Элективный курс «Основы имиджелогии и делового общения»

Данный материал предназначен для учащихся 7-8 классов. Темы занятий включают как повторение материала по владению учащимися навыков делового письма, так и авладение школьниками орфоэпическими умениями. Данная разработка содержит материал по темам в виде конспектов занятий с домашними заданиями. Данный элективный курс содержит презентации учащихся в виде отчёта по работе на занятиях курса. В качестве основного рекомендован исследовательский метод обучения с применением информационно-коммуникативн...
Раздел Русский язык и Русская литература
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:








ИМИДЖЕЛОГИЯ И ОСНОВЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

Программа элективного курса 7 класс






Разработчик: Окунева Людмила Александровна

учитель литературы высшей категории























Бийск -2014







Методическая записка

Предлагаемый элективный курс рассчитан на 9 часов аудиторных занятий и ориентирован на учащихся 7-х классов, может быть включен в блок « Факультативные занятия». Интегрированный курс направлен на освоение навыков конструктивного, корректного, эффективного общения с партнёрами по совместной деятельности, использование достижений философских наук, этики, эстетики, а также предусматривает работу учащихся с компьютерными технологиями. Необходимость внедрения компьютерной техники в школьную практику содержит два основных, тесно связанных между собой слагаемых. Во-первых, огромные технико - операционные возможности компьютера несут в себе несравнимый с ранее применявшимися техническими средствами обучения, дидактический материал, который может и должен быть использован в учебно - воспитательном процессе. Во-вторых, использование и работа с компьютером влияет на подготовленность учащихся на уровне современных требований.

Поэтому использование ИКТ в учебном процессе - важнейший компонент подготовки учащихся к выбору будущей профессии.

На занятиях данного элективного курса используется исследовательский метод обучения с применением ПК. Он обеспечивает самостоятельную творческую деятельность семиклассников в процессе подготовки к занятиям в рамках определённой тематики.

Благодаря применению данного метода, учащиеся , используя доклады, игры, презентации, различные тесты, фрагменты видеофильмов, более успешно овладевают материалом данного элективного курса.

Основная цель курса - сориентировать семиклассников в выборе будущей профессии, помочь определиться в профильном направлении лицейского звена.

В процессе работы решаются следующие задачи:

- формируются профессионально- ориентированные умения в рамках деловой коммуникации;

- определяются способности решать практические задачи и навыки овладения техникой делового общения и создание собственного и коллективного имиджа;

- развивается познавательный интерес к изучаемому материалу через использование ИКТ.

Виды работы учителя и учащихся:

- подготовка спецвопросов - презентаций на заданную тему;

- работа с тестами, определяющими индивидуальные особенности личности;

- лекция с элементами беседы;

- использование интерактивной доски для составления обобщающих таблиц во время групповой работы;

- поисковый метод работы в Интернете по определению некоторых неизвестных терминов, встретившихся в ходе занятия;

- инсценировка по темам, посвящённым мимике и жестам, снятие на видеокамеру с дальнейшим анализом полученного материала;

- оформление слайдов.

Эффективность использования ИКТ на уроках элективного курса

«Имиджелогия и основы делового общения»

Использование ИКТ позволяет учителю:

1) Обеспечить активное участие обучающихся в учебном процессе.

2) Развивать коммуникативные способности семиклассников.

3) Вести учёт индивидуальных особенностей учащихся.

4) Развивать творческую деятельность детей в процессе подготовки к занятиям.

5) Наглядно демонстрировать ряд понятий.

6) Вынести на слайды основную информацию, представленную в наиболее адаптированном для восприятия учащихся виде.

7) Повышать интерес учащихся к предмету через компьютерные технологии.

8) Работая со цветовым оформлением презентаций, развивать эстетические вкусы учащихся.

Программа элективного курса

№ недели

№ занятия

Тема занятия

Кол-во

часов

1.

1.

Имиджелогия в комплексе наук. Сущность и атрибуты имиджа. Цель: дать представление о способах создания привлекательного образа.

1 час

2.

2.

Этика делового общения. Этические нормы общения. Цель: показать значение общения; задачи, решаемые в процессе делового общения.

1 час


3.


3.

Знаем ли мы формулы этикета. Цель: изучить понятия «этикет», «речевой этикет»; важность речевого этикета; показать разнообразие этикетных формул и правильность использования их в речи.

1 час


4.


4.

Урок тренинг. Использование формул речевого этикета

Цель: учиться использовать правила этичного, нравственного поведения; формировать у учащихся навыки культурного общения.

1 час


5.


5.

Вербальное общение. Искусство публичной речи. Цель: познакомить с основами культуры речи; определить задачи, решаемые в процессе делового общения; показать значение общения.

1 час


6.


6.

Какова роль интонации в речевом общении.

Цель: показать важность владения правильной интонацией и логическим ударением в процессе делового общения.

1 час


7.


7.

Невербальные коммуникации. Цель: дать представление о том, что движения человека являются частью невербального общения (жесты, позы, мимика, интонация и взгляды).

1 час


8.


8.

В чём состоит этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений. Цель: проведение тренинга компонентов невербального общения.

1 час

9.

9.

Самостоятельная работа по теме «Имиджелогия и основы делового общения»

1 час

Занятия элективного курса по русскому языку

Урок № 1 Имиджелогия в комплексе наук. Сущность и атрибуты

имиджа

Цель урока: - познакомиться с понятием «имидж», с основными атрибутами имиджа;

- уяснить сложность, многофакторность построения имиджа;

- определить значение имиджа в воспитании и формировании привлекательной личности;

Оборудование: 1. Словарь С.И.Ожегова

2. Таблица «Разновидности частных имиджей» 3. Схема «Этапы построения имиджа»

План урока.

  1. Организация класса. Вступительное слово учителя.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Работа учащихся по выяснению значения слова «имиджелогия».

  4. Связь имиджелогии с другими науками.

  5. А.С.Макаренко о воспитании счастливого человека.

  6. Сущность, атрибуты и разновидности частных имиджей.

  7. Этапы построения имиджа.

  8. Выводы учителя и учащихся по основным проблемам урока.

  9. Задание на дом.

Сценарий урока.

К достоинствам должны стремиться люди- Ведь нет на свете ничего такого,

Чего не мог бы человек добиться Благодаря достоинствам своим.

Глиняная повозка// Классическая драма Востока. М.: Художественная литература,1976

1.Учитель: Здравствуйте, ребята, я очень рада видеть вас очередном занятии элективного курса «Основы имиджелогии и делового общения».Вам известна русская пословица «Встречают по одежке…, а как же звучит ее продолжение?

( Ребята отвечают:»…А провожают по уму»).

Учитель : Верно. Я хочу на наших занятиях научить вас тому, чтобы ваша внешность, ваш образ, ваши поступки и речь привлекали окружающих людей. Я постараюсь научить вас быть уверенными в себе.

2.-Сегодня мы познакомимся с новыми для вас терминами. Первое новое для вас слово имидж. Что же оно обозначает? Обратимся к словарю С.И.Ожегова.

Ученики зачитывают словарную статью: «Имидж-(книжн.). Представление о чьем-нибудь внутреннем облике, образе».

Учитель: Ребята, попробуйте составить словосочетания с этим словом. (Учащиеся составляют и записывают в тетради :

имидж руководителя; сложившейся имидж; привлекательный имидж.)

Учитель : Молодцы, ребята.

3.- А что же такое «имиджелогия»? Запишите, пожалуйста, определение:

« Имиджелогия- особая наука о человеке, о призвании и назначении человека. Главной целью ее становится самореализация личности, развитие ее активной гражданской позиции, ответственной за свои дела и поступки перед собой и перед окружающими людьми».

Ребята, какие, по вашему мнению, слова являются ключевыми в данном определении и почему?

( Ученики рассуждают и делятся своим мнением ).

4. Учитель: Как вы думаете , а что такое счастье? Когда человек счастлив?

( В результате обсуждения делается вывод : когда положительный потенциал преобладает в человеке, когда ему кажется, что все его любят и он любит всех - вот это взлет человеческий , кульминация его жизни).

Чтобы сформировать свой индивидуальный имидж, нужно понять сущность имиджелогии, основой которой являются достижения философии, педагогики, этики,эстетики культуры речи. Главная же цель- создание обаятельного целостного образа.

Давайте вместе определим, что может повлиять на создание привлекательной личности?

Привлекательная

личность

Воспитание,

Окружающие

Средства

Учреждения

Контакты в

образование

люди

массовой

культуры и

сфере делового

информации

искусства

общения


5. Много сделал для развития новой педагогики Антон Семенович Макаренко. Именно он осветил проблемы методики и техники воспитания счастливого человека . Он не только провозглашал красоту разумного поступка, творчества, но и внешность, по его мнению, имеет большое значение.

Трудно представить себе человека грязного, неряшливого, чтобы тот мог следить за своими поступками.

«В красоте мы объединяемся, красоте мы молимся, красотой мы побеждаем,»-говорил известный живописец и философ Н.К.Рерих.

6. Сущность и атрибуты имиджа.

1) Имиджелогия как наука о создании притягательного облика человека привлекает внимание личности. Имидж обусловливает самореализацию личности. Имидж выступает как людское признание, как их оценочное отношение.

