Урок литературного чтения на тему: Н. Сладков «Бегство цветов»

Урок литературного чтения в 3 «Д» классена тему: Н. Сладков «Бегство цветов».Задачи:1.Познакомить учащихся с творчеством Николая Сладкова и его произведением «Бегство цветов»2.Развивать у учащихся мышление, речь, навыки работы с текстом; формировать осознанное, правильное чтение.3.Воспитывать эмоциональную сферу, любовь к художественному слову, бережное отношение к природе.Тип урока: комбинированныйОборудование: ИКТ, презентация, иллюстрация весенней степи А3, портрет автора, жетоны для рефлекси...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 3 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Урок литературного чтения в 3 «Д» классе

на тему: Н. Сладков «Бегство цветов».

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с творчеством Николая Сладкова и его произведением «Бегство цветов»

  2. Развивать у учащихся мышление, речь, навыки работы с текстом; формировать осознанное, правильное чтение.

  3. Воспитывать эмоциональную сферу, любовь к художественному слову, бережное отношение к природе.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: ИКТ, презентация, иллюстрация весенней степи А3, портрет автора, жетоны для рефлексии.

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

- Здравствуйте! Меня зовут Любовь Андреевна, сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

Закройте глаза, вытяните руки ладонями вверх. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики тепло идет по всей руке. Руки успокоились, опустились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают наши ножки, стопы. Дышим легко и свободно. Представьте, что ваш живот это шарик или мячик. При вдохе шарик слегка поднимается, на выходе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.

От ваших теплых слов в классе ярко засветило горячее весеннее солнышко.

  1. Проверка домашнего задания.

Прежде чем познакомиться с новой темой, повторим предыдущую тему.

-С какими произведениями вы познакомились на прошлом уроке? (рассказ «Родная степь», стихотворения «Степь» и «О степь, моя»)

- Что общего у всех этих произведений? (Тема: степь)

- Кто автор рассказа «Родная степь»? (Сабит Муканов)

-Какой видел степь Сабит Муканов?

-Какой её видели поэты?

- Взгляните на картинку. (Иллюстрация формата А3 с изображением весенней степи с цветами.) Что вы видите? (степь в цветах)

-Верно, на прошлом уроке вы говорили о степи, а на нашем сегодняшнем уроке мы поговорим о красоте цветов, природы, бережном отношении к ней.

На дом вам был задан пересказ рассказа «Родная степь».

(опрос пересказа у доски 3-4 человека)



  1. Подготовка к восприятию произведения.

-Откройте учебники на с.157.

Прочитайте стихотворение Утебая Турманжанова «Не рвите напрасно цветы!»

Прошу вас, не рвите напрасно цветы!

Ведь столько погибнет тогда красоты,

Убавиться в мире любви, доброты,

Когда пропадут на лужайке цветы.

Придёт в наши степи как праздник весна,

Не видя цветов, нас покинет она.

Ягнятам, привыкшим с цветами играть,

Неужто останется только скучать?

А пчёлам веселым, где мёд собирать,

Куда им за сладким, янтарным летать?

Вот видите, доводы эти просты:

Не рвите, пожалуйста, дети цветы!

-К чему призывает нас автор стихотворения (не рвать цветы)

-Ребята, рвали ли вы когда-нибудь цветы просто так?

-Было ли вам за это стыдно?

-Что хочет донести до нас автор? (что в природе все взаимосвязано.)

-Что будет, если мы лишим природу цветов? (будет страдать вся природа)

Взгляните на доску. Посмотрите, как прекрасна природа в цветах. И как плохо, пусто и мрачно без них. (Слайды с цветущими полями и мертвыми долинами.)

-Видя эту красоту, скажите, почему нужно беречь природу? (чтобы нас окружала красота, потому что мы часть природы, природа важна для нас и мира)

- Именно об этом говориться в произведении Н. Сладкова «Бегство цветов», с которым мы с вами сегодня познакомимся.

-А кто же такой Николай Сладков. Обратите внимание на доску. Вы видите портрет этого автора.

-Как вы думаете, какой он? (добрый, веселый, мудрый, умный)

Я расскажу вам немного о нём, и вы узнаете, были ли правы.

Николай Иванович Сладков

родился 5 января 1920 г. в Москве. Во время войны добровольцем ушёл на фронт.

Много путешествовал, как правило в одиночку, эти путешествия отражены в книгах.

Всего за свою насыщенную приключениями жизнь Николай Иванович написал более 60 книг. В числе самых известных можно назвать такие издания, как "Краешком глаза", "За пером синей птицы", "Осиновый невидимка", "Подводная газета", "Земля над облаками", "Свист диких крыльев" и многие другие прекрасные книги. (Выставка книг на доске).

Подобный дар - рассказывать о лесных жителях с искренней любовью и теплой улыбкой - дан очень немногим. И совсем немногие из них могут стать настоящими писателями - такими, как Николай Иванович Сладков, который сумел открыть в природе что-то свое, неведомое другим, и поведать об этом своим благодарным читателям. (слайды)

-Где родился Николай Сладков? (В Москве)

-Что узнали о нем интересного?

-Какие его произведения вы запомнили?

Словарная работа.

Прежде, чем мы приступим к чтению его рассказа «Бегство цветов» нам нужно выяснить, все ли слова в данном произведении нам понятны.

1. ДОЛИ́НА - удлинённая впадина среди гор.

2. СУ́МЕРКИ - полутьма между заходом солнца и наступлением ночи, а также перед восходом солнца.

