Технологическая карта урока литературы в 5 классе по рассказу В. П. Астафьева Васюткино озеро

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Технологическая карта урока литературы в 5 классе

Тема: «Тайга…хлипких не любит» (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)


Организационная информация

Предмет

Литература

Класс

5 класс

Тема урока

Тайга хлипких не любит. (по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро»)

Учитель

Черепанова Елена Николаевна, учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ «Старо-Челнинская СОШ» Нурлатского муниципального района РТ

Республика/край, город/поселение

Татарстан, Нурлатский район, с. Старые Челны

Методическая информация

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Цель урока

  • организация условий достижения учащимися образовательного результата по изучаемой теме.

Задачи урока

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения, давать характеристику герою, его поступкам

  • развивать творческие способности учащихся при работе в группах, умение планировать работу, определять свою роль в группе

  • Совершенствовать речевые умения, способность к анализу, обобщению, систематизации полученных знаний;

  • формировать умение находить и обрабатывать информацию

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные (УУД)

Личностные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Знать содержание прочитанного произведения;

уметь анализировать текст художественного произведения, делать выводы, давать

характеристику герою произведения.

Р1- принимать учебную задачу;

Р2- планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, результаты, действовать по плану;

Р3- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

Р4- анализировать выбор учебного действия для достижения планируемого результата;

Р5- адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

К1- участвовать в продуктивном диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;

К2- аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, соблюдая правила речевого этикета; К3- строить монологические и диалогические высказывания;

К4- сотрудничать в совместном решении проблемы.

П1- извлекать необходимую информацию из различных источников (текст, сообщение учителя, наглядные средства);

П2- осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения;

П3- устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Л1- формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;

Л2- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;

Л3- осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе.

Межпредметные связи:

география, английский язык, ОБЖ, биология, психология, русский язык

Ресурсы урока

Информационно-методические

УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина; раздаточный материал «Исследовательские листы», портрет В.П. Астафьева, памятки.

Материально-технические

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация к уроку

Предварительная работа

Задание учащимся: составить памятку для идущего в лес.


Структура урока


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД


1











Этап мотивации (самоопределение к деятельности)

Цель:

  • мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

  • определить содержательные рамки урока


У:Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить.… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в, то же время, мудрые вопросы.

Учитель задаёт вопросы первой части «Познавательного ребуса»

-Она величественна и похожа на океан.

-Она щедра и сурова.

-Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.

-Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.

-Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

- Действительно, это тайга.

- Как вы думайте , "Что скрывает в себе тайга?"

Вторая часть "Познавательного ребуса":

-Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.

-Он беззащитный и в то же время сильный.

-Он сын и одновременно хозяин.

-Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.

-Он совершает ошибку и исправляет ее.

- Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня у нас на уроке?

- Конечно, ребята, сегодня мы продолжим работу по рассказу В.П. Астафьева «Васюткино озеро».

- А чтобы узнать, как будет звучать тема нашего урока, вы должны будете выполнить задание.

На доске запись « Тайга w t х b л k и п l b к f и m v х не любит»

- Вычеркнув все буквы английского алфавита, вы узнаете тему нашего урока.

- Молодцы, ребята, запишите тему урока: «Тайга хлипких не любит».

Учитель акцентирует внимание учащихся на слове ХЛИПКИХ обозначает проблему:

- Что обозначает это слово? Почему тайга не любит хлипких? (работа со словарём).

- Как вы думаете, чему будет посвящён наш урок?

Постановка цели урока

-Ребята, как вы думаете, что мы должны узнать на этом уроке?


Проверяют готовность к уроку; настраиваются на работу

Участвуют в познавательной беседе, делают предположения, вспоминают изученный ранее материал


Дети делают умозаключения, приходят к выводу, что это тайга.

Учащиеся предлагают ответы: тайну, загадку, силу, мощь, величие.

Дети анализируют приведенные характеристики и называют главного героя:

Васютка



Высказывают предположения, предлагают формулировки темы урока


Дети выполняют задание, сверяют с эталоном. Записывают тему в тетради.


Анализируют поставленную проблему, обращаются к словарю за дополнительной информацией. Выясняют, что хлипкий - значит слабый. Делают вывод: Следовательно, тайга любит сильных.

Предлагают варианты ответов:

- Как остаться сильным в трудной ситуации.

- Что нужно делать, если ты заблудился. Правила поведения в лесу.

Формулируют цель и задачи урока.


2

Этап актуализации знаний и фиксации затруднений в деятельности

Цель:

  • актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового

  • материала;

  • актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

  • зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

У.: На прошлом уроке мы начали изучение рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро». Дома вы должны были составить памятку для идущего в лес.

- Проверим, что у вас получилось.