Следует отметить внешний и внутренний аспекты, составляющие целостный облик человека.

Внешний аспект представляется множеством элементов - от обуви до головного убора. Это и лицо, и одежда, и походка, и мимика, голос, жесты.

Внутренний аспект имиджа имеет особо важное значение, потому что составляет духовную основу личности, ее жизни, то есть все то, что представляет сущность человека, его предназначение в мире.

- Прочитайте изречение древнекитайского мыслителя Конфуция. Как вы понимаете слова мудрого философа?

«Человек измеряется не с ног до головы, а от головы до неба». ( Учитель фиксирует ответы учащихся).

2) В.М. Шепель отмечает, что имидж человека вытекает из прошлого опыта и является сложным сочетанием частных имиджей. Современная наука построения имиджа как целостного образа выделяет следующие разновидности частных имиджей.

( Работа с таблицей.)

Разновидности частных имиджей

Имидж

среда

Габитарный имидж

(внешний облик).

Учет особенностей

внешности человека,

его телосложения,

осанка.

Деловой имидж .Отношение к ра- абочему месту.

Вербальный

имидж - мнение,

формируемое в процессе

Невербальный

имидж -

(жесты, мимика,

Аккуратность

во всем

речевого

общения

положение

тела в

пространстве)

оби-

тания

прическа,походка

(письменного и

устного)


7. Учитель: Построение имиджа - процесс сложный, многофакторный, развивающийся по определенным законам.

- Как вы думаете, из каких этапов состоит процесс построения имиджа?

(Учащиеся совместно с преподавателем определяют основные этапы. В результате работы получается следующая схема.)

1) изучение личностных качеств

Элективный курс «Основы имиджелогии и делового общения»

2) Подбор характеристик,

соответствующих роду или виду

Элективный курс «Основы имиджелогии и делового общения»профессиональной деятельности

Этапы построения имиджа

Элективный курс «Основы имиджелогии и делового общения»Элективный курс «Основы имиджелогии и делового общения»

3) Работа над внешним видом

4) Совершенствование коммуникативных качеств ( речь, умение общаться, выступать перед аудиторией)

8.Учитель: Ребята, руководствуясь материалами сегодняшнего урока, давайте сделаем вывод о том, что же такое имидж, для чего он нужен?

( Человек сам себя создает своими делами. Ценить личность необходимо по целям, которые она ставит перед собой.)

Эти цели в имиджировании должны соответствовать целям нашего лицея, в котором вы учитесь. В своем поведении и общении с другими людьми каждый показывает свой облик.

9. Домашние задание.

Ответьте на вопросы: 1.Что такое имидж, имиджелогия? Приготовьте доклад: Наиболее характерные составляющие имиджа личности.

2. Что такое хорошие манеры?

Улыбка как одно из главных требований этикета. (Возможна подготовка докладов или сообщений.) Что такое «дежурная улыбка»? Нужна ли она?

Урок № 2 Этика делового общения (лекция)

Цели урока: - показать значение общения;

- задачи, решаемые в процессе делового общения;

- изучить понятие термина « этика»;

- научится предотвращать конфликт в деловом общении.

План урока

1. Этические нормы общения.

2. Обеспечение благоприятного психологического микроклимата в коллективе.

3. Оценка нравственной обстановки в коллективе.

4. Конфликт и его разрешение.

Сценарий урока

Мир движется, совершенствуется: задача

человека участвовать в этом движении и

подчиняться и содействовать ему.

Л. Толстой

1. Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем говорить с вами о том, как строится взаимодействие людей в общественной, трудовой и учебной деятельности, то есть в деловом общении.

Этика - учение о морали, нравственности, нормах и требованиях, об упорядочении отношений людей друг к другу. Немецкий философ И.Кант считал, что без этой науки невозможно руководить людьми. Интерес к этике усиливается в настоящее время в связи с проблемой создания имиджа,образа, живущего в представлениях людей. Этот образ может меняться, корректироваться, но он должен отвечать запросам общества, а значит, предполагает правильное поведение личности в общении с другими людьми.

Этические нормы - это система ценностей и правил этики, соблюдение которых требуется от участников делового общения. Нормы морали выражаются в общих представлениях о том, как должно поступать.

Давайте остановимся на основных нравственных принципах:

1) Не следует совершать ничего, что может оказаться несправедливым.

2) Нельзя идти к успеху за счёт другого человека.

3) Владей собой настолько, чтобы уважать других, как самого себя.

4) Поступай с людьми, как желаешь, чтоб с тобой поступали.

По теории американского психолога А.Х.Маслоу, люди могут добиваться оптимальных результатов в деловом общении, если будут относиться к себе и другим как к неповторимой личности. В современном взаимосвязанном мире расширяются международное общение, международные контакты. И хотя участники международного общения придерживаются сходных этических норм и правил, предписаний международного этикета, тем не менее национальные и культурные особенности оказываются особенно значимыми не только в межличностных, но и межстрановых контактах.

Этика делового общения определяется тем, насколько успешно учитываются особенности национально-психологических типов, которые сохранились в коллективных представлениях о стране, народе, во фразеологических выражениях, содержащих обобщенные черты образа.Например, представления о таких странах, как:

- РОССИЯ- связываются с понятиями: « загадочная русская душа», русская литература, богатство русского языка.

- АНГЛИЯ- « страна туманного Альбиона», английский этикет, спартанское воспитание детей.

- ГЕРМАНИЯ- « страна броккенских великанов», германские рыцари, учёность и романтизм.

- ФРАНЦИЯ - ораторское искусство, французская мода, шарм парижанок.

- КИТАЙ - « жители Поднебесной», страны национальной гордости, культа предков, умения рассчитывать, фанатизма, церемоний.

-ЕГИПЕТ - « страна голубого Нила».

- ЯПОНИЯ- « страна восходящего солнца», цветущая сакура, японское искусство, школы для девочек.

Знание национальных и психологических типов разных народов, их традиций, нравов, обычаев, особенностей темперамента необходимы деловому человеку независимо от рода занятий, профессиональной деятельности, поскольку оно способствует эффективному общению, воспитанию уважения культур других народов, преодолению национального эгоизма.

Именно в процессе этой деятельности происходит воспитание личности, приобретаются соответствующие навыки и привычки, ответственность за порученное дело, формируется опыт высоконравственного поведения, обеспечивающий надёжность в словах, делах.

2. В классном коллективе между учащимися складываются различные отношения, в том числе и нравственности. Поэтому имидж коллектива попадает в зависимость от личных качеств: честности, порядочности, отзывчивости.

В теории существует понятие « нравственная обстановка» или « благоприятный психологический климат».Это принятие человека коллективом, возможность реализации учеником своих способностей и умений. В любом коллективе важное значение имеет умение ладить с окружающими людьми. Всегда есть ведущие ( как правило, авторитетные, честолюбивые) и ведомые( пассивные или отверженные, с которыми общаются вынужденно).В ряде обстоятельств комфортность нахождения в коллективе придаёт принятие существующего порядка, приспособление к нему.

Создание благоприятной нравственной обстановки обусловливает подбор людей по темпераменту . Правильный подбор - это более быстрое усвоение учебного материала, комфортный микроклимат в классе. Если этому не уделять внимание, то неизбежны конфликты. Особое значение в создании оптимального климата в коллективе имеет личная ответственность за порученное дело, осознание значимости личного поведения в связи с требованиями коллектива. И конечно, дисциплина. Это такая форма связи между людьми, которая обусловливает создание доверительной, доброжелательной, комфортной обстановки в классном коллективе.

В непосредственной связи с дисциплиной находится требовательность к себе и другим людям , что обеспечивает создание имиджа, основанного на принципах взаимопонимания и взаимопомощи, повышает результативность деловой и творческой активности коллектива.

3.- Давайте вместе подумаем, а как мы можем оценить нравственную обстановку в вашем коллективе?

Любая деятельность, а тем более творческая, требует непрерывного поиска, напряжения интеллектуальных и эмоциональных сил человека. Вследствие этого важное значение имеет изучение и оценка нравственно-психологической обстановки в коллективе, способствующей самореализации личности, занимающейся сложным делом.

При анализе процессов формирования имиджа коллектива нужно помнить, что не всякая группа становится коллективом. Эти процессы иногда бывают связаны с острыми психологическими конфликтами. Для коллектива характерно сочетание личных и социальных интересов, общих ценностных ориентаций и норм деятельности, содержание совместной работы, что сплачивает группу в коллектив, поднимает его имидж.

Социометрический опрос учащихся помогает изучить внутриколлективные и межколлективные связи и отношения. Между людьми выясняются позитивные, нейтральные или негативные отношения друг к другу, что имеет немаловажное значение для создания благоприятной психологической обстановки в коллективе. Ответы опрашиваемых могут также дать информацию о позиции каждого человека в коллективе, о делении коллектива на подгруппы, о взаимоотношениях между подгруппами.

Межличностные отношения на уровне учебной деятельности выявляются в ходе ответов на вопросы, требующие выбора лиц для совместного выполнения предложенных заданий, например: « С кем бы вы хотели пойти в поход?», « Кого бы из одноклассников вы пригласили на день рождения?», « С кем бы вы пошли в театр?».Ответы анализируются и вносятся в специальную таблицу, по которой составляется общая картина внутриколлективных отношений.

