Рабочая программа по русскому языку 7 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 7 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Стальновская школа»

Джанкойского района

Республики Крым

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ШМО социально-

гуманитарного цикла

Протокол № _____

от «____»____________ 2015 г.

Руководитель ШМО

________З.Н.Пипченко

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

МОУ «Стальновская школа»

___________ О.А. Письмак

«01» сентября 2015 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор

МОУ «Стальновская школа»

_________ Т.В.Буякевич

Приказ №

«01» сентября 2015 г.


Рабочая программа


Наименование учебного предмета русский язык

Класс 7

Уровень образования основное общее образование,

Рабочую программу составил (а)______________В.Н.Петрусенко______________2015__

подпись расшифровка год составления







с.Стальное, 2015

Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицин). Учебник «Русский язык. 7 класс», издательство «Просвещение», 2014. Программа составлена для учащихся 7 класса и рассчитана на 140 часов (4 часа в неделю). Учебник соответствует требованиям общеобразовательного стандарта второго поколения по русскому языку для школ с русским (родным) языком обучения.

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» в 7 классе разработана на основе следующих нормативно-методических материалов:

  • Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ.

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 г. № 1015 (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 г. № 30067) «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования» (в редакции приказов Министерства образования и науки Российской Федерации РФ от 20 августа 2008 г. № 241, от 30 августа 2010 г. № 889, от 03 июня 2011г. № 1994, от 01 февраля 2012 г. №74);

  • федерального государственного компонента образовательного стандарта основного общего образования (требования к планируемым результатам);

  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 08.04.2015 №1/15;

  • авторской программы по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, 2012;

  • основной образовательной программы основного общего образования Муниципального образовательного учреждения «Стальновская школа»

  • локального акта Муниципального образовательного учреждения «Стальновская школа» «Положение о рабочей программе»;

  • методических рекомендаций для общеобразовательных организаций Республики Крым о преподавании русского языка и литературы.

Программа ориентирована на использование УМК под редакцией Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой и др.


Цели изучения учебного предмета

Программа обеспечивает преемственность обучения с подготовкой учащихся в 5 и 6 классах и разработана на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку, созданной с учётом:

  • программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

  • фундаментального ядра содержания общего образования по русскому языку;

  • требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

Содержание данной программы направлено на реализацию следующих целей изучения русского (родного) языка в основной общеобразовательной школе:

  • воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания; человека, любящего свою родину, свой народ, знающего родной язык и культуру своего народа и уважающего традиции и культуры других народов;

  • воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как к явлению культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка, его роли в жизни общества и государства, в современном мире;

  • овладение русским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, сотрудничеству, позитивному диалогу, содержательным компромиссам; потребности в речевом самосовершенствовании;

  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, важнейшими общеучебными умениями и УУД (формулировка цели, планирование деятельности, осуществление речевого самоконтроля и самокоррекции, поиск, анализ и преобразование информации из разных источников, информационная переработка текста и др.);

  • освоение знаний об устройстве языковой системы и её закономерностях, стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие навыка опознавать анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; активное обогащение словарного запаса, совершенствование умений применять приобретённые знания и навыки в процессе речевого общения в учебной и повседневной деятельности.






Общая характеристика курса

Значение русского языка как учебного предмета в достижении стратегических целей школьного образования и планируемых результатов обучения и воспитания обусловлено сущностью человеческого языка как полифункционального явления, что вводит язык в предметную область разных наук и предполагает метапредметную роль учебного предмета «Русский язык» в системе общего образования. Выполняя свои базовые функции (когнитивную и коммуникативную) язык является важнейшим средством общения и выражения мысли. Язык объединяет людей, регулирует их межличностное и социальное взаимодействие, координирует их практическую деятельность, участвует в формировании систем и национальных образов мира, обеспечивает хранение и передачу информации, традиций культуры и истории народа, формирует сознание и самосознание человека.

Основные особенности программы: актуализация метапредметной функции курса русского языка;интеграция процессов изучения системы языка и развития коммуникативной компетенции учащихся, их мыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, совершенствования познавательной деятельности; усиление аксиологической направленности курса на основе расширения его культурно-исторической составляющей.

