Научно-исследовательская работа по русскому языку Этимология наречий

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Малая академия наук МБОУ «Южно-Российский лицей казачества и народов Кавказа» города-курорта Железноводска Х открытая научная конференция школьников

Секция гуманитарных наук (филология)








Научно-исследовательская работа на тему:

«Этимология наречий»

Автор: Манвелова Милана Александровна,

Базовая средняя (полная) общеобразовательная школа Филиала СГПИ в г.Железноводске, 7 «Б» класс

Научный руководитель: Светашова Наталья Сергеевна, учитель русского языка и литературы, I квалификационная категория









г. Железноводск, п. Иноземцево, 2014 г.



Оглавление

Введение.........................................................................................................................................3

Глава 1. Наречие в системе частей речи русского языка

1.1 Вопрос о наречиях в исторической грамматике...................................................................4

1.2 Общее понятие о наречии......................................................................................................5

1.3 Смысловые значения наречий................................................................................................5

Глава 2. Образование и происхождение наречий русского языка.

2.1 Пути и способы образования наречий..................................................................................7

2.2 Этимологический анализ наречий.........................................................................................8

Заключение.................................................................................................................................10Литература

























Введение

Наречие - одна из самых трудных частей речи, вокруг которой в отечественном языкознании на протяжении последних веков идут не прекращающиеся дискуссии. Изучением этой части речи занимались такие лингвисты XIX века, как: А. А. Потебня, А.А.Шахматов. Вопросы словообразования наречий рассматриваются в трудах В.В. Виноградова, Н.М. Шанского, Е.А. Земской, Л.В. Щербы и других ученых. Это связано со многими причинами. Одна из них - образование наречий от многих частей речи. Существительные, прилагательные, местоимения, числительные, глаголы, причастия и деепричастия участвуют в образовании наречий, в результате каждая из названных частей речи теряет часть своих признаков, изменяет оставшиеся и приобретает новые, что вызывает затруднения при написании. До конца не изучена этимология многих наречий. Этим обосновывается актуальность данной темы.

Поэтому цель нашей работы: изучение особенностей происхождения наречий и способов их образования.

Задачи:

  • раскрыть сущность понятия «наречие» в исторической грамматике;

  • дать понятие о наречии как самостоятельной части речи;

  • рассмотреть смысловые значения наречий;

  • проследить пути и способы образования наречий;

  • дать этимологический анализ наречий.

Объект исследования: наречие как часть речи.

Предмет исследования: происхождение и способы образования наречий.

В ходе исследования использовались такие общенаучные методы и приемы как: метод сбора информации (изучение монографических публикаций и статей), методы анализа, синтеза, группировки.





Глава 1. Наречие в системе частей речи русского языка

1.1 Вопрос о наречиях в исторической грамматике

Проблема распределения слов языка по частям речи стояла перед языковедами и философами ещё в античности. Вопрос о частях речи как отдельная проблема был рассмотрен в знаменитой грамматике Дионисия Фракийского (170 до н.э.- 90 лет до н.э.), который в свою очередь опирался на разработки своего учителя Аристарха Самофракийского (216 до н.э. - 144 до н.э.). Учеными были выделены как знаменательные, так и служебные части речи без их разграничения: они задавались единым списком. Александрийцы выделили на материале древнегреческого языка 8 частей речи, издали их в виде определенного списка со значимым порядком следования одной части речи за другой: имя, глагол, причастие, артикль, местоимение, предлог, наречие, союз. Первым рассмотрел вопрос о наречиях античный философ Дионисий Фракийский. Он назвал эту часть речи epirrhema, что с латинского переводится как «приглагол». Древние римляне называли наречие «приглаголие» (adverbium). В индоевропейском праязыке наречий как особого разряда слов не было1.

В праславянском языке древнейшие наречия образовались различными способами и от разных частей речи:

а) древнейшие наречия местоименного происхождения (вьсьд, вьсгда, како, тамо, тогда).

б) древнейшие наречия именного происхождения (искрь-близко, въсп ть-назад, окрьсть-вокруг; более поздние домой, долой, мимоходом, пешком, ничком, нагишом, кубарем.);

в) древнейшие наречия, образовавшихся из частиц (или частицы в функции наречий) еще не, уже.