Внутри коллектива складываются небольшие дружеские группы, которые связаны между собой своими взглядами, доверительными обязательствами друг перед другом. Они, как правило, составляют ядро коллектива.Для создания благоприятной атмосферы необходимо особое внимание обратить на ребят, которые оказываются вне контакта с другими учениками. Важное значение имеет сохранение неформального лидера, если он выделен в ходе данного исследования. Если его привлечь на свою сторону, он может стать элементом эмоционально- психологической целостностью коллектива.

- Почему же так важен для человека коллектив?

В коллективе изучаются мотивы, социальные установки, навыки, представления человека о самом себе, его творческие способности, взаимодействие коллектива и личности в процессе самореализации учащихся.

Общечеловеческие нормы поведения тесно связаны в имидже коллектива с признанием ценности, единственности и неповторимости каждой личности. Важное условие достижения успеха в создании имиджа коллектива есть умение соединять личные и общественные интересы. Примером в этом отношении является участие 43 школ г. Ростова-на-Дону в акции « Рождественский перезвон».Они провели 114 благотворительных мероприятий, в ходе которых оказывали помощь детским домам, клиникам, солдатам военного госпиталя, семьям беженцев, ветеранам войны, пожилым людям.

Доброта, готовность прийти на помощь нуждающемуся - вот действенный инструмент в создании благоприятного имиджа коллектива.

4. - Ребята, а часто ли в вашем коллективе возникают конфликты?

Да, действительно, довольно часто в процессе делового общения могут происходить конфликты.

- А что такое « конфликт»? Давайте обратимся к словарям.

Конфликт - это противоборство, антагонизм сторон, мнений, сил.

Формирование морально-психологического климата требует изучения поведения людей, находящихся в конфликтной ситуации. По степени вовлечённости личности в конфликтную ситуацию выделяются конфликты: внутриличностные, межличностные, межгрупповые, межпартийные, межгосударственные.

Конфликты рождаются в результате несоблюдения нравственных правил делового общения. В теории выделяются следующие разновидности действий людей, которые оказываются в конфликтной ситуации:

- конфликтующий человек не переходит грани дозволенного;

- учащийся старается уйти в сторону от конфликтующих;

- он ведет себя крайне агрессивно до конфликта и после него;

- человек провоцирует конфликты, при этом старается спрятаться за спины конфликтующих сторон;

- Ребята, а можете ли вы назвать основные, на ваш взгляд, причины конфликтов? Как их можно разрешить?

Вот основные этапы разрешения конфликта:

- изучить цели, мотивы, особенности характера, способности его участников;

- изучить существовавшие ранее межличностные отношения участников конфликта;

- определить намерения конфликтующих сторон о способах примирения;

- выявить отношение к конфликту лиц, не участвующих в нём, но заинтересованных в его позитивном разрешении;

- применить необходимые способы разрешения данной конфликтной ситуации.

Нельзя считать, что конфликт неуправляем.Тот, кто так думает и пускает дело на самотёк, сам невольно способствует тому, чтобы конфликт разгорелся, вовлекая новых участников.

Многое зависит от поведения людей во время конфликта. К примеру, если обсуждение вопроса чревато серьёзными разногласиями, можно воздержаться от разговора, перенести его - такое отклонение от конфликта вполне разумно, или попытаться сгладить конфликт, если он уже возник, не выпускать наружу зависть, досаду, возбуждение. Сдержанность при конфликте быстро разряжает обстановку. Жёсткое, неуступчивое поведение человека во время конфликта неуспешно для каждого из спорящих сторон. Более продуктивны мягкость, уступчивость, попытка определить безболезненные точки соприкосновения, найти компромиссное решение, удовлетворяющее обе стороны.

Иногда срабатывает такой приём, как переключение разговора на другую тему.Нежелательно расширять предмет конфликта, да и самому обвиняющему необходимо предложить позитивное решение. Не должно быть категоричной формы, претензий, личных оскорблений.

Надо так строить взаимоотношения в коллективе, чтобы не возникали обиды. А это возможно там, где человек чувствует к себе внимательное, бережное отношение, где высокая культура общения.

Не может быть конфликтов, в классном коллективе, где применяются правила высоконравственного поведения:

- не поступайте с людьми так, как вы не желали бы, чтобы с вами они так поступали;

- дайте возможность проявить одноклассникам свои достоинства;

- кто делает первый шаг к примирению, тот выигрывает.

-Ребята, давайте попробуем вместе подвести итоги сегодняшнего занятия.

Каковы условия, формирующие оптимальное деловое общение в коллективе?

( Доверие, уважение к отдельной личности, создание предпосылок для развития способностей и талантов, развитие традиций данного коллектива, возможность преодоления или быстрого разрешения конфликтов)

Домашнее задание: опишите конфликтную ситуацию, возникшую в вашем классе, укажите способы его разрешения, как его можно было избежать.

Вопросы для самопроверки

1. Что означает этика делового общения?

2. Объясните, что такое благоприятный психологический климат в коллективе?

3. Каковы условия, формирующие оптимальное деловое общение в коллективе?

4. Как предотвратить конфликт в деловом общении?


Тема № 3: Знаем ли мы формулы этикета

Цели: - изучить понятия «этикет», «речевой этикет»;

- показать разнообразие этикетных формул и правильность использования

их в речи;

План урока:

1. Что такое этикет.

2. Основные правила, нормы, манеры поведения. Изящные манеры.

3. Правила речевого этикета.

4. Роль этикета в деловом имидже человека.

Ход урока

1. - Здравствуйте, ребята. Сегодня мы будем с вами говорить об очень важном и актуальном аспекте имиджа - этикете. А что вы знаете об этом слове?

Этикет есть установленный порядок поведения личности на работе, в общественных местах, на приёме, деловых встречах. Существуют такие разновидности этикета, как: придворный, дипломатический, воинский, гражданский, служебный, бытовой и т.д.

Невозможно взаимодействовать с людьми, не уважая друг друга, не ограничивая себя определёнными нормами, не выполняя правил учтивости, вежливости. В основе этикета содержатся правила поведения народов мира с древних времён до настоящего времени.

Манеры - это способ действия, особенность поведения, обращения с людьми.

2. Великий гуманист эпохи Возрождения Эразм Роттердамский оставил нам правила, нормы и манеры поведения, которые могут быть приняты во всех сферах жизнедеятельности человека. Вот они.

Вежливость - это обходительность и изящество манер, подчёркивал Роттердамский. Вежливое поведение явствует из хорошего воспитания. Хорошо воспитанный человек распознаётся по глазам, бровям, лбу, по выражению лица и внешности всего человека. Глаза должны быть ясными, спокойными и скромными. Мудрецы учили, что в глазах находится обиталище души. Брови должны быть расправленными: в них нет места надменности и высокомерию. Лоб - весёлый и ясный - это безмолвный язык души.

Не подобает шумно дышать, это признак гнева, а также безумия. Не шмыгать носом. Сморкаться в платок, да и то, отворачиваясь на время. Когда чихаешь - отвернуться в сторону. Зевать - если нельзя отвернуться, нужно ладонью или платком прикрыть рот. Смеяться прилично. Выражать радость таким образом, чтобы черты лица не исказились, чтобы человек не показался развязным. Нельзя без причины смеяться, сплёвывать через каждое третье слово, то и дело покашливать ( манера обманывающих). Не кашлять в лицо, не подобает почесывать голову, голова - опрятна, шея изящно выпрямлена. Не пренебрегать осанкой. Не подобает закладывать руку за спину или упирать руки в бока.

Манеры признаются изящными, когда они соответствуют природе и разуму.

У сидящего пусть будут соединены колени, у стоящего - ноги или, по крайней мере, не очень расставлены. Не подобает играть ногами и жестикулировать руками. Не следует открывать те части тела, которым природа придала стыдливость. Простая одежда приличествует молодому человеку. Мужчинам не подобает слишком заботиться о своей внешности. ( Эразм Роттердамский. О приличии детских нравов. Педагогика.1996. №4)

Вместе с тем не достаточно знать правила и нормы этикета, необходимо им следовать. Умение правильно вести себя в обществе, этикет, облегчает достижения в деятельности, в реализации своих способностей, создаёт благоприятные взаимоотношения в деловом общении, способствует оптимальной самопрезентации.

Неприличными манерами считаются: развязность в словах, жестах, употребление кличек прозвищ, грубость, проявляемая в недоброжелательном отношении к людям, в пренебрежении чужими интересами, наглом навязывании своих желаний, в глумлении над личностью. Некорректные манеры поведения рождают враждебные отношения, агрессию, конфликты в общении людей друг с другом, неприязнь в восприятии имиджа.

Манеры регулируются этикетом, основанным на принципах гуманизма. Ничего не

стоит так дешево и не ценится так дорого, как вежливость, говорил Сервантес.

Обязательным источником вежливости является благожелательность ко всем людям. Добрым словом можно заставить человека действовать в соответствии с нормами этики. Вежливость воспитывает людей, помогает им быть более приветливыми.