В соответствии с Федеральным государственным стандартом второго поколения и Примерной программой по русскому языку для основной школы в данной рабочей программе реализована дидактическая модель образования, основанная на компетентностной образовательной модели: направленность на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

В программе для 7 класса, ориентированной на предметную линию учебников Рыбченковой Л.М., Александровой О.М., Загоровской О.В. и др. реализуется когнитивно-коммуникативный подход, основой которого является направленность обучения на интеграцию процесса изучения системы языка и процессов развития ученика, его мышления, восприятия, воображения и процессов овладения средствами и способами обращения с информацией, совершенствования познавательной деятельности.

Когнитивное развитие ребенка в настоящее время рассматривается в связи с процессами овладения средствами и способами переработки информации, со становлением самой когнитивной системы со всеми ее составляющими: восприятием, воображением, умением рассуждать, выдвигать тезисы и т.д. Исходя из этого в программе актуализирован аспект, связанный с различными видами трансформации текста и его интерпретации в зависимости от заданных условий речевого общения.

В социокультурных условиях начала XXI века формирование коммуникативной компетенции позиционируется как одна из стратегических целей школьного курса русского языка. Коммуникативная компетенция принадлежит к числу базовых универсальных учебных действий, поскольку имеет важное значение в процессах социальной адаптации ребенка. Содержание коммуникативной составляющей программы направлено на овладение умениями аудирования, чтения, говорения и письма как видами речевой деятельности, как средством получения информации, как средством коммуникативно целесообразного, эффективного взаимодействия с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Отличительной особенностью программы, соответствующей предметной линии учебников Л.М. Рыбченковой, является ее направленность на сбалансированное совершенствование всех видов речевой деятельности.

Реализация когнитивно-коммуникативного подхода предопределила выдвижение текста в качестве центральной единицы обучения русскому языку и одновременно результата изучения данного предмета. Ориентация процесса обучения на текст как основную единицу обучения позволяет представить изучаемый языковой материал в его коммуникативном пространстве. Таким образом, программа ориентирована на постижение учащимися не только формальных, но и смысловых, а также функциональных особенностей языковых единиц. В 7 классе предусматривается практическое овладение нормативной речью в связи с изучаемым материалом.

Место учебного предмета «Русский язык» в междисциплинарной программе

Программа изучения курса русского языка в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования в 7 классе рассчитана на 140 часов, 4 часа в неделю

Образовательная область русский язык, изучается с 5 класса, реализуется за счет инвариативной части

.


Результаты освоения

учебного предмета «Русский язык»


Результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности.

Уровень «ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ»: основные теоретические лингвистические понятия, изучаемые в 7 классе, и сведения о происхождении этих понятий; основные закономерности исторического процесса формирования языка, правила применения орфограмм и пунктограмм, адекватное понимание информации устного и письменного характера (цели, темы и проч.); роль русского языка в современном мире, государственного, средства межнационального общения; связь языка и культуры народа; роль родного языка в жизни человека и общества, развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, процессе самообразования, основы научных знаний о родном языке, взаимосвязи его уровней и единиц.

Уровень «УМЕТЬ/ПРИМЕНЯТЬ»: приёмы ознакомительного и изучающего чтения; навыки анализа и характеристики звука, буквы, слога, морфемы, слова, словосочетания, предложения, текста с точки зрения единства темы, смысловой цельности, последовательности изложения; устанавливать принадлежность текста к определённому типу речи, делить текст на микротемы, осуществлять информационную переработку текста, самостоятельно создавать устное и письменное монологическое высказывание, опираясь на самостоятельно составленный план, обосновывая своё мнение и приводя аргументированные примеры; создавать текст в устной и письменной форме; приёмы работы со схемами, таблицами; сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, принадлежности к определённой функциональной разновидности языка, использовать фонетический, морфемный, лексический, морфологический, синтаксический разборы при характеристике слова или предложения; соблюдать в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию, использовать в своей речи выразительные средства языка, выступать перед аудиторией, восстанавливать деформированный текст, кодировать и декодировать информацию, оценивать речевые высказывания разной функциональной направленности с точки зрения соответствия их коммуникативным требованиям, анализировать языковой материал, ставить цели и задачи и делать выводы, анализировать и оценивать собственную учебную деятельность.

