они рассматриваются как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету , как средство расширения и углубления знаний , приобретаемых на уроках , способствовати углублению и расширению приобретаемых на уроках знаний , тем самым помогая обучающимся лучше усвоить программный материал , совершенствовать навыки анализа различных фактов языка , расширять лингвистический кругозор , воспитывать языковое чутьё , развивать творческие возможности , повышать общую языковую культуру обучающихся. , она стремится к расширению и углублению знаний обучающихся по предмету , к поискам форм , наиболее адекватно отражающих специфику занятий по интересам. Некоторые преподаватели видят в уроке- игре лишь стремление заполнить досуг обучающимися , такой взгляд в настоящие время обнаруживает свою несостоятелность . Занимательность , как характерная черта ,не исключает глубины и серьезности в проведении занятий . Для неѐ должно быть оставлено достаточно времени. Однако возможно проведение некоторых игр и в начале урока, особенно в тех случаях, когда обучающиеся к ним готовились дома. Можно использовать игру как своеобразную форму словарного диктанта, орфографической пятиминутки. Игра вносит интерес и в работу, предшествующую написанию обучающих изложений разного рода. Устные формы игры являются более экономными по времени. Они обычно предшествуют письменным работам учащихся, подготавливая формирование орфографических навыков, предупреждая ошибки. Устные игры целесообразны и в том случае, когда на уроке уже было много письменных упражнений, и внимание учащихся к ним ослабло. . В игре есть правила, которые необходимо соблюдать. Выполнение правил способствует воспитанию дисциплинированности, воспитывает очень важное качество человека - волю. Учитель должен чѐтко и ясно рассказать об условиях игры, о порядке еѐ проведения. Задание должно быть разъяснено на примере (даѐтся образец выполнения.. Эффективны и урок-игра, урок-путешествие, урок-соревнование. , которые на протяжении всего занятия решают учебные задачи вместе с обучающимися . Загадка - замысловатый вопрос. Она развивает у ребят смекалку, учит мыслить образами, картинками. , . Загадки можно использовать на уроках русского языка, в словарной работе, в работе над делением слов на слоги, для переноса, при определении части речи, склонения, числа, падежа Целенаправленное введение уроков- игр повышает эффективность обучения. Во время игры не бывает детей, не участвующих в работе. В игре проявляется самостоятельность и творчество каждого ученика, каждый работает в меру своих сил и способностей. Игры вызывают живой интерес к книгам, полезным занятиям, учебным предметам, окружающей жизни. Они учат жить в коллективе, развивают в то же время индивидуальные способности каждого ученика, его кругозор. Учителю надо помнить, что игра - не самоцель, а средство развития познавательной активности учащихся. Игры надо подбирать с учѐтом способностей детей класса. Чтобы знать, что от обучающегося требовать, надо знать, что он может.
Приложение: урок-игра «Своя игра» .



© 2010-2022