Литературный турнир по сказкам А. С. Пушкина

Цель мероприятия: обобщить знания учащихся о сказках А.А. Пушкина. Задачи конкурса: вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С. развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей расширять кругозор обогащать словарный запас воспитывать интерес к миру художественной литературы Оборудование: Портрет А.С.Пушкина. Выставка книг со сказками А.С.Пушкина. Эмблемы. Жетоны. Костюмы Бабы Яги, Кота учёного. Призы. Пакеты с заданиями. Надпись на доске: “Что за прелесть эти...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Литературный турнир

«А знаете ли Вы Пушкина?»



Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина






2012 год





Литературный турнир по сказкам А.С.ПушкинаЛитературный турнир по сказкам А.С.ПушкинаЛитературный турнир по сказкам А.С.ПушкинаЛитературный турнир по сказкам А.С.ПушкинаЛитературный турнир по сказкам А.С.ПушкинаЛитературный турнир по сказкам А.С.ПушкинаЦель мероприятия: обобщить знания учащихся о сказках А.А. Пушкина.

Задачи конкурса:

  • вспомнить сказки, написанные Пушкиным А.С.

  • развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей

  • расширять кругозор

  • обогащать словарный запас

  • воспитывать интерес к миру художественной литературы

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина.

Выставка книг со сказками А.С.Пушкина.

Эмблемы.

Жетоны.

Костюмы Бабы Яги, Кота учёного.

Призы.

Пакеты с заданиями.

Надпись на доске: "Что за прелесть эти сказки…" (Пушкин А.С.)

Рисунки детей к сказкам.

Презентации.

Ход командного конкура:

  1. Вступительное слово учителя.

Добрый день, уважаемые дети и наши гости. Я приглашаю вас сегодня в удивительный мир сказок. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:

"Сказка по лесу идёт,
Сказку за руку ведёт.
Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
Это что за хоровод?
Это сказок хоровод!
Сказка - умница и прелесть,
С нами рядышком идёт."

II. Кроссворд. Тема нашего мероприятия заключена в вопросе «А знаете ли вы..?» А что собственно или кого вы должны знать? Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю Вам разгадать кроссворд. Мне нужен помощник, Надя помоги мне, пожалуйста.

Итак, ребята!

1.Герой сказки, к которому обращаются со словами «Не гонялся бы ты за дешевизной!» (Поп)

2.Сказочное дерево, у которого «И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом». (Дуб.)

3.Герой сказки, что жил у славного царя Дадона, «стерег гра­ницы его царства». (Петушок.)

4.К кому обращалась героиня сказки со словами: «Я ль на све­те всех милее, всех румяней и белее?»? (Зеркальце.)

5.Герой сказки, который произносит слова:

«Ты волна, моя волна!

Ты гуллива и вольна!

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!». (Гвидон.)

6.Героиня «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». (Чернавка.)

III Постановка целей.

Давайте проверим себя, посмотрите внимательно на экран. Все правильно?

Ребята, какое слово получилось в выделенном столбце?

(Пушкин.)

-Действительно, сегодня мы будем говорить об Александре Сергеевиче Пушкине и его сказках.

Вы можете представить свою жизнь без сказок Пушкина? Конечно, с ними Вы знакомы с самого детства. В них отразился весь мир добра, где царствует дружба, верность слову, где ценятся уважение к человеку, его счастье в семье, где наказано зло и жадность, обман и алчность.

В какой форме Вы бы хотели проверить свое знание сказок Пушкина?

Давайте проведем турнир, но прежде давайте вспомним некоторые факты биографии Пушкина.

(Слайыд)).

IV.Презентация.

-Когда Александр Сергеевич был еще совсем маленьким ребен­ком, родители между собой говорили только по-французски и ма­ленького Сашу к этому языку приучали. Даже учителя-француза ему наняли. А все же Александр Сергеевич больше любил с няней разговаривать. Бывало, начнет она сказки рассказывать, так он и не шелохнется, боится слово пропустить. На основе этих рассказов он создал свои сказки, которые вы все знаете.

V.Песня с презентацией «В гостях у сказки»

Давайте вспомним названия сказок А.С.Пушкина

Назовите их, пожалуйста:

1.«Сказка о рыбаке и рыбке»

2.«Сказка о мертвой ца­ревне и о семи богатырях»

3. "Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе

Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди".

4.«Сказка о попе и о работнике его Балде»

5.«Сказка о золотом петушке».

Сам А.С.Пушкина писал о сказках так: "Что за прелесть эти сказки…" И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня с помощью разнообразных конкурсов.

Оценивать ваши знания, смекалку и ловкость будет жюри. В состав жюри входят Сироткина Любовь Борисовна, Тупина Александра, Желтов Андрей.

VI. Мы начнем конкурсную программу с представления команд.

Представление команд.

1-я команда будет называться «Золотая рыбка»

Девиз: " Не в волшебстве наша сила, а в дружбе"

Литературный турнир по сказкам А.С.Пушкина2-я- «Золотой петушок»

Девиз: "Нет на свете нас умнее и прилежней, и храбрее"

Молодцы!

Итак, начинается первый конкурс.

