Сценарий внеклассного мероприятия Живописные дневники жизни М. Ю. Лермонтова

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 9 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


Устный журнал


Живописные дневники жизни М Ю Лермонтова

материалы к проведению внеклассного мероприятия,

посвящённого жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова


Цель: расширить знания учащихся о жизни и творчестве великого русского поэта, способствовать развития познавательного интереса, развивать навыки исследовательской деятельности.





Казался ты и сумрачным и властным

Безумной вспышкой непреклонных сил,

Но ты мечтал об ангельски - прекрасном,

Ты демонически-мятежное любил!

Ты никогда не мог быть безучастным,

от гимнов ты к проклятиям спешил,

и в жизни верил всем мечтам напрасным:

ответа ждал от женщин и могил!

Но не было ответа. И угрюмо

ты затаил, о чем таилась дума,

И вышел к нам с усмешкой на устах.

И мы тебя, поэт, не разгадали,

не поняли младенческой печали

В твоих как будто кованых стихах!

Эти стихотворение написал Валерий Брюсов. Называются они «К портрету Лермонтова». И действительно, вглядываясь в лицо великого русского поэта, которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения, понимаешь, как всё - таки мало ещё ты знаешь о нём, сколько тайн его жизни еще не разгадано.

Мы вот привыкли говорить о нём как о писателе, поэте, подарившем миру замечательные стихи, поэмы, драмы, повести. И мало кто знает, что талант этого великого человека проявился не только в литературе, но и живописи. Лермонтов - художник. Звучит необычно. Вот об этом и поговорим сегодня.

- По свидетельству его дяди А.П. Шан-Гирея, Лермонтов начал рисовать едва ли не раньше, чем писать стихи. Он писал: «Вообще, Михаил был счастливо одарён способностями к искусствам… Уже в 12 лет рисовал акварелью довольно порядочно и лепил из крашеного воска целые картины: охоту на зайцев, сражение Александра Македонского при Арбеллах». Другой очевидец сообщал, что в Тарханах находились рисунки карандашом, изображавшие кулачные бои в деревне и хватание разбрасываемых крестьянам подарков, различные юмористические домашние сцены.

Бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева из знаменитого рода Столыпиных, взявшая на себя обязанности по воспитанию внука после смерти матери, всегда поощряла увлечение Лермонтова рисованием: пол в его детской комнате был покрыт сукном, на котором мальчик с удовольствием чертил мелом. Любопытно, что на самом раннем портрете неизвестного художника (вероятно, крепостного) Лермонтов изображён в возрасте 4 - 5 лет с мелком в правой руке.

Малыш изображён почти во весь рост, в белом платьице; правой рукой ребёнок что-то чертит на грифельной доске, в левой держит полуразвёрнутый лист бумаги с какими-то зарисовками. Создаётся впечатление милого, нежного малыша, у него собственный мир, в котором он главный герой.

- И в последующие годы Лермонтов не оставлял живопись. Обучаясь в Москве, в Благородном пансионе, он посещал обязательные уроки рисования, изучал перспективу, «снимал», как тогда говорили, с натуры ландшафты, а затем, в Петербурге, брал уроки у известного тогда живописца П.Е. Заболотского. В его раннем литературном творчестве встречаются имена любимых художников: Рафаэля, Перуджино, Рембранта.

В ранних живописных опытах Лермонтова привлекают внимание работы, образующие «испанский цикл». Обращение к Испании у поэта не случайно: в семье Лермонтовых бытовало предание о происхождении рода от испанского герцога Лермы. Самая значительная работа в этом цикле - «Портрет герцога Лермы».

Это первое известное живописное произведение Лермонтова. Своему легендарному предку художник придал автопортретные черты. Резкий боковой свет подчеркивает напряженную скорбь в темных глазах, в складке плотно сомкнутого рта.

