Проект по литературе на тему «Отражение военной действительности в художественной литературе и кинематографе»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технология проектного обучения на уроках литературы в учреждениях СПО

Школьный проект - это форма исследовательской работы, в процессе которой студент самостоятельно находит информацию по теме работы, изучает её, делает выводы и представляет материал на всеобщее обозрение в виде презентации.

В проектной деятельности обучающийся взаимодействует с преподавателем, проектной группой, также могут привлекаться консультанты из других сфер деятельности.

Классификация проектов

  1. Приоритетный вид деятельности: творческие, социальные, исследовательские, ролевые, поисковые.

  2. Предметно-содержательная область интересов: филологические, экологические, правовые, экономические, художественные и т.д.

  3. По участию в разработке: личностные, групповые.

  4. По обращённости к аудитории: студенческие, школьные и т.д.

  5. По времени исполнения: долгосрочные, краткосрочные.

  6. По форме представления: пленарные, стендовые.

Паспорт студенческого проекта

Для оформления проекта потребуется его паспорт - это что-то вроде титульного листа работы. На нём должны быть написано название проекта, указаны руководитель проекта, состав проектной группы, тип проекта, цель, необходимое оборудование, краткое описание проекта, его план., а также указаны учебные дисциплины, близкие к теме проекта.

Этапы работы над проектом

  1. Включение студента в данную систему деятельности.

  2. Создание информационно-эмоционального поля.

  3. Выбор проблемы. Определение темы.

  4. Актуальность.

  5. Разработка гипотезы и задач.

  6. Планирование.

  7. Сбор и анализ информации.

  8. Оформление.

  9. Защита проекта.

Проект по литературе на тему «Отражение военной действительности в художественной литературе и кинематографе»


Возраст участников: 16-17 лет.

Продолжительность: длительный (месяц, семестр).

Цель: рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и кинематографе (на примере повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» и её экранизации).


Рекомендации

Проектная деятельность предполагает групповую работу студентов. Для работы над данным проектом организуется деятельность обучающихся в следующих группах:

  • технической (3-5 человек);

  • творческой (5-8 человек);

  • информационной (5-6 человек).

Техническая группа будет заниматься выбором набором текстов на компьютере, сканирование фотографий, пересылкой материалов по e-mail.

Участникам творческой группы предстоит разработать сценарий презентации, оформить иллюстрации, приложения, подобрать фотографии.

Информационная группа будет осуществлять поиск и представление необходимой информации.


Ход проекта


  1. Изучить и кратко осветить творческий путь писателя Б.Васильева.

  2. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие повести «А зори здесь тихие…».

  3. Рассмотреть «жизнь» данного художественного произведения в кинематографе.


Итоговый продукт:

Материалы для исследовательской работы по теме «Отражение военной действительности в художественной литературе и кинематографе»

Выбор темы данной работы не является случайным. Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим, мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве наших соотечественников, прошедших ее дорогами. Этим обусловлена актуальность данной работы.

Среди произведений, написанных о войне, особенно запоминаются книги Бориса Васильева. Его произведения оставляют неизгладимое впечатление у современного читателя, они заставляют думать о том, что война не должна повториться.

Цель исследования: рассмотреть особенности отражения военной действительности в художественной литературе и кинематографе (на примере повести Б. Васильева «А зори здесь тихие...» и её экранизации).

Задачи исследования:

1. Изучить и кратко осветить творческий путь Б. Васильева.

2. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие повести «А зори здесь тихие...».

3. Рассмотреть «жизнь» данного художественного произведения в кинематографе.

Б. Л. Васильев и художественная литература.

1. Васильев Борис Львович. Личность и творчество.

Писатель, драматург, сценарист, публицист, представитель офицерской династии, Борис Львович Васильев родился 24 мая 1924 года в Смоленске. Литературный дебют Бориса Васильева состоялся в 1955 году, когда была опубликована его пьеса «Офицер», за ней последовали «Стучите и откроется» (1959 г.), «Отчизна моя, Россия» (1962 г.). Борис Львович говорил: «Мне захотелось написать о "своей" войне - не о масштабных сражениях и громких героях, а о "тихих" подвигах, когда у человека за спиной нет никакого прикрытия - ни артиллерии, ни танков, а есть только он сам и враг». Так появилась первая повесть писателя «А зори здесь тихие...».