Содержание программы

Содержание программы выделяет три основных линии: формирование коммуникативной компетенции, формирование языковой и лингвистической компетенций, формирование культуроведческой компетенции. Указанные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что отражено в тематическом планировании, где представлено распределение тем, количества часов, содержания, основных видов деятельности, планируемого результата и видов контроля в ходе каждого учебного занятия.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции включает в себя следующие разделы: «Речь и речевое общение», «Речевая деятельность», «Текст», «Функциональные разновидности языка».

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенции включает в себя следующие разделы: «Общие сведения о языке», «Фонетика и орфоэпия», «Графика», «Морфемика и словообразование», «Лексикология и фразеология», «Морфология», «Синтаксис», «Правописание: орфография и пунктуация».

Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции включает в себя раздел: «Язык и культура».

Содержание курса «Русский язык» в 7 классе рассматривает в основном раздел «Морфология», включающий в себя понятия системы частей речи в русском языке, образование и правописание причастий, деепричастий, наречий, предлогов, союзов, частиц. Рассматриваются понятия речевого общения и речевого этикета, функциональных разновидностей языка, текста и его основной и дополнительной информации.


Учебно- тематический план

№ п/п

Разделы программы

Количество часов

Из них

теоретический материал

развитие речи

контрол. работы, диктанты

1

Введение.

10

7

2

1

2

Морфология. Причастие..

32

27

2

3

3

Деепричастие.

18

10

6

2

4

Наречие.

29

23

5

1

5

Предлог.

14

13

-

1

6

Союз.

19

16

2

1

7

Частица.

13

9

2

2

8

Междометие.

2

2

9

Итоговый урок.

3

1

Всего:

140

107

19

12

Виды контроля:

промежуточный: постановка учебной задачи и выводы, правильность выполнения упражнений и лингвистических задач, монологическая устная и письменная речь, полные ответы на вопросы, составление схем и рассказов по ним, моделирование языковых ситуаций, планирование, индивидуальные задания и сообщения, графическое объяснение условий выбора орфограмм и пунктограмм, морфологический, морфемный разборы слов, аудирование, планирование текста;

итоговый: портфель достижения ученика, проектная деятельность, творческие задания, контрольные работы, изложения, диктанты, сочинения всех видов, языковой анализ текста, экзаменационная работа.

Развитие речи - 19

Контрольные диктанты - 4

Словарный диктант -2

Контрольная работа-2

Изложение-2

Сочинение-2

Календарно-тематическое планирование по русскому языку

( 4 часа в неделю, всего 140 часов)






Тема

Тип урока

План

Факт



Введение (10 часов): 7 часов + 2 часа развития речи +1 к.р

1

Русский язык в современном мире (§1)

Вводный урок

01.09



2-3

Речь. Речевое общение (§2)

Вводный урок

02.09

03.09

4

Речевой этикет (§3)

Уроки развития речи

07.09

5-6

Р.Р. 1-2Сочинение-рассуждение

Уроки развития речи

08.09

10.09

7-8

Функциональные разновидности языка (§4)

Вводные уроки

14.09

15.09

9

Текст, его основная и дополнительная информация (§5)

Вводные уроки

16.09

10

Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 Повторение за 6 класс

17.09

Морфология (130 часов)

11

Система частей речи в русском языке (§6)

Урок комплексного применения знаний

18.09

Причастие (31 часа): 29 часов + 2часа развития речи

12-13

Понятие о причастии (§7)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

21.09

22.09


14-15

Признаки глагола и прилагательного в причастии (§8)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

23.09

28.09

16-17

Причастный оборот (§9)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

29.09

30.09

18

Действительные и страдательные причастия (§10)

Урок комплексного применения полученных знаний

01.10

19

Контрольное изложение №1

Уроки контроля и коррекции знаний

05.10

20-21

Полные и краткие формы причастий (§11)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

06.10

07.10

22

Причастия настоящего и прошедшего времени (§ 12)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

08.10


23-24

Образование действительных причастий настоящего и прошедшего времени (§ 13)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

12.10

13.10

25-26

Образование страдательных причастий настоящего и прошедшего времени (§ 14)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

14.10

15.10

27-28

Р.Р. 3-4Работа с информацией, представленной в различном виде

Урок развития речи

19.10

19.10

29-30

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях (§ 15)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

20.10

21.10

31-32

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных (§16)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

22.11

02.11

33

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных (§17)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

03.11

34

Морфологический разбор причастия (§18)

Урок систематизации полученных знаний и умений

05.11

35-36

Правописание НЕ с причастиями (§ 19)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

09.11

10.11

37

Контрольное сочинение №1

Урок развития речи

11.11

38

Буквы Е|Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени (§ 20)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

12.11

39-40

Повторение темы «Морфемика, Причастие» (§ 21)

Уроки повторения и закрепления знаний

16.11

16.11

41-42

Контрольный диктант по теме «Причастие». №2Работа над ошибками.

