Конспект урока по русскому языку на тему Сложное предложение

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема: Сложное предложение

Цель:

  1. Образовательная: повторить знания о сложном предложении и его типах, закрепить знания грамматической основы и схем сложных предложений.

  2. Развивающая: развитие логических умений анализировать, сравнивать, определять главное в содержании учебного материала.

  3. Воспитательная: воспитание патриотический чувств.

Ход урока:

  1. Организационный момент

Придумано кем-то

Просто и мудро при встрече здороваться

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

Я очень хочу, чтобы у всех сегодня было доброе утро, добрый день и добрый вечер. Мне очень приятно приветствовать каждого из вас на уроке.

  1. Выявление темы и целей урока.

Народная мудрость говорит: « Золото добывают из земли, а знания - из книги». Мы сегодня будем добывать и закреплять новые знания. А о чём мы будем говорить, вы узнаете, просмотрев отрывок из сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или приключения Буратино» и проанализировав речь главных героев. Обратите внимание на речь Тортилы и на речь Буратино. Какими предложениями они говорят?

(просмотр отрывка)

Итак, какими предложениями выражает свои мысли черепаха Тортила? А Буратино?

Давайте сравним, по каким грамматическим признакам различны предложения Тортилы и Буратино?

Наглотался тины.

Однажды человек с бородой уронил этот ключик в воду, он ничего не заметил и пошёл дальше.

Выделим грамматическую основу.

Теперь, когда оказалось что в предложении, сказанном черепахой Тортилой две грамматические основы, а в предложении Буратино - одна, подумайте, какое из них простое, а какое сложное?

Тема нашего сегодняшнего урока: Сложное предложение. Сегодня на уроке мы повторим знания о сложном предложении и его типах. Закрепим знания грамматической основы и схем сложных предложений.

Откройте тетради, запишите: дату, классная работа, тема: сложное предложение.

Сегодня мы отправимся в путешествие по Ростовской области и посетим некоторые города нашего родного края.

Но любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие Родины, кто дорожит родным словом.

В каждом городе нас ждут препятствия в виде заданий по теме нашего урока. Только выполнив их, мы можем отправиться дальше в путь.

  1. Работа по теме урока

  1. Проверка домашнего задания

А начинаем мы свое путешествие с самого близкого для нас города Пролетарска.

Пролетарск- один из самых молодых городов в Ростовской области. Пролетарский район расположен на правом берегу реки Маныч. Этот район является преимущественно сельскохозяйственным. На территории района в станице Будённовской находится дом-музей имени Семёна Михайловича Будённого.

Чтобы отправиться в путь здесь нам необходимо проверить домашнее задание. Оно состояло из двух частей: 1. Повторить теорию о сложном предложении; 2. Составить два сложных предложения о нашем родном городе Пролетарске.

Расскажите что такое сложное предложение. Приведите пример.

Заполните слепую схему.

Что такое бессоюзное предложение? Приведите пример.

Что такое сложносочинённое предложение? Приведите пример.

Что такое сложноподчинённое предложение? Приведите пример. Из каких двух частей состоит сложноподчинённое предложение?

  1. Словарная работа.

А мы с вами отправляемся на экскурсию. Впереди город Азов.

Азов- один из исторических городов с охраняемым культурным слоем, это компактный, уютный, очень зелёный город. В истории города много ярких страниц. Одно из них знаменитое Азовское осадное сидение. Город расположен в юго- западной части Ростовской области, на левом берегу реки Дон. Хранителем богатейшей истории Донского края является Азовский историко- археологический и палеонтологический музей - заповедник. В Азове есть такие достопримечательности как Пороховой погреб, мельница казака Буланова.

Сегодня мы с вами во время словарной работы повторим правильное написание слов, которые мы встретим в ходе экскурсии и узнаем в какой город мы отправимся дальше. Запишите данные слова в тетради.

Лес-ница

Упр-жнение

Бере-

Администр-тивный

Сол-ечные

Из-едка

-садное

-ород

Итак какое слово получилось? ТАГАНРОГ. Мы отправляемся в Таганрог.

  1. Анализ предложений.

