Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

Перед вами материалы развёрнутого планирования, которые используются на обычных уроках русского языка в 9 классе. Предлагаемое планирование составлено по теме «Бессоюзные сложные предложения». Тема «Бессоюзные сложные предложения» рассчитана на 6 учебных часов. Цели темы: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; совершенствование...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:



Бессоюзные сложные предложения


Развёрнутое планирование


Составитель: Костина С. В., учитель

русского языка и литературы





Содержание



Введение.……………………………………………………………………………3

1. Планирование темы……………………………………………………………...5

2. Развёрнутое поурочное планирование …………………………………………6

3. Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»………………………….37

Список используемой литературы………………………………………………..43









Введение

Перед вами материалы развёрнутого планирования, которые используются на обычных уроках русского языка в 9 классе. Предлагаемое планирование составлено по теме «Бессоюзные сложные предложения» к учебнику «Русский язык» для 9 класса общеобразовательных учреждений, авторы учебника: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др. Программа: Русский язык. 5-9 классы. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская и др. М.: Просвещение, 2008. Материалы развёрнутого планирования можно использовать и на уроках по учебнику: Русский язык: 9 кл. / Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина, О. М. Александрова; Науч. ред. Н. М. Шанский.

Тема «Бессоюзные сложные предложения» рассчитана на 6 учебных часов.

Цели темы: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания; совершенствование орфографических, пунктуационных и речевых навыков.

В практике часто возникает проблема обучения детей с разными познавательными возможностями и способностями. Актуальность проблемы состоит в необходимости создания таких условий на уроке, при которых стало бы возможным реализация фактических и развитие потенциальных возможностей каждого ученика в классе.

В связи с этим и предлагаются материалы, направленные на адаптацию обучающихся к учебному процессу при использовании дифференцированного подхода.

Методические рекомендации, представленные в работе, ориентируют учителя при изучении темы на проведение различных форм учебно-познавательной деятельности школьников, использование различных методов, приёмов и средств обучения.

Особое внимание уделяется организации самостоятельной деятельности учеников с разными познавательными возможностями и способностями; показаны приёмы работы с текстом; предлагаются различные варианты учёта и контроля знаний, умений и навыков обучающихся.










1. Планирование темы

Урок 1. Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Урок 2. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Урок 3. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Урок 4. Тире в бессоюзном сложном предложении.

Урок 5. Обобщение знаний по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Урок 6. Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».






2. Развёрнутое поурочное планирование

Урок 1.

Тема: Понятие о бессоюзном сложном предложении.

Цель: формирование у обучающихся знаний о бессоюзном сложном предложении и совершенствование орфографических и пунктуационных навыков.

Задачи:

  • познакомить со сложными предложениями с бессоюзной связью;

  • показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, БС и ПП с однородными членами;

  • формировать умение устанавливать смысловые отношения между простыми предложениями в союзных и бессоюзных предложениях;

  • совершенствовать умение использовать различные синонимические конструкции для передачи одного и того же смысла;

  • развивать интонационный слух, пунктуационную грамотность, речь обучающихся;

  • воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника, умение работать в паре и в коллективе.

Оборудование:

  • технологическая карта работы;

  • карточки с текстом для исследования (информационные листовки);

  • учебник;

  • схема «Сложные предложения»;

  • упражнения для определения вида предложений на слух.

ХОД УРОКА

I. Лингвистическая разминка.

Задания из области морфологии. Условие: свой ответ сформулируйте в виде сложноподчиненного предложения.

1. Найдите глагольные формы совершенного вида:

а) возразить, б) скрываться, в) задумавшись, г) купленный, д) решить.

(а, в, г, д.)

2. Найдите страдательные причастия:

а) устроивший, б) построенный, в) гонимый. г) смотрящий, д) поющий.

(б, в.)

/Страдательные причастия обозначают признак предмета, который возник у этого предмета под действием другого предмета./

II. Подготовительный этап.

  • Почему в своей речи мы должны или вынуждены использовать чаще всего сложные предложения?

(Сложные предложения помогают точнее и полнее передать мысль.)

  • Мы продолжаем работать над синтаксисом сложного предложения. И тема сегодняшнего урока «Понятие о бессоюзном сложном предложении». Наша задача - выявить особенности бессоюзных сложных предложений.

(Запись в тетрадях: число, кл. работа, тема урока.)

III. Основной этап. Изучение нового материала.

  • Давайте подумаем и определим, что мы знаем на сегодняшний момент по теме урока (о сложном предложении).