Последующие произведения Б. Л. Васильева неизменно вызывали интерес публики, подтверждая талант писателя. Повесть «Самый последний день» (1970 г.), роман «В списках не значился» (1974 г.) и роман «Завтра была война» (1984 г.) были экранизированы. Перу Б. Л. Васильева принадлежат исторический роман «Были и небыли» (книги 1 и 2-я, 1974-1980 гг.), автобиографическая повесть «Летят мои кони...» (1982 г.), книги «Неопалимая купина» (1986 г.) и «И был вечер, и было утро» (1987 г.). В 1991 году вышли в свет две повести - «Капля за каплей» и «Карнавал», в следующем году - «Дом, который построил дед», в 1990-м - очерк «Есть такая профессия».

Борис Львович писал: «Надо знать корни свои, особенно если они хоть в какой-то степени сопричастны истории твоего государства. Однако история в России всегда была наукой дворянской, а ее скверное изложение в школах более отпугивало детей, чем привлекало, и, в конце концов, мы получили народ, в массе своей не обладающий исторической памятью. Мы черпаем и торические знания чаще всего из кинематографа, куда реже - из посредственных исторических романов, не понимая ни закономерности собственной истории, ни ее логики».

Закончены исторический роман «Ярослав и его сыновья», посвященный эпохе Александра Невского, и повесть «Утоли мои печали». Новый публицистический роман Бориса Васильева «Победоносцы» также посвящен армии и связан с Чечней. Писатель в своих многочисленных публицистических статьях 1980-1990-х годов призывает к установлению приоритета национальной культуры над политикой.

Каждое произведение Б. Васильева становится событием в духовной жизни общества, радостной встречей для миллионов читателей с хорошей литературой, с удивительными характерами героев. При этом тематика, сюжет и объем произведений не имеют значения.

В кинематографе и на телевидении по произведениям и сценариям Б. Васильева создано около двадцати фильмов, многие из которых вошли в золотой фонд отечественного киноискусства.

На киностудии имени М. Горького по произведениям и сценариям Б. Васильева созданы фильмы: «Офицеры» (1971 г.), «А зори здесь тихие» (1972 г.), «Иванов катер» (1972 г.), «Завтра была война» (1987 г.).

Заслуги Бориса Васильева в отечественном кинематографе не менее значительны, чем в литературе. Именно за работу над фильмом «А зори здесь тихие» писатель был удостоен звания лауреата Государственной премии СССР.

Борис Львович и сейчас не прекращает свою литературную деятельность: «Писателя, ушедшего на пенсию, не бывает: пока он жив, должен работать, размышлять, писать».

2. Повесть «А зори здесь тихие...».

«У войны не женское лицо» - этот тезис был верен на протяжении долгих столетий.

Пережить огонь, ужасы войны способны очень сильные люди, поэтому принято считать войну мужским делом. Но трагизм, жестокость, чудовищность войны заключается в том, что вместе с мужчинами плечом к плечу в ряды бойцов встают и женщины, которые идут убивать и погибать.

Сущность войны противоречит человеческой природе, а тем более, женской природе. Не было на свете еще ни одной войны, которую бы развязали женщины, никогда участие их в войне не считалось нормальным и естественным.

Повесть Васильева «А зори здесь тихие...» посвящена героической борьбе женщин и девушек на войне. Трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу.

Пять совершенно различных девичьих характеров, пять разных судеб. Пришедшие на войну по собственной воле, почти не умевшие стрелять, они погибают от рук фашистской разведки, защищая себя и Родину. Женщины и девушки, молодые и совсем юные... Война не ставит границ возраста и пола, здесь все - солдаты.

Система образов.

Главный герой, Федот Евграфович Васков, по «собственному желанию» получает в распоряжение женский зенитно-пулеметный батальон: «Шлите непьющих... Непьющих и это... Чтоб, знаете, насчет женского пола...» О своем старшине девушки невысокого мнения, постоянно подтрунивают над ним, называя «пенек замшелый». И действительно, в свои тридцать два года старшина Васков был «старше самого себя», он немногословен, но многое знает и умеет.

