Рабочая программа по родному (русскому) языку 9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: 1.      Конституции РФ, ст. 43; 2.      Конвенции о правах ребенка; 3.      Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 4.      Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями)...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа села Улу-Теляк имени Валерия Лесунова»

муниципального района Иглинский район Республики Башкортостан

«Согласовано»

Руководитель РМО

___________/Маланченко Н.Ю./

«___» ___________2013 г.

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

___________/Сакаева Е.П./

«___» ___________2013 г.

Утверждено

директором школы

Приказ №___

«___» ________2013 г.













Рабочая программа учебного курса

«Родной (русский) язык»

для 9а класса








Составитель: учитель русского языка и литературы


Галлямова Юлия Рафаэловна
















2013-2014 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:

  1. Конституции РФ, ст. 43;

  2. Конвенции о правах ребенка;

  3. Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

  4. Приказа № 1089 от 5 марта 2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования" (в соответствии с изменениями);

  5. Приказа от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

  6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

  7. Закона Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» от 1 июля 2013 г. № 696-з;

  8. Концепции развития национального образования в Республике Башкортостан от 31 декабря 2009 г. № УП-730;

  9. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования (Приказ министерства образования РБ №1384 от 19 августа 2013);

  10. Родной (русский) язык в школах Республики Башкортостан: Сборник программ / Составители Т.Н.Дорожкина, Ю.В.Ошеева, Л.Р.Першина; отв.редактор д.п.н. Т.Н.Дорожкина. - Уфа: Учебно-методический центр «Эдвис», 2012. - 152 с.

  11. Учебного плана МБОУ СОШ с. Улу-Теляк им. В.Лесунова

Приказ № 55 от «02» сентября 2013 г.

  1. Положения о рабочей программе МБОУ СОШ с. Улу-Теляк им. В.Лесунова

Приказ № 25 от «27» мая 2013 г.

Данная программа представляет основы русской словесности, т. е. главные, исходные сведения о словесности, основные приемы словесного выражения содержания.

Цели и задачи обучения:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к русской словесности как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, воспитание интереса и любви к русскому языку и литературе;

  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования;

  • обогащение словарного запаса речи и грамматического строя речи обучающихся, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому совершенствованию;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативного соответствия ситуации и сфере общения, умений работать с текстом, осуществлять информативный поиск;

  • освоение знаний о русской словесности, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, о стилистических ресурсах русской словесности.

  • развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;

  • формирование общеучебных умений и навыков: коммуникативных, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических, информационных, организационных;

  • формирование прочных умений и навыков в овладении техники средств художественной изобразительности, понимании их значения, применении средств художественной изобразительности в собственных высказываниях;

  • обогащение словарного запаса языка и грамматического строя речи обучающихся;

  • умение отличать эпическое произведение от лирического и драматического, особенности их языка, изображение сюжета произведений и характера их героев; выразительное чтение произведений.

Программа ориентирована на обучающихся 9 класса с использованием учебника Альбетковой Р.И. (Альбеткова Р.И. Русская словесность. 9 класс. - М.: Дрофа, 2013.)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Программа по основам русской словесности соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Вместе с тем в данной программе осуществляется специфический подход к явлениям. Если программа по русскому языку определяет изучение строя языка, то программа по словесности - изучение употребления языка. Если программа по литературе рассматривает произведения как создания определённых писателей, то программа по словесности - как явления искусства слова.

В 9 классе обучающиеся получают представление уже о системе средств художественной изобразительности языка, о специфике поэтического слова в его историческом развитии и таким образом приобретают умение воспринимать произведения, созданные в разные эпохи. В 9 классе рассматривают произведение как единство художественного содержания и его словесного выражения, осваивают понятие художественный образ, созданный средствами языка, учатся понимать художественное содержание произведения, выраженное в словесной форме.

Программа предусматривает практическую направленность изучения словесности, что помогает выработке умений самостоятельно постигать смысл, выраженный в тексте средствами языка, а также правильно и творчески употреблять язык в собственных высказываниях. В программе предполагается и создание обучающимися собственного произведения (сказки, рассказа, сценки, киносценария), что позволяет совершенствовать и читательские умения: пробуя свои силы в творчестве, стараясь найти самые яркие языковые средства выражения мысли, школьники учатся ценить художественные качества произведений, созданных писателями, учатся чётко и ярко выражать свои мысли и чувства.

В 9 классе на уроках словесности нет необходимости заучивать теоретический материал, контроль знаний и формирования умений осуществляется с помощью разнообразных устных и письменных заданий, в том числе и творческого характера (сочинения собственного произведения, работа с произведениями изобразительного искусства), самостоятельные работы, работы продуктивного характера - исследования по заданиям дополнительной литературы.

Творческое овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества помогут развитию личности школьника, содействуют становлению целостного мировоззрения, развитию аналитического и креативного мышления, творческого воображения, потребности в самообразовании, саморазвитии, самопознании.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ ОУ

Предмет «Родной (русский) язык» изучается на ступени основного общего образования в качестве предмета по выбору из компонента образовательного учреждения. Место предмета «Родной (русский) язык» в Учебном плане МБОУ СОШ с. Улу-Теляк им. В.Лесунова МР Иглинский район РБ определяется на основе Учебного плана МБОУ «СОШ с. Улу-Теляк им. В.Лесунова», предусматривающего изучение родного языка в 9 классе 2 часа в неделю (компонент образовательного учреждения). В соответствии с календарем 2013-2014 учебного года всего 66 часов.

ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация(присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе - это и бережное отношение к ней как к среде обитания человека, и переживание чувства ее красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии - осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины - это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность - одна из задач образования, в том числе и литературного.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества - осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремленности, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма - осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны, интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества - осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В результате изучения русской словесности ученик должен

знать/понимать

  • богатство лексики русского языка;

  • особенности употребления лексики русского языка;

  • средства художественной изобразительности и их роль;

  • эпические жанры народной словесности и особенности их языка;

уметь

  • определять лексическое значение слова;

  • находить в текстах и определять роль изобразительных средств;

  • различать жанры народной словесности;

  • различать эпические, лирические и драматические произведения;

аудирование и чтение:

  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и жанров;

  • пересказывать прозу;

  • работать со словарями;

  • находить в текстах лексические единицы;

говорение и письмо

  • строить диалог;

  • создание собственных текстов различных типов речи;

  • создание собственных текстов различных жанров;

  • употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;

использовать приобретенные знания и умения в практической

деятельности и повседневной жизни для:

  • осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества;

  • творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Средства художественной изобразительности

Своеобразие материала словесности. Значение средств художественной изобразительности. Эпитет. Сравнение и способы его словесного выражения. Параллелизм. Развернутое сравнение. Олицетворение. Аллегория. Символ. Гипербола. Фантастика. Парадокс. Алогизм. Гротеск. Бурлеск. "Макаронический" стиль. Этимологизация. Внутренняя форма слова. Этимологизация в произведении словесности. Народная этимология. Игра слов. Ассоциативность языковых средств. Ассоциативность сюжетов, образов, тем. Квипрокво.

Жизненный факт и поэтическое слово

Прямое и поэтическое значение слова. Направленность слова на объект и субъект. Объект и предмет изображения (тема). Идея произведения. Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова. Прототип и литературный герой. Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении. Выражение точки зрения автора в лирике. Правдоподобное и условное изображение. Что такое художественная правда.

Историческая жизнь поэтического слова

Принципы изображения действительности и поэтическое слово. Старославянский, древнерусский и церковно-славянский языки. Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности. Принципы отбора, изображения и оценки явлений жизни в древнерусской словесности. Этикет и канон. Теория трех штилей М.В.Ломоносова. Средства художественной изобразительности языка Ломоносова. Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма. Изображение жизни и слово в искусстве романтизма. Поэтические открытия В.А.Жуковского. Романтический стиль А.С.Пушкина. Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма. Слово в реалистическом произведении. Субъект речи в реалистическом произведении. Полифония. Произведение словесности.

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

Художественный образ. Художественная действительность. Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания. Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания. Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания.

Произведение словесности в истории культуры

Значение перевода произведений на другой язык. Индивидуальность переводчика. Традиции и новаторство. Смена старого новым. «Вечные» образы. Значение типических образов. Онегин в 60-е годы XIX века. Онегин в XX веке. Чичиков в нэпманской Москве. Значение художественной словесности в развитии языка. Познание мира средствами искусства слова. Нравственные проблемы в искусстве слова. Главное значение искусства слова

Что вы узнали на уроках словесности в 7-9 классах


Критерии оценивания знаний обучающихся

  1. Оценка устных ответов учащихся

Устный опрос является одним из основных способов учёта знаний учащихся по русскому языку. Развёрнутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями, учитывать: 1) полноту и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Отметка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, даёт правильное определенное языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

Отметка «4» ставится, если ученик даёт ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочёта в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

Отметка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Отметка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка "2" отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьёзным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

Отметка ("5", "4", "3") может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

2. Оценка сочинений

С о ч и н е н и я - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы "Развитие навыков связной речи".

Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе - 100-150 слов, в 6 классе - 150-200, в 7 классе - 200-250, в 8 классе - 250-350, в 9 классе - 350-450 слов.

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8-9 классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление (соблюдение языковых норм и правил выбора стилистических средств), вторая - за соблюдение орфографических, пунктуационных норм и грамматических ошибок.

Обе отметки считаются отметками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая отметка (за содержание и речь) считается отметкой по литературе.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:

• соответствие работы ученика теме и основной мысли;

• полнота раскрытия темы;

• правильность фактического материала;

• последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, число языковых ошибок и стилистических недочетов.








Календарно-тематическое планирование уроков родного (русского) языка

Планирование составлено на основе учебниика Альбетковой Р.И. «Русская словесность: От слова к словесности»: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013

Т е м а у р о к а

К/Ч

Дата провед.

(план.)

Дата провед. (факт.)

