Развитие речетворческих способностей учащихся на уроках русского языка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Развитие речетворческих способностей учащихся

как необходимое условие формирования коммуникативной компетенции

- Что такое вдохновение? -

спросили П.И. Чайковского.

- Это такая гостья, которая не

любит посещать ленивых,- ответил

композитор.

Важной задачей современной школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для реализации возможностей и способностей личности. Ведущая педагогическая идея моего опыта - учение без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании познания, на подлинном интересе, саморазвитии и самореализации личности. Сочинение, как и любая творческая деятельность, создает возможности для самореализации личности ученика, выражения своего «я-настоящего», «я-реального», «я-будущего», позволяет ученику позвать и понимать себя и окружающий мир, способствует развитию индивидуальности личности, актуализации его речевой памяти. Кроме того, сегодня именно сочинение - это тот вид деятельности учащихся, который оказывается одним из наиболее востребованных в эпоху развития ИКТ. Звучит парадоксально, но что представляют собой и создание сайта, и общение в сети с помощью чатов как не самостоятельное составление завершенных, логичных текстов? Осознание того, что успех делового человека зависит, в том числе, и от его умения общаться по электронной почте, и от умения составлять документы делового стиля вызывает у многих учащихся желание научиться создавать тексты, грамотные и убедительные.

На уроках русского языка предлагаю ребятам творческие задания, упражнения, ориентированные на обогащение социально-нравственного опыта детей, восприятие окружающего мира, развитие способности самовыражения. Считаю, что некоторые ребята часто не могут ничего написать только потому, что не могут ничего придумать, а речь рождается при развитом воображении и хорошей мотивации к чтению и письму. Если урок не дает образцов правильной и красивой речи, если не предоставляется возможность пробовать силы в собственных высказываниях, то формирование коммуникативной, лигвистической компетенций невозможно. С 5 класса провожу уроки-коммуникации, в центре которого художественное слово Мастера. В процессе анализа текста память ученика пополняется новыми способами создания художественного образа. И.С. Тургенев писал, что «запах фиалки невозможно уловить за 20 шагов: надо приблизиться, чтобы почувствовать ее благовоние». Чтобы понять текст, авторский замысел, надо «приблизиться», вникнуть в каждое слово, выяснить, как «живут», «работают» языковые средства. Это помогает ребятам понять, что эти же языковые средства и в их распоряжении, надо только их найти, выбрать нужные для выражения своих мыслей и чувств, отражая неповторимость характера и внутреннего мира. Работа с текстом приобретает исследовательский характер, пробуждает интерес учащихся и превращается в коммуникацию с автором. Смыслопостижение ведет за собой смыслопорождение.

Чтобы писать собственный текст и пользоваться теми же средствами, которые ученики научились видеть в текстах писателей, поэтов, необходимо овладеть умением создавать эти средства. Поэтому уже с 5 класса на уроках русского языка и литературы предлагаю:

  • речетворческие тренинги, которые дают импульс творчеству учащихся, помогают рождению замысла и строятся на работе с различными словарями и подборе эпитетов, метафор и других изобразительных средств.

Такая работа направлена на развитие образного мышления и воображения, активизации ассоциативной памяти, поиска аналогий, сопоставлений.

  • Рассказ-фантазия «Я чувствую, что…».

Дети любят фантазировать. Поэтому предлагаю ребятам «превратиться» в дом, мяч, зеркало, солнце, радугу. Превратившись в столь необычный предмет, что ты чувствуешь? Что ощущаешь? О чем мечтаешь? С кем дружишь? Постарайся свои мысли записать в форме небольшого рассказа или стихотворения. На данном этапе происходит процесс индивидуализации, самоопределения и самореализации.

  • «Слово-магнит».

Произошло фантастическое событие: слово превратилось в магнит. Какие слова-спутники оно притянет? (например, солнце - радость, весна, любовь, улыбка). Опираясь на слова, составить текст. Данное задание - своеобразное «копание» в собственной речи, что способствует естественному развитию речи, речевому созиданию.

  • Сказка Л. Петрушевской

Пуськи Бятые

Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. Калушата присяпали, Бутявку стрямкали и подудонились. А Калуша волит: «Бутявок не трямкают, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые». Калушата бутявку вычучили.

Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась, усяпала с напушки и волит : «Калушата подудонились! Калушата подудонились! Пуськи бятые!».

Понятно? Конечно. С одной стороны, ни одного русского слова, а с другой - очень даже по-русски! Опишите этих существ. Какой у героев характер? Кто они такие, кем другу приходятся - соседи, родственники, коллеги? Что у них могло произойти? Что делает сказку понятной?

Кроме того, это прекрасный текст, на котором можно формировать коммуникативные УУД (Почему это текст? Назовите его признаки. А что именно делает содержание сказки понятным?) и познавательные УУД (Найдите в тексте по грамматическим формам имена прилагательные, глаголы, имена существительные и определите их морфологические признаки).