3. Речевая грамотность развивает умение приспособить к ситуации речь.

Помните строки из « Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»?

Вмиг по речи распознали,

Что царевну принимали…

А.С. Пушкин очень точно заметил, что о человеке много можно рассказать по его речи. Об этом же говорил один из героев античной трагедии Еврипида:

Из уст безвластных и вельможных уст

Одна и та же речь звучит различно.

Действительно, можно изменить причёску, полностью обновить гардероб и даже сменить жилище, а собственная речь, её индивидуальные особенности остаются с нами всегда. Именно речь «выдаёт» нас. По речи судят о культуре, образовании человека, о его характере и темпераменте.

Очень важным аспектом речи является ежедневное поведение человека в общении с другими людьми, его способность разговаривать учтиво, вежливо, то есть соблюдая правила речевого этикета.

Речевой этикет - правила поведения, принятые в речевом общении между людьми. И нужны эти правила для того, чтобы поддерживать положительную тональность разговора. Именно из уст культурного и вежливого человека мы слышим этикетные выражения:

добро пожаловать, приятного аппетита, благодарю вас, будьте здоровы, извините меня, добрый вечер.

Важность речевого поведения хорошо осознавали ещё в древности. Так, в «Поучениях» Владимира Мономаха читаем: « Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите».

Русский речевой этикет необыкновенно богат. Он включает огромное количество слов и выражений, которыми можно пользоваться в самых разнообразных речевых ситуациях. Каждый человек должен знать эти этикетные формулы и уметь правильно использовать их в своей речи. Я предлагаю вам, выполняя следующие упражнения и задания, потренироваться в употреблении этикетных формул в ситуациях обращения к собеседнику, приветствия, прощания, выражения просьбы, пожелания и т.д.

Задание№1

Прочитайте стихотворение и объясните его название. Согласны ли вы с этим советом?

СОВЕТ НАОБОРОТ

Если ты пришёл к знакомым,

Не здоровайся ни с кем.

Слов «пожалуйста», «спасибо»

Никому не говори.

Отвернись и на вопросы

Ни на чьи не отвечай.

И тогда никто не скажет

Про тебя, что ты болтун.

( Г.Остер)

С какими «вредными» советами Г.Остера вы знакомы?

Попробуйте придумать подобный «совет наоборот», связанный с употреблением в речи известных вам этикетных слов.

Задание№2

Прочитайте высказывание русского писателя. Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свою точку зрения.

«Здравствуйте», «пожалуйста», «спасибо», «извините» - внедрение в обиход этих четырёх слов я считаю важнее собирания макулатуры, и было бы совсем не плохо, если бы коллективными усилиями было создано нечто вроде кодекса бытовой социальной гигиены.

(А.Крон)

Задание №3

Запишите русские народные пословицы. Объясните, какое требование к речи выражает каждая пословица.

1) За худые слова слетит и голова. 2) Говори, да не спорь, а хоть и спорь, да не вздорь. 3) В умной беседе ума набраться, в тупой - свой потерять. 4) Много говорить - голова заболит. 5) Сердечное слово до сердца доходит. 6) Малое слово большую обиду творит. 7) Хорошее слово - половина счастья. 8) Не груби малому - не вспомянет старый.

Выберите одну из пословиц в качестве названия рассказа, который вы должны написать. Какова основная мысль вашего текста?

4. Этикет, высокую культуру необходимо соблюдать во всех видах делового общения. Важный фактор обусловленности этикета, манер поведения делового человека - удовлетворение разумных потребностей и интересов. Удовлетворение потребностей, рождённых на безнравственной основе: зависти, зла, корыстолюбия, - формирует негативный имидж. Но человек, поддерживающий другого, и сам становится сильнее, увереннее от того, что сделал благое дело. Этим путём он как бы возвысил и собственную душу, писал З. Фрейд в письмах к невесте.

Чтобы формировать позитивный имидж, необходимо, как видим, неустанно работать над собой. Нужно нравственное осмысление изучаемых знаний и опыта продвижения к духовности, поиску всех путей, ведущих к истине, добру, милосердию и состраданию.

Задание на дом: Подготовьте сообщения на темы « Речевой этикет и народные традиции» и «В чём смысловая, грамматическая, стилистическая разница в употреблении слов ты, вы,Вы?


Урок № 4 Урок - тренинг «Знаем ли мы правила и формулы речевого этикета?»

Цели:  учиться использовать правила этичного, нравственного поведения;

 формировать у учащихся навыки культурного общения;

План занятия:

1. Зачем нужны правила речевого этикета.

2. Речевой этикет и народные обычаи.

3. Знаем ли мы формулы речевого этикета.

Сценарий занятия

1) - Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с правилами и законами этикета. Как вы думаете, а нужны ли человеку знания этикета?

( Учащиеся высказывают свои аргументы)

1. Я хочу познакомить вас с фрагментом предисловия к книге А.Г.Балакая

« Доброе слово. Словарь-справочник русского речевого этикета и простонародного доброжелательного обхождения». Какова главная мысль этого отрывка?

Речевой этикет понимается как система языковых знаков и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания общения в эмоционально положительной тональности в соответствии с речевой ситуацией: здравствуйте, здорово живёте, моё почтение, позвольте честь заявить, добро пожаловать, милости просим, приятного аппетита, хлеб да соль, чай да сахар, Бог помочь, спасибо, спаси тя Христос, благодарю вас, позвольте выразить вам мою сердечную признательность, до новых встреч, пока и т.п.

Речевой этикет - универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Вместе с тем каждый язык обладает своим запасом слов и выражений, отражающим национальную специфику речевой вежливости.

- Попробуйте назвать как можно больше этикетных слов русского языка. Как часто вы их используете ив каких речевых ситуациях?

2. Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль, а затем приведите 2-3 аргумента, подтверждающих её справедливость.

Дружелюбие - одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нём хотя бы одну чёрточку (или больше!), которая вам импонирует, даже если сам он вам заведомо несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище.

Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

3. Прочитайте русскую народную пословицу. Какое правило речевого этикета она выражает?

А А Г В О

Д Н О О Н

О З Т Л Р

В Я Ч С У

Я Р О Е Д

(Дурное слово, что грязная вода)

-А какие пословицы, отражающие правила русского этикета, вы знаете?

Запишите и прокомментируйте их.

4. Этикетную роль в речевом общении выполняют многие вводные слова и выражения. С их помощью можно смягчить отказ, отрицание; выразит сочувствие собеседнику; вежливо и более мягко возразить ему; добиться выполнения своей просьбы.

Докажите справедливость этого утверждения, употребив в составе предложений следующие вводные конструкции. Объясните, что достигается в общении с помощью этих слов.

Видите ли, знаете ли, понимаешь ли, поверьте, мне кажется, я думаю, пожалуйста, будьте добры.

5. - Ребята, разыграйте с товарищами разные речевые ситуации, в которых нужно выяснить, не обиделся ли собеседник. Выберите из перечня выражения, которые более всего подходят для вашей ситуации. Обратите внимание на ту роль, которую выполняют местоимения в общении.

1) Я тебя не обидел ( рассердил, расстроил)?

2) Ты на меня не обиделся?

3) Ты мной не доволен?

4) Чем я тебя рассердил?

5) Я что-то не так сказал?

6) Я что-то лишнее сказал?

7) А что я тебе такого сказал?

8) В чём моя вина?

9) Чем же я-то виноват?

- Ребята, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Сентенция «Как живём, так и выражаемся» - не только половина правды; вторая её половина «Как выражаемся, так и живём» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала., культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

2) -Выполняя домашнее задание, вы, ребята, проследили за особенностями речевого этикета у разных народов мира. Расскажите о них, поделитесь найденной информацией.

( Выступления учащихся с презентациями по данной теме. Вот варианты подготовленных работ учащихся лицея)

« Я встретился со своим узбекским или таджикским другом. Даже если он очень торопится, он никогда не начнёт разговора прямо с дела. Сначала он подробно расспросит о моём здоровье, о здоровье моей семьи, а я, зная этот обычай, расспрошу его о том же. Ответа, в сущности, не требуется, но узбекская вежливость требует, чтобы эти вопросы были заданы.

Армянин хотя и спросит о моём здоровье, но вскользь; зато он подробно расспросит о здоровье моих родителей и моих детей.

А вот у кабардинцев подобные расспросы считаются неприличными. В прежнее время обычаем было запрещено в течение трёх дней задавать гостю вопросы - даже о том, кто он, откуда и куда едет. Так что, если гость хотел, он мог оставаться вообще неизвестным никому - сохранять инкогнито».

« В Англии не принято громко говорить, жестикулировать, да и вообще показывать свои чувства. В разговоре избегают категорических утверждений, обычно употребляя выражения «мне кажется», «я полагаю», «мне думается», часто заканчивают предложения сочетаниями «не правда ли?», «не так ли?».

У индейцев Бразилии принято такое правило: если кто-то уходит, он должен подойти к каждому из присутствующих отдельно( сколько бы их ни было), сообщить о своём уходе и услышать: «Иди».

Когда он возвращается, то подходит опять к каждому: каждый спрашивает его: «Вернулся?» И тот отвечает: «Да». Это совершенно обязательно: общее «Пока» или общее «Привет»там - страшнейшее нарушение правил вежливости, на вас после этого просто смотреть не станут!»