Обсудите этот вопрос в парах (2 мин).

- СП делятся на три группы: ССП, СПП и бессоюзные.

- СП состоят из нескольких простых.

- В ССП и СПП простые предложения соединяются при помощи союзов (союзных слов).

- Само название «бессоюзные» говорит о том, что в них нет союзов.

  • Что мы должны выяснить сегодня на уроке?

- Что такое сложное бессоюзное предложение?

- Из чего они состоят?

- Какие смысловые отношения между частями бессоюзных предложений имеются?

- При помощи каких знаков в БСП соединяются простые?


  • Итак, опираясь материалы учебника (с. 94-95), попытайтесь найти ответы на поставленные нами вопросы.


  • Самостоятельное изучение теоретического материала. После прочтения материала предлагается ряд вопросов:

- В каком стиле написан текст в учебнике и листовке? Почему?

- Какова основная мысль этих текстов?

- Почему в бессоюзных сложных предложениях наблюдается такое разнообразие знаков препинания?

(Потому, что части БСП находятся между собой в различных смысловых отношениях. Хотя и выражаются они не так четко, как в союзных.)


  • Уловив логическую связь между частями БСП, почувствовав верную интонацию, нетрудно справиться со знаками препинания.

Примеры предложений с различной интонационной связью:

1. Наступил вечер, шел дождь, с севера порывисто дул ветер. (Перечисление фактов)

2. Служить бы рад - прислуживаться тошно. (Противопоставление)

3. Утро было чудесным: всюду лилось разноголосое пение птиц. (Пояснение)

Такие бессоюзные сложные предложения (в зависимости от смысловых отношений) легко заменить синонимичными союзными. Попробуйте подобрать синтаксические синонимы.

1. Шел дождь, и с севера порывисто дул ветер. (Перечисление фактов)

2. Служить бы рад, но прислуживаться тошно. (Противопоставление)

IV. Тренировочные упражнения.

  1. С. 95. Упр. 215 (устно). Задание: замените бессоюзные сложные предложения союзными. Прочитайте, соблюдая правильную интонацию.

  2. Карточки-задания:

Записаны предложения:

1.Толстые сосульки свисали с крыши и обтаивали на солнце.

2.Капли падали с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

Задание: Замените в первом предложении одно из однородных сказуемых обособленным определением, выраженным причастным оборотом, во втором - обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Составьте из получившихся предложений:

1 группа - сложносочиненное предложение,

2 группа - сложноподчиненное предложение,

3 группа - бессоюзное сложное предложение.

1.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, и капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

2.Если толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце, капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

3.Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

V. Заключительный этап. Выводы.

Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке. Дайте определение бессоюзного предложения.

VI. Домашнее задание.

  1. Повторить теорию. С. 94 - 95.

  2. Выписать из сборника изложений по одному предложению на каждый случай постановки знаков препинания в БСП.

Урок 2.

Тема: Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

Цель: формирование умений устанавливать смысловые отношения между частями БСП, определять интонационные особенности этих предложений и на этой основе правильно выбирать знаки препинания.

Задачи:

1. Образовательная:

  • выяснить условия постановки запятой и точки с запятой в БСП;

  • определить смысловые отношения между простыми предложениями при постановке запятой и точки с запятой в БСП.

2. Развивающая:

  • развивать навыки монологической речи, умение анализировать, строить и употреблять в речи БСП с запятой и точкой с запятой;

  • развивать интонационный слух и пунктуационную грамотность.

3. Воспитывающая:

  • воспитывать уважение к родному языку, толерантное отношение к мнению собеседника, умение работать в парах и коллективе.

Оборудование:

технологическая карта работы (таблица, которая заполняется в ходе урока);

карточки с текстом для исследования (информационные листовки);

учебник;

раздаточный материал (тест, тест-диагностика).

ХОД УРОКА


Рефлексия: приветствие учеников класса.

- Сядьте те, кто уверен, что он хорошо поработает на уроке.

- Т. к. вы не уверены, то у меня есть для вас защитный лист «Меня не спросят» (тотем). (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.) Подумайте, кому он сегодня необходим.

I. Лингвистическая разминка.

Задание: из области синтаксиса. Игра «Четвертое лишнее». Свой ответ начните словами «Я уверен, что…» или «Я знаю, что…».

  1. С утра хорошо подморозило, а к вечеру неожиданно пошел снег.

  2. Я чувствовал, что весна будет ранняя.

