Рабочая программа элективного курса Литературное краеведение (5 класс)

Краеведение - один из видов патриотического воспитания учащихся. Любовь к своей стране начинается с любви к родному краю, его истории, с уважения к его культурному наследию. В данную рабочаую программу включены вопросы, касающиеся литературного наследия Кузбасса, начиная с устного народного творчества. Также рассматривается деятельность музеев города - краеведческого, художественного и музея Ф.М. Достоевского. Программа разработана со всеми требованиями ФГОС. В ней есть пояснительная записка, те...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Программа рекомендована к работе педагогическим советом

школы-интерната

Протокол №___ от ________

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы-интерната №19

И.В. Пугачева_________________

«____» _________________ 20 ___ г.


Программа обсуждена и согласована

на заседании МО

Протокол №___ от_________


Негосударственное образовательное учреждение

«Общеобразовательная школа-интернат №19 среднего (полного) общего образования ОАО «РЖД»




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА

«ЛИТЕРАТУРНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ»

5 класс






Составитель: Чуйкова Н.П., учитель русского языка и литературы




















Новокузнецк, 2015



  1. Пояснительная записка

Программа ставит целью формирование духовно-нравственной личности через комплексное включение национально-регионального компонента в воспитательно-образовательный процесс.

Программа разработана в полном соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и учебным планом ФГОС ООО.

Она направлена на выработку обучающимися основных компетенций в области литературы, народных традиций, культуры Сибири; на развитие у школьников интереса к истории родного края.

Программа по литературному краеведению рассчитана на 35 часов учебного времени (1 час в неделю).

Цели курса:

  • - возрождение национального самосознания народа, традиций национальной духовной культуры;

  • введение в школьную деятельность народных традиций, культуры, фольклора.

Основные задачи программы:

  • познавать, исследовать литературу родного края, изучать её народные истоки и традиции посредством экскурсий в библиотеки, музеи, литературные места области;

  • всесторонне развивать учащихся на уроках литературы, встречах с писателями Кузбасса, на литературных страницах в газете, школьного журнала, на конкурсе сочинений на железнодорожную тему, рефератах;

  • воспитывать патриотов родного края, формировать систему нравственных ценностей, интерес к традициям предков, их культуре.


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.

Курс «Литературное краеведение» строится по аналогичному принципу изучения литературы: от устного народного творчества к древнерусской литературе, литературе XIX и XX веков. Также рассматриваются вопросы современной литературы и проблемы сохранения культурного наследия коренного населения Сибири.

Работа по программе «Литературное краеведение» строится по трём направлениям:



  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает изучение курса «Литературное краеведение» в объёме 35 часов (1 час в неделю).


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории , языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентирования в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России, народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими товарищами в процессе образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской , творческой и других видах деятельности;

  • формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметные результаты

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результатов, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, проводить аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение(индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и с учётом интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей, потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно - коммуникационных технологий.

Предметные результаты:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII века, русских писателей XIX - XX веков, литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического характера); владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;

  • умение интерпретировать (в отдельных случаях) изученные литературные произведения;

  • понимание авторской позиции и своё отношение к ней;

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысление, чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту, создавать устные монологические высказывания разного типа, вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений; классные, домашние творческие работы; рефераты на литературные и общекультурные темы;

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных средств в создании художественных образов литературных произведений.


  1. Содержание учебного предмета, курса.

Раздел I. Введение (2 часа)

  1. Понятие и содержание курса «Краеведение»

  2. История и культура Кузбасса. Посещение Художественного музея Новокузнецка.

Раздел II. Легенды, мифы и предания народов Кузбасса (1 час)

2.1 Мифологические персонажи

Раздел III. Устное народное творчество (15 часов)

3.1 Из истории устного народного творчества коренных жителей Кузбасса

Из истории устного народного творчества коренных жителей Кузбасса. Посещение краеведческого музея.

3.2 Жанровый состав фольклора Кемеровской области

Былины и исторические песни; сказки о животных, о мачехе и падчерице, сказочницы юга Кузбасса, национальный колорит русских и шорских сказок; пословицы, топонимические легенды; обрядовые игры, ряжения, колядования. Посещение музея Ф.М. Достоевского.