Домашнее задание




1


2


3


4


5


6


7


8


9


10


11


12


13


14


15


16


17


18


19


20


21


22


23




24


25


26


27


28


29


30


31


32




33


34


35


36



37


38


39


40


41


42


43


44


45


46


47





48


49


50


51


52





53


54


55


56


57


58


59


60


61


62


63


64


65


66

Средства художественной изобразительности


Своеобразие материала словесности

Значение средств художественной изобразительности

Эпитет

Сравнение и способы его словесного выражения

Параллелизм

Развернутое сравнение

Олицетворение

Аллегория

Символ

Гипербола

Фантастика

Парадокс

Алогизм

Гротеск

Бурлеск

"Макаронический" стиль

Этимологизация. Внутренняя форма слова

Этимологизация в произведении словесности

Народная этимология

Игра слов

Ассоциативность языковых средств

Ассоциативность сюжетов, образов, тем

Квипрокво

Жизненный факт и поэтическое слово


Прямое и поэтическое значение слова

Направленность слова на объект и субъект

Объект и предмет изображения (тема)

Идея произведения

Претворение жизненных впечатлений в явление искусства слова

Прототип и литературный герой

Выражение точки зрения писателя в эпическом произведении

Выражение точки зрения автора в лирике

Правдоподобное и условное изображение. Что такое художественная правда

Историческая жизнь поэтического слова


Принципы изображения действительности и поэтическое слово

Старославянский, древнерусский и церковно-славянский языки

Средства художественной изобразительности языка древнерусской словесности

Принципы отбора, изображения и оценки явлений жизни в древнерусской словесности. Этикет и канон

Теория трех штилей М.В.Ломоносова

Средства художественной изобразительности языка Ломоносова

Изображение жизни и слово в искусстве сентиментализма

Изображение жизни и слово в искусстве романтизма

Поэтические открытия В.А.Жуковского

Романтический стиль А.С.Пушкина

Отбор, изображение и оценка явлений жизни в искусстве реализма

Слово в реалистическом произведении

Субъект речи в реалистическом произведении

Полифония

Произведение словесности

Произведение искусства слова как единство художественного содержания и его словесного выражения

Художественный образ

Художественная действительность

Герой эпического произведения как средство выражения художественного содержания

Герой лирического произведения как средство выражения художественного содержания

Герой драматического произведения как средство выражения художественного содержания

Произведение словесности в истории культуры

Значение перевода произведений на другой язык

Индивидуальность переводчика

Традиции и новаторство

Смена старого новым

«Вечные» образы

Значение типических образов

Онегин в 60-е годы XIX века

Онегин в XX веке

Чичиков в нэпманской Москве

Значение художественной словесности в развитии языка

Познание мира средствами искусства слова

Нравственные проблемы в искусстве слова

Главное значение искусства слова

Повторение изученного

23

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

9

1

1

1

1

1

1

1

1

1

15

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

13

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5.09

7.09

12.09

14.09

19.09

21.09

26.09

28.09

3.10

5.10

10.10

12.10

17.10

19.10

24.10

26.10

7.11

9.11

14.11

16.11

21.11

23.11

28.11

30.11

5.12

7.12

12.12

14.12

19.12

21.12

26.12

28.12

16.01

18.01

23.01

25.01

30.01

1.02

6.02

8.02

13.02

15.02

20.02

22.02

27.02

1.03

6.03


13.03

15.03

20.03

3.04

5.04


10.04

12.04

17.04

19.04

24.04

26.04

3.05

8.05

10.05

15.05

17.05

20.05

22.05

24.05


§1

§2

§3

§4

§5

§6

§7

§8

§9

§10

§11

§12

§13

§14

§15

§16

§17

§18

§19

§20

§21

§22

§23

§24

§25

§26

§27

§28

§29

§30

§31

§32,33

§34

§35

§36

§37

§40

§41

§43

§44

§45

§46

§47

§48

§49

§50

§53,54


§55

§56

§67

§68

§69


§70

§71

§72

§73

§74

§75

§76

§77

§78

§79

§80

§81

§82


Материально-техническое обеспечение

Литература:

  1. Лопатин В.В. Толковый словарь современного русского языка / В.В.Лопатин, Л.Е.Лопатина. - М.: Эксмо, 2011. - 928с. - (Библиотека словарей ЭКСМО).

  2. Фразеологический словарь русского языка / Сост. А.Н.Тихонов (рук. авт. кол.), А.Г.Ломов, Л.А.Ломова. - М.: Рус. яз. - Медиа, 2003. - 336 с.

  3. Львов В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. - М.: Дрофа, 2004. - 272 с. - (Школьные словари русского языка).

  4. Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П.А.Лекант, В.В.Леденева. - М.: Просвещение, 2005. - 168 с.

  5. Школьный словарь иностранных слов / В.В.Одинцов, В.В.Иванов, Г.П.Смолицкая и др.; Под ред. В.В.Иванова. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 288 с.

  6. Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся / М.Р.Львов. - 6-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 271 с.

Электронные ресурсы:

  1. ЭОР - fcior.edu.ru/

  2. ФИПИ - fipi.ru/

  3. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов - school-collection.edu.ru/

Технические средства обучения:

  1. Мультимедийный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Экран проекционный

  4. Магнитофон "Philips"


© 2010-2022