Конспект урока на тему Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах

Презентация к данному уроку выше на моей странице. Тип урока:  урок обобщения, систематизации и углубления изученного.(Первый урок из двух по данной теме). Цели как деятельность учеников.Метапредметные: извлекать  информацию  из  источников,  представленных  в разных  формах  (вопросы,  таблица),  преобразовывать  её  из  одной формы в другую (текст, ключевые слова).Предметные: анализировать и группировать орфограммы  в глаголах, находить  орфограммы-буквы  гласных  в  суффиксах  и  окончаниях  ...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Образовательная система «Школа 2100»

Учебник: Бунеев,Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., др. Русский язык. 6 кл

Тема: Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах

Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.(Первый урок из двух по данной теме).

Цели как деятельность учеников.

Метапредметные:

М/п: извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (вопросы, таблица), преобразовывать её из одной

формы в другую (текст, ключевые слова).

Предметные:

4ЛР: анализировать и группировать орфограммы в глаголах, находить орфограммы-буквы гласных в суффиксах и окончаниях глаголов, писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях, устно и графически обозначать условия выбора названных орфограмм-букв гласных.

Ход урока.

I.Мотивация.(Слайд 2.)

Слайд с текстом: Человек, который смог сдвинуть гору, начал с того, что перетаскивал мелкие камешки.

Прочитайте текст под слайдом. Как вы понимаете это высказывание?

Значит, чтобы стать грамотным человеком, нужно начинать с малого и каждый день заниматься, изучая новые правила и повторяя старые. Этим мы сегодня и займёмся.

II. Устный опрос по домашнему заданию.(Слайд 3.)

Из домашнего упражнения найдите слова по морфологическим признакам.

  1. В форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, невозвратный

( прорвался, думал, стал, сказал, услышал, заорал.)

  1. В форме 3-его лица, единственного числа, будущего времени.( влетит)

  2. Слова с нулевым окончанием, образованные приставочным способом (Завертелся, испугался, услышал, заорал)

Разберите по составу глаголы слышался, понеслись (два человека выполняют на доске).

Коллективный анализ разбора, выявление ошибок (например, не у всех выделено нулевое окончание перед возвратным суффиксом -ся в глаголе слышался).

III. Языковая разминка.

Синтаксический разбор у доски.

Сверкали молнии, дождь усиливался, и потом начался настоящий ливень.

(Повеств, невоскл, сложное, состоит из 3-х частей,

1.Двусост.,нераспр.

2. Двусост.,нераспр.

3 Двусост.,распр.

Выпишите глаголы. Сверкали, усиливался, начался.

Что у них общего?( изъявит.наклонение, прош.вр.)

Найдите третье лишнее слово.( сверкали-невозвратный; мн.ч. начался-сов.вид.)

IV. Определяем тему урока.( Слайд 4)

Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие. А в горах можно увидеть дерево: волосатое. Увид_шь и глазам не вер_шь . А подойдешь, пощупа_шь, так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс!

Стоишь и глад_шь мохнатое дерево, как собаку.

Если спрята(тся, ться) у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спусти(тся, ться) со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тере(тся, ться)! Линя_т она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору и счесыва_т. Одна коза почеше(тся, ться), вторая потре(тся, ться), третья поскребе(тся, ться), вот дерево шерстью и обраста_т. Стоит волосатое дерево всем на удивление.

Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? (волосатое дерево).

В словах есть пропуски, т.е. есть различные варианты написания. Как называется место в слове, где можно ошибиться? (орфограмма)

В словах какой части речи пропуски?(глагол)

Опираясь на эти ключевые слова, сформулируйте тему урока. (Орфограммы в глаголах). Запись темы урока в тетрадь.

V. Актуализация и закрепление орфографических знаний, развитие умений.

Теперь 1-й вариант выпишите из текста слова, иллюстрирующие правило о правописании личных окончаний глаголов,(окончания выделить)

2-й вариант- слова, иллюстрирующие правило о правописании Ь перед -СЯ.

1: увидишь, веришь, пощупаешь, гладишь, линяет, счесывает, обрастает.

2: спрятаться, спустится, тереться, почешется, потрётся, поскребётся.

Коллективная проверка.

VI. Работа с таблицей. (Слайд 5.)

Конспект урока на тему Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах

Все орфограммы в глаголах можно разделить на буквенные и небуквенные(орф.-пробел и орф.-контакт).

Буквенные в свою очередь делятся на правописание гласных в различных морфемах и правописание Ь.

Сегодня мы более подробно остановимся на правописании гласных.

Рассмотрим первый столбик. Опираясь на примеры, сформулируйте правило.(Один из учащихся рассказывает правило).

VII. Работа в парах. (Слайд 6.)

Для закрепления данного правила работаем в парах. (Дети самостоятельно в паре решают, кто выписывает словосочетания с буквой И в корне, а кто с Е).

Проб..раться в лес, зам..рать от страха, выт..реть пыль, отт..рать пятна, ум..реть от счастья, выд..ру с корнем, зап..рать дверь, расст..лать скатерть, бл..стела вода, выб..решь книгу

(Самопроверка со слайда 7.) Кем были допущены ошибки?

Графически изобразите данное правило. (Один человек работает у доски)

^ ^

И А Е А

VIII. Работа в группах .(Слайд 8.)

Следующее правило о правописании суффиксов. Для повторения данного правила дополните алгоритм и выполните задание на листах.

Глагол

в н.ф. или прош.вр.



Поставить в форму _____________

Суффикс исчез значит __________ Суффикс остался значит __________

Вставьте буквы.

Ничего не загад…вать, не на что рассчит…вать, ни к кому не навед…ваться, ни на что не жал…ваться, ни о чём не раздум…вать, ни с кем не совет…ваться, ни о ком не расспраш…вать, нечему рад…ваться, не хочу рассказ…вать, внимательно разгляд…вать, тихо бесед…вать, быстро отгад…вать.

(Работают 3 группы по рядам. Каждая выполняет задание.)

Обменяйтесь заданиями и выполните проверку.

Совместная проверка алгоритма.(Слайд 9.) Какие ошибки обнаружили?

IX. Работа со схемой.(Слайд 10.)

Конспект урока на тему Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах

Опираясь на эту схему-опору, расскажите, как определить спряжение глагола.(Ответы учащихся)

Перечислите глаголы исключения.

Чтобы закрепить это умение, напишем распределительный диктант.

Выскочит хохочешь

Подаришь пишете

Держим бормочет

Обидит машет

Дышит пашет

Крутишь режете

Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.(Взаимопроверка).

Кем были допущены ошибки?

На следующем уроке мы повторим остальные орфограммы из таблицы.

Д/з. упр 121.









© 2010-2022