Что касается наречий, образованных от числительных, глаголов, наречий, а также от полных форм прилагательных и разного типа местоимений, то все они - результат более поздних периодов и новейшего времени. У некоторых наречий настолько затемненное происхождение, что для полного их понимания необходима историческая справка, например, намедни (недавно) или восвояси (к себе домой) и некоторые другие.

Наречие в старославянском языке - неизменяемое слово, обозначающее признак действия, реже признак качества. В старославянском языке наречия делятся на качественные - количественные: качественные "б зоума" (безумно), добръ (хорошо), зъло (очень, весьма); обстоятельственные: мало (мало, немного); указывают на место и время (редко причина или цель): "близъ" (близко), внъ (вон, прочь), вънтрь (внутрь, внутри), и т.д.2.

Автор первой «Российской грамматики» А.А.Барсов (1730-1791) считал, что этимологический смысл термина "наречие" не соответствует реальным функциям этой части речи в языке. В XIX веке мнения ученых об этой части речи разделились более радикально. К.С.Аксаков и Ф.И.Буслаев считали, что такой части речи вообще не существует. Но А. А. Потебня «вернул» наречие в морфологию русского языка, а академик А.А.Шахматов даже считал, что наречие занимает центральное место в системе частей речи3.

1.2 Общее понятие о наречии

Что же обозначает слово «наречие? Случайно ли происхождение этого термина? Это многозначное слово: 1) Наречие - совокупность говоров. 2) Часть речи в русском языке1. Само слово «наречие» исконно - русское, произведено приставочно - суффиксальным способом от слова «речь». РЕЧЬ. Общеслав. Производное― от *rekti «говорить», ср. устар. речь, реку. Слова «говорить» и «глаголить» (устар.) в русском языке являются синонимами2. Способ образования данного слова (термина) - «наречие» указывает на функциональную значимость этой части речи в русском языке: она обозначает признак действия или признак признака.

В грамматике наречие определяется как знаменательная (самостоятельная) часть речи. Наречия не имеют рода, числа, падежа, не склоняются и не спрягаются. Таким образом, характерным грамматическим отличием наречия от всех других самостоятельных частей речи является отсутствие у него форм словоизменения, например: правильно, едва-едва, ничком и т.д.

Обозначая признак действия и признак признака, наречие сочетается с другими словами в составе словосочетания посредством примыкания, а в предложении играет роль обстоятельства. Основная функция наречия определять глагол, обозначать признак действия, уточняя его и сообщая ему четкость и стилистическую выразительность. Наречия морфологически соотносительны с именами существительными, прилагательными, глаголами, с местоимениями и именами числительными3.

1.3. Смысловые значения наречий

По смыслу принято делить наречия на 2 группы: обстоятельственные и определительные. Среди обстоятельственных выделяют следующие подгруппы:

- наречия образа действия - обозначают образ действия (по-весеннему, так) и отвечают вопросы как? каким образом?

- наречия меры и степени - обозначают меру и степень чего-либо (чуть-чуть, немного, вдвое, трижды) и отвечают на вопросы сколько? во сколько? на сколько? в какой степени?

- наречия времени - обозначают время совершения действия (вчера, сегодня, завтра, утром, днём, вечером, ночью, весной); отвечают на вопрос когда?

- наречия места - обозначают место совершения действия (далеко, рядом, вдали, вблизи, здесь, там, направо, налево, назад, издали, навстречу, сбоку, около); отвечают на вопросы где? куда?

- наречия причины - обозначают причину совершения действия (сгоряча, сдуру, спьяну, поневоле, недаром); отвечают на вопрос почему?

- наречия цели - обозначают цель совершения действия (нарочно, специально, назло, наперекор, в шутку, умышленно, неумышленно), отвечают на вопрос с какой целью?

Среди определительных наречий выделяют:

- качественные - выражают характеристику или оценку действия или признака (холодно, зверски, грустно, странно, чудовищно, страшно, быстро, правильно);

- количественные - определяют меру или степень проявления действия или признака (много, мало, чуть-чуть, вдвойне, втройне, дважды, трижды, вдвоём, втроём, вшестером, очень, весьма, совершенно, абсолютно);

- способа и образа действия - указывают на способ совершения действия (бегом, галопом, шагом, вплавь, вперемешку, вхолостую, навзничь, наверняка);

- сравнения и уподобления - (по-бабьи, по-медвежьи, по-старому, по-нашему, по-приятельски, по-прежнему, нос крючком, торчком, загогулиной, дыбом, ёжиком, столбом);

- совокупности - (вдвоём, втроём, всенародно, сообща)1.

