Обобщающий урок по фольклору На посиделках (5 класс)

Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы. Это урок обобщения знаний по разделу "Фольклор", способствует развитию внимания к народному слову, воспитывает любовь к народному творчеству, развивает творческие способности учащихся.Оформление класса — «крестьянская из­ба» — создается руками учащихся, учителя и родителей. Это служит великолепным поводом обратиться к памятным вещам, хранящимся во многих домах, заглянуть в прошлое вместе с детьми. Рушники, деревянная посуда, пря...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Обобщающий урок по фольклору На посиделках (5 класс)



МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 21

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА

353440, г-к Анапа, ст. Анапская, ул. Садовая. 55

тел./факс 8(86133)-72-660, тел. 71-776. e-mail: [email protected] anapa21.ru








Конспект урока

по литературе


"На посиделках"


Обобщающий урок по теме "Устное народное творчество"



Разработала

учитель русского языка и

литературы

Боталова Карина

Анатольевна


Г. Анапа- 2015

V КЛАСС

Цель: обобщение знаний по разделу "Фольклор", развитие внимания к народному слову, воспитание любви к народному творчеству, развитие творческих способностей учащихся.

Оформление класса - «крестьянская из­ба» - создается руками учащихся, учителя и родителей. Это служит великолепным поводом обратиться к памятным вещам, хранящимся во многих домах, заглянуть в прошлое вместе с детьми. Рушники, деревянная посуда, прялки, самовары, керосиновые лампы с любовью приносятся в класс (за ними даже ездят за многие километры к бабушке в деревню).

Учитель (ведущий) и дети одеты в русские костюмы, которые могут быть в школе или берутся напрокат в доме культуры. При отсутствии такой возможности костюмы создаются своими руками.

Действие рассчитано на сорок минут.

Предварительная беседа «Обычаи рус­ской старины», индивидуальная работа по выбору и обучению выразительному чтению произведений подготавливает учеников к за­ключительному уроку по теме «Устное на­родное творчество».

Негромко звучит русская народная му­зыка. Пятиклассники входят в костюмах сте­пенно, здороваются и чинно рассаживаются группами, их встречает приветствиями и по­клонами учительница как хозяйка избы.

Чтец. (Стихи И.З.Сурикова читают раз­ные ученики.)

Избу освещает

Огонек светца;

Зимний вечер длится,

Длится без конца...

И начну у бабки

Сказку я просить;

И начнет мне бабка

Сказку говорить:

Как Иван-царевич

Птицу-жар поймал,

Как ему невесту

Серый волк достал

Слушаю я сказку-

Сердце так и мрет,

А в трубе сердито

Ветер злой поет.

Я прижмусь к старушке…

Тихо речь журчит

И глаза мне крепко

Сладкий сон смежит…

Ведущий И как во сне мы оказываемся на посиделках… в стародавние времена… в крестьянской избе.

Чтец.

Здесь и красны девицы,

Добры молодцы кругом.

Посидим рядком

Да поговорим ладком.

Ведущий Долог зимний вечер. Скучно было бы молча заниматься вечерними работами: ткать, прясть, вышивать, сапоги тачать; да меткое словцо прогоняет скуку, вызывает смех…

Чтец А не рассказать ли вам, что у нас приключилось…Слушайте.

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор,

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на козлятках.

Чтец.

А я сидела на рябине,

Меня кошки теребили,

Малые котяточки

Царапали за пяточки.

Стал мальчишка на колоду,

Оступился прямо в воду,

Вымок,

Вылез,

Высох,

Встал,

Оступился и…

Упал.

Чтец.

Маша чай пила,

Самоварничала.

Всю посуду перебила-

Накухарничала.

Чтец.

Посылала меня мать

Загонять гусака,

А я вышла за ворота

И- давай плясака!

Ведущий Чем дальше льется разговор, тем пуще раззадоривается народ на посиделках, того и гляди в пляс пойдет.

Чтец.

Ой, топни нога,

Не жалей сапога,

Татька новые сошьет

Или эти подошьет.

Чтец.