.* Попробуй, как сказочник Г.Х. Андерсен, «подсмотреть» жизнь хорошо знакомого тебе предмета: утюга, учебника, шапки, рубля, кактуса, телефона.

Расскажи о его заботах. Если бы он мог говорить, он бы хвастался, ругался, восторгался, возмущался? Посмотри глазами выбранного предмета на себя, на жизнь, на окружающий мир. Ученику предлагается побывать в нестандартной ситуации, «примерить» роль неодушевленного предмета. Предмет может быть не только конкретный, но и абстрактный, например, честность или нахальство. Ученики с удовольствием импровизируют, хотя нельзя сказать, что у всех получается. Главное в работе над развитием творческих способностей - зажечь искру надежды на дальнейшие успехи!

  • От предложения-заглавия к собственному тексту.

Прочитать предложение-пословицу, объяснить ее смысл и составить текст, используя пословицу в качестве заголовка. («Гроша не стоит, а выглядит рублем», «Ты ему по секрету, а он всему белу свету», «Чужая душа потемки» и др.). Например:

Чужую душу не узнать,

На первый взгляд не разгадать,

Не прочитать, как книгу, между строчек.

Среди красивых ярких оболочек

Так трудно истинную ценность угадать…

(Таня К., 8г класс)

Важное место в работе над развитием творческой индивидуальности детей занимают сочинения малых жанров (эскизы, этюды, миниатюры), которые, на мой взгляд, дают богатый познавательный материал для самостоятельного осмысления мира, для отражения себя в мире и мира в себе, т.к сочинение-миниатюра не оставляет возможности для пустых фраз, требует образной точности и искренности. И ребята делают маленькие открытия, прежде всего, для себя: то по-новому увиденная дорога в школу, то облако, похожее на дракона… Так появился цикл детских работ «Времена года», состоящий из глав: «Зимние зарисовки», «Весенние эскизы», «Картины осени». Некоторые ученики стали трогательнее относиться к окружающему миру, осознав, что «в ней есть язык, в ней есть душа».

«Около нашей школы, рядом с дорогой, чудом появился на свет маленький одуванчик. Ему бы расти на широком лугу или лужайке. Но что поделаешь - такова судьба. Трудно ему жить среди асфальта, пыли и грохота» (Ксения Н., 5 кл.).

Ребята 5-6 классов легко откликаются на любую творческую находку учителя, лишь бы тема была интересной. А какие работы предлагать в 7-8 классах? О чем интересно писать подросткам? О себе, красоте окружающего мира, окружающих людях, друзьях… Публицистические темы позволяют ученикам выразить свое мнение, свой взгляд на мир, отстоять свою позицию, отношение к проблемам социума, себе, миру, разобраться в современниках: «Можно ли встретить рыцарские черты у наших современников?», «Что прекрасного я видел в этом мире?», «Почему в жизни нужно уметь говорить «нет»?» и др.. О многом можно писать. Главное - чтобы в классе была атмосфера доверия между учителем и учениками, между самими учениками.

Много ли оригинальных, свежих неизбитых тем может придумать один человек? Иногда кажется, что фантазия иссякла, и вновь появляются шаблонные темы, как результат - скучные однообразные работы. Незаменимый помощник для меня - профессиональные издания, в которых можно найти оригинальные находки, плодотворные идеи, которые подскажут новую тему для сочинения, неожиданный поворот традиционной темы.

Осторожно подхожу к оценке сочинений учеников 5-6 классов, т.к. они только в начале трудного, но интересного творческого пути, они только учатся выражать свои эмоции и впечатления словом. Не ориентируюсь на поиск недостатков, т.к. всем известно, что оценка творчества довольна субъективна, минусы можно найти в любой работе (содержание). Я отмечаю достоинства работы, т.к. закрепить в памяти детей успех, момент удачи очень важно. И детей, приучая комментировать работы, говорю «не оцени работу одноклассника», а «найди, что в ней было особенно удачно».

Меня радуют живые работы моих ребят, которые становятся победителями многочисленных творческих конкурсов разного уровня, многие работы печатаются в сборниках Российского уровня, например, нравятся работы, где есть желание осмыслить мир по-своему, где пробивается детская самостоятельность, самобытность мышления. Пусть «нам не дано предугадать, как слово наше отзовется», но хочется надеяться, что моя работа над формированием творческим самовыражением детей не пройдет даром. Верю, что ребята просто будут талантливыми читателями, зрителями, добрыми людьми, кормящими зимой голодных птиц, умеющих замирать перед картинами Саврасова, Левитана, Шишкина, любующими закатами и рассветами. Пусть не проходит с годами детское умение видеть цветок в пыли у дороги!



© 2010-2022