- Преподавателю
- Русский язык и литература
- Конспект урока для первоклассников Знакомство со звуком [a] и буквой А
Конспект урока для первоклассников Знакомство со звуком [a] и буквой А
Раздел | Русский язык и Русская литература |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Белоногова К.М. |
Дата | 29.06.2014 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
Тема урока: знакомство со звуком [a] и буквой А
Цели: ознакомить с гласным звуком [а]; научить акцентировано произносить гласные звуки, зафиксированные в звуковых моделях слов, выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета); обеспечить условия для развития фонематического слуха и воспитания культуры учебного труда.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают буквы А, а; умеют выполнять звуковой анализ слов «Анюта», «луна», осуществлять выбор слов со звуком [а] в начале, середине, конце слова, моделировать звуковой состав слова (отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета).
Метапредметные (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий - УУД):
Познавательные: построение рассуждений о значении понятий «верхняя (средняя, нижняя) строка», «левый (правый) столбец» (рисунки в учебнике); воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие.
Коммуникативные: уметь формировать коммуникативно-речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими.
Личностные: анализируют и характеризуют эмоциональные состояния и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация Power Point; у учащихся: учебник, тетрадь на печатной основе.
Сценарий урока
I Мотивация учебной деятельности (подготовка класса к работе)
Учись читать! Учись читать!
Важнее нет науки!
Тот, кто сумеет сам читать,
Совсем не знает скуки.
II Введение в тему урока.
-
Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)
-
Обратите внимание на форму открытого рта.
-
Обратите внимание на то, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.
-
Отгадайте загадки:
Он большой, как мяч футбольный,
Так приятен он на вкус!
Если спелый - все довольны,
И зовут его... (арбуз).
-
Произнесите первый звук в слове «арбуз».
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку.
(Мак.)
-
Произнесите второй звук в слове «мак».
Осень в сад к нам пришла,
Красный факел зажгла.
Здесь дрозды, скворцы снуют
И, галдя, его клюют.
(Рябина.)
-
Произнесите последний звук в слове «рябина».
III Объявление темы и постановка учебной задачи.
-
Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а.
IV Открытие новых знаний.
-
Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.
-
Постройте схему слова.
-
«Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.
-
«Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен первый звук. (Ааанюта.)
-
Назовите первый звук в слове.
-
Какой это звук гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.
-
«Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен второй звук. (Анънъюта.)
-
Назовите второй звук.
-
Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.
-
«Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен третий звук. (.Анюююта.)
-
Назовите третий звук.
-
Объясните, какой это звук и как его обозначить.
-
«Прочитайте» слово «Анюта» так, чтобы отчётливо был слышен четвёртый звук. (Анюттта.)
-
Назовите четвертый звук.
-
Объясните, как его нужно обозначить.
-
Назовите мягкую пару звука [т].
-
Выделите голосом последний звук в слове.
-
Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.
-
Объясните, как его нужно обозначить.
-
Прочитайте всё слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)
-
Сколько в слове звуков?
-
Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)
-
Какие они по счету? (Первый и пятый.)
-
После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твёрдого согласного.) -Запомните правило: после твёрдых согласных звук [а] записывается буквой а.
-
Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а.)
-
Буква А - заглавная, пишется только в начале предложения, слов, которые обозначают име на людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.
-
Какие вы знаете слова на букву Л? (Ответы учеников.) Аналогично проводится работа с другими словами,
-
Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.
-
Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.
-
Учитель просит учащихся рассмотреть образцы печатной буквы А, а.
-
Из каких элементов состоят буквы?
БУКВА НА ДОРОГЕ
А - автобус. Чётко, кратко.
Здесь - и выход, и посадка.
А. Шибаев
-
-
Составление предложений с данными словами.
-
Физкультминутка
-
-
Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и в конце слова (по схемам). Работа по учебнику.
-
-
Назовите слова, которые начинаются со звука [а].
-
Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.
-
Назовите слова, в которых звук [а] находится в конце слова.
-
Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.
-
Определите, в каком слове спряталось слово «кран»? (Экран.)
-
Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)
-
Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (в правом столбце, в верхней строке, в средней строке, в нижней строке).
-
Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)
-
-
Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».
-
-
Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а.)
-
Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а.
-
Какой буквой обозначается звук [а] после твёрдых согласных? (Буквой а.) Звукобуквенный анализ названий картинок.
-
Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)
-
Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.
-
Как правильно назвать первую картинку - шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)
-
Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того, как дадим звуковую характеристик звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем соответствующую букву.
-
Обозначьте звук [а] буквой, вписав её в нужные клеточки.
-
После какого звука стоит звук [а]? (После твёрдого согласного.)
-
Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твёрдого согласного. (После твёрдых согласных звук [а]записывается буквой а.)
-
-
Разгадывание кроссворда.
-
-
Назовите слова со звуком [а].
-
Что нарисовано на картинке? (Арфа.)
-
Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа- щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)
-
Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А...р...ф...а...)
-
Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].
-
На каком месте в слове находится звук [а]?
-
Покажите с помощью фишек качественную характеристику звука.
Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.
Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.
Вывод: буква а обозначает гласный звук [а].
V Итог урока. Игра на внимание.
Учитель читает стихотворение С. Маршака.
.. .Вот мраморная арка
Ведёт в аллею парка.
Идёт аллея до ворот,
А у ворот автобус ждёт...
Да вот фруктовый магазин!
Здесь припасли для нас
Антоновку и апельсин,
Арбуз и ананас.
Вот абрикос, а вот айва...
Какие вкусные слова -
И все на букву... («А»).
-
Назовите слова на букву а.
VI Рефлексия (контроль и оценка процесса и результатов деятельности учащимися)
- Что вам понравилось на уроке?
- Какие цели мы сегодня ставили?
- Удалось ли нам их достичь? Почему?
- Давайте оценим нашу работу на уроке.
Поставьте красный кружок в тетради, если у вас получилось красиво и аккуратно, синий - если вы считаете, что ваша работа получилась не так как вы хотелось, зеленый - если вы выполнили работу не до конца.
Список литературы:
-
Букварь : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1 / Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова, перераб. - М.: Вентана-Граф, 2011.- (Начальная школа ХХI века).
-
Пропись: рабочая тетрадь №1 для учащихся общеобразовательных учреждений / М.М. Безруких, М.И. Кузнецова- М.: Вентана-Граф, 2012- (Начальная школа ХХI века).
-
Русский язык (обучение грамоте): 1 класс: система уроков по учебнику Л.Е. Журовой, А.О. Евдокумовой «Букварь» / авт.-сост. И.Г. Смирнова. - Волгоград: Учитель, 2012.
-
Волина В.В. Праздник букваря - М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
5