Статья на тему «О. Генри: творческий путь и его новеллистика»

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему

«О.Генри: творческий путь и его новеллистика»

Автор: Токмакова Оксана Анатольевна, учитель русского языка и литературы, МОБУ Усть-Ярульская СОШ.

Описание работы: представляю Вашему вниманию работу по зарубежной литературе. Материал может пригодится учителям русского языка и литературы, студентам и учащимся старших классов. В одну работу собрано: жизнь и творческий путь зарубежного писателя О.Генри, дается описание новеллистики автора, и большое внимание уделяется проблематике поэмы «Дары волхвов»


  1. Жизненный и творческий путь О.Генри

О. Генри (O. Henry) (настоящие имя и фамилия Уильям Сидней Портер) (11.09.1862, Гринсборо, Сев. Каролина - 05.07.1910, Нью-Йорк) - американский прозаик, автор более 280 рассказов, скетчей, юморесок. Сын врача, рано лишился матери, получил образование в частной школе. Детство и отрочество его пришлись на годы Реконструкции Юга. В 17 лет Портер стал работать в местной аптеке, получив позднее диплом фармацевта. В 1882 году отправился в Техас, два года провел на ранчо, затем обосновался в Остине, служил в земельном управлении, кассиром и счетоводом в банке. Первые литературные опыты относятся к началу 1880-х годов. В 1894 году Портер начинает издавать в Остине юмористический еженедельник "Роллинг Стоун", почти целиком заполняя его собственными очерками, шутками, стихами и рисунками. Через год журнал закрылся, одновременно Портер был уволен из банка и привлечен к суду в связи с обнаруженной, хотя и возмещенной его родными, недостачей. Освобожденный после предварительного следствия под залог, поселился в Хьюстоне, где в газете "Дейли пост" началась его профессиональная журналистская и литературная деятельность. Получив вызов в суд, уехал в Новый Орлеан, а затем в Гондурас, но через полгода вернулся домой из-за смертельной болезни жены, был арестован и приговорен к 5 годам тюрьмы по обвинению в растрате. 1898-1901 годы провел в каторжной тюрьме штата Огайо, где работал аптекарем при тюремной больнице, в часы ночных дежурств писал рассказы, которые нелегальным путем посылались в журналы. Три рассказа были напечатаны в нью-йорской прессе, тогда же возник и псевдоним. Тюремные годы можно считать периодом формирования писательской индивидуальности О. Генри. После досрочного освобождения и восьми месяцев жизни в Питтсбурге (где находились его родственники) переселяется в Нью-Йорк. Здесь налаживаются его связи с крупнейшими газетами и журналами, выходят первые книги, он становится одним из популярнейших американских авторов. Все этапы пестрой и драматической судьбы писателя нашли преломление в сюжетах его новелл. Неподражаемый мастер блестяще построенной, "закругленной" фабулы, с ее характерной "двойной" развязкой (первая - ложная, вторая - неожиданная) создал великое множество выразительнейших "образов-масок".

О. Генри можно было бы назвать своеобразным запоздалым романтиком, американским сказочником XX века, но природа его уникального новеллистического творчества шире этих определений: гуманизм, независимая демократичность, зоркость художника к социальным приметам своего времени дали возможность этому сторонящемуся больших общественных проблем писателю, у которого юмор и комедия преобладают над сатирой, а "утешительный" оптимизм - над горечью и негодованием, создать уникальный новеллистический портрет Нью-Йорка на заре эры монополий - многоликого, притягательного, загадочного и жестокого метрополиса с его четырьмя миллионами "маленьких американцев". Интерес и сочувствие читателя к жизненным перипетиям клерков, продавщиц, бродяг, безвестных художников, поэтов, актрис, ковбоев, мелких авантюристов, фермеров и пр. объясняется особым "даром обольщения", присущим О. Генри как повествователю. Образ, словно бы возникающий на наших глазах, откровенно условный, обретает мимолетную иллюзорную достоверность - и навсегда остается в памяти.

