Итоговая работа по теме Использование ЭОР уроке литературы в 5 классе «Русская народная сказка «Царевна-лягушка

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 5 класс
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки Самарской области

Государственное автономное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

(повышение квалификации) специалистов

Самарский областной институт повышения квалификации

и переподготовки работников образования






Итоговая работа

на тему: «Использование электронных образовательных ресурсов на уроке литературы в 5 классе «Русская народная сказка «Царевна-лягушка»


Курсы повышения квалификации по ИОЧ


ВБ: 30.09.2013 - 04.10.2013г «Новые информационные технологии в преподавании русского языка и литературы»





Выполнила: Моргунова Л.В.

учитель русского языка

и литературы

ГБОУ ООШ с. Мокша

м.р. Большеглушицкий

Самарской области



Самара

2013 год

Вступление

Учебный предмет «Литература» является обязательным предметом, включенным в программу основного общего образования. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества. Цель, стоящая перед педагогами, заключается не только в том, чтобы дать знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Освоение личностных, метапредметных и предметных планируемых результатов устанавливает учебно-познавательные и учебно-практические задачи, предъявляемые обучающимся: учебно-практические и учебно-познавательные задачи, направленные на формирование и оценку ИКТ-компетентности обучающихся, требующие педагогически целесообразного использования ИКТ в целях повышения эффективности процесса формирования ключевых навыков. Эти навыки предполагают самостоятельное приобретение и перенос знаний, сотрудничества и коммуникации, решение проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций, а также собственно навыков использования ИКТ. Решение этих задач обуславливает актуальность вопроса о применении электронных образовательных ресурсов на уроках литературы как учащимися, так и педагогами.










Основная часть

Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является ценным достоянием.
Традиционный урок формировал пассивную, инертную личность. Такой урок не отвечает современным требованиям. И поэтому учителю приходится искать другие пути для того, чтобы воспитать и развить в ребенке активную, смелую, решительную личность, которая умеет сама добывать знания и применять их в нестандартных ситуациях.

Достичь этой цели нам помогают современные педагогические технологии. Информационные технологии сегодня органично вписываются в сферу человеческой деятельности и становятся одним из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе. Существенную помощь в этом могут оказать электронные образовательные ресурсы (ЭОР) - программные средства, в которых отражается предметная область, в той или иной мере реализуется технология ее изучения средствами информационно-коммуникационных технологий, обеспечиваются условия для осуществления различных видов учебной деятельности.

Виды ЭОР

Назначение

обучающие программные средства

обеспечивают необходимый уровень усвоения учебного материала

программные средства (системы) - тренажеры

обеспечивают отработку умений учащихся, осуществляют самоподготовку и используются при повторении или закреплении учебного материала

контролирующие программные средства

предназначены для контроля (самоконтроля) уровня овладения учебным материалом

информационно-поисковые, информационно-справочные программные средства

направлены на формирование умений учащихся по поиску и систематизации информации

демонстрационные программные средства

обеспечивают наглядное представление учебного материала, визуализацию изучаемых явлений, процессов и взаимосвязей между объектами

Использование ЭОР в образовательном процессе обеспечивает:

  • индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения за счет реализации возможностей интерактивного диалога, самостоятельного выбора режима учебной деятельности, организационных форм и методов обучения;

  • расширение и углубление знаний и умений по изучаемому предмету за счет возможности моделирования, имитации изучаемых процессов и явлений, организации экспериментально-исследовательской деятельности, экономии учебного времени, автоматизации рутинных операций вычислительного, поискового характера;

  • расширение сферы самостоятельной деятельности учащихся (как индивидуальной, так и групповой, коллективной) за счет возможности организации разнообразных видов учебной деятельности (экспериментально-исследовательской, учебно-игровой и т.д.);

  • формирование информационной культуры учащихся;

  • повышение мотивации обучения за счет компьютерной визуализации изучаемых объектов и закономерностей, возможности управления изучаемыми объектами, ситуацией.

Возможности использования ЭОР в образовательном процессе:


ЭОР выступают как новые интерактивные средства обучения, обладающие целым рядом дидактических достоинств, направленных на активизацию познавательной деятельности школьников. Происходит усиление мотивационных сторон учебного процесса и интенсификация обучения в целом.