- Теперь точно установлено, что родоначальником рода Лермонтовых являлся шотландец Георг Лермонт, воевавший в рядах польской армии против русских в 1613 году. Позже этот наёмный рыцарь был взят в плен и остался в России. Но в то время Михаил Юрьевич этого не знал и с интересом фантазировал на испанские темы. В 1830 году он написал трагедию «Испанцы», в которой выразил свой главный романтический идеал - стремление к свободе. В эти же годы он создаёт акварели и рисунки:

Все эти и другие миниатюры представляют собой зрительные перифразы трагедии «Испанцы»; под глухим покровом одежды скрывается испанская страсть в соответствии с романтическими канонами.

- В 1832году в жизни Лермонтова произошли большие перемены: Московский университет, в котором он учился, переживал кризис вместе с другими учебными заведениями страны. Николай I насаждал дух казармы, строгости росли с каждым месяцем. В числе других студентов вольнолюбивому Лермонтову было «посоветовано уйти». В Петербургском университете, куда поэт подал документы, отказались зачесть два года, которые он проучился в Московском, а Лермонтову хотелось скорее стать самостоятельным. Оставался один путь - юнкерская школа, готовившая офицеров и дававшая хорошее образование. Решение, хотя и с сомнениями, было принято. Лермонтова одолевали мрачные мысли, «поэзия души моей угасла»,- писал он в эти годы. Юнкерская школа во многом препятствовала творческому развитию поэта, в ней, например, не разрешали читать книг литературного содержания, и юный поэт читал и рисовал по ночам. Рисунками-воспоминаниями заполнена в 1832-1834 годах так называемая «юнкерская тетрадь» Лермонтова, которую сохранил товарищ поэта Н.М. Манвелов и передал в дар Лермонтовскому музею при Николаевском кавалерийском училище. «Тетрадь» содержит живые и непосредственные рисунки из юнкерского быта. Некоторые из них перед вами. (СЛАЙД 7)

Большинство жанровых сценок и портретных зарисовок сделано с натуры. Романтическая интонация не подавляет, а усиливает индивидуальную выразительность рисунка. Обучение в юнкерской школе во многом поменяло и предопределило всю дальнейшую жизнь Лермонтова. Когда он её закончил, ему было ровно 20 лет - жить оставалось шесть с половиной лет!

- Ни об одном из поэтов России не было столь противоречивых мнений, как об этом юном офицере. Его не любили многие - обожали единицы, он был несносным, угрюмым - и в то же время - мог быть душой компании. Ни один художник не смог правдиво передать его облика - одни приукрашивали, другим он казался безнадёжно заурядным. Наверное, всё дело было в том, что его лицо слишком напрямую выражало состояние души, и если это состояние не нравилось собеседнику, он и почитал сам облик нехорошим, некрасивым. Вот почему для бабушки он всегда был прекрасным, а его глаза производили чарующее впечатление на того, кто бывал симпатичен Лермонтову.

- К сожалению, до сих пор неизвестно, кто является авторами детских портретов Лермонтова: вероятно, это были крепостные. До нас же дошли сведения, что по заказу бабушки Арсеньевой было выполнено два портрета по окончании юнкерской школы Лермонтовым в звании корнета: художником Будкиным и учителем живописи П.Е. Заболотским. Художник М.Е. Меликов в своих воспоминаниях пишет: «Наружность его невольно обращала на себя внимание: приземистый, маленький ростом, он обладал большими карими глазами, сила обаяния которых до сих пор остаётся для меня загадкою». Сам же поэт часто посмеивался над своей внешностью, говоря, что судьба, будто на смех, послала ему общую армейскую наружность. Тем не менее, никто лучше самого Лермонтова не смог написать его портрета. Широко известен замечательный автопортрет поэта.

Он сделан им в 1837 году на Кавказе, в ссылке, на фоне кавказского пейзажа. На нём мундир Нижегородского драгунского полка: красный воротник, эполеты, газыри, бурка на плече. Акварельный автопортрет, в котором поэт запечатлел собственное представление о себе, выразил свою затаённую думу, печаль и скрытый трагизм. Это одно из самых значительных явлений лермонтовской иконографии. На обороте портрета - наклейка с надписью по-немецки: «Михаил Лермонтов, русский офицер и поэт, им самим нарисованный».