  3. Небо закрыто перистыми облаками, вдалеке зеленеет лесок.

  4. Когда солнце поглотила страшная туча, посыпали крупные дождевые капли.

(Я уверен, что четвертым лишним является третье предложение. Т. к. оно бессоюзное, а остальные союзные.)

II. Проверка домашнего задания.

Задание: на прошлом уроке мы познакомились с БСП. Дома вы должны были выписать такие предложения из сборников текстов для изложений. Давайте посмотрим, какие предложения мы выписали. Зачитайте по одному предложению на каждый вид схемы (на каждую постановку знаков препинания).

1. [ ], [ ].

2. [ ]: [ ].

3. [ ]; [ ].

4. [ ]-[ ].

III. Подготовительный этап. Актуализация опорных знаний.

  • Почему же в БСП наблюдается такое разнообразие знаков препинания?

(Т. к. части БСП находятся между собой в различных смысловых отношениях, хотя и выражаются они не так четко, как в союзных.)


  • Мы продолжаем работать над БСП. Сегодня мы начнём подробнее говорить о смысловых отношениях между частями БСП и знаках препинания в БСП. Тема сегодняшнего урока «Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении». Наша задача - определить, выявить, обозначить условия, при которых условиях ставится точка или точка с запятой.

(Запись в тетрадях: дата, классная работа, тема урока.)

IV. Основной этап. Изучение нового материала.

1. Теоретические сведения

  • Давайте подумаем и определим, что мы знаем на сегодняшний момент по теме урока. Обсудите этот вопрос в парах.

Ученикам предлагается составить в тетрадях таблицу с колонками «Знаю», «Хочу знать», «Узнал(а)».

Итак, в колонку «Знаю» внесем сведения, полученные в результате обсуждения в паре.

Знаю

Хочу знать

Узнал(а)

1. СП могут быть союзными и бессоюзными.

2. Части БСП соединяются по смыслу и при помощи интонации.

3. Выбор знака (,, ;, : или - ) зависит от смысловых отношений между частями БСП.

При каких условиях ставится запятая?

При каких условиях ставится точка с запятой?

Части БСП тесно связаны по смыслу и имеются перечислительные отношения.

1. Части не тесно связаны или распространены (имеют внутри себя запятые).

2. В многочленном БСП части отдалены друг от друга по смыслу

3. В многочленном СП с бессоюзной и союзной связью на месте бессоюзного соединения.

  • В колонку «Хочу знать» предлагается внести спорные вопросы.

- При каких условиях ставится запятая?

- При каких условиях ставится точка с запятой?


  • Источником новой информации будут учебник и информационные листовки. Кроме этого вы будете опираться на свои знания, полученные ранее.

Учебник - с. 96 (1 и 2 группа)

Информационная листовка (3 группа) (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 2.)


  • Самостоятельное изучение теоретического материала.

  • Заполним последнюю колонку, располагая ответы напротив вопросов.

2. Практическая работа

Задание: упр. 216, прочитаем предложения, соблюдая правильную интонацию.

- Есть ли разница в том, как мы произносим БСП с запятой и БСП с точкой с запятой?

V. Тренировочные упражнения. Закрепление изученного материала.

1. Упр. 217 (найти и записать два БСП с запятой и точкой с запятой, расставив знаки препинания)

2. Тест. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3.) или Дифференцированное задание по теме (по усмотрению учителя).

VI. Домашнее задание

§ 15, колонка табл. «Узнал(а)». Упр. 218 (по заданию учебника)

VII. Заключительный этап. Итог урока.

- Итак, при каких условиях ставится в БСП запятая и точка с запятой?

- Как вы можете оценить свою работу? (Рефлексия: тест-диагностика.) (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 1.)

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

Защитный лист


Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)


Тест-диагностика (оценка своей работы на уроке)


  1. Я понял тему урока. Мне были понятны все виды упражнений,

и я их выполнил. Значит, хорошо поработал.


  1. Я не смог выполнить ни одного упражнения, потому что…

а) весь урок боялся;

б) мне не помогал товарищ по парте;

в) не понял, когда надо ставить запятую в БСП, а когда точку с запятой.

3. Я выполнил частично задания, так как …

а) слишком медленно работал;

б) до конца не понял различия в постановке запятой и точки с запятой в БСП;

в) чувствовал неуверенность в своих силах.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)






Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)





























Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)








Урок 3.

Тема: Двоеточие в бессоюзном сложном предложении.

Цель - выявление условий постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении (БСП).