«Русские спрашивают: «Как здоровье?» А древние египтяне при встрече интересовались: «Как потеете?» Почему? Они полагали, что при мимолётном свидании некогда, да и незачем делать анализ своего здоровья, и спрашивали о конкретном состоянии человека.

В Монголии при встрече выясняют: «Как ваш скот? Как зимуете? Как кочуете? Эти этикетные выражения используются до сих пор в разговоре людей, даже если они давно не кочуют и не держат скота.

Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над прямым смыслом этих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку».

« Очень сложными являются формулы вежливости в таких языках, как корейский, тибетский, яванский. Например, корейцы при выборе слова должны обязательно учитывать социальное положение собеседника, его возраст, пол, отношение к говорящему или к тому, о ком или о чём идёт речь».

« Уход из гостей без прощания оценивается русскими как невежливое поведение. Англичане относятся к этому иначе, даже существует оборот

«уйти по-английски», то есть незаметно и поэтому не прощаясь.

- Ребята, какой же вывод можно сделать , познакомившись с этими материалами?

Верно. Правильное использование речевого этикета имеет прямое отношение к культуре страны, к культурному уровню человека. Знакомство с культурой стран мира - очень интересное и полезное занятие.

- А вот о том , знаете ли вы формулы речевого этикета, мы поговорим с вами на следующем уроке.Что же , до скорой встречи.

Задание на дом: К следующим речевым ситуациям подберите этикетные слова и выражения:

Приветствие:…

Прощание:…

Извинение:…

Благодарность:…

Поздравление:…

Обращение:…

Сочувствие:…

Просьба:…

Приглашение:…

Совет:…

Комплимент, одобрение:…

Урок № 5 Урок - тренинг «Знаем ли мы правила и формулы речевого этикета?»

Цели: - учиться использовать правила этичного, нравственного поведения;

- формировать у учащихся навыки культурного общения;

План занятия:

1. Зачем нужны правила речевого этикета.

2. Речевой этикет и народные обычаи.

3. Знаем ли мы формулы речевого этикета.

Сценарий занятия

1) - Здравствуйте, ребята. На сегодняшнем уроке мы продолжим знакомство с правилами и законами этикета. Как вы думаете, а нужны ли человеку знания этикета?

( Учащиеся высказывают свои аргументы)

1. Я хочу познакомить вас с фрагментом предисловия к книге А.Г.Балакая

« Доброе слово. Словарь-справочник русского речевого этикета и простонародного доброжелательного обхождения». Какова главная мысль этого отрывка?

Речевой этикет понимается как система языковых знаков и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания общения в эмоционально положительной тональности в соответствии с речевой ситуацией: здравствуйте, здорово живёте, моё почтение, позвольте честь заявить, добро пожаловать, милости просим, приятного аппетита, хлеб да соль, чай да сахар, Бог помочь, спасибо, спаси тя Христос, благодарю вас, позвольте выразить вам мою сердечную признательность, до новых встреч, пока и т.п.

Речевой этикет - универсальное языковое явление, присущее всем народам мира. Вместе с тем каждый язык обладает своим запасом слов и выражений, отражающим национальную специфику речевой вежливости.

- Попробуйте назвать как можно больше этикетных слов русского языка. Как часто вы их используете ив каких речевых ситуациях?

2. Прочитайте текст. Сформулируйте его основную мысль, а затем приведите 2-3 аргумента, подтверждающих её справедливость.

Дружелюбие - одно из основных условий успеха общения и действенности речи. Беседуя с человеком, постарайтесь разглядеть в нём хотя бы одну чёрточку (или больше!), которая вам импонирует, даже если сам он вам заведомо несимпатичен. Говоря публично, не забывайте, что в аудитории сидят ваши друзья или люди, которых вы уважаете. Если аудитория совершенно незнакомая, помните, что среди собравшихся наверняка найдутся интересные и умные слушатели. Не воспринимайте аудиторию как безликое анонимное чудовище.

Начало вашей речи должно представлять собой дружескую увертюру. Даже враждебно настроенная аудитория не устоит.

3. Прочитайте русскую народную пословицу. Какое правило речевого этикета она выражает?

А А Г В О

Д Н О О Н

О З Т Л Р

В Я Ч С У

Я Р О Е Д

(Дурное слово, что грязная вода)

-А какие пословицы, отражающие правила русского этикета, вы знаете?

Запишите и прокомментируйте их.

4. Этикетную роль в речевом общении выполняют многие вводные слова и выражения. С их помощью можно смягчить отказ, отрицание; выразит сочувствие собеседнику; вежливо и более мягко возразить ему; добиться выполнения своей просьбы.

Докажите справедливость этого утверждения, употребив в составе предложений следующие вводные конструкции. Объясните, что достигается в общении с помощью этих слов.

Видите ли, знаете ли, понимаешь ли, поверьте, мне кажется, я думаю, пожалуйста, будьте добры.

5. - Ребята, разыграйте с товарищами разные речевые ситуации, в которых нужно выяснить, не обиделся ли собеседник. Выберите из перечня выражения, которые более всего подходят для вашей ситуации. Обратите внимание на ту роль, которую выполняют местоимения в общении.

1) Я тебя не обидел ( рассердил, расстроил)?

2) Ты на меня не обиделся?

3) Ты мной не доволен?

4) Чем я тебя рассердил?

5) Я что-то не так сказал?

6) Я что-то лишнее сказал?

7) А что я тебе такого сказал?

8) В чём моя вина?

9) Чем же я-то виноват?

- Ребята, русская речевая культура переживает сегодня далеко не лучшие времена. Сентенция «Как живём, так и выражаемся» - не только половина правды; вторая её половина «Как выражаемся, так и живём» тоже должна быть принята во внимание. Речевой этикет очень нуждается в активном сохранении, то есть в собирании, изучении, описании языкового и речевого материала., культивировании лучших национальных традиций и форм доброжелательного обхождения в современном обществе.

2) -Выполняя домашнее задание, вы, ребята, проследили за особенностями речевого этикета у разных народов мира. Расскажите о них, поделитесь найденной информацией.

( Выступления учащихся с докладами по данной теме.Вот варианты подготовленных работ учащихся лицея)

« Я встретился со своим узбекским или таджикским другом. Даже если он очень торопится, он никогда не начнёт разговора прямо с дела. Сначала он подробно расспросит о моём здоровье, о здоровье моей семьи, а я, зная этот обычай, расспрошу его о том же. Ответа, в сущности, не требуется, но узбекская вежливость требует, чтобы эти вопросы были заданы.

Армянин хотя и спросит о моём здоровье, но вскользь; зато он подробно расспросит о здоровье моих родителей и моих детей.

А вот у кабардинцев подобные расспросы считаются неприличными. В прежнее время обычаем было запрещено в течение трёх дней задавать гостю вопросы - даже о том, кто он, откуда и куда едет. Так что, если гость хотел, он мог оставаться вообще неизвестным никому - сохранять инкогнито».

« В Англии не принято громко говорить, жестикулировать, да и вообще показывать свои чувства. В разговоре избегают категорических утверждений, обычно употребляя выражения «мне кажется», «я полагаю», «мне думается», часто заканчивают предложения сочетаниями «не правда ли?», «не так ли?».

У индейцев Бразилии принято такое правило: если кто-то уходит, он должен подойти к каждому из присутствующих отдельно( сколько бы их ни было), сообщить о своём уходе и услышать: «Иди».

Когда он возвращается, то подходит опять к каждому: каждый спрашивает его: «Вернулся?» И тот отвечает: «Да». Это совершенно обязательно: общее «Пока» или общее «Привет»там - страшнейшее нарушение правил вежливости, на вас после этого просто смотреть не станут!»

«Русские спрашивают: «Как здоровье?» А древние египтяне при встрече интересовались: «Как потеете?» Почему? Они полагали, что при мимолётном свидании некогда, да и незачем делать анализ своего здоровья, и спрашивали о конкретном состоянии человека.

В Монголии при встрече выясняют: «Как ваш скот? Как зимуете? Как кочуете? Эти этикетные выражения используются до сих пор в разговоре людей, даже если они давно не кочуют и не держат скота.

Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над прямым смыслом этих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку».

« Очень сложными являются формулы вежливости в таких языках, как корейский, тибетский, яванский. Например, корейцы при выборе слова должны обязательно учитывать социальное положение собеседника, его возраст, пол, отношение к говорящему или к тому, о ком или о чём идёт речь».

« Уход из гостей без прощания оценивается русскими как невежливое поведение. Англичане относятся к этому иначе, даже существует оборот

«уйти по-английски», то есть незаметно и поэтому не прощаясь.

- Ребята, какой же вывод можно сделать , познакомившись с этими докладами?

Верно. Правильное использование речевого этикета имеет прямое отношение к культуре страны, к культурному уровню человека. Знакомство с культурой стран мира - очень интересное и полезное занятие.

- А вот о том , знаете ли вы формулы речевого этикета, мы поговорим с вами на следующем уроке.Что же , до скорой встречи.

