Урок по теме «Суффиксы причастий»

Конспект содержит полную информацию о ходе урока по изучению темы «Суффиксы причастий». Цели данного урока предполагают формирование умений правильно образовывать причастия и формирование навыков выбора орфограмм в причастиях.  Также на уроке использованы разные выди деятельности, что облегчает подход к изучению темы. Это проблемно-поисковые задания, коллективно-мыслительная деятельность, работа в группах. Конспект разработан с чёткой организацией, учитывается время, которое должно быть отведено...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








Открытый урок

по дисциплине «Русский язык»


Тема: «Суффиксы причастий»

для группы К-106

специальность: 190604

Преподаватель: Самофалова И.В.





















Раздел: Орфография и морфология

Тема урока: Суффиксы причастий.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

Образовательные:

1) Повторить основные грамматические признаки причастия;

2) Формировать умения правильно образовывать причастия;

3) Формировать навыки выбора орфограмм в причастиях;

Воспитывающие:

1) Воспитывать позитивное отношение к родному языку;

2) Повышать уровень культуры;

Развивающая:

1) Развивать мыслительную и познавательную деятельность студентов, умение анализировать и делать обобщающие выводы.


Формирование основных знаний и умений

Студент должен:

Знать: - основные грамматические признаки причастия;

- суффиксы, с помощью которых образуется причастие;

Уметь: - читать и составлять схемы к разным видам орфограмм;

- делать правильный выбор гласных в суффиксах причастий.

Приемы обучения:

- проблемно-поисковые задания;

- коллективно-мыслительная деятельность;

- работа в группах на решение задания.

Межпредметные связи:

- прослеживается прямая связь с литературой.

Учебно- методическое обеспечение урока:

- наглядные пособия:

  • Схема «Грамматические признаки причастия»;

  • Мультимедийный проект «Суффиксы причастий»;

  • Мультимедийный проект «Правописание причастий»

- рабочие материалы студента:

  • Опорные конспекты;

  • Рабочие папки;

  • Карточки с творческим заданием.




Ход урока

В е д е н и е у р о к а

Время

1

Организационный момент.

2 мин.

2

Фронтальный опрос (повторение пройденного материала):

- что такое прилагательное?

- правописание прилагательных.

3 мин.

3

Совместное составление схемы «Причастие» (только на доске):

ПУрок по теме «Суффиксы причастий»Урок по теме «Суффиксы причастий»Урок по теме «Суффиксы причастий»Урок по теме «Суффиксы причастий»ризнаки глагола Признаки прилагательного

- вид - падеж

- время (кроме будущего) - число

ПРИЧАСТИЕ - род

Урок по теме «Суффиксы причастий»Урок по теме «Суффиксы причастий»

Действительное Страдательное

Это значит, что лицо само Это значит, что лицо испытывает

совершает действие на себе действие

Солнце, согревающее землю. Земля, согреваемая солнцем.

5 мин

4

Объяснение новой темы (мультимедийный проект «Образование причастий»); разбор информации, запись в тетрадь с составлением схем.

10 мин.

5

Упражнение (письменно) - образование причастий:

Образовать действительные причастия настоящего времени:

щебетать - шебечущий, бороться - борющийся, хлопотать - хлопочущий, лечить - лечащий, стелить - стелющийся;

Образовать действительные причастия прошедшего времени:

играть - игравший, прикасаться - прикасавшийся, увидеть - увидевший, нести - нёсший, надеяться - надеявшийся;

Образовать страдательные причастия настоящего времени:

развивать - развиваемый, колыхать - колыхаемый, освещать - освещаемый, увюдать - увядаемый, согревать - согреваемый;

Образовать страдательные причастия прошедшего времени:

прочитать - прочитанный, увидеть - увиденный, построить - построенный, решить - решённый, понять - понятый.

15 мин.

В е д е н и е у р о к а

Время

6

Употребление причастий и причастных оборотов.

- что такое причастный оборот?

