- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Урок по теме «Суффиксы причастий»
Урок по теме «Суффиксы причастий»
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Самофалова И.В. |
Дата | 28.02.2014 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Открытый урок
по дисциплине «Русский язык»
Тема: «Суффиксы причастий»
для группы К-106
специальность: 190604
Преподаватель: Самофалова И.В.
Раздел: Орфография и морфология
Тема урока: Суффиксы причастий.
Тип урока: комбинированный
Цели урока:
Образовательные:
1) Повторить основные грамматические признаки причастия;
2) Формировать умения правильно образовывать причастия;
3) Формировать навыки выбора орфограмм в причастиях;
Воспитывающие:
1) Воспитывать позитивное отношение к родному языку;
2) Повышать уровень культуры;
Развивающая:
1) Развивать мыслительную и познавательную деятельность студентов, умение анализировать и делать обобщающие выводы.
Формирование основных знаний и умений
Студент должен:
Знать: - основные грамматические признаки причастия;
- суффиксы, с помощью которых образуется причастие;
Уметь: - читать и составлять схемы к разным видам орфограмм;
- делать правильный выбор гласных в суффиксах причастий.
Приемы обучения:
- проблемно-поисковые задания;
- коллективно-мыслительная деятельность;
- работа в группах на решение задания.
Межпредметные связи:
- прослеживается прямая связь с литературой.
Учебно- методическое обеспечение урока:
- наглядные пособия:
-
Схема «Грамматические признаки причастия»;
-
Мультимедийный проект «Суффиксы причастий»;
-
Мультимедийный проект «Правописание причастий»
- рабочие материалы студента:
-
Опорные конспекты;
-
Рабочие папки;
-
Карточки с творческим заданием.
Ход урока
№
В е д е н и е у р о к а
Время
1
Организационный момент.
2 мин.
2
Фронтальный опрос (повторение пройденного материала):
- что такое прилагательное?
- правописание прилагательных.
3 мин.
3
Совместное составление схемы «Причастие» (только на доске):
Признаки глагола Признаки прилагательного
- вид - падеж
- время (кроме будущего) - число
ПРИЧАСТИЕ - род
Действительное Страдательное
Это значит, что лицо само Это значит, что лицо испытывает
совершает действие на себе действие
Солнце, согревающее землю. Земля, согреваемая солнцем.
5 мин
4
Объяснение новой темы (мультимедийный проект «Образование причастий»); разбор информации, запись в тетрадь с составлением схем.
10 мин.
5
Упражнение (письменно) - образование причастий:
Образовать действительные причастия настоящего времени:
щебетать - шебечущий, бороться - борющийся, хлопотать - хлопочущий, лечить - лечащий, стелить - стелющийся;
Образовать действительные причастия прошедшего времени:
играть - игравший, прикасаться - прикасавшийся, увидеть - увидевший, нести - нёсший, надеяться - надеявшийся;
Образовать страдательные причастия настоящего времени:
развивать - развиваемый, колыхать - колыхаемый, освещать - освещаемый, увюдать - увядаемый, согревать - согреваемый;
Образовать страдательные причастия прошедшего времени:
прочитать - прочитанный, увидеть - увиденный, построить - построенный, решить - решённый, понять - понятый.
15 мин.
№
В е д е н и е у р о к а
Время
6
Употребление причастий и причастных оборотов.
- что такое причастный оборот?
1) Неправильное употребление причастий или причастных оборотов ведёт к искажению смысла предложения. Так, например, в предложении Лежащая книга на столе прочитана (записать на доске) есть такая ошибка - неправильный порядок слов (инверсия). По правилам определяемое существительное должно находиться или перед всем причастным оборотом, или после него: Книга, лежащая на столе, прочитана. или Лежащая на столе книга прочитана.
2) А какая ошибка содержится в таком предложении: Ученик, напишущий изложение без единой ошибки, получит высокую оценку.? или Спортсмен, сумеющий пробежать стометровку за десять секунд, поедет на соревнование.?