3.3 Творческие работы учащихся

Сочинение былины о сибирском богатыре. Изложение по сюжету шорской сказки сказки «Умная выдра». Сочинение сказки по мотивам сказок об Абышке.

Раздел IV. Древнерусская литература (3 часа)

  1. Родной край в произведениях древнерусской литературы. Легенды о Ермаке. Жанровое своеобразие древнерусской литературы.

  2. Посещение музея Ф.М. Достоевского.

Раздел V. Литература XIX века (4 часов)

5.1 Народная проза Кузбасса: основные темы, былинные и сказочные мотивы и персонажи. Родная природа в стихах поэтов-кузбассовцев: Б.В. Бурмистрова, С.Л. Донбая, А.И. Каткова. Образ Матери-Земли в народной поэзии Кузбасса и произведениях писателей XIX века.

5.2 Сибирские баллады.

Раздел VI. Литература XX века (4 часа)

6.1 Поэты Кузбасса о родном крае: стихи И. Киселёва, В. Махалова, М. Небогатова.

6.2 Занятия в музее Ф.М. Достоевского

Раздел VII. Сохранение культурного наследия коренного населения Кузбасса

(6 часов)

7.1 Экскурсия по «старому» городу: знакомство с литературными и историческими памятниками Новокузнецка.

  1. Посещение занятий Художественного музея и музея Ф.М. Достоевского.

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Количество

часов

Раздел I

Введение

2

Раздел II

Легенды, мифы и предания народов Кузбасса

1

Раздел III

Устное народное творчество

15

Раздел IV

Древнерусская литература

3

Раздел V

Литература 19 века

4

Раздел VI

Литература 20 века

4

Раздел VII

Сохранение культурного наследия коренного населения Кузбасса

6

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  2. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.


Порядок указания названных сведений должен соответствовать приведенному перечню.

Образец оформления содержания рабочей программы

5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности

Тематическое планирование

(Название раздела, темы)

Количество часов, в том числе уроки развития речи и внеклассного чтения

Характеристика основных видов деятельности ученика








1

Раздел I. Введение

2

1.1

Понятие и содержание курса «Краеведение»

1

Выразительное чтение, выражение личного отношения к прочитанному. Устный или письменный ответ на вопрос. Решение тестов

1.2

История и культура Кузбасса. Посещение Художественного музея Новокузнецка

1

Воспринимают новые сведения, самостоятельно находят информацию по теме, знакомятся с работой и учебными программа музея. Задают вопросы по теме.

2

Раздел II. Легенды, мифы и предания народов Кузбасса

1

2.1

Мифологические персонажи


Выразительно читать текст, выражать личное отношение к прочитанному, рецензировать чтение других, определяют особенности мифлогических персонажей.

3.

Раздел III. Устное народное творчество

15

3.1

Из истории устного народного творчества коренных жителей Кузбасса

1

Участие в коллективном диалоге.

Составление развёрнутого устного и письменного ответа на проблемный вопрос (составление плана ответа, подбор материалов и цитат, аргументирование своего мнения).

3.2

Жанровый состав фольклора Кемеровской области

11

Выразительное чтение малых фольклорных жанров и их истолкование.

Выразительное чтение сказок (в том числе по ролям).

Различные виды пересказов.

Устные и письменные ответы на вопросы.

3.3

Творческие работы учащихся

3

Сочинение загадки, скороговорки, колыбельной песни.

Сочинение собственной сказки или сочинение по картине на сказочный сюжет.

Создание собственных сказок, иллюстраций к сказкам

4

Раздел IV. Древнерусская литература

3

4.1

Родной край в произведениях древнерусской литературы. Легенды о Ермаке. Жанровое своеобразие древнерусской литературы.

2

Выразительно читать древнерусский текст, устно рецензировать, определять значение незнакомых слов, пересказывать, участвовать в проблемном диалоге, выражать личное отношение к прочитанному

4.2

Посещение музея Ф.м. Достоевского

1

Воспринимают новые сведения, самостоятельно находят информацию по теме, знакомятся с работой и учебными программа музея. Задают вопросы по теме.

5

Раздел V. Литература XIX века

4

5.1

Народная проза Кузбасса

2

Определяют основные темы прозы, направления её развития, знакомятся с авторами, дают устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участвуют в коллективном диалоге. Составляют характеристику героев и дают им нравственную оценку.