Учащиеся слушают учителя.


Зачитывают составленные памятки.

Примерная памятка.

Памятка №1. Советы идущему в лес

1. Продумай тщательно маршрут.

2. Не забудь взять компас.

3. Возьми спички для костра.

4. Захвати с собой теплые вещи.

5. Приготовь запас еды (соль, хлеб, сухари).



Этап постановки учебной задачи (проблемы)

Цель:

  • выявить места и причины затруднения;

  • организовать коммуникативное взаимодействие при работе в группах.

- Ребята, вы хорошо справились с домашним заданием, составили полезные памятки. Какие трудности возникли у вас при составлении памяток?

- А не хотели бы вы побывать в роли настоящих ученых-исследователей?

- Сегодня у вас будет групповая работа. Каждая группа будет заниматься исследованием и делиться с нами полученными результатами.

Учащиеся выявляют и фиксируют причину затруднения.



Этап построения проекта выхода из затруднения. Работа в группах.

Цель:

  • постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдается «исследовательский лист» с проблемным вопросом и рабочим материалом для проведения исследования.

«Исследовательский лист №1»

1 группа «Биологи-исследователи»

Задача исследования: каково значение природы для человека, и как это отражается в рассказе, ответы аргументировать примерами из текста (страницы текста указывает учитель).

«Исследовательский лист №2»


2 группа «Географы-исследователи»

Задача исследования: что помогло Васютке не заблудиться и выйти к реке? Ответы аргументировать примерами из текста (страницы текста указывает учитель).

«Исследовательский лист №3»

3 группа «Психологи-исследователи»

Задача исследования: изменился ли Васютка по сравнению с тем, каким мы его видели вначале? Что изменилось в нём? Ответы аргументировать примерами из текста (страницы текста указывает учитель).

Учащиеся выбирают метод разрешения проблемной ситуации.

Работают в группах над вопросами исследования, отбирают цитатный материал, формулируют выводы.









3

Этап включения в систему знаний и повторения.

Цель:

  • включение нового способа действий в систему знаний;

повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

- Ребята, давайте посмотрим, что получилось у вас в результате работы над исследованием. Пусть каждая группа поделится своими наблюдениями.






















Физминутка

-Ребята, вы очень хорошо справились с ролью ученых-исследователей. Давайте обобщим все, что удалось нам выяснить.


- Почему же тайга не любит хлипких?



- Каким вы увидели главного героя? Применим ли к нему эпитет ХЛИПКИЙ?

- Конечно, нет.

- А какой Васютка? Дайте характеристику героя.

Защищают проекты.

1 группа «Биологи-исследователи»

Цитаты:

- Кедровка - птица полезная: она разносит по тайге семена кедра.

- Глухаря берут с собакой. Глухарь смотрит на лающую собаку, а охотник незаметно подходит с тыла.

- Заполярная тайга не страшна зверьми.

- Столько рыбы Васютка ещё никогда не видел. И не просто какой-нибудь озёрной рыбы - щуки там, сороги или окуня, - нет, по широким спинам и белым бокам он узнал пелядей, чиров, сигов. Это было удивительнее всего. В озере - белая рыба!

Выводы по результатам исследования:

1.Картины природы помогают отразить чувства и состояние героя.

2.Бережное отношение к природе помогает человеку использовать её богатства себе во благо(пища, кров, тепло)

3.Знание законов природы помогает человеку выжить

4.Человек и природа неразрывно связаны между собой.

2 группа «Географы- исследователи»

Цитаты:

- Лиственный лес обычно тянется по берегам рек.

- Трава обычно растёт возле больших водоёмов.

- Если озеро проточное и из него вытекает речка, она приведёт к Енисею.

- С какой стороны у дерева ветвей больше - там юг.

- Кровянистое небо - завтра ветер будет.

- Вызвездило -

к холоду.

Выводы по результатам исследования:

Васютке помогли знания природы. Природа - мудрый наставник, учитель, друг, иногда судья. Она наказывает за легкомыслие, она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь.

3 группа «Психологи-исследователи»

Цитаты:

-Ничего, сейчас посоображаю и найду дорогу. Вытащив из мешка краюшку хлеба, вздохнул и с тоской подумал: «Плачет, поди, мамка?»

- Страх начал давить ещё сильнее. Мальчик снова заговорил вслух…

- Открытие было настолько простым и потрясающим, что Васютка не сразу пришёл в себя. Он много раз слышал, как блуждают в лесу люди и погибают иногда. Васютка ещё не знал, что страшное в жизни часто начинается очень просто.

- Чтобы отогнать худые мысли, Васютка старался думать сначала о доме, а потом ему вспомнилась школа, товарищи.