Подведем итог: наречие - древнейшая часть речи, вокруг которой в отечественном языкознании на протяжении нескольких веков не прекращаются дискуссии. У многих наречий затемненное происхождение. В современном русском языке наречие определяется как самостоятельная часть речи, обозначает признак действия или признак признака, главным морфологическим признаком этой части речи является неизменяемость. По смыслу наречия делятся на определительные и обстоятельственные.







Глава 2. Образование и происхождение наречий русского языка

2.1 Пути и способы образования наречий

Образование наречий происходило и происходит различными путями от разных частей речи:

1.От относительных прилагательных наречия образуются следующим образом:

А). От прилагательных на - ский и - цкий образуются наречия посредством суффикса - и с приставкой по- или без нее: работать по-ленински, по-большевистски, читать по-французски, по-немецки, сидит в седле по-казацки.

Б) От притяжательных прилагательных с суффиксом - и - образуются наречия на - и с приставкой по-: завыл по-волчьи, заговорил по-человечьи, плавает по-собачьи.

В) От остальных относительных прилагательных образуются наречия на - ому (-ему) с приставкой по-: оделся по-летнему, по-зимнему, закудахтал по - куриному, зашипел по-змеиному, по-вашему, по-моему, по-твоему, по-своему.

2. От качественных прилагательных образуются наречия на - о (-е): бодро, быстро, важно, глупо, гордо, грубо, грустно, крепко, ловко, мудро, плохо, сильно, скучно, честно.

3. В современном языке имеется много таких наречий, которые в настоящее время не образуются ни от какой части речи, а исторически, в разные эпохи развития русского языка произошли от разных частей речи. Таковы, например, наречия босиком, нагишом, исподтишка, сослепу, вкратце, впотьмах, второпях, впопыхах, созла, сдуру и т.д.

4.. Наречия, образованные от прилагательных с предлогами: от род. пад. с предлогом до или с: докрасна, добела, дочиста, слева, сгоряча, спьяна, свысока; от родительного падежа с двойным предлогом с-из: сызнова, сызмала, сыздетства; от винительного падежа с предлогом на или за: набело, начисто, насухо, направо, запросто, затемно, задолго; от дат. пад. с предлогом по: понемногу, помалу, потихоньку, понапрасну; от предл. пад. с предлогом в или на: вдвойне, вдалеке, вчерне, наготове.

У наречий, которые произошли от существительных и прилагательных в разных падежах с предлогами, предлоги срослись с самостоятельным словом и, став частью нового слова - наречия, сделались приставками.

5. Наречием может стать также и деепричастие, например: Она молча вышла из комнаты . Он нехотя вышел на улицу.

6. Некоторые наречия произошли от одинаковых существительных или прилагательных, из которых второе было употреблено с предлогом: точь-в-точь, рука об руку, бок о бок, плечом к плечу, друг за другом, мало-помалу, крепко-накрепко, просто-напросто.

7. Наречия, которые произошли от различных косвенных падежей местоимений с предлогами и без предлогов; потому, зачем, совсем, потом; ничего (Она теперь ничего живет; ничего-«неплохо»)

8. Некоторые наречия произошли от других наречий: докуда, навсегда, намного, послезавтра, назавтра, насовсем, донельзя и др.

9. Немногие наречия произошли от сочетаний предлогов с предлогами: вовнутрь, извне, вовне1.

10. От основ глаголов наречия образуются несколькими способами: с помощью суффикса -мя (ревмя ревет, ливмя льет); с помощью суффиксы -ом (слыхом не слыхать, поедом ест, пропади ты пропадом); приставочно-суффиксальным способом с помощью приставок в- и на- и суффикса -ку (вприсядку, вприкуску, внакладку); с помощью приставок в- и на- и нулевого суффикса (расхватать-нарасхват, угадать-наугад, заменить-взамен, плавать-вплавь). Это непродуктивный тип.

11. От числительных образуются наречия нескольких групп:

а) с помощью непродуктивного суффикса -жды образованы наречия типа два-дважды, три-трижды;

б) с помощью непродуктивного суффикса -jy образованы наречия пятью, шестью, семью,…, двадцатью, тридцатью;

в) от собирательных числительных (первого десятка) с помощью приставки в- и суффикса -ом: двое-вдвоем, четверо-вчетвером, десятеро-вдесятером;

г) от собирательных числительных (первого десятка) с помощью приставки в- и суффикса -о (-е): двое-вдвое, пятеро-впятером.