Уроки контроля и коррекции знаний

17.11

18.11



Деепричастие (18 часов): 12 часов + 6 часов развития речи

43

Понятие о деепричастии (§ 22)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

19.11

44-45

Деепричастный оборот (§ 23)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

23.11

24.11


46

Р.Р. 5 Тезисный план текста

Урок развития речи

25.11

47-48

Правописание не с деепричастиями (§24)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

26.11

30.11

49-50

Деепричастия совершенного и несовершенного вида (§ 25)

Контрольный словарный диктант №1

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

01.12

02.12

51

Р.Р. 6 Сочинение-описание картины Б.Кустодиева «Сирень».

Урок развития речи

03.12

52-53

Р.Р. 7-8 Рассуждения и его виды (§ 26)

Уроки развития речи

07.12

08.12

54-55

Р.Р. 9-10 Сочинение-рассуждение по рассказу «Коллекционная вещь» Тибора Фишера

Уроки развития речи

09.12

10.12

56

Морфологический разбор деепричастия (§ 27)

Урок систематизации полученных знаний и умений

14.12

57-58

Повторение темы «Морфология. Деепричастие» (§28)

Уроки повторения и закрепления знаний

15.12

16.12

59-60

Контрольная работа по теме «Деепричастие». №1 Работа над ошибками.

Уроки контроля и коррекции знаний

17.12

21.12

Наречие (29 часов): 24 часа + 5 часов развития речи

61-62

Наречие как часть речи (§ 29)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

22.12

23.12

63-64

Разряды наречий по значению (§ 30)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

24.12

11.01

65-66

Р.Р. 11-12 Сочинение-рассуждение по тексту В.Ю.Постникова «Как растения-иностранцы Россию осваивали»

Уроки развития речи

12.01

13.01

67-68

Степени сравнения наречий (§ 31)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

14.01

18.01

69-70

Слитное и раздельное написание не с наречиями на -о (-е) (§ 32)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

21.01

25.01

71-72

Морфологический разбор наречия (§ 33)

Уроки систематизации полученных знаний и умений

26.01

27.01

73-74

Одна и две буквы н в наречиях на -о (-е) (§34)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

28.01

01.02


75-76

Буквы о и е после шипящих на конце наречий (§ 35)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

02.02

03.02

77

Буквы о и а на конце наречий (§ 36)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

04.02

78

Дефис между частями слова в наречиях (§ 37)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

08.02

79

Р.Р. 13Подробное изложение

Урок развития речи

09.02

80-82

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (§ 38)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

10.02

11.02

83

Мягкий знак после шипящих на конце наречий (§ 39)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

15.02

84-85

Р.Р. 14-15 Речевая характеристика героя по отрывку из рассказа В.Астафьева

Уроки развития речи

16.02

17.02

86-87

Повторение темы «Наречие» (§ 40)

Уроки повторения и закрепления знаний

18.02

18.02

88-89

Контрольный диктант №3 по теме «Наречие»

Работа над ошибками

Уроки контроля и коррекции знаний

22.02

24.02

Предлог (14 часов): 12+1 (к.р)

90

Предлог как часть речи (§ 41)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

25.02

91-92

Предлоги производные и непроизводные (§42)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

29.02

01.03

93-94

Контрольное сочинение по заданному жанру №2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

02.03

03.03

95

Предлоги простые и составные (§ 43)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

07.03

96-98

Правописание предлогов (§ 44)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

10.03

11.03

14.03

99-100

Употребление предлогов в речи (§45)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

15.03

16.03

101

Морфологический разбор предлога (§46)

Урок систематизации полученных знаний и умений

17.03

102-103

Повторение темы «Предлог» (§ 47)

