- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока на тему Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах
Конспект урока на тему Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Планида О.Н. |
Дата | 09.02.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
Образовательная система «Школа 2100»
Учебник: Бунеев,Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., др. Русский язык. 6 кл
Тема: Буквенные и небуквенные орфограммы в глаголах
Тип урока: урок обобщения, систематизации и углубления изученного.(Первый урок из двух по данной теме).
Цели как деятельность учеников.
Метапредметные:
М/п: извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (вопросы, таблица), преобразовывать её из одной
формы в другую (текст, ключевые слова).
Предметные:
4ЛР: анализировать и группировать орфограммы в глаголах, находить орфограммы-буквы гласных в суффиксах и окончаниях глаголов, писать слова с орфограммами в суффиксах и окончаниях, устно и графически обозначать условия выбора названных орфограмм-букв гласных.
Ход урока.
I.Мотивация.(Слайд 2.)
Слайд с текстом: Человек, который смог сдвинуть гору, начал с того, что перетаскивал мелкие камешки.
Прочитайте текст под слайдом. Как вы понимаете это высказывание?
Значит, чтобы стать грамотным человеком, нужно начинать с малого и каждый день заниматься, изучая новые правила и повторяя старые. Этим мы сегодня и займёмся.
II. Устный опрос по домашнему заданию.(Слайд 3.)
Из домашнего упражнения найдите слова по морфологическим признакам.
-
В форме прошедшего времени, единственного числа, мужского рода, невозвратный
( прорвался, думал, стал, сказал, услышал, заорал.)
-
В форме 3-его лица, единственного числа, будущего времени.( влетит)
-
Слова с нулевым окончанием, образованные приставочным способом (Завертелся, испугался, услышал, заорал)
Разберите по составу глаголы слышался, понеслись (два человека выполняют на доске).
Коллективный анализ разбора, выявление ошибок (например, не у всех выделено нулевое окончание перед возвратным суффиксом -ся в глаголе слышался).
III. Языковая разминка.
Синтаксический разбор у доски.
Сверкали молнии, дождь усиливался, и потом начался настоящий ливень.
(Повеств, невоскл, сложное, состоит из 3-х частей,
1.Двусост.,нераспр.
2. Двусост.,нераспр.
3 Двусост.,распр.
Выпишите глаголы. Сверкали, усиливался, начался.
Что у них общего?( изъявит.наклонение, прош.вр.)
Найдите третье лишнее слово.( сверкали-невозвратный; мн.ч. начался-сов.вид.)
IV. Определяем тему урока.( Слайд 4)
Деревья бывают толстые, тонкие, высокие, низкие. А в горах можно увидеть дерево: волосатое. Увид_шь и глазам не вер_шь . А подойдешь, пощупа_шь, так и есть, мохнатое! Ствол снизу звериной шерстью оброс!
Стоишь и глад_шь мохнатое дерево, как собаку.
Если спрята(тся, ться) у такого мохнатого дерева, то можно тайну его разгадать. Спусти(тся, ться) со скалы дикая коза, подойдет к дереву и начнет тере(тся, ться)! Линя_т она весной, вот шерсть зимнюю клочьями о кору и счесыва_т. Одна коза почеше(тся, ться), вторая потре(тся, ться), третья поскребе(тся, ться), вот дерево шерстью и обраста_т. Стоит волосатое дерево всем на удивление.
Прочитайте текст. Как бы вы его озаглавили? (волосатое дерево).
В словах есть пропуски, т.е. есть различные варианты написания. Как называется место в слове, где можно ошибиться? (орфограмма)
В словах какой части речи пропуски?(глагол)
Опираясь на эти ключевые слова, сформулируйте тему урока. (Орфограммы в глаголах). Запись темы урока в тетрадь.
V. Актуализация и закрепление орфографических знаний, развитие умений.
Теперь 1-й вариант выпишите из текста слова, иллюстрирующие правило о правописании личных окончаний глаголов,(окончания выделить)
2-й вариант- слова, иллюстрирующие правило о правописании Ь перед -СЯ.
1: увидишь, веришь, пощупаешь, гладишь, линяет, счесывает, обрастает.
2: спрятаться, спустится, тереться, почешется, потрётся, поскребётся.
Коллективная проверка.
VI. Работа с таблицей. (Слайд 5.)
Все орфограммы в глаголах можно разделить на буквенные и небуквенные(орф.-пробел и орф.-контакт).
Буквенные в свою очередь делятся на правописание гласных в различных морфемах и правописание Ь.
Сегодня мы более подробно остановимся на правописании гласных.
Рассмотрим первый столбик. Опираясь на примеры, сформулируйте правило.(Один из учащихся рассказывает правило).
VII. Работа в парах. (Слайд 6.)
Для закрепления данного правила работаем в парах. (Дети самостоятельно в паре решают, кто выписывает словосочетания с буквой И в корне, а кто с Е).
Проб..раться в лес, зам..рать от страха, выт..реть пыль, отт..рать пятна, ум..реть от счастья, выд..ру с корнем, зап..рать дверь, расст..лать скатерть, бл..стела вода, выб..решь книгу
(Самопроверка со слайда 7.) Кем были допущены ошибки?
Графически изобразите данное правило. (Один человек работает у доски)
^ ^
И А Е А
VIII. Работа в группах .(Слайд 8.)
Следующее правило о правописании суффиксов. Для повторения данного правила дополните алгоритм и выполните задание на листах.
Глагол
в н.ф. или прош.вр.
Поставить в форму _____________
Суффикс исчез значит __________ Суффикс остался значит __________
Вставьте буквы.
Ничего не загад…вать, не на что рассчит…вать, ни к кому не навед…ваться, ни на что не жал…ваться, ни о чём не раздум…вать, ни с кем не совет…ваться, ни о ком не расспраш…вать, нечему рад…ваться, не хочу рассказ…вать, внимательно разгляд…вать, тихо бесед…вать, быстро отгад…вать.
(Работают 3 группы по рядам. Каждая выполняет задание.)
Обменяйтесь заданиями и выполните проверку.
Совместная проверка алгоритма.(Слайд 9.) Какие ошибки обнаружили?
IX. Работа со схемой.(Слайд 10.)
Опираясь на эту схему-опору, расскажите, как определить спряжение глагола.(Ответы учащихся)
Перечислите глаголы исключения.
Чтобы закрепить это умение, напишем распределительный диктант.
Выскочит хохочешь
Подаришь пишете
Держим бормочет
Обидит машет
Дышит пашет
Крутишь режете
Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.(Взаимопроверка).
Кем были допущены ошибки?
На следующем уроке мы повторим остальные орфограммы из таблицы.
Д/з. упр 121.