1) Неправильное употребление причастий или причастных оборотов ведёт к искажению смысла предложения. Так, например, в предложении Лежащая книга на столе прочитана (записать на доске) есть такая ошибка - неправильный порядок слов (инверсия). По правилам определяемое существительное должно находиться или перед всем причастным оборотом, или после него: Книга, лежащая на столе, прочитана. или Лежащая на столе книга прочитана.

2) А какая ошибка содержится в таком предложении: Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.? или Спортсмен, сумеющий пробежать стометровку за десять секунд, поедет на соревнование.?

Ошибка - употребление причастий в будущем времени. У причастий нет формы будущего времени! В данных случаях нужно делать синонимическую замену придаточным предложением: Ученик, который напишет изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Спортсмен, который сумеет пробежать стометровку за десять секунд, поедет на соревнование.

3) Вслушайтесь в звучание данного предложения: Из соседнего помещения доносятся звуки, постепенно нарастающие и превращающиеся в надоедающий шум, наплывающий со всех сторон на каждого находящегося в комнате. Слышится скопление в нём шипящих звуков, что режет слух. Горький считал, это недостатком достаточно богатого и разнообразного русского языка. Однако сознательный подбор и скопление причастных оборотов могут быть использованы в целях стилистических, как тропы. Например, А.Т. Твардовский применял этот приём в своих стихотворениях:

Вспомни с нами отступавших, воевавших год иль час,

Павших, без вести пропавших, с кем видались мы хоть раз,

Провожавших, вновь встречавших, нам попить воды подавших,

Помолившихся за нас.

В этом стихотворении причастия, употреблённые в значении существительных, усиливают торжественность речи. Но в обыденной речи, таких ошибок нужно избегать.

10 мин.

7

Творческая работа в группах:

- сейчас я вам дам возможность, используя последнюю информацию, поработать творчески, то есть исправить ошибки в образовании причастий и употреблении

15 мин.

В е д е н и е у р о к а

Время


причастных оборотов. Помните, в случае необходимости нужно заменять причастные обороты придаточными предложениями.

(студенты работают в группах по 4 человека; правильные варианты писать на листочках, на которых написаны исходные предложения)

Группа №1:

  1. Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки.

  2. Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из критиков проекта не предложил.

  3. В таком положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.

Группа №2:

  1. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.

  2. Направляемых студентов на практику необходимо хорошо подготовить теоретически.

  3. Абитуриенты, попытающиеся пользоваться мобильными телефонами будут лишены возможности писать сочинение.

Группа №3:

  1. В классе есть ученики, охотно занимавшиеся бы английским языком, если бы такие занятия были организованы.

  2. Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.

  3. Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.

Группа №4:

  1. Лица, ходящие по траве, вырывающие цветы и засоряющие парк, являются штрафующимися.

  2. Пленник, попытающийся убежать, будет расстрелян.

  3. Если появится человек, не предъявящий никаких свидетельств, будем задержан.


В е д е н и е у р о к а

Время


Группа №5:

  1. Он взвалил на плечи мешок, сильно порванный и из которого торчали какие-то книги.

2) Первым человеком, который встретился ему на дороге и сильно поразивший его, был высокий старик в порыжевшей от времени куртке.

3) Это был незнакомец, заблудившийся в темноте и который просил ночлега.

Группа №6:

  1. Он уважал людей, имеющих своё мнение и которые были способны к обобщениям.

  2. Дмитрий отказавшийся от моей помощи и который сам во всём разобрался, на следующий день принёс исправленный проект.

  3. Ведь почти все они довольно красивы, поставленные на самых видных местах.


8

Повторение и закрепление новой темы (мультимедийный проект «Правописание причастий»).

20 мин.

9

Подведение итогов урока:

- какие признаки глагола перешли к причастию?

- какие признаки прилагательного имеет причастие?

- с помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?

- с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия?

(выставление оценок за урок)


10

Домашнее задание:

- сделать морфологический разбор причастий: выписать словосочетания (5 шт.) с причастиями из предложений упражнения №375 (стр.158), переписать план разбора из рабочей папки.

10 мин.


© 2010-2022