Письма и неоконченные рукописи свидетельствуют о том, что в последние годы жизни О. Генри подошел к новому рубежу. Он жаждал "простой честной прозы", стремился освободиться от некоторых стереотипов и "розовых концов", которых ждала от него коммерческая пресса, ориентированная на мещанские вкусы.

Большая часть его рассказов, публиковавшаяся в периодике, вошла в прижизненно изданные сборники: "Четыре миллиона" ("The Four Million", 1906), "Горящий светильник" ("The Trimmed Lamp", 1907), "Сердце Запада" ("Heart of the West", 1907), "Голос города" ("The Voice of the City", 1908), "Благородный жулик" ("The Gentle Grafter", 1908), "Дороги судьбы" ("Roads of Destiny", 1909), "На выбор" ("Options", 1909), "Деловые люди" ("Strictly Business", 1910), "Волчки" ("Whirligigs", 1910). Посмертно издано еще более десятка сборников. Роман "Короли и капуста" ("Cabbages and Kings", 1904, русский перевод 1923) состоит из слабо связанных сюжетно авантюрно-юмористических новелл, действие которых происходит в Латинской Америке.

Судьба наследия О. Генри сложилась не менее трудно, чем личная судьба У. С. Портера. После десятилетия славы наступила пора резкой, даже беспощадной критической переоценки ценностей - реакция на самый тип "хорошо сделанного рассказа". Впрочем, примерно с конца 1950-х годов в США снова возродился литературоведческий интерес к творчеству и биографии писателя. Что же касается читательской любви к нему, то она неизменна: О. Генри по-прежнему занимает прочное место среди постоянно перечитываемых авторов во многих странах мира.


  1. Что такое новелла?

Новелла (итал. novella - новость) - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения, отсутствие психологизма, неожиданная развязка. Иногда употребляется как синоним рассказа, иногда называется разновидностью рассказа. Генетические истоки новеллы - именно в сказке, басне, анекдоте. От анекдота ее отличает возможность не комического, а трагического или сентиментального сюжета. От басни - отсутствие аллегорий и назидательности. От сказки - отсутствие волшебного элемента. Если же волшебство все-таки имеет место (в основном в восточной новелле), то воспринимается как нечто удивительное. Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. Тогда-то в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый, драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в жизни героя - неожиданные повороты судьбы. Гете писал: «Новелла не что иное, как случившееся неслыханное происшествие». Таковы новеллы Боккаччио из сборника «Деккамерон». Каждая литературная эпоха накладывала свой отпечаток на жанр новеллы. Так, в эпоху романтизма содержание новеллы часто становится мистическим, стирается грань между реальными событиями и их преломлением в сознании героя («Песочный человек» Гофмана). Вплоть до утверждения в литературе реализма новелла избегала психологизма и философии, внутренний мир героя передавался через его действия и поступки. Ей была чужда всякого рода описательность, автор не вторгался в повествование, не высказывал своих оценок. С развитием реализма новелла, какой она была в своих классических образцах, почти исчезает. Реализм 19 в. немыслим без описательности, психологизма. Новелла вытесняется другими видами короткого повествования, среди которых на первое место, особенно в России, выходит рассказ, который долгое время существовал как разновидность краткой повести (У А.Марлинского, Одоевского, Пушкина, Гоголя и др.).