Задание на дом: К следующим речевым ситуациям подберите этикетные слова и выражения:

Приветствие:…

Прощание:…

Извинение:…

Благодарность:…

Поздравление:…

Обращение:…

Сочувствие:…

Просьба:…

Приглашение:…

Совет:…

Комплимент, одобрение:…

Урок № 6 Какова роль интонации в речевом общении.

Цель: - показать важность владения правильной интонацией и логическим ударением;

- работа с представленной презентацией, помогающей формированию правильной интонации в процессе делового общения.

Оборудование: подготовленная учащимся презентация на тему: «Роль интонации в деловом общении»; доклад ученицы по теме « Дикция. Методы постановки голоса и работа над интонацией».

Сценарий урока

Все голоса от природы несовершенны и требуют

учения, цель которого исправить недостатки и

усовершенствовать голос.

М.И. Глинка

1. - Здравствуйте, ребята. Наш сегодняшний урок мне хочется начать с рассказа В. Пескова о довольно занимательной истории из его жизни.

« А вот маленькая история. У моего знакомого в Лосином Острове жил молодой кобелёк гончей породы. Собаке всегда хотелось побегать, и она тыкалась носом в колени сидящих, приглашая их выйти из дома. Слова «На место!», «В угол» не действовали. Тогда хозяин произносил негромко, но строго: « Кто убил Кеннеди?!» И пёс, смутившись, виновато оглядываясь, на животе уползал к себе в угол и надолго замирал. Интонация! Очень тонко и люди, и звери чувствуют интонацию.

- А были ли вы когда-нибудь свидетелем того, как животные правильно реагировали на интонацию человеческой речи?

( Рассказы и рассуждения учеников по заданному вопросу).

2. « Душой слова» назвал интонацию известный лингвист Карл Фосслер (вместо термина интонация он употреблял слово акцент)

А какой материал о роли интонации в деловом общении подготовили вы к сегодняшнему уроку?

( Работа с презентациями семиклассников, представлена одна презентация на тему «Роль интонации в речевом общении», подготовленная ученицей 7Г класса Гордеевой Алиной)

3. В 19 веке русские композиторы обратили внимание на то, что человеческая речь, как музыка, очень мелодична. Речь человека будто наполнена «мелодическим соком», поэтому речевая интонация даёт композитору богатый материал для его произведений.

Позже это открытие подтвердили учёные-лингвисты, которые изучали интонацию. Действительно, словесные и логические ударения, связанные с изменениями высоты тона, создают сочетания звуков разной высоты - некую мелодию.

Мелодика - важный компонент интонации. Если мы внимательно вслушаемся в произносимы фразы, то сможем зафиксировать мелодику, то есть движение голоса вверх или вниз, а также место мелодического перелома - точку, где это направление меняется: тон голоса начинает подниматься вверх или опускаться вниз.

- Скажите, ребята, как по-вашему, прослушанный материал связан с эпиграфом к уроку?

4. - А вот о том, как поставить голос и добиться правильной интонации, нам расскажет в своём докладе Зязин Егор.

( Учащиеся слушают выступление одноклассника и дополняют найденным самостоятельно материалом).

5. Работа с предложенными учителем упражнениями, позволяющими правильно расставлять логическое ударение, которое является выразителем смысловой стороны речи.

А) Спишите, обозначая логическое ударение, повышение, понижение голоса, паузы. Прочитайте вслух пословицы, следите за правильностью интонации.

Учтивое слово и буйную голову смиряет.

Звон не молитва, крик не беседа.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Недоброе слово что огонь жжёт.

Язык - стяг, дружину водит.

Дорога ложка к обеду, а слово - к ответу.

Б) В «Словаре эпитетов русского языка» К.С. Горбачевича к слову ТОН приводится более 250 эпитетов. А сколько сможете назвать вы?

(Авторитетный, агрессивный, апатичный, барский, беззаботный, безучастный, грубый, властный, дружелюбный, искренний, ласковый, суровый и т. д.)

6. Выводы по уроку.

Дело не в том, что вы говорите …а в том, как вы это говорите.

( Как вы теперь можете истолковать данные слова?)

7. Задание на дом: Приготовьте презентации на тему « Роль жестов и мимики в создании имиджа».

Урок № 7 Невербальные коммуникации. Жесты, мимика, взгляды как важные составляющие невербального имиджа.

Цели урока: - Раскрыть понятие " невербальные коммуникации"

- дать представление о том, что движения тела человека являются частью невербального общения;

- научить языку невербального общения через зрительный контакт;

- отработать навыки правильного приёма и оценивания невербальной информации;

Оборудование: 1. Диск с подобранными по теме урока упражнениями;

2. Тест "Кто же я есть на самом деле? "

3. Доклады учащихся по теме "Что вы знаете о языке жестов "

План урока


  1. Организация класса. Вступительное слово учителя.

  2. Сообщение темы и цели урока.

  3. Выяснение значения словосочетания " невербальные коммуникации"

  4. Что такое неречевой имидж.

  5. Развитие умения понимать сигналы невербального общения.

  6. Взгляд как составная часть зрительного контакта.

  7. Тренинг владения мимикой.

  8. Работа с предложенным тестом.

  9. Выводы по основным вопросам урока.

  10. Задания на дом.

Сценарий урока

Не верь чужим речам, а верь своим очам.

Не мудрён привет, а сердца покоряет.

Поклониться - вперёд пригодится

Пословицы

1. Учитель: Добрый день, ребята, сегодня у нас необычный урок, потому что мы на нашем занятии будем больше общаться не словами, а другим способом. А как, вы узнаете

немного позже

2. Восточная мудрость гласит" Слушай, что говорят люди, но понимай, что они

чувствуют ". А какая русская пословица синонимична этому древнему изречению?( Пер-

вая из эпиграфа к уроку).

- Верно. То, как можно получить дополнительную информацию о собеседнике и при этом

адекватно оценить её, мы и должны выяснить на уроке.

3. С научной точки зрения, когда мы говорим о человеке, что он обладает интуицией, мы

имеем в виду его способность понимать невербальные сигналы.

А что же такое невербальное общение?

Вербальный имидж тесно связан, взаимодействует с невербальным, так как в общении важное значение имеет не только речь, но и мимика, жесты, позы, интонации и так далее.

Язык жестов, телодвижений относится к неречевой, или вербальной, коммуникативной деятельности человека.

- Как вы считаете, почему невербальной деятельности отводится особое внимание?

Чтобы ответить на этот вопрос, давайте обратимся к следующему тексту:

Вы, должно быть, слышали, как иногда кто-нибудь говорит: « Я нисколько не сержусь» или « Это меня не трогает» - в то время, когда совершенно ясно, что дело обстоит как раз наоборот.

Каким же образом это происходит? Просто здесь работает другой способ общения, который является более очевидным, чем слова: кулаки говорящего сжаты, тело напряжено. Пока собеседник произносил эти безобидные слова, он смотрел на вас свирепо. Другими словами, он передавал двойное сообщение: словесное ( вербальное - лат. «глагол») сообщение о том, что он настроен мирно, и несловесное ( невербальное) о том, что разгневан. Если вы неправильно восприняли это двойное сообщение, вы можете неверно оценить речевую ситуацию и изберете неправильную стратегию поведения с этим собеседником.

Следовательно, нужно обязательно учитывать несловесные средства ( выражение лица, жесты, поза, телодвижения ) для того, чтобы ваше общение было приятным и полезным.

( Вывод: Изучение поведения людей помогает лучше понять других, понять самих себя и на основе полученных данных сделать свой имидж наиболее обаятельным.)

Теоретики отмечают в исследованиях, что более 50% информации о других человек получает с помощью невербальных средств, около 40% - с помощью интонации, звуков, темпа и ритма речи и только 7%- с помощью слов.

4. Знание жестикуляции важно учитывать в театральном деле, в хореографии, в организации праздников и обрядов, при изучении иностранных языков, правил дорожного движения и т. д.

Неречевой имидж - это средство проявления чувств, переживаний личности, это форма познания определенной культуры, традиций, мифов, фольклора.

- А какой материал вы смогли найти, знакомясь с дополнительной литературой, о языке жестов?

( Ученики представляют подготовленные дома работы о языке жестов).

5. Учиться понимать невербальный язык имиджа важно потому, что одних слов бывает недостаточно для выражения чувств. Знание его показывает, насколько человек умеет владеть собой. Собеседник, который указывает пальцем, смотрит пристально и постоянно перебивает, испытывает, очевидно, другие чувства, чем тот, который улыбается, ведет себя непринужденно, а главное слушает своего собеседника.

Невербальные сигналы ценны тем, что они, как правило, проявляются бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова, нередко и контролируют мимику

фальшивой улыбкой, возможно « утечка» скрываемых чувств через мимику, жесты, интонацию и окраску голоса.

Каждый из этих неречевых элементов имиджа может помочь убедиться в правильности того, что сказано словами, или поставить услышанное под сомнение.

-- Задание №1: Определите, что выражает мимика на каждом

рисунке?

Ответы: 1. Усталость. 2. Подозрительность. 3. Мрачность. 4. Грусть. 5. Веселье.

6. Ярость.

-- Задание №2: Прочитайте текст, вдумываясь в его содержание. Какие слова нужно, по-вашему, вставить вместо пропусков? Объясните, почему вы так думаете.