5.2

Сибирские баллады

2

Восприятие и выразительное чтение баллады.

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников.

Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования). Участие в коллективном диалоге.

Составление плана произведения (в том числе цитатного).

Составление характеристик героев и их нравственная оценка.

Работа со словарём литературоведческих терминов

6

Раздел VI. Литература XX века

4

6.1

Поэты Кузбасса о родном крае

2

Устные ответы на вопросы.

Участие в коллективном диалоге.

Устный рассказ о стихотворении по плану анализа лирики.

Письменный анализ стихотворения по вопросам учителя.

Аргументация своего мнения с помощью цитат.

Выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть) и их анализ по вопросам учителя (с использованием цитирования).

Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров

Определение общего и индивидуального, неповторимого в литературном образе Родины в творчестве русских поэтов.

Устное иллюстрирование.

Презентация и защита собственных иллюстраций.

Работа над коллективным (индивидуальным) учебным проектом.

6.2

Посещение музея Ф.М. Достоевского

2

Воспринимают новые сведения, самостоятельно находят информацию по теме, знакомятся с работой и учебными программа музея. Задают вопросы по теме.

7

Раздел VII. Сохранение культурного наследия коренного населения Кузбасса

6

7.1

Экскурсия по «старому» городу: знакомство с литературными и историческими памятниками Новокузнецка

2

Знакомство с историей родного города, с историческими и литературными памятниками, история Спасо-Преображенского храма. Работа над проектом.

7.2

Посещение занятий Художественного музея и музея Ф.М. Достоевского.

4

Знакомятся с фондом музея, рассказывающем о культурных традициях Кузбасса и Сибири. Выполнение и презентация проекта. Участие в коллективной работе.

  1. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Литература

  1. Л.М. Русакова, Н.А. Миненко. Традиционные обряды и искусство русского и коренных народов Сибири. Новосибирск, «Наука», Сибирское отделение, 1987г.

  2. М.Межиева. Праздники Руси. Москва, «Белый город, 2008г.

  3. П.Е. Бардина. Быт русских сибиряков Томского края. Томск, изд-во Томского университета, 1995г.

  4. Н.Я. Миненко. Фольклор в жизни западно-сибирской деревни 18-19в.в. «Советская этнография», 1983г.

  5. П.Е. Бардина. Жили да были. Фольклор и обряды сибиряков. Изд-во Томского университета, 1997г.

Материально-техническая база

  1. Компьютер

  2. Принтер, сканер, ксерокс

  3. Цифровая доска

  4. Мультимедийный проектор

  5. Документ-камера


  1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса

Учащиеся научатся:

  • осознанно воспринимать и понимать содержание изученных произведений;

  • различать основные теоретико-литературные понятия: фольклор, устное народное творчество, жанры фольклора; сказка, виды сказок, постоянные эпитеты, гипербола, сравнение, летопись, роды литературы (эпос, лирика, драмы), басня, аллегория, эзопов язык, баллада, литературная сказка, стихотворная и прозаическая речь, ритм, рифма, способы рифмовки, «бродячие сюжеты», метафора, звукопись, аллитерация, фантастика в литературном произведении, юмор, портрет, пейзаж, литературный герой, сюжет, композиция, литературного произведения, драма как род литературы, пьеса-сказка, автобиографичность литературного произведения.

  • воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

  • отличать стихотворение от прозы, используя сведения о стихосложении (ритм, рифма, строфа);

  • видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление, например, при обращении к иллюстрации, созданной к конкретному произведению;

  • различать особенности построения и языка произведений простейших жанров (сказка, загадка, басня, рассказ);

  • ориентироваться в культурных учреждениях города;

  • пользоваться алфавитным каталогом школьной библиотеки;

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выявлять основную нравственную проблематику произведения;

  • определять главные эпизоды в эпическом произведении, устанавливать причинно-следственные связи между ними;

  • воспринимать многозначность слов в художественном тексте, определять их роль в произведении, выявлять в изобразительно-выразительных средствах языка проявление авторского отношения к изображаемому;

  • ориентироваться в незнакомой книге (аннотация, автор, оглавление, предисловие, послесловие);

  • выразительно читать текст;

  • подготовить краткий сжатый и подробный пересказ;

  • словесно воспроизводить картины, созданные писателем (пейзаж, портрет);

  • аргументировать своё отношение к героям, объяснять мотивы поведения героев, сопоставлять и оценивать их поступки, переживания, портреты, речь, находить прямые авторские оценки;

  • написать творческое сочинение типа описания и повествования на материале жизненных наблюдений и литературных впечатлений;

  • сочинять небольшие произведения фольклорного жанра: сказки, загадки, басни;

  • создавать сочинения-миниатюры на основе заданного сюжета.


