Рабочая программа по литературе 10 - 11 класс

Раздел Русский язык и Русская литература
Класс 10 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Краснодарский край, Кавказский район, станица Казанская

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 имени Н.Г.Чернышёва станицы Казанская муниципального образования Кавказский район



УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета пр. № 1

от 27.08.2015 года

председатель педсовета

_______ Р.А.Сухорученко

подпись Ф.И.О.

руководителя ОУ



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По литературе

Ступень обучения (класс) среднее общее образование (10-11 класс)

Количество часов 208 часов Уровень базовый

Учитель Чередниченко Ирина Юрьевна

Программа разработана в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего общего образования по литературе, на основе примерной программы среднего (полного) общего образование на базовом уровне Литература




1.Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного предмета «Литература» для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень) , примерной программы по литературе (базовый уровень) и нормативных документов:

Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ № 20 имени Н. Г. Чернышева;

  • постановление главного санитарного врача РФ 2.4.2.2821 - 10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в образовательном учреждении»;

  • примерная программа курса, включенная в содержательный раздел основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ

  • № 20 имени Н. Г. Чернышева;

  • письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 17.07.2015 № 47 - 10474/15 - 14 «О рекомендациях по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно - тематического планирования»;

  • письмо Министерства образования и науки Краснодарского края от 20.08.2015 № 47 - 12606/15 «О внесении дополнений в рекомендации по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и календарно - тематического планирования».

Цели курса литературы старшей школы (10-11 классы)

Изучение литературы на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

- воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

- развитие представлений о специфики литературы в ряду других искуссв; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторский позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

- совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написание сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи курса литературы старшей школы (10-11классы)

Изучение литературы в образовательных учреждениях реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской литературы, отличающиеся от произведения русской литературы, отличающиеся от произведений родной литературы особенностями образно-эстетической системы;

- обогащение духовно-нравственного опыта и расширение эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

- формирование умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

- совершенствование речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами

2.Общая характеристика учебного предмета, курса.

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления обучающихся об историческом развитии литературы, позволяет обучающимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение школьников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности обучающихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы. Теоретико-литературные знания должны быть функциональными, т. е. помогать постижению произведения искусства. Именно поэтому базовые теоретико-литературные понятия одновременно являются структурообразующими составляющими программы. В каждом классе выделяется ведущая теоретико-литературная проблема - базовое понятие.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

- выразительное чтение.

- различные виды пересказа.

- заучивание наизусть стихотворных текстов.

- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

- подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

3. Описание место учебного предмета, курса в учебном плане.

Рабочая программа по литературе рассчитана на 207 учебных часа на 2 года обучения - 10-11 класс, из них:

  • 10 класс - 105 учебных часов из расчета 3 учебных часа в неделю (35учебных недель)

11 класс - 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю (34 учебных недели),

Основное содержание по Федеральному компоненту государственного стандарта

Количество часов, отведенных на изучение

ПО примерной программе

Всего по факту

Федеральный компонент

10 класс

11 класс

Литература первой половины Х1Х века

11

13

13

-

Литература второй половины Х1Х века

79

92

92

-

Литература первой половины ХХ века

71

-

78

Литература второй половины ХХ века

19

-

24

Резерв

30


Всего

210

207

105

102


Таблица тематического распределения часов.

Раздел темы

Количество часов

Рабочая программа

10кл.

11кл.