Мимика позволяет нам лучше понять собеседника, разобраться, какие чувства он испытывает, как реагирует на наши слова. Так, поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз уголки рта, приоткрытый рот свидетельствуют об _________; опущенные вниз брови, изогнутые на лбу морщины, прищуренные глаза, сомкнутые губы, сжатые зубы выражают __________ . _________ отражают сведенные брови, потухшие глаза, слегка опущенные уголки рта, а __________ - спокойные глаза, приподнятые уголки рта.

( Ответы: Удивление. Гнев. Печаль. Счастье, умиротворенность.)

6. Важным невербальным элементом имиджа человека является визуальный контакт. Во время делового общения говорящий и слушающий либо смотрят, либо отворачиваются друг от друга, так как постоянный взгляд может помешать слушающему собеседника сосредоточить свои мысли. Отработка коммуникативной техники общения - одна из важнейших задач имиджирования.

Русская пословица гласит: « НЕ ВЕРЬ РЕЧАМ, А ВЕРЬ ГЛАЗАМ».

При общении людей разных национальностей нужно учитывать и такую «мелочь», как взгляд. Арабы, латиноамериканцы, европейцы направляют свой взгляд на собеседника, но длительность взгляда у них разная. Русские, шведы смотрят дольше, чем англичане. У других народов невежливо смотреть в глаза, поэтому они направляют взгляд в сторону. Вот почему направленный прямо в глаза взгляд русских воспринимается многими восточными народами как невежливость, дерзость.

А взгляд в сторону, являющийся нормой для людей многих национальностей, воспринимается русскими как стеснительность или нежелание быть искренними.

- Можете ли вы привести примеры, доказывающие, что мимика и жесты у людей разных национальностей могут расшифровываться по-разному?

( В японской этике при официальных отношениях нижестоящему не разрешается смотреть в глаза вышестоящему. Это рассматривается как вызов, дерзость, непочтение. А чтобы подтвердить свое внимание во время разговора, японцы выработали специальный прием: они все время кивают головой и говорят «хай» (да). Американцы, европейцы воспринимают такое этикетное поведение в соответствии со своими нормами, поэтому их нередко шокирует отказ японцев в конце разговора. Как же так? В продолжении всего разговора кивали головой, говорили «да» и вдруг дали отрицательный ответ. Л. Павлова).

Задание: Как можно расценивать следующие отступления от принятого у русских

этикета, используя следующие фрагменты из художественных текстов?


  1. В тёмной вышке четвертого этажа незнакомка постучала в дверь, - она отворилась, и они вошли вместе. Женщина довольно дурной наружности встретила их со свечою в руке, но так странно и нагло посмотрела на Пискарёва, что он опустил невольно свои глаза.(Н.В.Гоголь)


  1. - Послушайте,- промолвил Павел Петрович и дёрнул свои усы,- я давно хотел у вас спросить: вы как будто меня боитесь?

- Я-с?

- Да, вы. Вы никогда на меня не смотрите, точно у вас совесть не чиста. (И.С.Тургенев)


  1. «В этом я точно виноват », - отвечал потупившись Митя. (И.С.Тургенев)

4) Вчера ещё в глаза глядел,

А нынче - всё косится в сторону!

Вчера ещё до птиц сидел, -

Все жаворонки нынче - вороны! ( М. Цветаева)

5) « Ведь я вашей квартиры не знал, где ж вас отыскивать?» - оборотился он вдруг ко мне, но опять как-то не глядя на меня. Очевидно, он имел что-то против. ( Ф.И.Достоевский)

7. Душевное состояние человека наиболее заметно проявляется в его мимике. Наше представление о невербальной составляющей имиджа находят отражение во многих фразеологических оборотах. О счастливых людях мы говорим, что они « переполнены счастьем » или «сияют от счастья ». О людях, испытывающих страх, говорят, что они «замерли» или « окаменели». Гнев или злость описывается такими словами, как «лопнуть от злости», « дрожать от ярости». О человеке, пережившем душевное страдание, вызванное несчастьем, бедой, говорят «убитый горем». Нервничающие люди « кусают губы», у человека, пытающегося обмануть собеседника, « бегают глаза», т.е. чувства и переживания выражаются мимикой, интонацией - средствами невербального имиджа.

Задание: Некоторые типичные жесты, мимика и телодвижения послужили основой создания фразеологизмов. Попробуйте по этим шутливым рисункам догадаться, какие фразеологические обороты в них обыгрываются.( стр. 117)

Ответ: 1. Нос к носу

2. Смотреть сквозь пальцы.

3. Задирать нос.

4. Рвать на себе волосы.

Задание: Попробуйте сформулировать значение наиболее распространенных жестов.


  1. Если ваш собеседник барабанит пальцами, то это может означать, что он…

  2. Если ваш собеседник пожимает плечами, то это может означать, что ему…

  3. Если человек стискивает руки, то это может означать, что он…

  4. Если ваш собеседник сжимает кулаки, то это значит, что он…

  5. Если человек идет, волоча ноги, руки в карманах, голова опущена вниз, значит, он…

  6. Ладонь руки, положенная на щеку означает…

  7. Если человек ударяет себе по подбородку, значит, его…

  8. Если человек трогает или потирает нос, значит…

  9. Если ладони сложены домиком, это может означать…

10)Если человек расхаживает взад и вперед, то он…

11)Если человек сидит нога на ногу и слегка покачивает ногой, то…

12) Если ваш собеседник наклоняет голову набок, значит…

Ответ: 1)…проявляет нетерпение, что ему скучно, что он нервничает.

2)…неинтересно то, что вы говорите, или все равно.

3)…отчаяние, ощущение безнадежности.

4)…настроен агрессивно, пытается контролировать свой гнев.

5)…упал духом, в отчаянии, подавлен, находится в депрессии.

6)…заинтересованность на грани с удивлением.

7)…его осенила какая-то догадка, он озабочен.

8)…он размышляет над чем-то, думает.

9)…что он думает, выказывает интерес.

10)…видимо, он озабочен, нервничает.

11)…скорее всего он скучает.

12)…он дурачится или склонен к насмешке.

8. Работа с тестом « Кто же я есть на самом деле?»

(тест прилагается)

9. Выводы по основным вопросам урока.

- Предлагаю проверить ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке, ответив на следующие вопросы:

1. Что заключено в понятии «невербальные коммуникации»?

2. Можно ли читать мысли собеседника по его лицу?

3. Можно ли научиться понимать сигналы невербального общения?

4. Помогает ли знание невербальных средств в деловом общении?

Урок № 8 ( Продолжение ) В чём состоит этикетная роль мимики, жестов, позы и телодвижений?

Цель: проведение тренинга компонентов невербального общения.

Оборудование: тексты на дискете с индивидуальными заданиями;

книги с рассказом И.С.Тургенева «Муму»;

задания для работы в группах.

Сценарий урока

1) - Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим начатый на прошлом уроке разговор о невербальных коммуникациях. Давайте вспомним, а что такое НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ?

- Ребята, к сегодняшнему занятию вам предлагалось ответить на вопрос: « Какова этикетная роль улыбки?» Давайте вместе попробуем разобраться в этом вопросе.

2) Одно из главных требований этикета: не жалейте улыбок!

Это не означает, что надо приклеить на лицо глупую ухмылку. Просто не бойтесь улыбнуться, когда считаете нужным. И если вам действительно симпатичен человек, с которым вы общаетесь, неужели вам не захочется улыбнуться иногда? Так как улыбка вообще воспринимается как проявление тёплых и дружеских чувств, она послужит для вашего собеседника подтверждением того, что он вам интересен, и вызовет ответную улыбку. На самом деле есть свидетельство того, что улыбчивые от природы люди больше нравятся, и это заставляет их ощущать, что все улыбаются им в ответ.

Для выражения дружелюбия у людей в распоряжении есть улыбка. Посмотрите, почти всё у человека предназначено для самого себя: глаза - смотреть, ноги - ходить, рот - поглощать пищу, - всё нужно самому себе, кроме улыбки. Если бы не зеркала, вы её никогда бы даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям, чтобы им с вами было хорошо, радостно и легко. Это ужасно, если за десять дней тебе никто не улыбнулся и ты никому не улыбнулся. Душа черствеет, зябнет и каменеет.

- А какой информацией по данному вопросу вам хочется поделиться с одноклассниками? ( Заслушиваются ответы учащихся)

3) - Ребята, в продолжение сегодняшнего урока мы попробуем научиться пользоваться правилами этикета, чтобы ваш имидж был привлекательным и обаятельным.

ЗАДАНИЕ № 1: При помощи мимики и жестов постарайтесь передать следующую информацию. Определите, правильно ли вас поняли зрители.

Нельзя! Наконец-то я додумался! Нашёл правильный ответ! Смотри на меня! Смотри у меня. Ни в коем случае! До свидания. Огромный, круглый. Иди сюда. Уходи отсюда. Сыт по горло. Крайне удивлён. Приветствую вас. Какой ужас! От всего сердца поздравляю! Сомневаюсь. Добро пожаловать. Не знаю. Маленький-маленький. Ровный-ровный. Не хочу я этого! Удивлён. Что я наделал?! Ничего не поделаешь. Вот где он у меня сидит!