- Известно, что он предназначался любимой женщине - Варваре Лопухиной, которой автор и вручил его в июне 1838 года при их последней встрече, перед её отъездом в Германию. Там она отдала акварель на хранение подруге А. Верещагиной. Около 80 лет портрет считался утерянным, но в 1934 году, на аукционе в Хохберге, его купил профессор М. Винклер и в 1955 году передал два слайда (Лермонтова и Лопухиной) искусствоведу В. Лазареву, который, в свою очередь, передал их издателю Пахомову, опубликовавшему портреты в журнале «Огонёк» в 1961году. Год спустя Ираклий Андроников, изучавший жизнь и творчество Лермонтова, привёз из Германии оригинал портрета. Так автопортрет вернулся на свою историческую родину.


- Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых,

Она не водит за со собою

Толпу вздыхателей немых.

Однако все её движенья,

Улыбки, речи и черты

Так полны жизни, вдохновенья,

Так полны чудной простоты.

Но голос душу проникает,

Как вспоминанье лучших дней,

И сердце любит и страдает,

Почти стыдясь любви своей.

Так писал Лермонтов о Варваре Лопухиной, той самой девушке, чей образ был всегда в душе поэта. Чей портрет писал с особым чувством. Девушке, с которой судьба свела и разлучила навсегда.

Они прощались навсегда,

Хотя о том пока не знали.

Погасла в небе их звезда,

И тихо свечи догорали.

"Я обещаю помнить вас...

Дай бог дожить до новой встречи..."

И каждый день, и каждый час

Звучать в нём будут эти речи.

Она его не дождалась,

С другим печально обвенчалась.

Он думал: "Жизнь не удалась..."

А жизнь лишь только начиналась.

Он ставит в церкви две свечи.

Одна - за здравие любимой,

Чтоб луч её мерцал в ночи,

Как свет души его гонимой.

Свечу вторую он зажег

За упокой любви опальной

И может, пламя горьких строк

Зажглось от той свечи печальной?

Две горьких жизни... Два конца...

И смерть их чувства уравняла,

Когда у женского лица

Свеча поэта догорала. А. Дементьев

- Картины, рисунки, акварели Лермонтова- это своеобразная летопись жизни поэта. Значительное место в ней занимает Кавказ.

Впервые Михаил Юрьевич побывал на Кавказе шестилетним ребёнком, когда бабушка привозила его на горячие источники, чтобы поправить здоровье внука. Уже первая поездка из далёкого пензенского имения Тарханы оставила отпечаток в детском сознании. Но особенно большое значение в жизни Лермонтова имело посещение Кавказа в 1825 году, когда ему было одиннадцать лет. Тогда вместе с бабушкой и внуком в поездку отправились её брат Александр Столыпин со своим семейством, другие родственники, гувернёры, лекарь, повара. Зная, что Мишу скоро придётся отдать в учение в Москву, бабушка решила сделать ему щедрый подарок- поездку на горячие воды на целое лето.

Ехали долго, недели две. После Ставрополя увидели горы: сначала повитый голубой дымкой Бештау, а за ним - вершины Большого Кавказа. Вдалеке угадывались легкие очертания двуглавого Эльбруса.

Позднее детские впечатления найдут отражение в создании картины «Эльбрус». СЛАЙД

Восхищенный Кавказом ещё во время поездок в детские годы, Лермонтов надолго сохранил память о нем. Богатая и величественная природа, самобытные, гордые и независимые жители гор создали в душе мальчика прекрасный и романтический мир, в котором он искал и находил героев своих грёз. Для юного поэта любимой стала «игра в Кавказ», в альбоме он рисует горные пейзажи, первые литературные опыты преимущественно посвящает Кавказу:

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз:

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ!