12. Повторением слова с прибавлением предлога-приставки на- к форме наречия, например: сухо-насухо, скоро-наскоро; повторение разных падежных форм одного и того же слова, например: черным-черно, белым-бело, давным-давно; а также повторение синонимичных форм, например: подобру-поздорову, нежданно-негаданно.

13. В словообразовании наречий действует и способ словосложения. Эти способом образовано незначительное число наречий типа полушутя, полусидя и подобные. Словосложение может сопровождаться суффиксацией и префиксацией1.

Часть речи, от которой образовано наречие

Примеры

Имя прилагательное

По-французски, по-собачьи, по-летнему, быстро, честно, докрасна, вдалеке и др.

Имя существительное

Бок о бок, рука об руку, с размаху, на лету, с разбегу, вверх, вдаль, навстречу и др.

Глагол

Нарасхват, вприсядку, (пропади) пропадом и др.

Наречие

Докуда, навсегда, намного, послезавтра и др.

Имя числительное

Дважды, вчетвером, вдвое и др.

Местоимение

Зачем, потому, совсем и др.

Деепричастие

Она молча вышла из комнаты . Он нехотя вышел на улицу.

Сочетание предлогов

Вовнутрь, извне и др.

2.2 Этимологический анализ наречий

В современном русском языке имеется много таких наречий, которые в настоящее время не образуются ни от какой части речи, а исторически, в разные эпохи развития русского языка произошли от разных частей речи. Происхождение подобных наречий можно выяснить путем этимологического анализа.

Вдребезги - искон. Сращение предлога «в» и формы вин. п. мн. ч. слова дребезг «осколок, черепок». Дребезг- суф. производное от дреб («мелкий»), того же корня, что и дробь. Дребезг - это осколок, черепок, который при ударе или падении издает звуки, дребезжит. Поскольку сейчас глиняной посуды очень мало и бьется она нечасто, мы чаще говорим наречие вдребезги, чем существительное дребезг.

Внутри - искон. Сращение предлога вън «в» и формы местн. п. Сущ. Утрь. Внутрь является сращением предлога въ «в» и формы вин. п. сущ. утрь «внутренность» .

Воочию - искон. Сращение предлога въ и формы мест п. двойств. ч. сущ. «око». Воочию буквально - «в глазах».

Восвояси - искон. Сращение сочетания трех слов: во (предлог с вин. пад.)+своя (вин. пад., мн.ч., ср.р. - в обобщенном значении вместо единства.) по закономерностям древнего синтаксиса + си (д.п. возвратное местоимение, откуда). И получается значение «в свои места, к себе».

Впопыхах - искон. Сращение предлога «въ» и формы предл. п. мн. ч., сущ. Попыхъ «спех, торопливость», производного к попыхать «спешить». Спех - сейчас как существительное не употребляется.

Дотла - искон. Сращение предлога до и сущ. тло. В древности жилища строились в основном деревянные, пола не было, утрамбованную землю смазывали глиной и посыпали сухим сеном или соломой (это и было «тьло»). Горели такие дома часто. Сгореть «до тла» - до пола, до основания. Позже, когда в избах появились пол и потолок, слово «тьло» исчезло, оставшись только в наречии.

Исподволь - искон., образовано сложением предлога из-под с родительным падежом единственного числа существительного воля в результате отпадения конечного безударного и в буквальное смысле значило «из-под воли».

Исподтишка - искон. Сращение из-под тишка, где «тишка»- род. п. ед. ч. от «тишок» «тишина, спокойствие», суф. производного от тихий. Первично - «тихонько», затем - «скрытно».

Кубарем - искон. Бывшая форма тв. п. ед. ч. сущ. кубарь «волчок», «шарик».

Набекрень - искон., сращение предлога на и слова бекрень. Слово «бекрень» сейчас не употребляется, хотя раньше именно так называли бок человека.

Наружу - искон., сращение предложного падежа формы «на ружу», где «ружу» -форма винительного падежа, единственного числа от ружа «внешность, вид».

Начеку - искон., сращение предл. пад. Формы на чеку «на страже, в ожидании», где чек «стража, ожидание» - производное от чекать «ждать, сторожить».

Невзначай - искон., преф. Производное от утраченного слова «взначай» (намеренно), того же корня, что чай, чаяние, час.