Все девушки не похожи по характеру друг на друга. Помощница старшины, сержант Рита Осянина, строгая, редко смеющаяся девушка. Из довоенных событий она ярче всего помнит школьный вечер, когда встретилась со своим будущим мужем - старшим лейтенантом Осяниным. Он был застенчив, как и она сама, танцевали вместе, разговаривали... Рита вышла замуж, родила сына, и «более счастливой девушки просто не могло быть». Но тут началась война, и этой счастливой судьбе не суждено было продолжиться. Старший лейтенант Осянин погиб на второй день войны, в утренней контратаке. Рита научилась ненавидеть, тихо и беспощадно, и, решив отомстить за мужа, пошла на фронт.

Полная противоположность Осяниной - Женька Комелькова. Сам автор не перестает любоваться ею: «...высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зеленые, круглые, как блюдца». Семью Женьки: маму, бабушку, братишку - всех убили немцы, а ей удалось спрятаться. В женскую батарею она попала за роман с женатым командиром. Очень артистичная, эмоциональная, она всегда привлекала мужское внимание. Подруги говорят о ней: «Женька, тебя бы в театр...» Несмотря на личные трагедии, Комелькова осталась жизнерадостной, озорной, общительной и пожертвовала своей жизнью ради других, ради спасения раненой подруги.

Галя Четвертак жила в придуманном ею мире, сказочном и прекрасном. Она «всю жизнь мечтала о сольных партиях, длинных платьях и всеобщем поклонении». Этот созданный ею мир она пыталась перенести в реальную жизнь, постоянно что-то выдумывая. «Собственно, это была не ложь, а желания, выдаваемые за действительность». Но война, у которой «не женское лицо», не пощадила хрупкий мир девушки, бесцеремонно вторгнувшись в него и разрушив его. А разрушение всегда чревато страхом, с которым не смогла справиться молодая девушка.

Боец Лиза Бричкина сразу понравилась Васкову. Судьба ее тоже не пожалела: с детства ей пришлось самой вести хозяйство, так как мать ее сильно болела. Она кормила скотину, убирала в доме, готовила еду. Она все больше отдалялась от своих сверстников. Лиза стала дичиться, отмалчиваться, обходить шумные компании. Однажды ее отец привел в дом охотника из города, и она, ничего не видя, кроме больной матери и дома, влюбилась в него, но он не ответил ей взаимностью. Уезжая, он оставил Лизе записку с обещанием в августе устроить ее в техникум с общежитием... Но этим мечтам не дала осуществиться война! Лиза тоже погибает.

Сколько девушек, столько судеб: все разные. Но в одном они все же схожи: все судьбы сломала, изуродовала война. Получив приказ не пропустить немцев к железной дороге, девушки ценой собственных жизней выполнили его. Все пять девушек, отправившихся на задание, погибли, но погибли героически.

Многие поколения, читая эту повесть Васильева, будут вспоминать героическую борьбу русских женщин в этой войне, будут чувствовать боль за прерванные ниточки человеческих родов.

Бесчеловечность войны и ее противоестественность подчеркиваются образом тихих зорь, символизирующих вечность и красоту в том краю, где рвутся тоненькие ниточки женских жизней. «Положил ведь я вас, всех пятерых положил...» - терзает свою душу Васков. Васильев «убивает» девушек, чтобы показать невозможность существования женщин в условиях войны.

Девушки-бойцы погибают, и теплота, любовь, таящаяся в их сердцах, навсегда ложатся в сырую землю:

Мы не ждали посмертной славы,

Не хотели со славой жить.

Почему же в бинтах кровавых

Светлокосый солдат лежит?

Ю. Друнина. «Зинка»

Прочитав произведение Бориса Васильева, каждый не раз еще задумается о войне, ее бессмысленности и последствиях. Это произведение должно оставить неизгладимое впечатление у современного поколения, чтобы каждый задумался о том, что война не должна повториться.

Б. Л. Васильев и кинематограф.

1. Российская экранизация повести «А зори здесь тихие...».

В 1972 году русский режиссер Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...».

Авторы сценария - Борис Васильев, Станислав Ростоцкий.

Режиссер - Станислав Ростоцкий.

Производство киностудии им. М. Горького, 1972 год.

В ролях: Андрей Мартынов, Ирина Шевчук, Ольга Остроумова, Елена Драпеко, Ирина Долганова, Екатерина Маркова, Людмила Зайцева, Алла Мещерякова, Н. Емельянов, А.Чернов, Георгий Мартынюк, Игорь Костолевский, Борис Токарев, Владимир Ивашов.