Уместность использования ЭОР


мотивационный аспект

создают условия для максимального учета индивидуальных образовательных возможностей и потребностей учащихся, широкого выбора содержания, форм, темпов и уровня подготовки, удовлетворения образовательных потребностей, раскрытия творческого потенциала учащихся;

содержательный аспект

дополняют учебник теми элементами, которые он реализовать не может (в ЭОР можно быстрее найти нужную информацию, оперировать ею, работать с наглядными моделями труднообъяснимых процессов);

учебно-методический аспект

обеспечивают учебно-методическое сопровождение учебного предмета. ЭОР можно применять при подготовке к уроку; непосредственно на уроке (при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля знаний); для организации самостоятельного изучения учащимися дополнительного материала и т.д.;

организационный аспект

могут быть использованы при классно-урочной, проектно-групповой, индивидуальной моделях обучения, во внеклассной работе;

контрольно-оценочный аспект

позволяют осуществлять различные виды контроля: поурочный, тематический, промежуточный и итоговый.

Этап урока

Цель

начало урока

создание проблемной ситуации (через формулирование вопросов)
выявление читательских впечатлений о произведении (восприятия художественного текста)

повторение пройденного материала

быстрая проверка знаний учащихся

объяснение нового материала

использование изображений, видеофрагментов, звукового сопровождения с целью повышения мотивации к учебе, повышения интереса к учебному процессу, углубления знаний

этап закрепления

определение уровня усвоения темы

В своей работе я использую различные формы ЭОР, но наиболее привлекательна для меня и моих учеников презентация. Презентация (слайд-фильм) - визуальная информация: иллюстративный, наглядный материал. Это набор слайдов - иллюстраций, фотоматериалов, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке. Презентации бывают разных видов и отличаются своей функциональностью. Электронные презентации воспроизводятся, как правило, на большом экране с помощью проектора. Он самый выигрышный, потому что в данном случае можно использовать все возможные технические и функциональные возможности (такие как видео, аудио и интерактивные элементы), необходимые для визуального представления и нужного эффекта. Power Point позволяет создавать презентации в виде слайд-шоу, с применением анимации, звука и сценария.

Способ представления информации:

  • Статичные презентации;

  • Анимированные презентации;

  • Мультимедийные презентации;

  • Видео презентации (информация представлена в виде видеофильма);

  • 3D-презентации (информация представлена в трехмерной графике и трехмерной анимации).

Презентация - это конкретно-наглядная основа урока, делающая его ярким, зрелищным, информационным и поэтому запоминающимся. Использование презентаций всесторонне развивает мышление учащихся (наглядно-действенное, наглядно-образное, эвристическое, творческое), позволяет реализовать индивидуальное восприятие полученной информации. В презентацию можно вставить всё, что только возможно: и рисунки, и схемы, и тесты, и видео, и ссылку на другой ЭОР. По сравнению с другими ресурсами презентацию можно считать универсальным средством.
Я использую презентации на уроках художественного восприятия произведения, где показ слайдов ограничивается по времени несколькими минутами (3-7 в начале урока либо на другом каком-либо этапе урока). Это может быть изображение портрета писателя, формулировка темы урока и учебной задачи, эпиграф к уроку, иллюстрации художников, изображение быта эпохи, описанной в произведении. Показ слайдов сопровождается музыкой, подобранной в соответствии с особенностями изучаемого произведения. Цель подобной презентации состоит в воздействии на разные сферы восприятия: эмоции, мышление, воображение, создание положительного настроя на работу.

Power Point позволяет:

- стимулировать познавательную деятельность школьников путём участия ребёнка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составления презентаций - опорных конспектов, при закреплении материала на уроке;

- способствовать глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций;
- визуализировать учебный материал;
- интегрировать смежные дисциплины: историю, музыку, изо. искусство, МХК ;
- повысить мотивацию учения школьников и закрепить интерес к изучаемому предмету;
- разнообразить формы предоставления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы;
- стимулировать воображение школьников;
- способствовать развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий.

Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся .

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

литературы в 5 классе
«Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

(Тема урока)


1.

ФИО (полностью)

Моргунова Людмила Владимировна

2.

Место работы

ГБОУ ООШ с. Мокша

м.р. Большеглушицкий Самарской области

3.

Должность

Учитель русского языка и литературы

4.

Предмет

Литература

5.

Класс

5

6.

Тема и номер урока в теме

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка»». Урок №1.

7.

Базовый учебник

учебник-хрестоматия для

общеобразовательных школ: «Литература 5 класс» в 2-х частях.