Образец оформления календарно - тематического планирование (ФГОС)


Дата

№ п/п

Тема урока

Метапредметные умения и навыки

Основные понятия и термины

Предметные умения и навыки

Контроль

Введение (2 часа)


1.

Понятие и содержание курса «Краеведение»

Уметь искать и выделять необходимую информацию из разных источников информации.

Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь ставить вопросы и обращаться за помощью к учебной литературе

Краеведение. Источники информации. Культурное наследие.

Знать термины «краеведение», «культурное наследие»

Уметь пользоваться различными источниками информации

Ответы на вопросы

2.

История и культура Кузбасса. Посещение Художественного музея Новокузнецка.

Уметь осмысленно воспринимать получаемую информацию.. Использовать речь для регуляции своих действий, строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи.

История культуры. Фонды музея. Запасники музея.

Знать понятия: история культуры, фонд и запасники музея. Систему работы музея, основные направления деятельности музея.

Сообщения учащихся


Легенды, мифы и предания народов Кузбасса (1 час)


3.

Мифологические персонажи

Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать и удерживать учебную задачу. Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Миф, персонаж, мифологический персонаж

Знать понятия миф, мифологический сюжет, мифологический персонаж

Индивидуальные задания


Устное народное творчество

(15 часов)


4.

Из истории устного народного творчества коренных народов Кузбасса

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, уметь планировать алгоритмы ответа. Формулировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев.

Устное творчество. Коренные народы. Жанры народного творчества

Знать историю устного народного творчества коренного населения Кузбасса

Ответы на вопросы

5.

Жанровый состав фольклора Кемеровской области

Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать и удерживать учебную задачу. Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Фольклор. Жанры фольклора. Фольклор Кемеровской области

Знать жанровый состав фольклора Кемеровской области.

Уметь различать произведения по жанрам.

Составление таблицы

6.

Былины и исторические песни Сибири

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь определять общую цель и пути её достижения

Былины. Исторические песни. Герои исторических песен. Истоки былин и исторических песен.

Знать содержание былин и исторических песен Сибири.

Уметь определять их историческую и литературную ценность

Выборочный пересказ былин

7.

Язык былин «Домовой», «Левша», «Русалка», «Легенда о Кие», «Про скалу любви»

Беседовать по вопросам; выразительно читать текст; уметь читать текст вслух и понимать прочитанное.

Былина. Языковые особенности произведения. Изобразительно-художественные средства

Знать языковые особенности изучаемых былин.

Уметь находить изобразительные средства былин

Выразительное чтение

8.

Сочинение былины о сибирском богатыре

Уметь синтезировать полученную информацию для составления текста творческого характера, используя изученную терминологию и полученные знания. Уметь определять меры усвоения изученного

Композиция былины. Зачин, подвиг богатыря, концовка.

Уметь сочинять былины о сибирских богатырях, сохраняя национальный колорит.

Сочинение

9.

Посещение краеведческого музея

Занятие «Быт и традиции коренного населения Кузбасса»

Уметь осмысленно воспринимать получаемую информацию.. Использовать речь для регуляции своих действий, строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи

Коренное население. Быт. Традиции.

Знать быт и традиции коренного населения Кузбасса.

Практическая работа

10.

Сказки и сказочницы Кузбасса

Уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. Формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия. Уметь читать вслух, понимать прочитанное

Сказка. Сказочники. Кайчи.

Знать сказки Кузбасса, творчество народных сказителей.

Уметь пересказывать сказки на народный манер

Сжатый пересказ

11.

Сибирские сказки о животных

Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать и удерживать учебную задачу. Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Сибирская сказка. Герои сказок

Знать содержание сибирских сказок.