Фронтовик Станислав Ростоцкий экранизировал повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» со светлой печалью о своем поколении - унесенном войной, «не долюбившем», не прожившем отмеренный ему срок. О несвершившемся, невозместимом, утраченном.

Великий фильм о трагизме великого подвига - и сам этот фильм подвиг Ростоцкого и Васильева и всех принявших участие в реализации ими задуманного.

В фильме используется контраст между цветным и черно-белым изображением. Цветным даны воспоминания о мирной послевоенной жизни, а черно-белым - война.

«...Когда мы показывали этот фильм в Венеции, то полувраждебный смокинговый зал в две с половиной тысячи людей, не выдержав, стал аплодировать во время просмотра простым советским девушкам в солдатских шинелях, аплодировать их поступкам...» - вспоминал позже С. Ростоцкий.

Фильм - лидер проката 1973 года, тогда его посмотрело 66 млн зрителей.

Создатели фильма: режиссер С. Ростоцкий, автор повести и сценария Б. Васильев, оператор В. Шумский, актер А. Мартынов - удостоены Премии Ленинского комсомола 1974 года и Государственной премии СССР 1975 г.

На XXXIII Международном кинофестивале в Венеции (Италия) в 1972 г. фильм получил Памятный приз фестиваля.

На VI Всесоюзном кинофестивале в Алма-Ате, 1973 г. - Первая премия.

2. Китайская экранизация повести «А зори здесь тихие…»

В Китае с большим успехом демонстрируется девятнадцатисерийный телефильм «А зори здесь тихие…» по одноимённой повести Бориса Васильева.

Автор сценария, режиссер, продюсер - китайские кинопроизводители, актеры - российские. В роли старшины Васкова - студент ВГИКа Андрей Соколов.

Работа над картиной продолжалась более двух лет. Кроме нескольких эпизодов, снятых в Москве и в Амурской области, съемки проходили в китайской провинции Хэйлунцзян, в городе Хэйхэ. Туда из России привезли древесину, чтобы на берегу Амура воссоздать русскую деревню 40-х годов прошлого века. Были построены более 30 изб, хозяйственные помещения, церковь. Сейчас это место посещают туристы.

В мае 2006 года «Первый канал» показал 12-серийный фильм «А зори здесь тихие», снятый китайцами и прошедший в Китае с невероятным успехом. Для российского зрителя продюсер Александр Любимов сократил сериал почти в два раза.

Китай (принято напоминать, что он коммунистический) восхищается советской литературой: повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» (как, впрочем, и «Как закалялась сталь» Н.Островского, и «Мать» М.Горького) входит там в школьную программу, а одноименный фильм Станислава Ростоцкого пользуется бешеной популярностью. Поэтому идея отметить 60-летие Победы сериалом «А зори здесь тихие» в Китае была воспринята «на ура», тем более, что у китайцев уже есть опыт создания 20-серийных телефильмов на основе советских бестселлеров «Как закалялась сталь» и «Овод».

Но если романы Островского и Войнич растянуть на 20 серий было не так уж сложно, то над небольшой повестью Васильева сценаристам пришлось потрудиться. В результате «А зори здесь тихие» обогатились длинными диалогами, незапланированными писателем, учебными тревогами и подробнейшим рассказом обо всех деталях взаимоотношений героев, а также их довоенном прошлом. Впрочем, по словам продюсера сериала, Борис Васильев, к которому китайцы обратились за советом, к сценарию отнесся с пониманием и «на прощание долго махал киношникам вслед».

Чтобы не наделать ошибок, создатели «Зорь» постарались держаться как можно ближе к фильму Ростоцкого: построили на берегу Амура такую же деревню (даже про церковь не забыли) и актрис подобрали по принципу схожести с героинями советской картины. Правда, кое-что русские актеры объясняли китайцам уже по ходу съемок: например, что не может быть у солдат фарфоровой посуды и что негоже старшине Васкову блистать знанием кунг-фу, даже если это «красиво выглядит».