В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ!

Я счастлив был с вами, ущелия гор,

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!

- Вышедший из-под опеки бабушки, уже взрослый, Лермонтов трижды приезжал на Кавказ, и всегда не по своей воле - это было место его службы, а точнее, ссылки.

Первый раз он был сослан в1837 году за стихотворение « Смерть поэта», посвящённое трагической гибели А.С. Пушкина. Когда стихотворение дошло до царя, он наложил на нём такую резолюцию: « Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону». У Лермонтова и его друга Раевского был сделан обыск. В результате новоявленный поэт был сослан на Кавказ , где шла война с горцами.

По дороге на Кавказ Лермонтов заболел и попал в ставропольский госпиталь. Оттуда в середине мая 1837 года он был переведен для лечения в Пятигорск. Лечился поэт минеральными ваннами, которых принял не менее 60-ти. В Пятигорске на него нахлынули воспоминания детства, так как раньше он был с бабушкой в этом городке. Сравнивая увиденное со своими детскими воспоминаниями, поэт был удивлен произошедшим здесь изменениям: в городе появились красивые здания; там, где располагался казачий пост, появилась изящная беседка « Эолова арфа»; в неё вмонтировали музыкальный инструмент - арфу, струны которой приводились в действие ветром через флюгер и издавали приятные мелодичные звуки. Так родилась картина «Пятигорск». СЛАЙД

- Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова - художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы. Интересным достижением в этом смысле является картина « Воспоминание о Кавказе».

- Пейзажи с романтическими видами Кавказа занимают в творчестве Лермонтова - художника одно из важнейших мест. В них он прекрасный колорист, добивающийся цветового единства, живописец, который умеет мастерски передать тонкости воздушной перспективы. Интересным достижением в этом смысле является картина « Воспоминание о Кавказе».

- Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса ( ныне Тбилиси), всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом замечательном древнем городе, следствием чего явилось создание картины «Вид Тифлиса». СЛАЙД

Картина является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи. Лермонтов изобразил то, что произвело на него впечатление- образ восточного города, яркого и экзотичного. Его поразила открывшаяся панорама Тифлиса. Справа, на отвесной золотисто- жёлтой скале высится Метехский замок. На противоположном берегу Куры- кудрявые Орточальские сады. В центре картины - коричнево - серая остроконечная скала, с которой уступами сбегает старая стена замка. И, наконец , на заднем плане - господствующая над городом гора Мтацмминда.

Любая кавказская панорама Лермонтова - это как бы малый фрагмент Вселенной, выразивший всю бесконечность мироздания. Но несмотря на романтическую интонацию, как пишет Ираклий Андроников, его панорамы во многом совпадают с реальной топографией изображаемых мест и более того с описанием этих мест в произведениях. Среди наиболее интересных пейзажей, выполненных маслом, особое место занимает картина «Крестовая гора».СЛАЙД

- Кавказская тема в живописи поэта не ограничивается изображением пейзажей. Большое место в ней занимает военная тема. Широко известна картина Лермонтова « Эпизод сражения на реке Валерик» (« река смерти»).

В основу написания этой картины положены важные события военной биографии Лермонтова. Когда вся грамотная Россия читала « Героя нашего времени», поэму « Демон», напечатанные и разошедшиеся в списках стихи, их автор снова ехал на Кавказ, напутствуемый словами Николая I: « Счастливого пути, господин Лермонтов, пусть он очистит свою голову…».

