Конспект урока для первоклассников Знакомство со звуком [a] и буквой А

Урок для первоклассников, для развития кругозора и мышления. Составлен на основе всех требований стандарта второго поколения. Облегчит работу учителя при подготовке к работе. Понятный конспект не требующий переработки и коррективов. Урок опробован, и соответствует природосообразности обучения. Желаю успехов в работе и проведении урока. Цели: ознакомить с гласным звуком [а]; и буквой А; расширить словарный запас, логичекое мышление и орфографическую зоркость, научить правильному фонетическому про...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока: знакомство со звуком [a] и буквой А

Цели: ознакомить с гласным звуком [а]; научить акцентировано произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета); обеспечить условия для развития фонематического слуха и воспитания культуры учебного труда.

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают буквы А, а; умеют выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», осуществлять выбор слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета).

Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):

Познавательные: построение рассуждений о значении понятий «верхняя (средняя, нижняя) строка», «левый (правый) столбец» (рисунки в учебнике); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.

Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.

Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе.



Сценарий урока

I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе)

Учись читать! Учись читать!

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.

II Введение в тему урока.

  • Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)

  • Обратите внимание на форму открытого рта.

  • Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.

  • Отгадайте загадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Так приятен он на вкус!

Если спелый - все довольны,

И зовут его... (арбуз).

  • Произнесите первый звук в слове «арбуз».

Солнце жжёт мою макушку,

Хочет сделать погремушку.

(Мак.)

  • Произнесите второй звук в слове «мак».

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют.

(Рябина.)

  • Произнесите последний звук в слове «рябина».

III Объявление темы и постановка учебной задачи.

  • Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.

IV Открытие новых знаний.

  1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.

  • Постройте схему слова.

  • «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.

  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. (Ааанюта.)

  • Назовите первый звук в слове.

  • Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.

  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (Анънъюта.)

  • Назовите второй звук.

  • Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.

  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. (.Анюююта.)

  • Назовите третий звук.

  • Объясните, какой это звук и как его обозначить.

  • «Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук. (Анюттта.)

  • Назовите четвертый звук.

  • Объясните, как его нужно обозначить.

  • Назовите мягкую пару звука [т].

  • Выделите голосом последний звук в слове.

  • Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.

  • Объясните, как его нужно обозначить.

  • Прочитайте всё слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)

  • Сколько в слове звуков?

  • Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)

  • Какие они по счету? (Первый и пятый.)

  • После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твёрдого согласного.) -Запомните правило: после твёрдых согласных звук [а] записывается буквой а.

  • Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.)

  • Буква А - заглавная, пишется только в начале предложения, слов, которые обозначают име на людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.

  • Какие вы знаете слова на букву Л? (Ответы учеников.) Аналогично проводится работа с другими словами,

  • Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.

    1. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.

Учитель просит учащихся рассмотреть образцы печатной буквы А, а.

  • Из каких элементов состоят буквы?

БУКВА НА ДОРОГЕ

А - автобус. Чётко, кратко.

Здесь - и выход, и посадка.

А. Шибаев

    1. Составление предложений с данными словами.

Физкультминутка



    1. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова (по схемам). Работа по учебнику.

  • Назовите слова, которые начинаются со звука [а].

  • Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.

  • Назовите слова, в которых звук [а] находится в конце слова.

  • Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.

  • Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (Экран.)

  • Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)

  • Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке).

  • Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)

    1. Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».

  • Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.)

  • Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а.

  • Какой буквой обозначается звук [а] после твёрдых согласных? (Буквой а.) Звукобуквенный анализ названий картинок.

  • Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)

  • Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.

  • Как правильно назвать первую картинку - шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)

  • Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того, как дадим звуковую характеристик звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем соответствующую букву.

  • Обозначьте звук [а] буквой, вписав её в нужные клеточки.

  • После какого звука стоит звук [а]? (После твёрдого согласного.)

  • Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твёрдого согласного. (После твёрдых согласных звук [а]записывается буквой а.)

    1. Разгадывание кроссворда.

  • Назовите слова со звуком [а].

  • Что нарисовано на картинке? (Арфа.)

  • Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа- щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)

  • Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А...р...ф...а...)

  • Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].

  • На каком месте в слове находится звук [а]?

  • Покажите с помощью фишек качественную характеристику звука.

Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.

Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.

Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].

V Итог урока. Игра на внимание.

Учитель читает стихотворение С. Маршака.

.. .Вот мраморная арка

Ведёт в аллею парка.

Идёт аллея до ворот,

А у ворот автобус ждёт...

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

Антоновку и апельсин,

Арбуз и ананас.

Вот абрикос, а вот айва...

Какие вкусные слова -

И все на букву... («А»).

  • Назовите слова на букву а.

VI Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)

- Что вам понравилось на уроке?

- Какие цели мы сегодня ставили?

- Удалось ли нам их достичь? Почему?

- Давайте оценим нашу работу на уроке.

Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий - если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый - если вы выполнили работу не до конца.

Список литературы:

  1. Букварь : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011.- (Начальная школа ХХI века).

  2. Пропись: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова- М.: Вентана-Граф, 2012- (Начальная школа ХХI века).

  3. Русский язык (обучение грамоте): 1 класс: система уроков по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокумовой «Букварь» / авт.-сост. И.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2012.

  4. Волина В.В. Праздник букваря - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.

5


© 2010-2022