Задачи:

  1. Образовательная: формировать умение различать смысловые отношения между простыми предложениями при постановке двоеточия в БСП.

  2. Развивающая: развивать навыки монологической речи и умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи БСП с двоеточием.

  3. Воспитывающая: воспитывать уважение к родному языку и интерес к углубленному изучению предмета.

Оборудование:

таблица-конспект,

репродукции картин с зимним пейзажем,

раздаточный материал,

магнитофон,

запись «Чайковский. Времена года».

ХОД УРОКА

I. Вводное слово учителя

Учитель. Запишите в тетрадях тему урока. Сегодня мы продолжаем работу над бессоюзными сложными предложениями и знаками препинания в них. Перед нами стоит задача - выявить условия постановки двоеточия в БСП.

II. Повторение изученного материала

Учитель. На доске записано предложение. Внимательно прочитайте его.

Теплоход шёл, бесшумно разрезая волны, развлекая пассажиров, над палубой летали чайки.

Работа над предложением:

- Объясните постановку знаков препинания в предложении.

Ученики. Перед нами БСП, т. к. состоит из двух простых предложений, которые связаны между собой бессоюзной связью. Каждое часть БСП осложнена обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

- Обратите внимание на смысл предложения.

Ученики. В предложении наблюдается двусмысленность.

- Что необходимо сделать для того, чтобы устранить двусмысленность?

Ученики. В предложении следует поставить точку с запятой, т. к. предложение представляет собой БСП, части которого осложнены деепричастными оборотами.

III. Объяснение нового материала

  • Работа в группах.

Трём группам раздать по одному предложению. Каждое предложение оформлено на отдельной карточке (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).

Задание: объяснить постановку двоеточия в БСП, опираясь на материал учебника § 16 с. 98.


  • Выступление ребят (защита проведенных наблюдений)

Задание: заполнить таблицу, объяснив условия постановки двоеточия в БСП.

Примеры

Схемы предложений

1. Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.

[ ] : [причина]

2. Утро было чудесным: умытый лес улыбался,

пели птицы.

[ ] : [пояснение]

3. Я знаю: в нашем саду скоро расцветут и

душистые ландыши, и скромные маргаритки.

[ ] : [дополнение]


  • Вывод: - При каких условиях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?

- Обратите внимание на интонацию в БСП. Что вы можете сказать об этом?

Ученики. БСП с двоеточием требуют особой интонации: она понижается в конце первой части, перед двоеточием.

IV. Закрепление полученных знаний

  • Работа с учебником.

Задание: упр. 222 (устно), прочитайте предложения, опуская выделенные слова и расставляя нужные знаки препинания. Объясните условия выбора постановки двоеточия.

(Например, Мне очень понравился доклад: в нём рассказывалось о прекрасных произведениях древнерусского искусства. [ ] : [причина].)


  • Пауза-разминка (для отдыха, активизации внимания и механической памяти)

Задание: сядьте прямо, руки скрестите за спиной, головой в воздухе обведите схемы бессоюзных сложных предложений из таблицы.


  • Самостоятельная работа.

Задание: на доске записаны предложения (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 2); списать, расставить знаки препинания, составить схемы предложений.

Проверка: анализ предложений с объяснением условий выбора знака препинания в БСП, составление схем (на доске).

V. Проверка знаний и умений

Индивидуальная творческая работа.

Учитель. Я думаю, что вы, работая над БС предложениями в течение урока, обратили внимание на то, что большая часть из них - пейзажные зарисовки. Это не случайно. Обратите внимание на репродукции картин с изображением зимних пейзажей (на усмотрение учителя). Какое настроение они вызывают?

Задание: Составить мини-сочинение в форме ответа на вопрос «О чём думает зелёный лист, покрытый снегом?» (См. ПРИЛОЖЕНИЕ 3)

Творческая работа выполняется под музыкальное сопровождение (Чайковский «Времена года»).

Проверка: зачитать одну творческую работу (по желанию ребят), проанализировать БСП с двоеточием.

VI. Домашнее задание: 1 группа (слабые): выписать 3-5 БСП с двоеточием из сборника текстов изложений, начертить схемы;

2, 3 группа: упр. 223 (по заданию учебника)

VII. Итог урока

- Итак, при каких условиях ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?

Выставление и комментирование оценок (на усмотрение учителя).

Рефлексия: (см. ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

- Каким показался вам сегодняшний урок? Что он дал каждому из вас?