3. ЧАБА́Н - пастух, пасущий овец.

4. ЛОЩИ́НА - долина с пологими склонами.

5. ОТРО́Г, ОТРОЖОК - ответвление основной горной цепи.

6. ЗАРНИ́ЦА - отдалённая мгновенная вспышка на небе - отблеск молний дальней грозы.

КУРДЮ́К - жировое отложение у хвоста овцы. (На каждое слово слайд презентации с иллюстрацией.)

  1. Первичное чтение произведения.

Прочитаем рассказ с загадочным названием «Бегство цветов».

Вопрос на доске перед чтением: Действительно могут ли цветы бегать?

Чтение 1 части. Чтение по цепочке.

(Долину у высокой горы…нашёл проводников)

Вопросы:

-Почему долину назвали Мёртвой? (из-за отсутствия воды не было растений животных)

- Что означает фраза «Но глаза обманули нас»? (показалось)

-Почему чабаны сказали «плохо»? (красота исчезнет, всё сгорит от жары)

-Кого автор называет проводниками? (цветы)

Чтение 2 части. Чтение по выбору учителя.

(Прошло несколько…по гребням отрожков)

Вопросы:

-Как вы думаете, как цветы стали подниматься в гору? (сеяли семена в сторону склонов гор)

-Куда и зачем спешили цветы? (Из мертвой долины, в места с водой, чтобы не сгореть)

Чтение 3 части.

(Всё злее жгло солнце…вскарабкались маки!)

Вопросы:

-Теперь вы знаете, какова причина бегства? (всё выше на гору, там холоднее, есть вода)

-Какое время года описывает автор? (весна)

-Докажите это, словами из текста. (сошёл последний снег)

Чтение 4 части. Чтение про себя.

(Вслед за цветами…овечье молоко)

Вопросы:

-Зачем отары овец потянулись в горы? (вслед за цветами, за едой)

-С чем сравнивает автор отары белых овец? (курчавые весенние облака)

-Почему долина стала мертвой? (всё сгорело под солнцем, не осталось ничего живого)

-Чему радовались герои рассказа? (красоте весны, спасению цветов)

5. Физминутка. (Электронная презентация)

6. Анализ произведения.

Вспомним вопрос урока.

Так могут ли цветы бегать?

Вы сначала как думали? (нет)

- А теперь?

- Какие слова помогли ответить на этот вопрос?

(Цветы пошли, поднимались, уходили, выплеснулись, вскарабкались.)

Что сделал Н.Сладков с цветами в своём произведении? (Оживил.)

Отчего же бежали цветы? (Цветы бежали от палящего солнца.)

-Почему они бежали именно в горы? (Чем выше в горы, тем прохладней, солнечные лучи больше обогревают подножье гор - долину.)

-Какой вывод о жизни растений мы можем сделать? (Жизнь травы и цветов недолгая, наступает засуха. Растения высыхают и умирают, отсюда и Мёртвая долина.)

-Верно, жизнь растений коротка. Значит как мы должны к ним относиться? (бережно, акуратно, не срывать, не топтать)

Подготовка к пересказу.

-У вас в учебниках текст уже поделен на части.

-О чем говорится в 1 части произведения?(о долине, которую называют Мёртвая, цветах в ней)

- Как можно озаглавить 1 часть? (Мёртвая долина)

-О чем говорится во 2 части? (в этой части рассказывается о начале движения цветов в гору)

-Как можно озаглавить 2 часть? (Цветы пошли)

-О чём говорится в 3 части? ( в этой части описываются изменения на вершине горы)

-Как можно озаглавить 3 часть? (Вершина горы)

О чём говориться в 3 части произведения? (главная мысль этой части, что травы и цветы сохранились в горах)

-Как можно озаглавить 4 часть? (В горах)

(Вывожу на доску свой вариант по 1 части.

План:

1. Мертвая Долина.

2. Цветы пошли.

3. Вершина горы.

4. В горах.)

На доске вы видите план пересказа, который мы составили с вами вместе.

Пользуясь им, попробуйте кратко пересказать рассказ «Бегство цветов». (2-3 ученика)

Творческое задание. (резервное)

-Познакомившись с произведение Н. Сладкова «Бегство цветов» попробуем составить Синквейн.

-ВЫ знаете, что это такое?

1 строка - одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка - два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка - три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка - фраза, несущая определенный смысл.(из 5ти слов)

(Правило вывожу на доску.)

Пример:

1 - цветы

2- красивые, яркие

3 - пошли, понялись, вскарабкались

4 - Цветы ведут чабанов на пастбища.

7. Домашнее задание.

-Запишите домашнее задание: читать и пересказывать рассказ. (На доске записано)

7. Итог урока.

С каким произведением мы сегодня познакомились? ( «Бегство цветов)

-Кто его автор? (Н.Сладков)

- Что вы о нем запомнили?

- Почему рассказ называется «Бегство цветов»? (Цветы убегали от солнца в горы)

-Какой вывод в отношении природы и цветов вы для себя сделали? (Многие растения могут расти только весной. Поэтому мы должны сохранять эту недолгую красоту. Любоваться ею и беречь.)

Оценивание. За урок получают 5…

8. Рефлексия.

Заканчивая урок, поиграем с вами в игру «Светофор».

(зажги свой сигнал)

Зелёный сигнал - на уроке мне было всё понятно и интересно.

Жёлтый сигнал - всё было понятно, но урок меня не заинтересовал.

Красный - я не понял тему сегодняшнего урока.

© 2010-2022