Уметь давать характеристику героям сказок.

Подробный пересказ

12.

Сибирские сказки о мачехе и падчерице

Выделять и формулировать познавательную цель, применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных технологий.

Эффективно сотрудничать в группе

Сибирская сказка. Герои сказок.

Знать содержание сибирских сказок.

Уметь давать характеристику героям сказок.

Выразительное чтение

13.

Топонимические легенды Кузнецкого региона

Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать и удерживать учебную задачу. Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Легенда. Топонимика. Кузнецкий регион.

Знать топонимические легенды Кузнецкого региона.

Уметь выразительно их рассказывать

Составление таблицы

14.

Национальный колорит русских и шорских сказок

Уметь формулировать мысль, отвечать на вопросы, выстраивать свой ответ в логике, развивать речь учащихся

Шорская и русская сказка. Национальный колорит. Герои русских и шорских сказок. Особенности языка шорских и русских сказок

Знать особенности русских и шорских сказок.

Уметь различать русскую и шорскую сказку

Проект

15.

Развитие речи

Изложение по сюжету шорской сказки «Умная выдра»

Уметь синтезировать полученную информацию для составления текста творческого характера, используя изученную терминологию и полученные знания. Уметь определять меры усвоения изученного

Композиция и тема изложения. Микротема текста

Уметь отбирать материал для изложения, правильно выстраивать текст, сохраняя стиль автора.

Изложение

16.

Развитие речи

Сочинение по мотивам шорских сказок об Абышке

Уметь синтезировать полученную информацию для составления текста творческого характера, используя изученную терминологию и полученные знания. Уметь определять меры усвоения изученного

Композиция и тема сочинения. Введение, основная часть, заключение

Уметь отбирать материал для сочинения, высказывать своё мнение, отношение к героям, правильно выстраивать текст. Использовать художественно-изобразительные средства

Сочинение

17.

Собрание пословиц Кузбасса

Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать и удерживать учебную задачу. Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию.

Пословица. Крылатое выражение. Краткое высказывание

Знать пословицы Кузбасса, их сходство и различие с пословицами народов мира

Составление сборника пословиц

18.

Выполнение проекта

«Пословицы народов мира и пословицы Кузбасса»

Умение работать в группе, составлять план работы, подбирать необходимый для работы материал

Презентация, проект, защита проекта

Уметь представлять творческую работу

Проект

19.

Обрядовые игры, ряжения, колядования в сёлах Кемеровской области.

Уметь ориентироваться в разнообразии способов решения задач, формулировать и удерживать учебную задачу. Уметь формулировать собственное мнение и свою позицию

Обрядовые игры. Колядки. Ряженые.

Знать содержание народных праздников, их исторические истоки.

Уметь различать обычаи и традиции народных праздников

Практическая работа


Древнерусская литература

(3 часа)


20.

Родной край в произведениях древнерусской литературы.

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Выбирать действия в соответствии с поставленной задачей.

Уметь определять общую цель и пути её достижения

Древнерусская литература. Темы и жанры древнерусской литературы

Знать произведения древнерусской литературы о Кузбассе.

Уметь выразительно их читать.

Выразительное чтение

21.

Легенды о Ермаке. Жанровое своеобразие древнерусской литературы.

Уметь искать и выделять необходимую информацию в предложенных текстах. Уметь осознавать усвоенный материал, качество и уровень усвоения, ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения

Жанр литературы. Жанровое своеобразие. Древнерусская литература. Герои древнерусской литературы

Знать основные темы древнерусской литературы. Уметь вести беседу по прочитанному произведению; аргументировать свое отношение к героям произведения.

Выборочный пересказ

22.

Посещение музея Ф.М. Достоевского

Уметь осмысленно воспринимать получаемую информацию. Использовать речь для регуляции своих действий, строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи

Тематическая выставка. Основной фонд. Резервный фонд. Культурное наследие

Знать понятия: история культуры, фонд и запасники музея. Систему работы музея, основные направления деятельности музея

Практическая работа


Литература XIX века (4 часов)


23.

Экскурсия «Литературные места Кузбасса». Сибирские баллады

Узнавать, называть и определять объекты в соответствии с содержанием. Формировать ситуацию саморегуляции эмоциональных состояний, уметь осознанно воспринимать полученную информацию

Литературные памятники. Баллада. Литературные места. Особенности сибирских баллад.