В отличие от рассказа - жанра новой литературы на рубеже XVIII - XIX веков, выдвигающего на первый план словесную фактуру повествования и тяготеющего к развернутым описательным характерам, новелла есть искусство сюжета в наиболее чистой форме, сложившееся в глубокой древности в тесной связи с ритуальной магией и мифами и обращённое прежде всего к деятельной стороне человеческого бытия. Новеллистический сюжет, построенный на ситуативных антитезах и резких переходах между ними, распространен во многих фольклорных жанрах: сказка, басня, средневековый анекдот, фаблио, шванк. Литературная новелла возникает в эпоху Возрождения в Италии (Дж. Чосер, Маргарита Наваррская, М. Сервантес). В форме комической и назидательной новеллы происходит становление ренессансного реализма, раскрывшего стихийно-свободное самоопределение личности в чреватом превратностями мире. Впоследствии новелла в своей эволюции отталкивается от смежных жанров (рассказа, повести и др.), изображая экстраординарные, порой парадоксальные и сверхъестественные происшествия, разрывы в цепи социально-исторического и психологического детерминизма. Расцвет новеллы в эпоху романтизма (Л. Тик, Г. фон Клейст, Э. Т. А. Гофман, П. Мериме, Э. По, ранний Н. В. Гоголь) вобрал в себя культ трагииронической игры случая, разрушающего ткань повседневности. На поздней стадии критического реализма обращение к новелле (Ги де Мопассан, А. П. Чехов, Л. Пиранделло, Ш. Андерсон, И. А. Бунин, С. Цвейг) сопряжено с открытием замкнутых жизненных миров внутри общества отчуждения и часто окрашено в фаталистические или гротескные тона. В модернистской новелле случай фетишизируется и осмысливается как слепая власть рока, разбивающая все надежды людей (например, у Ф. Кафки). В советской литературе жанр новеллы, особенно продуктивный в 20-е гг. (И. Бабель, Ю. Олеша, Вс. Иванов, М. Зощенко, В. Катаев), запечатлел стихию народной жизни, перекраиваемой революцией, резкие сдвиги в быте и психологии людей. Иная точка зрения относит новеллу к разновидности рассказа, полярной другой его разновидности - очерку.

Признак размера - основной в классификации повествовательных произведений - далеко не так маловажен, как это может показаться на первый взгляд. От объема произведения зависит, как автор распорядится фабульным материалом, как он построит свой сюжет, как введет в него свою тематику. Новелла обычно обладает простой фабулой, с одной фабулярной нитью (простота построения фабулы нисколько не касается сложности и запутанности отдельных ситуаций), с короткой цепью сменяющихся ситуаций или, вернее, с одной центральной сменой ситуаций.

Кроме новелл фабульных, возможны новеллы бесфабульные. Признак бесфабульной новеллы тот, что такую новеллу легко разнять на части и части эти переставить, не нарушая правильности общего хода новеллы. Бесфабульные новеллы могут быть весьма разнообразны по системе сопряжения мотивов. В новелле это сцепление мотивов должно быть подготовлено. Здесь может быть два случая: сплошное повествование (О. Генри «Дары волхвов»), где каждый новый мотив подготовлен предыдущим, и фрагментарное (когда новелла разделяется на главки или части), где возможен перерыв в сплошном повествовании, соответствующий смене сцен и акта в драме.


  1. Новеллистика в творчестве О.Генри

Новелла О. Генри - выдающееся явление в истории мировой литературы. Используя опыт В. Ирвинга, Э. А. По, Марка Твена и др., перипетии собственной судьбы и журналистские навыки, О. Генри довел до совершенства ведущий жанр американской прозы. Его новеллы отличаются увлекающей фабулой, сжатостью, добрым юмором. Им присущ принцип «двойной сюжетной пружины», которая срабатывает в финале. Настоящая разгадка старательно и незаметно готовится с самого начала, но скрывается подстановкой обманчивой развязки.

Мир новелл напоминает жизнь О. Генри своей калейдоскопичностью, невероятностью и вместе с тем будничностью того, что происходит. Это энциклопедия послевоенной Америки, где с одинаковой легкостью рассказывается о ковбоях Дикого Запада, провинциальных фермерах и продавщиц Нью-Йорка. Герой О. Генри, по обыкновению, обычный человек, который умеет находить приключения в повседневности. Автор называл своих персонажей типами: его интересовала не их внутреннее подобие, а ситуации, в которые они попадаются. Язык новелл характеризуется употреблением просторечной лексики и сленга, широким использованием скрытых цитат из произведений мировой литературы.