Невмоготу - искон., сращение в слово словосочетания не в моготу, где могота «сила, мочь, возможность».

Пешком - искон. Бывшая форма тв. п. сущ. пешъкъ «пешеход», суф. Производного от пеший1.

Подведем итог: наречия образуются различными способами (суффиксальным, приставочным, приставочно-суффиксальным, путем сложения основ, перехода из одной части речи в другую) от таких частей речи, как: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, глагол, наречие, деепричастие. Происхождение некоторых наречий можно выяснить только путем этимологического анализа. Это объясняется тем, что та или иная форма существительных, прилагательных или других частей речи, утратив свое обычное грамматическое значение, приобрела новое. Проанализировав наречия, мы выяснили, что многие из них возникли из «застывших» форм имени существительного или существительного с предлогом.





Заключение

Лингвист Н.С. Рыжков совершенно справедливо отмечает: «Исключительная пестрота семантики и морфологического строения, зыбкость и текучесть границ характеризуют наречия как наиболее сложную и трудную часть речи, которая все ещё находится в стадии развития, не являет собой законченного процесса и вследствие этого не порождает возможности окончательного вывода о ней».

Наречие - очень интересная в историческом отношении часть речи. Язык на протяжении всей своей истории активно пополняется наречиями. Грамматический строй языка непрерывно изменяется: появляются новые грамматические формы, уходят из языка старые формы. Некоторые былые грамматические формы застывают и превращаются в отдельные реликты. «Живыми ископаемыми» назвал наречия Л.В. Успенский. «Список русских наречий полон обломков далекого прошлого… ,» - писал лингвист. Однако не все наречия произошли от исчезнувших слов. Многие образованы от слов разных частей речи, которые широко употребляются и сейчас. Поэтому правописания наречий - это один из наиболее сложных разделов русской орфографии. Существует определенный набор правил, регулирующих написание наречий, но все же многие слова этой части речи пишутся по традиции, иными словами - их написание нужно запомнить, что создает некоторые затруднения при письме и требует постоянного обращения к словарю.





































Литература


1. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык: Учебник / Под редакцией Н.С. Валгиной. - 6-е изд., перераб. и доп. -Москва: Логос, 2002. -205 с.

2. Земская Е.А Словообразование как деятельность. М., 1992.

3. Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1.Лексикология, стилистика, культура речи, фонетика, морфология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В,В, Виноградова.- 11-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия».

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.

5. rudocs.exdat.com/docs/index-100348 (электронный ресурс)

6. ru.wikipedia.org (электронный ресурс)

7. Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т.:Более 145 000 слов/ А.Н. Тихонов.-3-е изд., испр. И доп.-М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.-860 с.

8. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок. Открытый урок «Наречие» как часть речи. Использование исторического комментария при изучении наречия.

9. Шанский Н.М.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.-7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 398,[2]с.

10. Щерба, Л.В. О частях речи в русском языке./ Л.В. Щерба.- В кн.: «Русская речь»,вып.2,18с.[Избр. работы по русскому языку,74с. ]







1 Щерба Л.В. О частях речи в русском языке./Л.В.Щерба.-В кН.: «Русская речь», вып.2.18с (Избр. работы по русскому языку, 74с.)

2 rudocs.exdat.com/docs/index-100348 (электронный ресурс)

31. Щерба Л.В. О частях речи в русском языке./Л.В.Щерба.-В кН.: «Русская речь», вып.2.18с (Избр. работы по русскому языку, 74с.)

1 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова.- 4-е изд., дополненное.- М.: Азбуковник, 1999.- 944 с.

2 Шанский Н.М.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.-7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 398,[2]с.

3 Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомин М.И. Современный русский язык: Учебник/Под редакцией Н.С. Валгиной.-6-е изд., перераб. И доп. - Москва: Логос, 2002.-205с.

1 ru.wikipedia.org (электронный ресурс)

1 Земский А.М. Русский язык: В 2-х ч.: Ч.1.Лексикология, стилистика, культура речи, фонетика, морфология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений/ А.М. Земский, С.Е. Крючков, М.В. Светлаев; Под ред. В,В, Виноградова.- 11-е изд., испр.- М.: Издательский центр «Академия».

1 Земская Е.М. Словообразование как деятельность. М 1992г.

1 Шанский Н.М.Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов/Н.М. Шанский, Т.А. Боброва.-7-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 398,[2]с.



© 2010-2022