Учитель: - Ребята, я хочу вам напомнить, что есть ситуации, в которых жесты

становятся единственным способом общения: когда люди не слышат

друг друга или говорят на разных языках. Вы, наверное, знаете, что

для глухонемых людей разработана целая азбука, где каждой букве

соответствует определённый жест.

Задание №2: Прочитайте фрагменты из художественных произведений. Какие жесты использованы персонажами? Покажите эти жесты, объясните их значение и расскажите, в какой речевой ситуации уместно использование каждого из них.

1) - Люди! Давайте любить друг друга! - Егор почти закричал это. И сильно стукнул себя в грудь.( В. Шукшин)

2) - Откуда он про луну-то всё знает?

- Срезал.

- Срезал… Откуда что берётся!

И мужики удивлённо качали головами. ( В. Шукшин)

3) - Поживёшь. Работа - не бей лежачего. И не советуй, совестно ведь! - искренне изумлялся дед. - Неужели не совестно?

- Ни на вот столько. - Макар показал кончик мизинца.( В.Шукшин)

4) Павел Мансуров мягкой, неспешной походкой ходил по фойе, кивал знакомым, заводил разговоры. ( В.Тендряков)

4. Учитель: - Ребята, а сколько разных движений можно сделать руками? У нас 10 пальцев, и каждый палец сгибается в трёх местах. Кроме этого, каждая рука подвижна в запястье, можно двигать локтем, предплечьем. Специалисты подсчитали, что 700 000(!) движений и положений доступно человеческим рукам. А сколько движений и положений рук смогли бы продемонстрировать вы? Какие из них можно назвать жестами?

Задание № 3: Прочитайте текст. Придумайте к нему интересное название. Попробуйте продемонстрировать описываемые жесты.

Существует три основных командных жеста ладони: положение ладони вверх, положение ладони вниз, положение указующего перста.

Различия между этими тремя положениями видны из следующего примера: допустим, нам нужно попросить кого-либо поднять коробку и переставить её в другое место в комнате. Допустим также, что использовать при этом мы будем одни и те же слова, говорить их одним тоном голоса, с одним выражением лица. Меняться будет только положение ладони.

Положение открытой ладони вверх есть доверительный, неугрожающий жест, напоминающий просящий жест нищего на улице.Человек, которого мы попросили передвинуть коробку, не почувствует никакого давления, и в условиях субординации он воспримет это как просьбу с вашей стороны.

Когда ладонь повёрнута вниз, в вашем жесте немедленно появится оттенок начальственности. У человека, которому вы адресовали свою просьбу, появится ощущение, что он получил приказ передвинуть коробку, и может даже возникнуть чувство враждебности к вам, в зависимости от ваших с ним взаимоотношений.

Перстоуказующий жест: пальцы руки сжаты в кулак, и вместе с выставленным указательным пальцем вся конфигурация становится похожей на своеобразную дубинку, с помощью которой человека принуждают к подчинению. Жест «указующего перста» является одним из наиболее раздражающих при использовании человеком в процессе речи, особенно если он совпадает по смыслу со сказанными словами. Если у вас есть привычка указывать пальцем, постарайтесь заменить этот жест, подняв руку ладонью вверх, и вы увидите, что добьётесь больших успехов в отношениях с другими.

( А. Пиз)

- Какой вывод вы сделали, познакомившись с текстом?

Учитель: - В одной из книг, посвящённых описанию языка жестов, даётся такая расшифровка жестов, связанных с прикосновением рук к различным частям лица.

Задание№4: Прочитайте эти рекомендации. Проверьте, согласны ли вы с предлагаемым значением каждого жеста. Разыграйте с одноклассниками такую сценку, в которой бы участники использовали указанные жесты в соответствии с их значением.

1)Защита рта рукой (рука прикрывает рот, большой палец прижат к щеке, в то время как мозг на уровне подсознания посылает сигналы сдержать произносимые слова).

Если этот жест используется человеком в момент речи, это свидетельствует о том, что он говорит неправду. Однако, если он прикрывает рот рукой в тот момент, когда вы говорите, а он слушает, это означает, что он чувствует, как вы лжёте!

2) Прикосновение к носу. Это утончённый, замаскированный вариант предыдущего жеста.

3)Почёсывание шеи. Этот жест свидетельствует о сомнении и неуверенности человека, который говорит: « Я не уверен, что я с вами согласен». Он особенно бросается в глаза в том случае, если противоречит вербальному языку, например, если человек говорит нечто подобное: « Я отлично понимаю, что вы испытываете».

4) Пальцы во рту. Этот жест говорит о том, что человек угнетён, испытывает сомнения и потребность в одобрении и поддержке. Поэтому, когда появляется у собеседника этот жест, необходимо поддержать его, успокоить.

5)Поглаживание подбородка. Жест обозначает, что человек пытается принять решение.

Учитель: - Ребята, вам очень хорошо известно произведение И.С.Тургенева

« Муму». В этом рассказе найдите, пожалуйста, примеры

использования жестов и мимики. Установите, какими языковыми

средствами описаны они в этом произведении.

Учитель: - Итак, мы с вами очень подробно остановились на значении жестов

и мимики , и теперь я предлагаю вам обратиться к этикетной роли

телодвижений и поз.

Задание № 5: Как вы понимаете слова Н.Кошанского, знаменитого профессора русской и латинской словесности 19 века?

Нигде столько не отражаются чувства души, как в чертах лица и взорах, благороднейшей части нашего тела. Никакая наука не даёт огня очам и живого румянца ланитам, если холодная душа дремлет в ораторе… Телодвижения оратора всегда бывают в тайном согласии с чувством души, со стремлением

воли, с выражением голоса.

Задание № 6: С помощью позы и телодвижений покажите, как вы

А) входите в кабинет зубного врача;

Б) на урок в класс, когда вы опоздали;

В) в кабинет директора школы, он вызвал вас;

Г) в переполненный автобус;

Д) в комнату мамы, чтобы поздравить с днём рождения.

Учитель: - Ребята, я очень рада, что вы не только поняли значение этикетной роли мимики, жестов , телодвижений, но и научились использовать несловесные способы общения для установления доброжелательного контакта с собеседниками и в коллективе.

5. Задание на дом: Приготовиться к самостоятельной работе по курсу

« Имиджелогия и основы делового общения»


Урок № 9 Самостоятельная работа по теме « Имиджелогия и основы делового общения»

Цели: - оценка знаний и умений, полученных в процессе изучения данного

элективного курса ;

- проверка подготовленности учащихся 7-х классов к эффективному,

бесконфликтному, грамотному деловому общению.

Оборудование: диск с контрольными вопросами

Сценарий занятия

1) - Ребята, вот и подошло время подвести итоги нашего элективного курса

« Имиджелогия и основы делового общения». На

занятиях я старалась подготовить вас к осознанному выбору профильного образования. Именно поэтому на уроках прозвучали следующие темы: « Что такое имидж?», « Этика делового общения», «Этические нормы общения», «Важность речевого этикета», «Вербальное и невербальное общение». В процессе работы мы вместе пытались овладеть практическими умениями и навыками ведения деловой беседы и делового общения. Особенно интересно, на мой взгляд, прошли уроки-тренинги, где каждый смог продемонстрировать полученные знания по теме.

А сегодня ваша задача - показать, какие знания вы получили , изучая данный элективный курс.

2) Вопросы для самостоятельной работы

1. Что означает понятие «общение», какие средства общения вы знаете?

2. Значение имиджелогии как науки о построении привлекательного образа.

3. Духовные и этические основы формирования имиджа личности.

4. Оптимальный нравственно-психологический климат как условие становления имиджа коллектива.

5. Элементы риторики в создании обаятельного облика человека.

6. Что такое речевой этикет. Важные составляющие речевого этикета.

7. Невербальное общение. Средства невербальных коммуникаций.

8. Основные требования и признаки «хорошей речи».

Курс прошёл апробацию на факультативных занятиях в 7-х классах Бийского лицея. Презентация элективного курса состоялась 7 февраля 2008 года на региональном семинаре « Урок словесности в эпоху информационных технологий» в КГОУ Бийский лицей Алтайского края».

Литература по теме в помощь учителю и учащимся.

1. Алёшина Л.Г. О вежливости, о такте, о деликатности. Л.: Лениздат, 1990.

2. Безруких М.М. Я и другие Я, или правила поведения для всех. М: Политиздат, 1991.

3. Данкел Жаклин. Деловой этикет. Ростов н/Д: Феникс, 1997.

4. Ковальчук А.С. Основы имиджелогии и делового общения. Ростов-на-Дону. Феникс.2006.

5. Сопер П.Л. Основы искусства речи/Пер. с англ. М.: Изд.Агентства «Яхтсмен»,1991.

6. Станиславский К.С. Этика.М., 1981.

7. Суслова Л.А. Употребление русского речевого этикета. М., 1983.

8. Формановская Н.И. Речевой этикет. М., 2001.

9. Читать человека как книгу/ Сост. Е.Знак.М., 1998.

10. Язык жестов/ Сост. А.Мельник. М., 2003.





© 2010-2022