Вершина творчества О. Генри - новеллы о Нью-Йорке. Отражая самим названием своего сборника («Четыре миллиона») утверждение, что нью-йоркскую общественность образовывают четыреста человек, новеллист воссоздает бурную жизнь всех четырех миллионов его жителей. Он обращается к таким характерным для его современников (С. Крейн, Т. Драйзер) тем, как одинокость человека в большом городе, всесилие денег; к проблемам социального дна. Но О. Генри видит в Нью-Йорке и особый, сказочный мир; это «большой город Багдад-Над-Подземкой». Законы случая и мудрой судьбы руководят его жителями; рассказывает об этом добрый и насмешливый рассказчик. Свыше ста сорока новелл читаются как разделы одной книги, подобно к сказкам «Тысячи и одной ночи». Считать О. Генри просто «порознь» неправомерно: лишь одна из его героинь выходит замуж за миллионера («The Buyer from Cactus-City»); противоположные по тону новеллы «Дары волхвов» («The Gift of the Magi») и «Меблированная комната» («The Furnished Room») доказывают близость горя и радости в мире. После выхода «Четырех миллионов» О. Генри получил неистовый успех. Критики с «Атлантик Мансли» («Athlantic Monthly») и «Букмена» («Bookman») сравнивали его с Ги де Мопассаном, А. Чеховым, Дж. Р. Киплингом. Лишь за 1904-1905 гг. О. Генри написал около ста двадцати новелл.


  1. Проблематика и поэтика новелл О.Генри.

В поэтике новеллы О. Генри очень важен элемент острой театральности, что, несомненно, связано с его мироощущением фаталиста, слепо верящего во власть Случая или Судьбы. Освобождая своих героев от "глобальных" раздумий и решений, О. Генри никогда не избавляет их от моральных ориентиров: в его маленьком мире действуют твердые законы этики, человечности - даже у тех персонажей, чьи действия не всегда согласуются с законами. На редкость богат, ассоциативен и причудлив язык его новелл, насыщенный пародийными пассажами, аллюзиями, скрытыми цитатами и всевозможными каламбурами, что ставит чрезвычайно сложные задачи перед переводчиками - ведь именно в самом языке О. Генри заложен "формообразующий фермент" его стиля. При всей своей оригинальности новелла О. Генри - явление чисто американское, смыкающееся с национальными литературными традициями (от Эдгара По до Б. Гарта и Марка Твена).

К темам большого города О.Генри обратился лишь, прожив полтора года в Нью-Йорке. "Журнал МакКлюра", в котором печатались разоблачительные статьи "разгребателей грязи", способствовал близкому знакомству писателя с этим широким движением интеллигенции Америки начала XX века, сыгравшим важную роль в пробуждении масс к активной политической деятельности. О.Генри разделял их веру в возможность мирного, реформистского пути преобразования Америки. Он принимается за "разгребание грязи" в душах людей, ставит себе задачу изобразить людей, достойных лучшей участи в стране демократии. Писатель обращается к жизни простых людей Нью-Йорка, четырех миллионов, населяющих его, исходя из гуманистического убеждения, что простые люди не менее достойны быть предметом литературы, чем четыреста" избранных.

Гуманизм -существеннейшая черта его творчества, охватывающая всю идейно - образную систему. Буржуазная действительность вызывала отвращение писателя. Частнособственническая организация общества развивала в человеке худшие стороны его натуры, приводила к однобокому. уродливому развитию индивида, обращала все силы его ума и души на достижение ложных идеалов преуспеяния и богатства. Разоблачить ту гигантскую ложь, которой американец опутан с самого рождения, - становится высшей задачей реалистического искусства на рубеже веков.