Самостоятельная работа

Уроки повторения и закрепления знаний

21.03

22.03

Союз (19 часов): 17 часов + 2 часа развития речи

104

Союз как часть речи (§ 48)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

23.03

105

Разряды союзов (§49)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

24.03

106

Сочинительные союзы (§ 50)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

04.04

107-108

Подчинительные союзы (§ 51)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

05.04

06.04


109-111

Правописание союзов (§ 52)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

07.04

12.04

13.04

112-113

Р.Р. 16-17Сочинение-рассуждение

Уроки развития речи

14.04

18.04

114-116

Союзы и союзные слова (§ 53)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

19.04

20.04

21.04

117-118

Союзы в простых и сложных предложениях (§ 54)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

25.04

26.04

119

Морфологический разбор союза (§ 55)

Урок систематизации полученных знаний и умений

27.04

120

Повторение темы «Союз» (§ 56)

Урок повторения и закрепления знаний

28.04

121-122

Контрольное изложение №2

Уроки контроля и коррекции знаний

03.05

04.05

Частица (13 часов): 11 часов + 2 часа развития речи

123

Частица как часть речи (§ 57)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

05.05

124-125

Разряды частиц (§58)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

10.05

11.05

126

Правописание частиц (§ 59)

Урок усвоения нового материала и комплексного применения знаний

12.05

127-128

Правописание частицы не (§ 60)

Уроки комплексного применения знаний

16.05

17.05


129-130

Разграничение частиц не и ни (§ 61)

Контрольный словарный диктант №2

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний

17.05

18.05

131-132

Р.Р. 18-19Сочинение-рассуждение

Уроки развития речи

19.05

23.05

133

Повторение темы «Частицы» (§ 62)

Урок повторения и закрепления знаний

24.05

134-135

Контрольный диктант по теме «Служебные части речи». №4 Работа над ошибками

Уроки контроля и коррекции знаний

25.05


Междометие ( 2 часа)

136-137

Междометие (§ 63)

Уроки усвоения нового материала и комплексного применения знаний


138-140

Итоговая контрольная работа №2

Уроки контроля знаний

26.05

ИТОГО: (140 часов) 120 часов + 19 часа развития речи + 1 резервный урок




















НОРМЫ ОЦЕНКИ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ОТВЕТОВ


КРИТЕРИИ УСТНОГО ОТВЕТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ


Устный опрос является одним из основных способов учета знаний, учащихся по русскому языку. Развернутый ответ уче­ника должен представлять собой связное, логически последо­вательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных слу­чаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться сле­дующими критериями:

1) полнота и правильность ответа;

2) сте­пень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформ­ление ответа.


Отметка

Степень выполнения учащимся общих требований к ответу

«5»

1) ученик полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только из учебника, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно, правильно с точки зрения норм литературного языка.

«4»

ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«3»

ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

«2»

если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

«1»

ученик обнаруживает полно незнание или непонимание материала, отказывается от ответа без объяснения причин.



Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Критерии оценивания знаний учащихся с помощью тестов

Отметка «5» (отлично) ставится, если верные ответы составляют 90%-100% от общего количества вопросов.

Отметка «4» (хорошо) может быть поставлена, если верные ответы составляют 80% от общего количества вопросов.

Отметка «3» (удовлетворительно) ставится, если работа содержит 50%-70% правильных ответов.

Отметка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа содержит менее 30%-50% правильных ответов.

Отметка «1» (очень плохо) ставится, если работа содержит менее 30% правильных ответов.

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ

Критерии и нормативы оценки ДИКТАНТОВ

Диктант - одна из основных форм проверки орфографи­ческой и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Требования к тексту диктанта


Класс

Контрольный диктант

Словарный диктант

Кол-во слов (самостоятельных и служебных)1

Кол-во орфограмм2

Кол-во пунктограмм

Кол-во слов с непроверяемыми орфограммами3

Кол-во слов

Объяснение лексического значения слова

7

110-120

20

4-5

10

25-30

3 слова


1До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.

2Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основ­ные; они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать норм, представленных в таблице.

3 В тексты контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мер закреплялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

Рекомендуемые нормы оценки за ДИКТАНТ

ОТМЕТКА

Число ошибок (орфографических и пунктуационных)

«5»

0/0, 0/1, 1/0 (негрубая ошибка)

«4»

2/2, 1/3, 0/4, 3/0, 3/1 (если ошибки однотипные)

«3»

4/4, 3/5, 0/7, 5/4 в 5 классе; 6/6 (если есть ошибки однотипные и негрубые)

«2»

7/7, 6/8, 5/9, 8/6

«1»

при большем количестве ошибок

Примечание.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются ор­фографические и пунктуационные ошибки:

1) в переносе слов;

2) на правила, которые не включены в школьную програм­му;

3) на еще не изученные правила;

4) в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамот­ности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну.