В Китае сериал «А зори здесь тихие» прошел с таким успехом, что «Первый канал» решил рискнуть и показать его российскому зрителю. Правда, с купюрами. Из русской версии вырезали все самые душещипательные моменты картины: объяснение Жени Комельковой с возлюбленным, который, трогая лоб девушки, говорит, что у нее жар, поэтому завтра во время боя ее понесут на руках; смерть этого самого возлюбленного под красным флагом, доказывающая, что «Войну и мир» Бондарчука китайцы тоже чтут; прощание Риты со школьными подругами: «Мы все закончили школу и разлетаемся кто куда. Когда у меня не будет своего дома, я приеду к тебе. Мой дом - твой дом...»; рассуждение бравого вояки, который, давая разрешение на брак Риты, приговаривает: «В армии есть такой закон: если женщина берет вину на себя, все хорошо, но если она жалуется, пиши пропало».

После сокращений из 20 серий «Зорь» осталось лишь 12.

Заключение.

Великая Отечественная война отражена в русской литературе XX века глубоко и всесторонне: армия и тыл, партизанское движение и подполье, трагическое начало войны, отдельные битвы, героизм и предательство, величие и драматизм Победы. Авторы военной прозы, как правило, фронтовики, в своих произведениях они опираются на реальные события, на свой собственный фронтовой опыт. В книгах о войне писателей-фронтовиков главной линией проходит солдатская дружба, фронтовое товарищество, тяжесть походной жизни, дезертирство и геройство. На войне разворачиваются драматические человеческие судьбы, от поступка человека зависит порой ею жизнь или смерть.

Героями во время войны становились обыкновенные люди, а история в некоторых случаях даже не смогла сохранить их имен. Но в книге, возможно, под вымышленными именами, описываются подвиги, чаще всего совершенные на самом деле. Нам остается только читать, вспоминать те страшные дни, чтобы быть благодарными тем, кто своей кровью спас мир от фашизма.

Книги и фильмы о Великой Отечественной войне необходимы не только потому, что в них отражена история нашей страны, но и потому, что, читая и заново просматривая их, «можно превосходным образом воспитать в себе человека».

О подвигах русского народа, его нравственной стойкости и способности к самопожертвованию написано много. Об этом мы узнаем и из древнерусских былин и сказаний, из знаменитого романа-эпопеи Л. Н. Толстого «Война и мир», из повести К. Воробьева «Убиты под Москвой», из трилогии К. Симонова «Живые и мертвые», из поэмы А. Твардовского «Василий Теркин» и многих других. Девизом всех смелых, храбрых людей можно провозгласить слова генерала Бессонова, героя произведения Юрия Бондарева «Горячий снег»: «Стоять - и о смерти забыть!»

Таким образом, показывая подвиг человека на войне, писатели разных времен особое внимание уделяют силе русского национального духа, нравственной стойкости, способности к самопожертвованию ради спасения Отечества. Испокон веков на Руси повелось: павшие на ратном поле - святые люди. Мы обязаны напомнить нашим детям, внукам, правнукам старинную мудрость: «Чтите и помните. Ибо жизнь есть и будет, пока чтим память предков. Ибо там, где не чтут мертвых, не любят живых».

Эта тема вечна в русской литературе, и поэтому мы не раз еще будем свидетелями явления миру литературных образцов патриотизма и нравственности.

Использованная литература

  1. Обернихина Г.А., Вольнова И.Л и др. Литература: учебник для учреждений сред. проф. образования.- 9 изд.- М.:, Издательский центр «Академия», 2011.

  2. Бочаров А. Человек и война / А.Бочаров. -М.: АСТ - Пресс, 2000.

  3. Васильев Б.Л. А зори здесь тихие…/Б.Л. Васильев. - М.: Вече, 2006.

  4. Духан Я.С. Великая Отечественная война в прозе 70-80-х годов ХХ века / Я.С.Духан. - Л.: Знание, 1982.

  5. Леонов Б.А. Эпос героизма / Б.А.Леонов. - М.: Молодая гвардия, 1997.

  6. Сильников М. Во славу павших, во имя живущих /М.Сильников.- М.: Молодая гвардия, 1995.

  7. Шнейберг Л.Я. От Горького до Солженицына: пособие для поступающих вузы / Л.Я.Шнейберг, И.В.Кондаков. - М.: Высшая школа, 2009.

  8. Цветкова Г.В. Проектная деятельность учащихся. - Волгоград: Учитель, 2011.

10


© 2010-2022