Литература Х1Х века

1

Введение

1

2

Литература первой половины Х1Х века

12

2.1

Обзор литературы первой половины Х1Х века

1

2.2

А.С.Пушкин

6

2.3

М.Ю. Лермонтов

3

2.4

Н.В.Гоголь

2

3

Литература второй половины Х1Х века

77

3.1

Обзор русской литературы второй половины Х1Х века

1

3.2

А.Н.Островский

7

3.2

Ф.И.Тютчев

3

3.3

А.А.Фет

3

3.4

И.А.Гончаров

5

3.5

И.С.Тургенев

8

3.6

А.К.Толстой

5

3.6

Н.С.Лесков

2

3.8

М.Е.Салтыков-Щедрин

3

3.9

Н.А.Некрасов

5

3.10

К.Хетагуров

1

3.11

Ф.М.Достоевский

9

3.12

Л.Н.Толстой

15

3.13

А.П.Чехов

10

4

Зарубежная литература Х1Х века

15

4.1

Обзор зарубежной литературы Х1Х века

1

4.2

Ч.Диккенс

2

4.3

О.Бальзак

2

4.4

В.Гюго

3

4.2

Г.де Мопассан

2

4.3

Г.Ибсен

2

4.4

А.Рембо

2

4.2

Г.де Мопассан

1

Литература ХХ века

5

Введение

2

6

Литература первой половины ХХ века

76

6.1

И.А.Бунин

5

6.2

А.И.Куприн

3

6.3

М.Горький

7

6.4

В.Г.Короленко

2

6.5

Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ века

1

6.6

Дж.Лондон

1

6.7

Б.Шоу

2

6.8

Г.Аполлинер

1

6.9

Обзор поэзии конца Х1Х -начала ХХ века

12

6.10

А .А.Блок

5

6.11

В.В.Маяковский

4

6.12

С. Есенин

3

6.13

М.И.Цветаева

3

6.13

О.Э.Мандельштам

3

6.14

А.А.Ахматова

5

6.15

Б.Л.Пастернак

4

6.16

М.А.Булгаков

6

6.17

А.П.Платонов

2

6.18

М.А.Шолохов

7

7

Литература второй половины ХХ века

24

7.1

Э.Хемингуэй

2

7.2

Обзор русской литературы второй половины ХХ века

2

7.3

А.Т.Твардовский

3

7.4

В.Т.Шаламов

2

7.5

А.И.Солженицын

3

7.6

В.М.Шукшин

2

7.7

В.В.Быков

2

7.8

В.Г.Распутин

2

7.9

Н.М.Рубцов

1

7.10

Р.Гамзатов

1

7.11

И.А.Бродский

1

7.12

Б.Ш.Окуджава

1

7.13

А.В.Вампилов

1

7.14

Обзор литературы последнего десятилетия

1

Итого 207

105

102

Содержание учебного предмета, курса.

10 класс

105 часов. 3 часа в неделю

Литература Х1Х века(90 час)

Введение (1 час)

Русская литература Х1Х в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы Х1Х в.(свобода,духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей классиков.

Литература первой половины Х1Х века( 10час)

Обзор русской литература первой половины Х1Х века(1ч)

Россия в первой половине Х1Х века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины Х1Х века .Национальное самоопределение русской литературы.

А. С. Пушкин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения) также Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти» (возможен выбор трех других стихотворений).

Художественные открытия Пушкина. «Чувства добрые» в пушкинской лирике ,ее гуманизм и философская глубина. «Вечные» темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».

Конфликт личности и государства в поэме. Образ стихии. Образ Евгения и проблемы индивидуального бунта. Образ Петра.Своеобразие жанра и композиции произведения. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (2 ч)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Молитва» («Я,матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон», «В полдневный жар в долине Дагестана…», «Выхожу один я на дорогу..» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения)

Стихотворения «Мой демон», «К***»(Я не унижусь перед тобою …»), «Нет, я не Байрон , я другой…» (возможен выбор трех других стихотворений)

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова

Н.В.ГОГОЛЬ

Жизнь и творчество (обзор)

Повесть «Невский проспект» (возможен выбор другой петербургской повести)

Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.

Сочинение по произведениям русской литературы первой половины Х1Х в.

Литература Второй половины Х1Х века (71час)

Обзор русской литературы Х1Х века (1 час)

Россия во второй половине Х1Х века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.

А.Н.Островский( 7 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Драма «Гроза».

Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение «жестких нравов» «темного царства». Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического , лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»

Сочинение по драме А.Н.Островского «Гроза».

Ф.И.Тютчев(3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»), (указанные стихотворения являются обязательными для изучения)

Стихотворения : «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…» (возможен выбор трех других стихотворений)

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Темы родины . Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и «поединок роковой». Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А А. Фет(3 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», (указанные стихотворения являются обязательными для изучения)

Стихотворения : «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства». «Вечные» темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть.)Философская проблематика лирики . Художественная своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф.И.Тютчева и А.А. Фета

И. А. Гончаров. Роман «Обломов».(5 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Роман « Обломов».

История создания и композиции романа. Петербургская «обломовщина». Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали а романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие стиля Гончарова.

Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов».

И. С. Тургенев. (8 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Роман «Отцы и дети».

Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция , система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. «Отцы» в романе : братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия . Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. «Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. «Тайный психологизм» : художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д.И. ПИСАРЕВ «Базаров»(фрагменты).

Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

А.К. Толстой (2час)

Жизнь и творчество (обзор)

«Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…(», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»(возможен выбор трех других стихотворений.)

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, Мотивы и образы поэзии. Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого. Влияние фольклорной и романтической традиции

Н. С. Лесков. (2час)

Жизнь и творчество (обзор)

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения).Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

М. Е. Салтыков-Щедрин( 2 час)

Жизнь и творчество (обзор)

«История одного города» (обзор).

Обличие деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и «глуповцев». Образы Органчика и Угрюм- Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала «Истории». Своеобразие сатиры Салтыкова- Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония , гипербола, гротеск, алогизм.

Н.А. Некрасов( 5 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба…»,(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения .«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…» (возможен выбор трех других стихотворений).

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта- гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение « вечных тем в поэзии Некрасова(природа, любовь, смерть).Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания Поэмы, сюжет, жанровое своеобразие, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов в поэме. Образы правдоискателей и «народного заступника» Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме.Судьба Матрены Тимофеевны, Смысл «бабьей притчи». Тема народного бунта. Образ Савелия , «богатыря святорусского». Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н.А. Некрасова.

К.Хетагуров.(1 час)

(возможен выбор другого писателя ,представителя литературы народов России) Жизнь и творчество (обзор)

Стихотворения из сборника « Осетинская лира».

Поэзия Хетагурова и фольклор Близость творчества Хетагурова поэзии Н.А.Некрасова. Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки. Специфика художественной образности в русскоязычных произведениях поэта.

Ф. М. Достоевский (10 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и композиции. Своеобразие жанра. Проблематика , система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники» Образы « униженных и оскорбленных». Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. «Преступление и наказание» как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных «точек зрения». Проблема нравственного выбора. Смысл названия . Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского «Преступление наказание»

Л. Н. Толстой (17 час)

Жизнь и творчество (обзор)

Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа.. Особенности композиции., антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности героя. Путь идейно- нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция « общей жизни». Изображение светского общества. « Мысль народная» и «мысль семейная» в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 года.Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого . Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения духовного мира героев («диалектика души»). Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа- эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

А.П. Чехов( 9час)

Жизнь и творчество (обзор)

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой(указанные произведения являются обязательными для изучения) а «также Рассказы : «Палата № 6», «Дом с мезонином» (возможен выбор двух других рассказов

Темы, сюжеты, и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования,

Чеховский пейзаж, скрытый лиризм, подтекст.

Комедия « Вишневый сад»

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого ,настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова, и Ани. Тип героя- «недотепы» Образы слуг(Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова- драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.Сочинение по творчеству А.П. Чехова.

Обзор зарубежной литературы второй половиныX IX века (1 час)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.

Ч.Диккенс(2час)

«Записки Пиквикского клуба» История создания романа.Герои и события.Смех как способ демонстрации оптимизма Англия на страницах романа

О.де.Бальзак(2час)

«Гобсек».Тема власти денег.Реалистическое мастерство писателя.

В.Гюго

«Собор Парижской богоматери».Главные герои романа.Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло.

Г. де Мопассан (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Ожерелье»Новелла «(возможен выбор другого произведения).Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира.Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа

Г. Ибсен (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение) (возможен выбор

другого произведения) .Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ

Норы. Особая роль символики в "Кукольном доме". Своеобразие

"драм идей" Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

А. Рембо (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Пьяный корабль» (возможен выбор другого

произведения).

Тема стихийности жизни, полной раскрепощенности и своеволия. Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника. Символические образы в стихотворении. Особенности поэтического языка.

Литература XX века (90 час)

Введение (1 час)

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры.Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки,человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающаяего живая природа). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала. Взаимодействие зарубежной, русской

литературы и литературы других народов России, отражение в них "вечных" проблем бытия.

Литература первой половины XX века (70 час)

Обзор русской литературы первой половиныXX века (1 час)

Традиции и новаторство в литературе рубежа XIX-ХХ вв. Реализм и модернизм. Трагические события первой половины XX в.и их отражение в русской литературе и литературах других народов России. Конфликт человека и эпохи.Развитие реалистической литературы, ее основные темы и герои.Советская литература и литература русской эмиграции. "Социалистический реализм". Художественная объективность и тенденциозность в освещении исторических событий. Проблема "художник и власть".