К негрубым относятся ошибки:

1) в словах-исключениях из правил;

2) в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;

3) в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;

4) в случаях трудного различения не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не...; не кто иной, как; ничто иное не…, не что иное, как и др.);

5) в собственных именах нерусского происхождения;

6) в случаях, когда вместо одного знака препинания по­ставлен другой;

7) в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и однотип­ность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слове требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода - воды, рот - ротик, грустный - грустить, резкий -резок).

Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается самостоятельно.

Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лекси­ческого, орфографического, грамматического) задания, выстав­ляются две оценки (за каждый вид работы).

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомен­дуется руководствоваться следующим:

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно вы­полнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполне­но более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учи­тываются при выведении оценки за диктант.

Контрольный словарный диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:

Балл

Количество ошибок

«5»

ошибки отсутствуют

«4»

1-2 ошибки

«3»

3-4 ошибки

«2»

5-6 ошибок

«1»

более 6 ошибок

Критерии пунктуационной грамотности.

Все пунктуационные ошибки отражают неправильное выделение смысловых отрезков в предложении и в тексте. Среди пунктуационных ошибок выделяются ошибки грубые и негрубые.

К негрубым относятся:

  1. ошибки в выборе знака (употребление запятой вместо точки с запятой, тире вместо двоеточия в бессоюзном сложном предложении и т.п.);

  2. ошибки, связанные с применением правил, которые ограничивают или уточняют действия основного правила. Так, основное правило регламентирует постановку запятой между частями сложносочиненного предложения с союзом и. Действие этого правила ограничено одним условием: если части сложносочиненного предложения имеют общий второстепенный член, то запятая перед союзом не ставится. Постановка учеником запятой в данном случае квалифицируется как ошибка негрубая, поскольку речь идет об исключении из общего правила;

  3. ошибки, связанные с постановкой сочетающихся знаков препинания: пропуск одного из знаков в предложении типа Лес, расположенный за рекой, - самое грибное место в округе или неправильная последовательность их расположения.

Некоторые пунктуационные ошибки не учитываются при оценке письменных работ школьников. Это ошибки в передаче авторской пунктуации. Среди пунктуационных ошибок не выделяется группа однотипных ошибок. Это объясняется тем, что применение всех пунктуационных правил так или иначе основано на семантическом анализе предложений и его частей. В остальном учет пунктуационных ошибок идет по тем же направлениям, что и учет орфографических.

Нормативы, определяющие уровень орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, обычно фиксируются в программах по русскому языку для средней школы.


Критерии и нормативы оценки ИЗЛОЖЕНИЙ и СОЧИНЕНИЙ

Сочинения и изложения - основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V-IX классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста изложений и сочинений

класс

Объем текста для

подробного изложения

классного сочинения

7

200-250 слов

1,5 - 2,0 страницы

Объём текстов итоговых контрольных подробных изложений в VIII классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

К указанному объёму сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объём ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их общего развития.

Критериями оценки содержания и композиционного оформления изложений и сочинений являются:

  • соответствие работы теме, наличие и раскрытие основной мысли высказывания;

  • полнота раскрытия темы;

  • правильность фактического материала;

  • последовательность и логичность изложения;

  • правильное композиционное оформление работы.

Нормативы оценки содержания и композиции изложений и сочинений выражаются в количестве фактических и логических ошибок и недочетов.

Так, отметка «5» ставится при отсутствии каких-либо ошибок, нарушающих перечисленные критерии, а отметку «4» можно поставить при наличии двух недочетов в содержании.

Основными качествами хорошей речи, которые лежат в основе речевых навыков учащихся, принято считать богатство, точность, выразительность речи, ее правильность, уместность употребления языковых средств, поэтому изложения и сочинения оцениваются с точки зрения следующих критериев:

- богатство (разнообразие) словаря и грамматического строя речи;

- стилевое единство и выразительность речи;

- правильность и уместность употребления языковых средств.

Показателями богатства речи являются большой объем активного словаря, развитой грамматический строй, разнообразие грамматических форм и конструкций, использованных в ходе оформления высказывания.