М: Просвещение, 2012 г. Авторы Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И.


8. Цель урока: обучение анализу текста сказки на основе русской народной сказки «Царевна-лягушка».

9. Задачи:

- обучающие: закрепить понятие о типах сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных);выявить основную идею произведения через поиск ответа на вопрос «Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?»;

- развивающие: развивать умение выразительно читать сказку, составлять словесный портрет героя, формулировать устный ответ на вопрос (работа с иллюстрациями);

-воспитательные: формировать на понятийном уровне представления учащихся о нравственных ценностях.

  1. Тип урока: урок сообщения новых знаний.

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.

  3. Необходимое техническое оборудование: компьютер, диск - электронное приложение к учебнику с записью сказки, мультимедиа

  4. Структура и ход урока

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название

используемых ЭОР

(с указанием порядкового номера из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)


1

2

3

4

5

6

1.

Организационный момент

Приветствует учащихся, создаёт доброжелательный настрой на продуктивную работу на уроке

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

1

2.

Сообщение новых знаний







ЭОР №2

Текст «Что такое сказка»?

Вступительное слово учителя (чтение начала сказки)

Беседа по вопросам: Из какого произведения эти строки?

Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок?

Дает задание: Сформулируйте тему урока, запишите ее в тетрадь.

Ставит задачу:

В процессе изучения произведения ответьте на вопрос: Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Демонстрирует текст.

Задает вопрос: Что такое сказка?

Предлагает сверить свой вариант ответа с определением.

Дает задание: Найдите определение сказки в демонстрируемом на экране тексте. Запишите в тетрадь.

Дает задание: Найдите ответы на вопросы:

1.На какие группы делятся сказки?

2.К какой из этих групп можно отнести сказку «Царевна-лягушка»?

3.Каковы особенности волшебных сказок?

Слушают



Отвечают на вопросы





Формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь





Дают варианты ответов на вопрос.







Работа с учебником.



Читают текст, находят определение сказки, выписывают его в тетрадь.



Называют группы сказок, объясняют, к какому типу относится сказка «Царевна-лягушка», записывают в тетрадь классификацию сказок.


7

3.

Анализ сказки «Царевна-лягушка».

1.Выявление первоначальных впечатлений детей.

2.Тест

3.Работа над композицией сказки

4.Характеристика героев



5.Работа с иллюстрациями





6. Индивидуальные сообщения учеников

7. Приметы сказок



ЭОР №3. Распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки.











ЭОР №5. Иллюстрация к сказке «Царевна-лягушка»

ЭОР №1. «О сказке «Царевна-лягушка»»

Ученики получили индивидуальное задание: познакомившись с текстом, подготовить рассказ о Бабе Яге и Кощее Бессмертном.

ЭОР №6 Иллюстрация В. Васнецова «Баба Яга»

ЭОР №7 Иллюстрация В. Васнецова «Кощей Бессмертный»

ЭОР №4

Проводит беседу.

Вопросы:

1.Понравилась ли вам сказка?

2.О чем эта сказка?

Демонстрирует задание на экране монитора, предлагает его выполнить.



Задает вопрос: Какие события соответствуют экспозиции, завязке, развитию действия, кульминации, развязке?

Задает вопросы: Кто из героев сказки понравился вам больше и почему?

В чем истинная красота героини сказки? Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу? Достоин ли он Василисы Премудрой?

Демонстрирует задание на экране монитора, задает вопросы, предлагает выполнить задания.

Какой эпизод из сказки изображен на иллюстрации?

Найдите данный эпизод в тексте сказки. Выразительно прочитайте его.

Опишите Василису Премудрую.

Какие главные черты героини особо отмечает художник?

(Величавость и простота)

Сопровождает рассказ учеников демонстрацией иллюстраций:

В. Васнецова «Баба Яга» и «Кощей Бессмертный»



Демонстрация слайда «Приметы сказок».

Комментарий учителя.

Отвечают на вопросы.



Выстраивают последовательность расположения цитат из сказки.

Отвечают на вопрос, заполняют таблицу.





Отвечают на вопросы, рассказывают о Василисе Премудрой и Иване-царевиче.

Рассматривают иллюстрацию, отвечают на вопросы.

Выразительно читают эпизод от слов «Василиса Премудрая из кубка пьет - и не допивает…» до слов «А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди…»



Составляют словесный портрет Василисы Премудрой.