Разоблачение буржуазного идеала писатель достигает сатирико- юмористическим изображением действительности, подвергая осмеянию её нелепости, алогизм, её устои и традиции. В смехе О.Генри выразилась его идейная эмоционально-оценочная позиция по отношению к буржуазной Америке, критическое, осуждающее отражение основных моментов её повседневного бытия. Сатирический анализ явлений предполагает заострение и доведение до абсурда заложенных в них тенденций, помогающих обнаружить такие их стороны, которые либо замаскированы и скрыты от обычного взгляда, либо не проявляются до известного времени. Писатель выявлял эти тенденции, представляя каждодневное и привычное в неожиданном ракурсе, заставляя американцев смеяться над самыми устоями жизни, основанной на денежном интересе, над американской демократией, подкрепляемой подкупом и коррупцией, над свободой умереть с голоду в благословенной Америке ,над "равными возможностями " на счастье. Но, смеясь над ложью и лицемерием, над всем тем, что было действительно достойно осмеяния, писатель глубоко сочувствовал трудящимся массам, Америке обездоленных и обманутых.В органическом сочетании иронии и патетики, насмешки и сочувствия нашёл проявление гуманизм О.Генри, его горечь и злость, его боль и печаль. Скорбь о людях, которые живут не так, как должно, тоска по иной, лучшей жизни, жалость о бесполезно растрачиваемых силах составляют внутреннюю глубоко человечную сущность творчества писателя, сближают его с другими авторами, доминантой художественного мышления которых было такое же противоречивое единство жалости к человеку и грусти по поводу несовершенства мира - с А.П.Чеховым, с Ги де Мопассаном.

Правда характера заключалась для О.Генри в самой структуре персонажа, в его внутренних психологических закономерностях, /в учёте волевого фактора, вступающего в конфликт с условиями действительности. В этом - реалистичность творчества американского новеллиста. Но правда характера не всегда раскрывалась им в реалистических ситуациях. Осмеивая и порицая нормы буржуазного бытия, О.Генри искал положительный идеал в докапиталистических формах отношений, воспевая гармонически развитого человека в естественных условиях, изображая романтику нормальных связей в обществе, прославляя творческий радостный труд, физическое и нравственное здоровье. Формой выражения идеального было и создание писателем "островков человечности" внутри самого капиталистического общества, где люди живут по законам дружбы, взаимопомощи, взаимопонимания.

В литературе США тема преступности, бродяжничества, крупного и мелкого авантюризма была достаточно традиционной. У писателей-юмористов мотив исповеди мелкого воришки был средством обличения общественного строя, порождающего и поощряющего авантюризм/ "Катехизис наоборот" М.Твена, "Надувательство как точная наука" Э.По,"Жалоба воришки" А.Уорда/. Смысл обращения Генри к теме бродяжничества не исчерпывается традицией романтиков, изображающих бродяг носителями анархического социального протеста. Она обратила на себя внимание писателя не потому только, что О.Генри был близко знаком с преступным миром, как утверждают американские критики. Тема бродяжничества служила у него решению проблемы гуманизма, не случайно в узниках тюрьмы штата Огайо, где писателю пришлось пробыть три страшных года, он видел не только общественно -опасных людей, а носителей лучших человеческих качеств, называл их "солью земли"/Э.Дженнингс/,считал их людьми больших возможностей, извращённых собственническим строем. Вслед за М.Твеном О.Генри сделал тему бродяг средством сатирического снижения и разоблачения "высокой политики"»бизнеса, буржуазной филантропии.


  1. Проблематика новеллы «Дары волхвов»

В своих произведениях О. Генри выражал поразительные по глубине и новизне социальные идеи в такой скромной форме, что современная критика часто проходила мимо богатейшего их содержания. Ей казалось, что речь идет о самом обычном - о любви; она не замечала, что и любовь и все другие привычные темы наполнены лирическим звучанием. Наиболее замечательные по ширине и новизне социального и философского мышления идеи высказаны в их произведениях «мимоходом», так, как будто главное совсем не в них. Самое удивительное, что в этом «мимоходом» заложены ответы на острейшие проблемы времени.

Все творчество О. Генри проникнуто вниманием к незаметным «маленьким» людям, чьи беды и радости он так живо и ярко изображал в своих произведениях. Он хочет обратить внимание на те, подлинные человеческие ценности, которые всегда могут служить опорой и утешением в наиболее трудных жизненных ситуациях. И тогда происходит нечто удивительное: самые, казалось бы, плачевные финалы его новелл начинает восприниматься как счастливые или, во всяком случае, оптимистические.