Показатель точности речи - умение пользоваться синонимическими средствами языка и речи, выбрать из ряда возможных то языковое средство, которое наиболее уместно в данной речевой ситуации. Точность речи, таким образом, прежде всего, зависит от умения учащихся пользоваться синонимами, от умения правильно использовать возможности лексической сочетаемости слов, от понимания различных смысловых оттенков лексических единиц, от правильности и точности использования некоторых грамматических категорий (например, личных и указательных местоимений).

Выразительность речи предполагает такой отбор языковых средств, которые соответствуют целям, условиям и содержанию речевого общения. Это значит, что пишущий понимает особенности речевой ситуации, специфику условий речи, придает высказыванию соответствующую стилевую окраску и осознанно отбирает образные, изобразительные средства. Так, в художественном описании, например, уместны оценочные слова, тропы, лексические и морфологические категории, употребляющиеся в переносном значении. Здесь неуместны термины, конструкции и обороты, свойственные научному стилю речи.

Снижает выразительность школьных сочинений использование штампов, канцеляризмов, слов со сниженной стилистической окраской, неумение пользоваться стилистическими синонимами.

Правильность и уместность языкового оформления проявляется в отсутствии ошибок, нарушающих литературные нормы - лексические и грамматические (а в устной речи произносительные) - и правила выбора языковых средств в соответствии с разными задачами высказывания.

Изложение и сочинение оценивается двумя оценками: первая - за содержание работы и речь, вторая - за грамотность.

При выставлении оценки за содержание и речевое оформление согласно установленным нормам необходимо учитывать все требования, предъявляемые к раскрытию темы, а также к соблюдению речевых норм (богатство, выразительность, точность).

При выставлении второй оценки учитывается количество орфографических, пунктуационных и грамматических ошибок. Грамматические ошибки, таким образом, не учитываются при оценке языкового оформления сочинений и изложений.

Основные критерии оценки за изложение и сочинение

отметка

Содержание и речь

Грамотность


«5»

1.Содержание работы полностью соответствует теме.

2.Фактические ошибки отсутствуют.

3.Содержание излагается последовательно.

4.Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5.Достигнуты стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допускается 1 недочет в содержании 1-2 речевых недочета.

Допускаются:

1 орфографическая,

или 1 пунктуационная,

или 1 грамматическая ошибки

«4»

1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4.Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5.Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов.

Допускаются:

2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки,

или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки,

или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок,

а также 2 грамматические ошибки

«3»

1.В работе допущены существенные отклонения.

2.Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3.Допущены отдельные нарушения последовательности изложения

4.Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5.Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.

В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.

Допускаются:

4 орфографические и

4 пунктуационные ошибки,

или 3 орф. и 5 пунк.,или

7 пунк. при отсутствии

орфографических (в 5 кл.-

5 орф. и 4 пунк., а также

4 грамматических ошибки

«2»

Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случат неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов и до 7 речевых недочетов.

Допускаются:

7 орф. и 7 пунк. ошибок, или

6 орф. и 8 пунк., или

5 орф. и 9 пунк., или

9 пунк., или 8 орф. и 5 пунк.,

а также 7 грамматических

ошибок


ПРИМЕЧАНИЯ

1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинения на один балл.

2. Если объём сочинения в полтора - два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2-3-2, 2-2-3; «3» ставится при соотношениях: 6-4-4, 4-6-4, 4-4-6. При выставлении оценки «5» превышение объёма сочинения не принимается во внимание.

3. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.

4. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведённые в разделе «Оценка диктантов».

ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ


Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются:

1) степень самостоятельности учащегося;

2) этап обучения;

3) объем работы;

4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.




Учебное и учебно-методическое обеспечение

Для учителя:

  1. Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5-9 классы. - М.:Просвещение, 2009. - 4-е изд.

  2. Рыбченкова Л.М. Русский язык. Рабочие программы. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова. - М.:Просвещение, 2011. - 108 с.

  3. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. - 3-е изд., дораб. - М.:Просвещение, 2011. - 112 с.- (Стандарты второго поколения

  4. Русский язык. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Л.М. Рыбченкова, И.Г. Добротина; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во "Просвещение". - М.: Просвещение, 2014. - 66 с. - (Академический школьный учебник).





© 2010-2022