Скажите с каким именем вам сразу ассоциируется Таганрог? Какие произведения Антона Павловича Чехова вы помните?

Таганрог - один из первых русских городов, строительство которого велось по заранее разработанному плану. Это крупный промышленный, культурный и научный центр, один из ведущих морских портов на юге России. Таганрог также является интересным туристическим и культурным центром. Посетители знакомятся здесь с такими достопримечательностями как: музей « Дом А.П.Чехова», памятник Петру 1, памятник Каштанке, памятник Фаине Раневской.

В Таганроге нас ожидает такое задание: необходимо в предложениях, которые я вам буду диктовать, подчеркнуть грамматическую основу и назвать тип предложения.

  1. Таганрог занимает второе место по численности населения среди городов в области: в нём проживает около двухсот двадцати семи тысяч людей. ( бессоюзное)

  2. Проект планировки и застройки Таганрога был создан в 1699 году, который был одобрен Петром 1. (сложноподчинённое)

  3. В городе представлен широкий спектр обрабатывающих производств, и хорошо развиты чёрная металлургия и машиностроение. ( Сложносочинённое)

  1. Работа по учебнику

Следующий наш пункт остановки - город Ростов- на- Дону.

Ростов- на- Дону - административный центр Ростовской области и Юга России, порт пяти морей, крупный промышленный, научный и культурный центр юга страны. К достопримечательностям Ростова относятся: Ростовский музей железнодорожной техники, Музей космонавтики, Ростовский областной музей краеведения.

В Ростове нам предстоит выполнить задание в учебнике. Откройте учебники на странице 35, упражнение 49. Из этого упражнения нужно выписать самостоятельно одно предложение:

Первый ряд- бессоюзное;

Второй ряд - сложносочинённое;

Третий ряд- сложноподчинённое.

( Проверка устно)

  1. Работа по схемам предложения.

А впереди - Новочеркасск

Новочеркасск- один из крупных южнороссийских городов. Он выделяется как своей славной историей, так и своим особым обликом: планировкой, архитектурой, уникальными памятниками и музеями: музей имени М.Б.Грекова, Новочеркасский Вознесенский кафедральный собор, музей донского казачества.

Задание: необходимо подобрать схему к предложению, поставить её на место, обосновать свой ответ. ( ЦОРЫ)

  1. Устный числовой диктант

И последний пункт, который мы посетим сегодня, это станица Вёшенская.

Шолоховский район расположен в северо- восточной части Ростовской области. Административный центр- станийа Вёшенская, одна из старейших донских станиц. Главной достопримечательностью района является Государственный музей- заповедник Михаила Александровича Шолохова.

Сейчас мы выполним устно небольшой числовой диктант.

  1. От количества простых предложений, составляющих бессоюзное сложное:

В славной станице Вёшенской жил и творил великий писатель современности Михаил Александрович Шолохов, он был удостоен Нобелевской премии. Отнимите количество запятых в нём.

2-1=1

  1. Количество простых предложений умножить на количество слов в союзе.

Его произведения бесценны, потому что ими нельзя не восхищаться.

2*2=4

  1. К количеству букв в слове «Шолохов» прибавить количество звуков в этом же слове.

  1. Подведение итога урока.

Но нам нужно возвращаться домой.

Константин Бальмонт говорил:

Где б я не странствовал, везде припоминаю

Мои душистые леса,

Болота и поля, в полях -от края к краю-

Родимых кашек полоса.

Где б ни скитался я, так нежно снятся сердцу

Мои родные васильки,

И, в прошлое открыв таинственную дверцу

Схожу я к берегу реки.

У старой мельницы привязанная лодка,

Я льну к прохладе серебра.

И так чарующе и так узывно-чётко

Душа поёт: «Вернись. Пора.»

Что мы сегодня повторили и закрепили на уроке?

( Выставление оценок)

  1. Домашнее задание.

Написать лингвистическое сочинение на тему: « Сложноподчинённое предложение вокруг нас».

Максим Горький говорил: « Знать необходимо не затем, чтоб только знать, но и для того, чтоб научиться делать». Я думаю, что и мы , повторив теорию сложного предложения, будем использовать полученные знания в своей устной и письменной речи».



© 2010-2022