В «Дарах волхвов» О. Генри муж продает часы, чтобы купить своей юной супруге набор гребней для волос. Однако она не сможет воспользоваться подарком, поскольку продала волосы, чтобы, в свою очередь, купить мужу цепочку для часов. Но и ему подарок, увы, не пригодится, раз часов у него больше нет. Печальная и нелепая история. И тем не менее, когда О. Генри говорит в финале, что «из всех дарителей эти двое были мудрейшими», мы не можем не согласиться с ним, ибо истинная мудрость героев, по мысли автора, не в «дарах волхвов», а в их любви и самоотверженной преданности друг к другу.

Радость и теплота человеческого общения во всей гамме его проявлений - любви и участия, самоотречения, верной, бескорыстной дружбы - вот те жизненные ориентиры, которые, по мысли О. Генри, способны скрасить человеческое существование и сделать его осмысленным и счастливым.

Социальность О. Генри прежде всего проявляется в его демонстративном и подчеркнутом демократизме. Писатель стремится привлечь внимание привилегированной части общества к людям, обделенным благами в этом обществе. И поэтому он часто делает героями своих новелл тех, кто, выражаясь современным языком, находится «у черты бедности».

В идейных столкновениях персонажей, если не носителем истин, то более других приближающихся к ней, всегда является не тот, чья логика строже и идея обоснована убедительней, а тот, чьи чисто человеческие качества вызывают большую симпатию автора. И О. Генри полон участия и сочувствия к тем своим героям, которые больше всего нуждаются в помощи и защите. События в произведениях О. Генри не подготавливаются ни композиционно, ни другими стилистическими средствами оно не выделяется. На пути читателя нет указателя: «Внимание: событие»!

Своему трогательному рассказу о жизни бедняков («Дары волков») О. Генри придает характер литературной загадки, и читатель не знает, каков будет исход событий.

Искусство создания неожиданной развязки писатель обогатил введением «двух развязок - предразвязки и подлинной развязки, которая дополняет, разъясняет или, наоборот, начисто опровергает первую». И если о первой еще можно догадаться в ходе чтения, то вторую не в состоянии предвидеть самый проницательный писатель. И это предает новеллам О. Генри поистине неотразимое очарование. Эту естественность изложения подхватил писатель другой литературной эпохи - И. А. Бунин: «Цель художника - не оправдание какого-либо задания, а углубленное и сущностное отражение жизни. <…> Художник должен исходить не из глубин внешних жизненных данных, а из почвы жизни, прислушиваясь не к шуму партийных положений и споров, а к внутренним голосам живой жизни, говорящим о пластах и наслоениях в ней, созданных вопреки всем хотениям, по непреложным законам самой жизни. Надо ли говорить, что интуитивные художественные постижения дороже и ценнее, чем все торжественные вещания, подсказанные публицистикой того или иного лагеря!». [5]

Юмор в рассказе вскрывает неполноценность жизни, подчеркивая, преувеличивая, гиперболизируя ее, делая ее ощутимой, конкретной в произведениях. Юмористическая стихия О. Генри является одной из наиболее привлекательных сторон их творчества. Юмор его уходит корнями в традиции комического рассказа, бытовавшего в среде первых поселенцев Америки. У О. Генри юмор часто бывает связан с комическими ситуациями, которые лежат в основе многих сюжетов. Они помогают писателю в развенчании тех или иных отрицательных явлений действительности. Прибегая к пародии и к парадоксу, О. Генри вскрывает противоестественную сущность таких явлений и несовместимость их с нормальной практикой человеческого поведения. Юмор О. Генри необыкновенно богат оттенками, стремителен, прихотлив, он держит авторскую речь как бы под током, и не дает повествованию идти по предугаданному руслу. Отделить иронию и юмор от повествования О. Генри невозможно - это его «стихия, природная среда его таланта. Далеко не всегда ситуация новелл юмористична; и все же на какие эмоциональные клавиши ни нажимал бы автор, неизменно иронический склад его ума придает совершенно особый оттенок всему происходящему».

Коме сатирического и комического в новелле настойчиво проступает лирическое начало, задушевное чувство и «великодушие а сочетаниис любовью». Это достигается олицетворением предметов и их воздействием на повествователя и автора: «…я тут рассказывал вам ниже не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым неудачным способом пожертвовали друг другу своими величайшими сокровищами.»

© 2010-2022