Ученика выбирают один из лепестков цветика-семицветика. Такая работа позволяет определить эмоциональное состояние обучающихся на уроке (выбор определенного цвета) и увидеть оценку деятельности каждого обучающегося.

Приложение 1

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

Вдруг потемнело: набежала на солнце туча.





Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

Утро было чудесным: умытый лес улыбался,

пели птицы.



Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

Я знаю: в нашем саду скоро расцветут и

душистые ландыши, и скромные маргаритки.




Приложение 2




  1. Птиц не было слышно они не поют в часы зноя.


  1. Осень была славная стояли тёплые деньки.


  1. Кругом были сугробы я остановился прислушиваясь к загадочному пению вьюги.


  1. Мы чувствовали цветение луговых трав пьянило и дурманило.







Приложение 3





РИСУНОК






Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)













Приложение 4




Методика «Цветик-семицветик»

Рефлексия: Что вам дал сегодняшний урок?

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)










Урок 4.

Тема: Тире в бессоюзном сложном предложении.

Цель - выявление условий постановки тире в бессоюзном сложном предложении (БСП).

Задачи:

  1. Образовательная: формировать умение различать смысловые отношения между простыми предложениями при постановке тире в БСП.

  2. Развивающая: развивать навыки монологической речи и умение анализировать, строить и употреблять в письменной речи БСП с тире.

  3. Воспитывающая: воспитывать уважение к родному языку и интерес к углубленному изучению предмета.

ХОД УРОКА

I. Проверка домашнего задания

  • Упр. 223: на доске 2-3 ученика делают схемы предложений и разборы: морфологический и морфемный. С остальными учениками проводится проверка пунктуации в БСП.

  • В это время 1 группа ребят повторяет теоретические сведения (с. 98). Готовится к устному ответу для всего класса.

II. Подготовительный этап. Актуализация опорных знаний

Учитель. Запишите предложения, объясните постановку знаков препинания.

1) «Сказка - воплощенная в поэтической форме мечта человека о прекрасном»,- утверждал К.Паустовский.

2) Всё, к чему приходилось прикасаться: топор, котелок, ветки,- было ледяным и обжигало пальцы. (К. Паустовский.)

3) Дереву цена по плодам, человеку - по делам. (Пословица.)

(Тире в простых предложениях ставится между подлежащим и сказуемом при нулевой связке, если подлежащее и сказуемое выражены существительным; при обобщающих членных предложения; в предложениях с прямой речью.)

III. Объяснение нового материала

  • Среди БСП мы встречаем и такие, в которых между частями бессоюзного сложного предложения ставится тире.

- Как вы думаете, что необходимо учитывать при постановке тире в БСП?

(Смысловые отношения, в которые вступают части БСП.)

  • Проанализируйте записанные на доске предложения. Попробуйте определить смысловые отношения между частями БСП.

1) Шестнадцать лет служу - такого со мной не бывало.

[Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс) ] - [ ]. Значение противопоставления.

2) Май холодный - год хлебородный.

[условие ] - [ ].

3) Настанет вечер - загорятся на небе звезды.

[время ] - [ ].

4) Грянул гром - по дебрям влажным эхо резко засмеялось.

[ ] - [ ]. Быстрая смена событий.

  • Сделайте вывод о том, в каких случаях ставится тире в БСП.

  • Сравните свой вывод с теоретическим материалом учебника на с. 102.

IV. Закрепление полученных знаний

  • Конструирование предложений (устно упр. 230, 231 - по вариантам).

  • Закрепление пунктуационных навыков (письменно упр. 232).

V. Проверка знаний и умений

Самостоятельная творческая работа

1 группа: продолжить данные в упр. 237 предложения.

2 группа: из части предложений из упр. 237, которые необходимо продолжить, составить текст.

3 группа: составить пейзажную зарисовку («По дороге к речке», «Вечерняя зорька» - по выбору) с использование бессоюзных сложных предложений.

VI. Домашнее задание:

С. 108, вопросы для повторения, упр. 241.

VII. Итог урока

- Итак, при каких условиях ставится тире в бессоюзном сложном предложении?

Выставление и комментирование оценок (на усмотрение учителя).

Рефлексия: (см. ПРИЛОЖЕНИЕ)

- Каким показался вам сегодняшний урок? Что он дал каждому из вас?

Ученика выбирают один из предложенных вариантов. Такая работа позволяет определить эмоциональное состояние обучающихся на уроке (выбор определенного цвета) и увидеть оценку деятельности каждого обучающегося.