- Совсем приуныл Васютка. Жалко ему самого себя стало, начало донимать раскаяние. Не слушал вот он на уроках и в перемену на голове ходил…

Выводы по результатам исследования:

13-летний мальчик понял, что теперь надеяться не на кого - далеко ушел в тайгу. И выживет ли он, выберется ли из тайги - зависит теперь только от него. Теперь он много думает, взвешивает, анализирует, старается выбраться из тайги осознанно.

Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.


Формулируют вывод по проблеме урока.


Тайга живёт своей собственной жизнью. Она живая, и так же является действующим лицом наряду с Васюткой. И Васютка показал себя как наблюдательный, способный к рассуждению герой, потому что он черпает знания из опыта взрослых, из таёжных законов, законов жизни.


Добрый, заботливый, пытливый, ловкий, внимательный, славный, выносливый, терпеливый, разумный, смышлёный, разговорчивый, откровенный, смелый, рассудительный.


4

Творческое задание

- Ребята, перед вами на карточках места, где пришлось проходить Васютке, напротив каждого напечатаны чувства, которые испытывал Васютка, когда там находился. Вам, как знатокам природы, необходимо определить, какие названия будут иметь эти места. Найти соответствия.

Лес

Поляна

Тропинка

Озеро

Берег

Страх

Надежда

Уверенность

Успех

Отчаяние


- Сегодня вы выступали в разных ролях, были географами, биологами, психологами. А теперь я хочу, чтоб вы поработали языковедами. Язык произведения В.П. Астафьева очень богат.

Узнайте по эпитетам, о чем говорится:

Неподвижно-тихий, сплошь хвойный, чужой, унылый, полуголый

?

Небольшое, унылое, подёрнутое ряской

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева Васюткино озеро.

Молочный, клейкий, неподвижный

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева Васюткино озеро.

Далёкие, таинственные, мерцающие

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева Васюткино озеро.

Молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева Васюткино озеро.

Раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

Технологическая карта урока литературы в 5 классе по рассказу В.П. Астафьева Васюткино озеро.



Дети сопоставляют названия с чувствами, которые испытывал герой.

( Лес Отчаяния, Поляна Страха, Тропинка Надежды, Озеро Уверенности, Берег Успеха)

Дети сопоставляют названия с чувствами, которые испытывал герой.

( Лес Отчаяния, Поляна Страха, Тропинка Надежды, Озеро Уверенности, Берег Успеха)


Ответы детей:

  1. Лес

  2. Озеро

  3. Туман

  4. Звезды

  5. Тайга

  6. Река



- Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями, показали себя истинными знатоками.

- Какова идея рассказа? Что хотел донести В.П.Астафьев до читателя?


Автор показал одновременно суровость, строгую красоту и щедрость тайги. Необходимо любить, беречь свой край,

гордиться им, как гордился и любил свой край сам автор.


5

Этап рефлексии учебной деятельности

Цель:

оценить результаты собственной деятельности.

Ребята, а теперь оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.

- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Какие трудности встретились, в чем состояла трудность?

- Что тебе было интересным?

- Чему научила работа в группе?

- Получили ли удовольствие, работая на уроке?

- Какую оценку вы сегодня поставите себе?

- Чья работа на уроке вам сегодня особенно понравилась?

- Довольны вы своей работой и работой товарищей?

(обобщение ответов)

Зарубки на сердце

Уроки мужества, уроки доброты
Ты в сердце сохранишь навеки,
И озеро, как символ чистоты,
Тебе откроется пусть на изломе лета.
Увидишь в струях чистого ручья
Природы первозданной отраженье,
И собственная грешная душа
Почувствует истоки очищенья.
Вольется в сердце неба синева,
И звезд на небе тихое мерцание,
И щебет птиц, и росная трава -

Васюткиного озера сияние!

Инструктаж домашнего задания.

1. Как опытные таёжники вы знаете, что любая тропинка, любая дорога начинается с затесей (зарубей). Выпишите значение этого слова и докажите, что фразеологический оборот заруби себе на носу является синонимом к данному слову. Объясните значение данного фразеологизма. Или составьте памятку для урока ОБЖ «Что делать, если ты заблудился».

2. Творческое задание. Вспомните формулу пути и высчитайте путь, проделанный Васюткой за 5 дней. Сопоставьте полученный результат с текстовыми данными и сделайте вывод.

- Спасибо за активную работу на уроке!


Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия и выбирают домашнее задание.







Примерная памятка «Если ты заблудился»

1. Не паникуй, успокойся.

2. Прекрати бесполезное движение.

3. Осмотри место, где находишься.

4. Собери хворост, дрова для костра (на ночь).

5. Разожги костер, приготовь пищу.

6. Подготовь из веток, травы место для ночлега.

7. Спокойно ожидай спасателей, родственников.






© 2010-2022