- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по литературе «Рассказ «Ма-аленькая!. .. ». М. Горький о смысле жизни»
Урок по литературе «Рассказ «Ма-аленькая!. .. ». М. Горький о смысле жизни»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Фурсова А.Г. |
Дата | 27.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Рассказ
«Ма-аленькая!...».
М. Горький
о смысле жизни.
учитель: Каретникова
майя Георгиевна
Тема: Рассказ «Ма-аленькая!...».
М. Горький о смысле жизни.
Цель: знакомство с рассказом; комментированное чтение; чтение по ролям; анализ; составление плана композиции рассказа.
Ход урока
-
Организационный момент.
-
Опрос.
-
Чтение наизусть «Песни о Соколе» (отрывок)
-
Вывод: «Песня о Соколе» носит ярко выраженный романтический характер, яркая необыкновенная природа, герой поражает своей цельностью, преданностью идее, максимализмом. Язык эмоционально насыщен, используются символические образы.
-
Одновременно Горький создаёт реалистическое произведение: рассказ о р6еальном подвиге..
-
Работа с заголовком рассказа «Ма-аленькая!...».
Поисковая задача: найти верную интонацию для прочтения заголовка.
-
Комментированное чтение.
1. Беседа по вступительной части:
а) Какова форма повествования? (от 1-го лица)
б) Что известно о рассказчике?
в) Что необычного во фразе, которую вспоминает рассказчик?
2. Вопросы для подготовки восприятия.
а) Кого называют богомольцами?
б) Какие святые места вы знаете?
в) Кому и в каких случаях люди дают обет? Можно ли не исполнить обещание?
3. Беседа после прочтения.
а) За что «заслали» героиню рассказа в глухую деревню?
б) Восстановите факты биографии героини.
в) Историческая справка о «народовольце» (учитель).
г) Где происходят действия?
д) Какой путь прошли старики, чтобы исполнить обет?
е) Найдите в тексте описание стариков.
-
Составление плана композиции
План
-
Воспоминания о встрече со стариками. Размышление о родине, о людях.
-
Рассказ стариков о девушке.
-
Размышление о судьбе героини, о доброте, о благодарности.
Все части композиции связывают образ рассказчика.
-
Чтение диалога по ролям.
-
Обобщение.
Чем городская девушка вызвала к себе глубокую любовь крестьян?
-
Итог урока:
Выразительное чтение заголовка.
-
Домашнее задание:
Пересказ рассказа; чтение статьи «М. Горький о смысле жизни»