ПРИЛОЖЕНИЕ


Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)У меня все получилось!

Всё хорошо, я поработал(а) неплохо.

 У меня не все получалось на уроке.

 Трудно давалась работа, не успевал(а) за всеми.

 Ничего не понял(а). Мне нужна помощь.





Урок 5.

Тема: Обобщение знаний по теме «Бессоюзное сложное предложение».

На уроке повторяется и систематизируется изученный по данной теме материал.

Используются разные формы организации повторения и контроля: тестирование, игра-аукцион, составление предложений по данным схемам, графический слуховой диктант.

Ученики-консультанты проверяют работы, выставляя количество баллов в зачётные листы, а также использована самопроверка теста.

Задачи урока:

  • обобщить и систематизировать изученное;

  • закрепить навык постановки знаков препинания в бессоюзном сложном предложении;

  • развивать речь обучающихся.

ХОД УРОКА

Рефлексия:

Что вы ждете от сегодняшнего урока?

  • Новой информации.

  • Удовлетворённости.

  • Хочу ещё раз повторить изученное.

  • Интересных заданий.

  • Поддержки учителя.

  • Помощи друга (соседа по парте).

  • Нетрудных вопросов и заданий.

  • Хорошей оценки.

  • Хочу поднять настроение.

  • Чувствую, что ничего интересного не будет.

I. Повторение по таблицехеме.

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

? ? ?

II. Разминка.

Таким друзьям на свете (н..)страшно (н..)чего один за всех в ответе и все за одного.

- Начертить схему к предложению, указать смысловые связи между частями.

- Выписать слова с пропусками, объяснить правописание.

- Произвести разбор: 1 вар. все1; 2 вар. страшно2.

III. Тестирование. (См. приложение)

IV. Самопроверка.

V. Игра-аукцион.

- Записать как можно больше пословиц, в которых ставится тире (можно определить время).

- Не трудиться - так и хлеба не добиться.

- Будешь трудиться - будешь и кормиться.

- Ноги носят - руки кормят.

- Напишешь пером - не вырубишь топором.

- Любишь кататься - люби и саночки возить.

- Молвит слово - соловьём поёт.

- Лето припасает - зима поедает.

- Недруг поддакивает - друг спорит.

- Не спеши языком - торопись делом.

- Волков бояться - в лес не ходить.

- Поспешишь - людей насмешишь и тд.

VI. Развитие речи.

- Составить и записать предложения, соответствующие схемам:

1 в. [ ], [перечисл]. 4 в. [время] - [ ].

[ ]: [причина]. [ ]: [пояснен.].

2 в. [ ]; [перечисл]. 5 в. [ ], [ ], [ ].

[->] - [<-]. [ ]: [причина].

3 в. [ ]: [дополн.]. 6 в. [ ] - [быстро].

[ ] - [вывод ]. [ ]: [и увидел].

VI. Графический слуховой диктант.

- Начертить схемы предложений текста.

Хороши хлеба - душа спокойна: будут все сыты. [ ] - [ ]: [ ].

Плохи хлеба - горя не миновать. [ ] - [ ].

Так было исстари. [- = ].

Так и теперь. [ - ].

Хлеб - всему венец. [ ] - [ ].

И мы умели беречь хлеб, знали ему цену. [- =, = ].

Знали, что стоит получить полновесный тяжёлый колос. [ ],(что ).

Знали: кем бы ты ни был - тебе нужен хлеб. [ ]: [ ] - [ ].

VII. Подведение итогов.

Рефлексия:

- На сколько баллов вы оцениваете свои знания по теме «БСП»?

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)

- С каким настроением вы уходите с урока?

Развернутое планирование на тему Бессоюзные сложные предложения (9 класс)



ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Определить, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Бессоюзные сложные предложения записать в тетрадь

1) Искры полетели огненной метелью, избы загорелись.

2) Дубровский вышел из комнаты, сел в коляску и поскакал.

3) В глазах у меня потемнело, голова закружилась.

4) Тронутый преданностью старого кучера, Дубровский замолчал.

5) В поле шла жатва, листья на деревьях стали желтеть.

6) Вдруг я чувствую: кто-то берет меня за плечо и толкает.

7) Валить на товарища собственную вину-подлость в кубе.

8) Алешка поднялся - заря еще не занималась.

9) В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в деревню и с тех пор он оттуда не выезжал.

Бессоюзные предложения: 1,3,5,6,8.

2. Определить, какое предложение бессоюзное, а какое союзное.

Бессоюзные записать в тетрадь.