Слушают сообщения учащихся о Бабе Яге и Кощее Бессмертном, рассматривают иллюстрации.

Знакомятся с информацией, представленной на слайде.

Слушают комментарии учителя. Делают записи в тетради.

25

4.

Подведение итогов работы

Вопросы:

Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Чему учит эта сказка?

Отвечают на вопросы учителя.

5

5.

Домашнее задание

Задание: Прочитать сказку «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»

Записывают задание в дневник.

2





















Приложение к плану-конспекту урока

«Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

(информационный, практический, контрольный)

Форма предъявления

информации

(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

О сказке «Царевна-лягушка»

Информационный

Текст

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/80806345-a25a-4d14-b31f-40c6ca9d7aad/%5BLI5RK_7-04%5D_%5BTE_01%5D.htm

2.

Что такое сказка

Информационный

Текст

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6586a70f-99b4-4a6d-8cb0-e397baa35ce1/%5BLI5RK_7-04%5D_%5BTE_07%5D.htm

3.

Распределите приведенные отрывки из сказок в две колонки

Практический

Тест

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e43da140-ffa0-49e2-a7ed-1d2196006192/%5BLI5RK_7-04%5D_%5BTR_06%5D.swf

4.

Приметы сказок. Материал для наблюдения и запоминания

Практический


files.school-collection.edu.ru/dlrstore/710e5853-6046-4d05-8e66-14007e45221c/%5BNS-LIT_2-01%5D_%5BTD_017%5D.html

5.

В.М. Васнецов «Царевна-лягушка»

Информационный

Иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/a73dab3a-daea-4a98-a102-c334a5625f66/%5BLI5RK_7-04%5D_%5BIL_02%5D.htm

6.

В. Васнецов «Баба Яга»

Информационный

Иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/06f6800b-f381-4f75-85d8-766d7d18995a/%5BLI5RK_7-02%5D_%5BIL_06%5D.htm

7.

В. Васнецов «Кощей Бессмертный»

Информационный

Иллюстрация

files.school-collection.edu.ru/dlrstore/8146029a-65b1-4a20-be05-f9c710e59870/%5BLI5RK_7-02%5D_%5BIL_14%5D.htm

Заключение

Использование учителем и учениками на разных этапах урока информации, заимствованной из сети Интернет, позволяет проводить уроки - семинары, лекции, виртуальные экскурсии по литературным местам, музеям, создавать учащимся виртуальные музеи.

Результатом освоения ЭОР станет усовершенствование навыка поиска информации в компьютерных и некомпьютерных источниках информации, осуществление поиска информации в Интернете, школьном информационном пространстве, базах данных и на персональном компьютере с использованием поисковых сервисов, навыка умения строить поисковые запросы в зависимости от цели запроса и анализировать результаты поиска.

В результате изучения предмета «Литература» получит дальнейшее развитие общепользовательская ИКТ-компетентность обучающихся, составляющие психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.

Обучающиеся приобретут потребность поиска дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; освоят эффективные приёмы поиска, организации и хранения информации на персональном компьютере, в информационной среде учреждения и в Интернете; приобретут первичные навыки формирования и организации собственного информационного пространства.

Они усовершенствуют умение передавать информацию в устной форме, сопровождаемой аудиовизуальной поддержкой, и в письменной форме гипермедиа (т. е. сочетания текста, изображения, звука, ссылок между разными информационными компонентами).



СОДЕРЖАНИЕ

Введение . . . . . . . . . 3

  1. Информационные технологии - одно из главных средств адаптации человека к жизни в информационном обществе . . . . 4

  2. Использование электронных образовательных ресурсов

в процессе обучения литературе . . . . . 9

Заключение . . . . . . . . . 16

Приложение . . . . . . . . . 17

Литература . . . . . . . . . 19



























Литература

  1. Малышкина Н.А. Использование ЦОР на уроках русского языка // (С) Вопросы Интернет-образования, 2011

  2. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах

  3. Обучение педагогов использованию ЭОР в учебном процессе-2011

  4. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательном пространстве

  5. Статья: Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя

Использованные ресурсы:

1. ed.gov.ru/news/konkurs/5692/

2. files.school-collection.edu.ru/dlrstore/f7095042-5b28-a814-baa1-d8eef096ba4e/p1aa1.html

3. openclass.ru/pages/184517







© 2010-2022