Вы послушайте, девчата,

Нескладуху дубу петь:

На дубу свинья пасется,

В бане парится медведь.

Чтец.

Сапоги сшил из рубашки,

А рубашку из сапог,

Дом поставил из опилок-

Вышел славненький домок.

Чтец.

На болоте, на снегу,

Укусил комар блоху.

Сидит заяц на березе,

Умирает со смеху.

Ученики разыгрывают сценку.

-Федул, че губы надул?

-Кафтан прожег.

-Можно зашить!

-Да иглы нет.

-А велика ли дыра-то?

-Один ворот остался.

(При последних словах входит Старичок.)

Старичок Да ну!

Чтец Эге…

Плыл по морю чемодан,

В чемодане был диван.

На диване плавал слон,

Кто не верит-

Выйди вон!

Старичок Вам ребята, только бы лясы точить, да зубы скалить, а как у вас со смекалкой? Вот проверю я вас: отвечайте.(Загадывает загадки.)

-Какой в реке камень? (Мокрый.)

-Когда дурак умен бывает? (Когда молчит)

-Где свету конец? ( В темной горнице)

-Чем хлеб в огонь сажают? (Тестом)

-без чего человеку жить нельзя? (Без имени.)

-Чем оканчивается день и ночь? (Мягким знаком.)

Чтец Не все тебе, дедушка, нас пытать. И ты нам отвечай, коли самый мудрый из нас: У семерых братьев по одной сестрице. Много ли сестер? (Одна) А еще: Ты да я, да мы с тобой. Много ли нас? (Двое)

Ведущий Ярко светится окошко избы. Заходят на огонек новые люди. Вот пришли две молодки с малыми детушками. Не спят детки- укачивают их мамы.(Появляются две девочки с куклами в пеленках, нянчат.)

Чтец

Ты умница, разумница,

Про то знает вся улица,

Петух да курица,.

Кот да кошка

Да я немножко.

Чтец

Раз, два, три, четыре…

Кошку грамоте учили:

Не читать,

Не писать,

А за мышками скакать

Ведущий Заслушалась молодежь, посветлело на душе от ласковых материнских слов и захотелось вспомнить скороговорки, что в детстве помогали чисто говорить на родном языке.

Чтец В печурке- три чурки, три гуся, три утки.

Чтец

Стоит поп на копне,

Колпак на попе,

Копан под попом,

Поп под колпаком.

Чтец

Говорит попугай попугаю:

Я тебя попугаю.

Чтец

Хохлатые хохотушки

Хохотом хохотали,

Загадку не угадали.

Ведущий А и правда, не позагадывать ли загадки?

(Загадывают русские загадки все желающие)

Ведущий бывала на посиделках, особенно где собиралась молодежь, старушка- старалась вовремя девушкам помочь лучше работу сделать, разговором толковым занять, шумных ребят унять строгим словом. Шум поднялся- загадок все много знают, и выходит тут старушка-сказочница, всем помощница.

Сказочница.

А было это, голубчики, в старину,

Когда задумал дед Архип залезть

на Луну,-

Тогда сказки по воздуху детали,

Друг друга за крылышки хватали,

А я за ними на золотом коне скакала

Да в мешок эти сказки собирала.

(Рассказывает сказку «Петухам Куриханыч».)

Ведущий. Хороша сказка, не послу­шать ли еще докучные сказочки? Не знаете таких? Послушайте...

Сценка.

-Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало: не сказать ли с начала?

-Да ну, я лучше скажу: Жил-был стари­чок. Поехал на мельницу намолоть муки...

-Ну вот, поманил, а не рассказываешь...

-Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет! •

-Мой черед пришел: Жили-были два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять. с конца?

-А долго ль они жили?

-Долго они жили -

Мне старики не говорили.

Знал про то один кот- колоброд,

Что сидел у ворот, -

Да убежал кот в овес,

Конец сказки на хвосте унес!

Ведущий Вот и подошли к концу наши посиделки, но нет конца народным сказкам, народной мудрости, юмору и смекалке.

Звучат народные песни.

© 2010-2022