1) Марья Дмитриевна скоро задремала, девочки и горничная заснули тоже.

2) Устало никла трава, пахло горячей сосновой корой и земляникой.

3) Я несколько раз выбегал посмотреть, не идет ли снег.

4) Алехин простился и ушел к себе вниз, а гости остались наверху.

5) Секунду он молчал, мать смотрела на него и тоже молчала.

6) Пробудился воздух, свежие ветерки взвихрились над тайгою.

7) Грустные мысли бродили у меня в голове, отец также был печален.

8) Мне вздумалось завернуть под навес, где стояли наши лошади, посмотреть, есть ли у них корм.

9) Едешь на день, хлеба бери на неделю.

10) Нужда скачет, нужда пляшет, нужда песенки поет.

Бессоюзные предложения:2,5,6,9,10.

Урок 6.

Тема: Контрольный диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Цель: проверить эффективность изучения темы «Бессоюзные сложные предложения», орфографические и пунктуационные навыки.

ХОД УРОКА

  1. Оргмомент.

  2. Первичное чтение текста. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ.)

  3. Анализ текста.

    • Определите стиль и тип речи данного текста.

    • Определите тему текста и его основную мысль.

    • Подберите заглавие к тексту.

    • Какие орфографические правила можно проиллюстрировать примерами из данного текста.

    • Назовите слова с трудным написанием (их следует выписать на доску).

    • Назовите непонятные для вас слова.

    • Какие пунктуационные правила встретились в этом тексте?

  4. Запись текста под диктовку.

  5. Чтение текста. Проверка написанного.

  6. Домашнее задание.

  • 1 группа - составить таблицу-схему по изученной теме;

  • 2 группа - составить тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»;

  • 3 группа - составить презентацию (на компьютере) по теме «Бессоюзные сложные предложения» (теоретический материал).

  1. Итог урока

ПРИЛОЖЕНИЕ

Текст диктанта

Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и - промокшая, грязная1- вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы и заглянув в стеклянную дверь, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, и, замирая, понесся над обнаженными полями.

И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящем сердцу. (160 слов.) (По Л. Андрееву.)

______________

1 Возможна постановка запятых.


3. Тест по теме «Бессоюзные сложные предложения»


1 вариант

1. Какое утверждение является неверным?
А. В бессоюзных сложных предложениях простые предложения связываются в устной речи интонацией.
Б. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
В. Знаки препинания в бессоюзных сложных предложениях не зависят от характера смысловых отношений между его частями.


2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Наступает время грибной охоты. Трудно усидеть дома. Лес зовет и
манит.

3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Нас охватило чувство страха ... (причина).
Б. Я давно написал другу письмо ... (противопоставление).
В. Раздался удар грома … (быстрая смена событий).


4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Любите книгу, так как она откроет вам много интересного.
Б. Я повторил приглашение, но он ничего не ответил.


5. Продолжите предложение Даша задумчиво перелистывала страницы книги..., чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить запятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с запятой


6. Какова роль тире в предложении Высоко над нами зашумел ветер - предвестник бурана?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
Б. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. отделяет приложение


7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Для рыбы нужна чистая вода - будем охранять наши водоемы.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, чем говорится в первом предложении.


8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Перебрав по пальцам знакомых села, я обнаружил: они все стояли на реке.
А. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.


9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Карамзин свидетельствовал язык наш выразителен не только для высокого красноречия поэзии но и для звуков сердца.


10. Прочитайте предложения (знаки препинания не поставлены). 1. Несмотря на теплые и даже жаркие дни в августе обычно заметны приметы наступления осени.
2. Волнистые облака рассеялись и стало жарко.
3. До войны в нашем колхозе был такой обычай косцам в луга носили завтрак.
4. Русский язык открывается в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому кто кровно любит и знает свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли.
5. Дрозд ранняя перелетная птица появляющаяся в конце марта - первой половине апреля.
Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Простые

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

11. Литературовед Б. В. Томашевский писал, что «у Пушкина проза обладает значительно более простым синтаксисом, чем стих». Подтвердите или опровергните это, подсчитав количество простых и сложных предложений в первом абзаце II главы «Капитанской дочки» и в ХL, ХLI строфах IV главы «Евгения Онегина». Выпишите три бессоюзных сложных предложения.


12. Выпишите из ХI строфы IV главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения и подчеркните грамматические основы каждой части.