VII. (Команды отвечают по очереди.) Белочка с орешками.

Фрагмент песни «Во саду ли в огороде». В какой сказке вы слышали строки из этой песни? «Сказка о царе Салтане» Кто ее исполняет? Белочка.

Белочка пришла к нам в гости с волшебными орешками. Это не простые, а золотые орешки, в каждом из них есть вопрос для вас.

  1. Сколько лет жил старик со старухой у самого синего моря?(30 лет и 3 года).

  2. Какими словами бранила старуха своего старика в «Сказке о рыбаке и рыбке»? («Дурачина ты, простофиля».)

  3. Откуда эти строки?

«Ветер, ветер! Ты могуч,

Ты гоняешь стаи туч,

Всюду веешь на просторе,

Не боишься никого,

Кроме Бога одного?»

(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)

  1. Сколько раз закидывал старик невод? (Три раза.)

  2. С чем приходил невод? (Первый раз - с тиной, второй раз - с травою морскою, третий раз - с золотой рыбкой.)

  3. Какое наказание придумала злая царица молодой царевне? («Весть царевну в глушь лесную и, связав ее живую, под сосной ос­тавить там на съедение волкам».)

До свидания, белочка! Спасибо тебе большое.

VIII. Раунд 2. Конкурс "Слова - архаизмы"

( еле-еле вваливается Баба Яга, тащит за собой метлу)

Баба Яга:

Помогите, добры молодцы!
Помогите, красны девицы!
Не метёт метла,
Не летит она.

Ведущий:

Баба-Яга, посмотри, у тебя в метле есть что-то. Может засорилось что? Поэтому метла и не летает? Нужно помочь Бабе Яге, иначе придётся ей ходить пешком. А она уже старенькая. Да тут у тебя заклинания какие-то!

Да вот волшебные слова, а я их разгадать никак не могу, нужно перевести с устаревшего языка на современный.

(Команды получают конверты)

Задание:

Соедини слова-архаизмы из первого столбика со словами из второго столбика:

вороты

лоб

очи

глаза

перст

палец

чело

ворота

воитель

губы

рыбарь

воин

рать

рыбак

уста

войско

старче

старик

Игра со зрителями

Слайды, в которых нужно продолжить строки из сказок.

Баба Яга:

Заработала метла,
Знать, задача решена!

(Баба Яга верхом на метле "улетает" из класса).

IX. Конкурс капитанов. Шифровки.

Ведущий:

Из кармана Бабы Яги выпали два конверта. Посмотрим, что же в них. А в них новое задание. Здесь зашифрованы названия животных из сказок Пушкина. Настала очередь капитанов показать свои знания и умения.

Задание:

GJRРWFЫNZJБDSКLQАU - ( рыбка).

JRПWQRЕLJGТSZУFШGYОКUW - (петушок).

WQЛGFSJЕLJNБSЕRZДЬJ - (лебедь).

JHGFБHGЕSZLЛVYWКQАR - (белка).

Физкульминутка.

Пока капитаны выполняют свое задание, давайте проведем физкультминутку.

Встаньте, пожалуйста.

Изобразите волны на море.

А теперь покажите, как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.

Изобразите лебедь - гордая осанка, красивая шея, как лебедь превращается в царевну.

Теперь покажите, как царевна лебедь опрыскала Гвидона.

Изобразите, как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился.

А теперь садитесь, расправьте плечи, продолжим работу.

А теперь предоставим слово жюри.

X. Задания Кота учёного.

Ведущий:

К нам в гости хотел прийти ещё один сказочный персонаж. Угадайте кто?

Стихотворение «Лукоморье»

Кот учёный:

Не случайно я к вам зашёл.

Сначала скажите, из какого произведения А.С. Пушкина я - Кот учёный.

(Поэма "Руслан и Людмила")

Конкурс с фрагментами.

Игра со зрителями.

XII. Подведение итогов. Награждение команд.

Учитель:

Вот и закончились наши конкурсы. Вы показали прекрасное знание сказок А.С.Пушкина.

В конце нашего турнира мне хочется открыть вам, ребята, маленький секрет. Сказки, которые мы с вами сегодня вспоминали, были написаны А. С. Пушкиным для взрослых в пору творческого расцвета поэта, одновременно с самыми глубокими и серьёзными произведениями, а значит, и содержание сказок столь же глубоко и серьёзно.

Ребята, что нового вы открыли для себя сегодня?

Что Вам больше всего запомнилось?

О чем сказки Пушкина?

Это сказки о богатых и бедных, в них высмеивается лень и жадность.

А что побеждает?

Добро.

Надеюсь, что вам захочется ещё раз перечитать сказки А. С. Пушкина, быть похожими на положительных героев. а когда станете взрослыми, будете перечитывать эти сказки своим детям, каждый раз открывать для себя что-то новое. Ведь сказки Пушкина - это наука о жизни, которую он передал нам и на которой выросло не одно поколение. Спасибо всем!

Читайте Пушкина, друзья!

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна

Тепла и ласки.

Читайте Пушкина друзья!

Вот вам подсказка!

И пронесете сквозь года

Вы радость сказки!

© 2010-2022