Знать содержание сибирских баллад; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой. Понимать произведение. Уметь составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Отчёт об экскурсии

24.

Народная проза Кузбасса: основные темы, былинные и сказочные мотивы и персонажи.

Уметь конструировать осознанное и произвольное сообщение в устной форме. Формировать навыки самоконтроля, выполнять учебные действия. Уметь читать вслух, понимать прочитанное

Тема произведения. Народная проза. Былинные и сказочные мотивы. Литературный персонаж

Знать содержание произведений; теоретико-литературные понятия пейзаж, литературный герой. Понимать оптимистический, гуманистический пафос произведения. Уметь составлять план и подбирать материалы по теме сочинения

Подробный пересказ

25.

Родная природа в стихах поэтов-кузбассовцев: Б.В. Бурмистрова, С.Л. Донбая, А.И. Каткова. Образ Матери-Земли в народной поэзии Кузбасса и произведениях писателей XIX века.

Приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследование прочитанного текста. Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютера. Уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Образ народной поэзии. Образ Матери-Земли. Художественно-изобразительные средства

Знать содержание стихотворений поэтов -кузбассовцев Понимать лирический пафос стихотворений.

Уметь выразительно читать стихотворение.

Выразительное чтение


Литература XX века (4 часа)


26-27.

Поэты Кузбасса о родном крае: стихи И. Киселёва, В. Махалова, М. Небогатова.

Приобретать навыки выразительного чтения, учиться проводить исследование прочитанного текста. Применять метод информационного поиска, в том числе с помощью компьютера. Уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Лирическое произведение. Пейзажная лирика. Тема лирического произведения

Знать содержание стихотворений кузбасских поэтов Понимать лирический пафос стихотворений. Уметь выразительно читать стихотворение; использовать теоретико-литературные понятия в речи; находить в поэтических текстах изобразительно-выразительные средства и определять их роль.

Выразительное чтение

28-29.

Занятия в музее Ф.М. Достоевского

«Творчество С. Торбокова»

Уметь осмысленно воспринимать получаемую информацию.. Использовать речь для регуляции своих действий, строить монологические высказывания, овладевать умениями диалогической речи

Шорский поэт. Сказки Торбокова. Загадки, пословицы, составленные писателем.

Знать содержание произведений писателя.

Уметь давать характеристику произведений Торбокова

Выполнение презентаций


Сохранение культурного наследия коренного населения Кузбасса

(6 часов)



Посещение занятий в музее Ф.М. Достоевского (3 часа)


30-31.

Экскурсия по «старому» городу: знакомство с литературными и историческими памятниками Новокузнецка.

Уметь проводить исследование и определять сущность характеристик изучаемых объектов. Уметь строить высказывание с целью анализа текста. Уметь обосновывать и высказывать собственное мнение

Спасо-Преображенский собор, дом купца Муратова, дом купца Фонарёва

Знать исторические памятники «старого» города.

Уметь рассказывать их историю

Отчёт об экскурсии

32.

Народные праздники: Осенины, Рождество, Масленица, Пасха.

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Уметь определять меры усвоения изученного материала.

Народные праздники. Осенины. Масленица. Пасха

Знать истоки народных праздников.

Уметь различать их признаки и традиции.

Выполнение презентаций


Посещение занятий в Художественном музее (2 часа)


33.

Народные промыслы Кузбасса

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Уметь определять меры усвоения изученного материала.

Народный промысел.

Знать народные промысли русского и шорского населения Кузбасса.

Уметь находить их особенности.

Практическая работа

34.

Русский и шорский народный костюм

Уметь синтезировать полученную информацию для составления ответа, уметь делать анализ текста, используя изученную терминологию и полученные знания. Уметь определять меры усвоения изученного материала.

Народный костюм. Детали костюма.

Знать особенности русского костюма жителей юга Сибири и особенности народного костюма шорцев. Уметь выполнять практическую работу

Практическая работа

35.

Презентация выполненного проекта по курсу «Литературное краеведение»

Умение работать в группе, составлять план работы, подбирать необходимый для работы материал

Презентация. Творческий проект

Уметь защищать творческий проект

Защита проекта


© 2010-2022