Ошибка - употребление причастий в будущем времени. У причастий нет формы будущего времени! В данных случаях нужно делать синонимическую замену придаточным предложением: Ученик, который напишет изложение без единой ошибки, получит высокую оценку. Спортсмен, который сумеет пробежать стометровку за десять секунд, поедет на соревнование.
3) Вслушайтесь в звучание данного предложения: Из соседнего помещения доносятся звуки, постепенно нарастающие и превращающиеся в надоедающий шум, наплывающий со всех сторон на каждого находящегося в комнате. Слышится скопление в нём шипящих звуков, что режет слух. Горький считал, это недостатком достаточно богатого и разнообразного русского языка. Однако сознательный подбор и скопление причастных оборотов могут быть использованы в целях стилистических, как тропы. Например, А.Т. Твардовский применял этот приём в своих стихотворениях:
Вспомни с нами отступавших, воевавших год иль час,
Павших, без вести пропавших, с кем видались мы хоть раз,
Провожавших, вновь встречавших, нам попить воды подавших,
Помолившихся за нас.
В этом стихотворении причастия, употреблённые в значении существительных, усиливают торжественность речи. Но в обыденной речи, таких ошибок нужно избегать.
10 мин.
7
Творческая работа в группах:
- сейчас я вам дам возможность, используя последнюю информацию, поработать творчески, то есть исправить ошибки в образовании причастий и употреблении
15 мин.
№
В е д е н и е у р о к а
Время
причастных оборотов. Помните, в случае необходимости нужно заменять причастные обороты придаточными предложениями.
(студенты работают в группах по 4 человека; правильные варианты писать на листочках, на которых написаны исходные предложения)
Группа №1:
-
Приведённые факты в докладе свидетельствуют о больших успехах нашей медицинской науки.
-
Ничего другого, двигавшего бы дело вперёд, никто из критиков проекта не предложил.
-
В таком положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент обвалом.
Группа №2:
-
Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.
-
Направляемых студентов на практику необходимо хорошо подготовить теоретически.
-
Абитуриенты, попытающиеся пользоваться мобильными телефонами будут лишены возможности писать сочинение.
Группа №3:
-
В классе есть ученики, охотно занимавшиеся бы английским языком, если бы такие занятия были организованы.
-
Писатель придавал большое значение делу декабристов, выражая уверенность, что оно будет продолжено потомками, пожелающих увидеть Россию свободной.
-
Автор рассказал об изменениях в книге, готовящейся им к переизданию.
Группа №4:
-
Лица, ходящие по траве, вырывающие цветы и засоряющие парк, являются штрафующимися.
-
Пленник, попытающийся убежать, будет расстрелян.
-
Если появится человек, не предъявящий никаких свидетельств, будем задержан.
№
В е д е н и е у р о к а
Время
Группа №5:
-
Он взвалил на плечи мешок, сильно порванный и из которого торчали какие-то книги.
2) Первым человеком, который встретился ему на дороге и сильно поразивший его, был высокий старик в порыжевшей от времени куртке.
3) Это был незнакомец, заблудившийся в темноте и который просил ночлега.
Группа №6:
-
Он уважал людей, имеющих своё мнение и которые были способны к обобщениям.
-
Дмитрий отказавшийся от моей помощи и который сам во всём разобрался, на следующий день принёс исправленный проект.
-
Ведь почти все они довольно красивы, поставленные на самых видных местах.
8
Повторение и закрепление новой темы (мультимедийный проект «Правописание причастий»).
20 мин.
9
Подведение итогов урока:
- какие признаки глагола перешли к причастию?
- какие признаки прилагательного имеет причастие?
- с помощью каких суффиксов образуются действительные причастия?
- с помощью каких суффиксов образуются страдательные причастия?
(выставление оценок за урок)
10
Домашнее задание:
- сделать морфологический разбор причастий: выписать словосочетания (5 шт.) с причастиями из предложений упражнения №375 (стр.158), переписать план разбора из рабочей папки.
10 мин.