Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Куулар И. М

Все  интересное – сложно, а все сложное – интересно. Использование на уроке новых технологий позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить интеллектуальную активность учащихся, а следовательно, и эффективность урока. Каким должен быть современный урок, чтобы добиться результатов? Главным «действующим лицом» урока теперь является не учитель, а ученик:   учащиеся самостоятельно формулируют цели урока; учащиеся осознают недостаточность имеющихся знаний (учитель способствует возникновению ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 1 г.Ак-Довурака Куулар Индры Монгун-ооловны



Все интересное - сложно, а все сложное - интересно.

Использование на уроке новых технологий позволяет разнообразить учебную деятельность, повысить интеллектуальную активность учащихся, а следовательно, и эффективность урока.

Каким должен быть современный урок, чтобы добиться результатов?

Главным «действующим лицом» урока теперь является не учитель, а ученик:

  • учащиеся самостоятельно формулируют цели урока;

  • учащиеся осознают недостаточность имеющихся знаний (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для ее решения недостаточно);

  • учащиеся самостоятельно добывают знания в ходе поисковой и исследовательской деятельности, работы в парах и группах;

  • учащиеся осуществляют взаимопроверку, взаимоконтроль;

  • учащиеся становятся в ситуацию, когда необходимо проанализировать свою деятельность на уроке.

Я убеждена, что только системное использование современных технологий и методов обучения сможет дать стабильный высокий результат, будет способствовать всестороннему развитию эрудированной, духовно богатой личности. Поэтому, начиная с 5 класса, я применяю следующие образовательные технологии и формы работы:

- в 5-6 классах игровые технологии и работу в группах, создаю на уроках ситуацию соревновательности, успешности каждого ученика, технологию проблемного диалога, информационно-коммуникативную технологию, тестовую технологию, личностно-ориентированную, развитие критического мышления

- в 7-8 классах технологию проблемного диалога, информационно-коммуникативную технологию, тестовую технологию, личностно-ориентированную, развитие критического мышления, индивидуальную, парную, групповую работу, применяю методы самоконтроля, ввожу элементы проектной деятельности (составление схем, рисунков, графиков, лингвистических сказок, ассоциативных портретов литературных героев);

- в 9-11 классах уроки строю на основе проблемного диалога, тестовую технологию, личностно-ориентированную, развитие критического мышления, широко применяю проектную деятельность, индивидуальную, групповую и парную работу, использую исследовательский метод, информационно-коммуникативную технологию.

Технология проблемного диалога

Автор технологии проблемного диалога Елена Леонидовна Мельникова.

Цель: научить самостоятельно решать проблемы

дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

Постановка проблемы - это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

Поиск решения - этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога.

На уроках использую два вида диалога: побуждающий и подводящий.

Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы пошагово подвожу учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения выстраиваю логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение - это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. В побуждающем или подводящем диалоге помогаю ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога организую поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Как сам урок с использованием этой технологии, так и подготовка к нему может состоять из следующих этапов.

1. Определение нового. Прежде всего, четко определяем, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие и т.п.

2. Конструирование проблемной ситуации. Проблемную ситуацию необходимо хорошо продумать и подвести к тому, чтобы ученики самостоятельно сформулировали проблему урока в виде темы, цели или вопроса. Это можно сделать, например, следующими способами: «с затруднением» или «с удивлением». Первый способ предполагает, что учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога подвожу учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Второй способ предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения добиваюсь осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса.

3. Планирование действий. После формулировки проблемы урока начинается основная его часть - коммуникация, общение, диалог. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.

При подготовке к уроку всегда готовлюсь к изменениям и коррекции «хода урока» в процессе его проведения, т.к. «сценарий» урока теперь предлагает ученик. Поэтому работая над планом урока, следует продумать применение разных приемов. Например, выдвижение версий, проведение актуализации ранее полученных знаний путем мозгового штурма или выполнения ряда заданий по изученному материалу, составление плана для определения последовательности действий, их направленности, возможных источников информации.

4. Планирование решений.

Планируя решение проблемы:

  • формулируем свой вывод по проблеме (форму правила, алгоритма, описание закономерности, понятия), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами;

  • выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания. Это может быть наблюдение ситуации, в которой проявляется нужное знание. Это может быть работа с текстом (с таблицей, схемой, рисунком), из которого логически можно вывести признаки понятия, закономерную связь между явлениями, найти аргументы для своей оценки и т. п.

  • спроектировать диалог по поиску решения проблемы. Можно предусмотреть подводящий или побуждающий диалог. Подводящий диалог предполагает цепочку вопросов, вытекающих один из другого, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Такой диалог способствует развитию логики. Побуждающий диалог состоит из ряда вопросов, на которые возможны разные правильные варианты ответа. Побуждающий диалог направлен на развитие творчества.

  • составить примерный опорный сигнал (схему, набор тезисов, таблицу и т.п.), который будет появляться на доске по мере открытия учениками нового знания или его элементов. В идеале - каждый элемент опорного сигнала должен выращиваться в диалоге с учениками по ходу решения проблемы.

5. Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное подведение промежуточного итога урока. (Рефлексия)

6. Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную или групповую работу.

Из этого следует, что

  • форма современного урока - преимущественно групповая и/или индивидуальная;

  • главная цель учителя на уроке - организовать деятельность обучающихся:

    • по поиску и обработке информации;

    • обобщению способов действия;

    • постановке учебной задачи и т. д.

ОБЩИЕ ВЫВОДЫ

1. Технология проблемно-диалогического обучения позволяет учащимся самостоятельно «открывать» знания. Она представляет собой детальное описание проблемно-диалогических методов обучения, а также их взаимосвязей с формами и средствами обучения. Методы составляют центральную часть технологии, поскольку определяют выбор форм и средств обучения.

2. Методы - это способы деятельности учителя на этапе введения знаний. Проблемно-диалогические методы обучения обеспечивают постановку и решение учебных проблем школьниками и представляют собой определенные сочетания приемов, вопросов, заданий. Традиционные методы обучения сводятся к сообщению учителем темы и знания в готовом виде.

3. Проблемно-диалогические методы дают широкие возможности варьирования форм обучения (фронтальной, групповой, парной, индивидуальной), в то время как традиционные методы всегда фронтальны.

4. При проблемно-диалогических методах средства обучения (опорные сигналы, учебники, наглядные и технические средства) служат вспомогательными инструментами творческого усвоения знаний, а при традиционных методах они обслуживают репродуктивное усвоение знаний.

Главным результатом использования технологии проблемного обучения является то, что выпускник школы ориентируется в современных ценностях, обретает опыт творческой деятельности, что он готов к межличностному и межкультурному сотрудничеству.



© 2010-2022