13. Продолжите предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные сложные предложения.
А. Хорошая речь должна удовлетворять многим требованиям...
Б. Не будь многословен...
В. Твои жесты должны быть скупыми, но достаточно выразительными...






2 вариант

1. Какое утверждение является неверным?
А. Смысловые отношения в бессоюзных сложных предложениях зависят от содержания входящих в них простых предложений.
Б. В бессоюзных предложениях смысловые отношения между предложениями выражаются менее четко, чем в союзных.
В. Между частями бессоюзного предложения ставится тире, если второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в
первом.

2. Из данных простых предложений составьте три сложных, используя различные средства связи.
Ночью ударил первый морозец с ветерком. После теплого лета и
дождливой осени он казался с непривычки задиристым и крепким. Все
вокруг побелело.


3. Допишите, образуя бессоюзные сложные предложения.
А. Мы хорошо отдохнули ... (вывод или результат)
Б. Я взглянул на небо ... (следствие)
В. Здесь нельзя проехать ... (причина)


4. Перестройте сложные союзные предложения в бессоюзные. Запишите их, расставляя знаки препинания.
А. Было решено отправиться пораньше, и мы встали чуть свет.
Б. Я подошел к окну и увидел, что ночью снег запорошил весь сад.


5. Продолжите предложение Юноша говорил мало, чтобы получились предложения следующих типов:
А. простое с однородными членами (без союзов)
Б. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить занятую
В. бессоюзное сложное, между частями которого надо поставить точку с занятой


6. Какова роль тире в предложении Ребята - их было четверо - держались в стороне?
А. разделяет подлежащее и сказуемое
В. обозначает пропуск члена предложения
В. разделяет части сложного бессоюзного предложения
Г. выделяет вводное предложение


7. Укажите, почему стоит тире в бессоюзном сложном предложении Пробовал бежать - ноги от страха не двигались.
А. Содержание одного предложения противопоставлено содержанию другого.
Б. Предложения рисуют быструю смену событий.
В. Второе предложение заключает в себе вывод, следствие из того, о чем говорится в первом предложении.


8. Объясните, почему стоит двоеточие в бессоюзном сложном предложении Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают.
А. Второе предложение указывает причину того, о чем говорится в первом.
Б. Второе предложение поясняет первое, т. е. раскрывает его содержание.
В. Второе предложение распространяет один из членов первого предложения.

9. Запишите, расставляя знаки препинания, предложение Когда мы произносим какое-нибудь слово то соединяем с ним понятие о каком-нибудь предмете так например произнося слово огонь мы представляем себе эту стихию со всеми ее признаками светом жгучестью и горением хотя бы в то время как мы говорим мы и не видели бы огня.


10. Прочитайте предложения (знаки препинания не проставлены).
1. Не спится няня здесь так душно.
2. Поля и луг обращенные росою и туманом в бесконечные озера, мало-помалу исчезали во мгле ночи звезды острым своим блеском отражались в реке.
З. Обоз целый день простоял у реки и тронулся с места когда садилось солнце.
4. Каждый цветок был похож на настоящий знакомый мне мак и от них пахло весной.
5. Ветер дул с моря и город обдавал запахом водорослей. Заполните таблицу.

Виды предложений

Номер предложения

Простые

Сложносочиненные

Сложноподчиненные

Сложные бессоюзные

11. Бессоюзные сложные предложения широко используются в произведениях художественной литературы, особенно в диалогах и монологах героев, когда писатель стремится отразить особенности синтаксиса устной речи. Найдите в 1-м действии комедии Д. Фонвизина «Недоросль» бессоюзные сложные предложения. Выпишите 5 предложений.


12. Выпишите из III строфы V главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» бессоюзные сложные предложения и подчеркните грамматические основы каждой части.


13. Продолжите предложения на тему «Советы начинающему лектору», используя бессоюзные сложные предложения.
А. Речь лучше говорить, а не читать по бумажке...
Б. Говори не слишком торопливо, но и не слишком медленно...
В. Не упоминай слишком много цифр, фактов...







Список используемой литературы

  1. Богданова Г. А. Уроки русского языка в 9 классе: Кн. для учителя / Г. А. Богданова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2006. С. 101-116.

  2. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русскому языку: 9 класс: универсальное пособие. М.: ВАКО, 2006. С. 82-89.

  3. Русский язык: учеб для 9 кл. общеобразоват. учреждений / [С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков, Л. Ю. Максимов и др.]. - 27-е изд. - М.: Просвещение, 2006. С. 94-108.


© 2010-2022