Это была вторая ссылка поэта за дуэль с сыном французского посла Де Барантом. Его направляли в Тенгинский пехотный полк , на побережье Черного моря, туда, где наиболее ожесточенно развивались военные действия. Но командующий кавказской линией генерал П.Х. Граббе, благожелательно относившийся к поэту, посылает его в отряд генерала А. В. Галафеева для участия в военной экспедиции на Малую Чечню. Началась армейская жизнь: стычки, перестрелки с чеченцами, опасные вылазки, опасные поручения, видел Лермонтов и похороны убитых, и отважные поединки…

После этой экспедиции Лермонтов вместе с частью отряда А.В. Галафеева отправляется в Северный Дагестан, а затем снова возвращается в Чечню - в общем, ему пришлось побывать на большой арене военных действий. Лермонтов распоряжался « отборной командой охотников, состоящей до ста казаков - разный сброд: волонтёры, татары». До него отрядом командовал прославленный храбрец Р.И.Дорохов; когда Дорохов был ранен ,отряд в наследство достался Лермонтову.

Сражение при Валерике произошло 11 июля 1840 года. О нём поэт сообщал в письме к другу: « У нас были каждый день дела, и одно довольно жаркое, которое продолжалось шесть часов сряду. Нас было всего 2000 пехоты, а их до 6000. Всё время дрались штыками. Вообрази себе, что в овраге…. после дела ещё пахло кровью». В этом сражении пало свыше 300 солдат и русских офицеров, чеченцы оставили на поле боя около 600 погибших. Товарищ Лермонтова Мамацев, воевавший вместе с ним, рассказывал: « Как сейчас вижу его перед собою, то в офицерском сюртуке без эполет с черкесской шашкой, то в красной канаусовой рубашке… Лермонтов был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кавказских джигитов…Куда ни посмотришь, всюду поручик Лермонтов, везде первый подвергался выстрелам».

После этого сражения Галафеев представил поэта к награде и направил командующему личную просьбу о его переводе в гвардию. Лермонтов не получил наград и не был переведён в гвардию. Сам поэт писал об этом другу А.И.Бибикову в письме: «…Из Валерикского представления меня здесь вычеркнули, так что даже я не буду иметь утешения носить красной ленточки, когда надену штатский сюртук…».

Русская литература участию Лермонтова в сражении при Валерике обязана шедевром батальной лирики - стихотворением « Валерик» («Я к вам пишу случайно, право…»), а в живописи - названной ранее картиной. Лермонтов - баталист уверенно владеет линией, великолепно передаёт движение, умело строит композицию. Интересен тот факт, что рисунок композиции выполнил Лермонтов, а акварелью его дописал Г. Гагарин, товарищ поэта. Если сравнивать поэму и картину, то можно сделать общий вывод о том , что война изображена художником без прикрас, во всём её драматизме.

- Сражению при Валерике посвящена и другая картина - «Бой при Валерике». СЛАЙД

Картина написана в 1840 году и также показывает Лермонтова как блестящего рисовальщика-баталиста. Средствами живописи ему удается передать суровую обстановку военной жизни. Из ссылки поэт пишет в письме другу А.Лопухину: «Может быть, когда-нибудь я засяду у твоего камина и расскажу тебе долгие труды, ночные схватки, утомительные перестрелки, все картины военной жизни, которых я был свидетелем».

На картине «Нападение» как раз изображён один из таких эпизодов. СЛАЙД

Однако надеждам Лермонтова не суждено было осуществиться. В январе 1841 года, благодаря стараниям бабушки, ему был выдан отпускной билет на два месяца, и он отправился в Петербург. В конце апреля того же года, не дождавшись отставки, Лермонтов покидает северную столицу и едет в Ставрополь, а оттуда в Пятигорск, где поэт найдёт свой последний приют.

В последние месяцы своей жизни Лермонтов продолжал рисовать карандашом, пером и акварелью, делал зарисовки в альбомы знакомых - это дружеские шаржи, карикатуры, жанровые сцены. Но почти все рисунки этого времени не дошли до нас.

- Вот так за свою недолгую и такую беспокойную жизнь поэт создал большое количество живописных и графических работ. Сегодня мы открыли для себя Лермонтова как прекрасного художника. Его картины - это живописные дневники его жизни и ёще одно доказательство того, что, поистине, талантливый человек талантлив во всём!




© 2010-2022