И. А. Бунин (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..» , «Последний шмель» (возможен выбор трех других стихотворений).

Философичность и тонкий лиризм стихотворений Бунина. Пейзажная лирика поэта. Живописность и лаконизм бунинского поэтического слова. Традиционные темы русской поэзии в лирикеБунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» (указанные рассказы являются обязательным для изучения).

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи» (возможен выбор двух других рассказов).

Развитие традиций русской классической литературы в прозе Бунина. Тема угасания "дворянских гнезд" в рассказе "Антоновскиеяблоки". Исследование национального характера. "Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом). Психологизм бунинской прозы. Принципы создания характера. Роль художественной детали. Символика

бунинской прозы. Своеобразие художественной манеры Бунина.

Сочинение по творчеству И. А. Бунина

А.И.Куприн(2 час)

Повесть «Гранатовый браслет» (возможен выбор другого

произведения).

Своеобразие сюжета повести. Споры героев об истинной, бескорыстной любви. Утверждение любви как высшей ценности. Трагизм решения любовной темы в повести. Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М. Горький (5 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказ «Старуха Изергиль» (возможен выбор другого произведения). Романтизм ранних рассказов Горького. Проблема героя в прозе писателя. Тема поиска смысла жизни. Проблемы гордости и свободы. Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького. Прием контраста, особая

роль пейзажа и портрета в рассказах писателя. Своеобразие композиции рассказа.

Пьеса «На дне».

Сотрудничество писателя с Художественным театром. "На дне" как социально-философская драма. Смысл названия пьесы.Система образов. Судьбы ночлежников. Проблема духовной разобщенности людей. Образы хозяев ночлежки. Споры о человеке. Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта

(Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека(Сатин). Проблема счастья в пьесе. Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат. Новаторство Горького- драматурга. Афористичность языка.

Сочинение по творчеству М. Горького.

Обзор зарубежной литературы первой половины XX века(1 час)

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы XX в. Проблемы самопознания, нравственного выбора. Основные направления в литературе первой половины ХХ в. Реализм и модернизм.

Дж. Лондон (1час)

Дж. Лондон «Любовь к жизни». Название произведения и его герой, который не сдается

Б. Шоу (2 час)

(возможен выбор другого зарубежного прозаика)

Жизнь и творчество (обзор).

Пьеса «Пигмалион» (возможен выбор другого произведения).

Своеобразие конфликта в пьесе. Англия в изображении Шоу. Прием иронии. Парадоксы жизни и человеческих судеб в мире условностей и мнимых ценностей Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г. Аполлинер (1 час)

(возможен выбор другого зарубежного поэта)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворение «Мост Мирабо» (возможен выбор другого произведения).

Непосредственность чувств, характер лирического переживания в поэзии Аполлинера. Музыкальность стиха. Особенности ритмики и строфики. Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

Обзор русской поэзии конца XIX - начала X X в.(8 час)

М. А. Волошин, Н. С. Гумилев, Н. А. Клюев, И. Северянин, Ф. К.Сологуб, В. В. Хлебников, В. Ф. Ходасевич (стихотворения не менее трех авторов по выбору)

Обзор (1 час)

Серебряный век как своеобразный "русский ренессанс". Литературные течения поэзии русского модернизма: символизм, акмеизм, футуризм. Поэты, творившие вне литературных течений: И. Ф. Анненский, М. И. Цветаева.

Символизм (1 час)

Истоки русского символизма. Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Связь с романтизмом. Понимание символа символистами (задача предельного расширения значения слова, открытие тайн как цель нового искусства). Конструирование мира в процессе творчества, идея

"творимой легенды". Музыкальность стиха. "Старшие символисты"(В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, Ф. К. Сологуб) и "младосимволисты" (А. Белый, А. А. Блок).

В. Я. Брюсов (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Сонет к форме», «Юному поэту»,«Грядущие гунны» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Брюсова. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Культ формы в лирике Брюсова.

К. Д. Бальмонт (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Я мечтою ловил уходящие тени...»,«Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Основные темы и мотивы поэзии Бальмонта. Музыкальность стиха, изящество образов. Стремление к утонченным способам выражения чувств и мыслей.

А. Белый (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» (возможен

выбор трех других стихотворений).

Интуитивное постижение действительности. Тема родины, боль и тревога за судьбы России. Восприятие революционных событий как пришествия нового Мессии.

Акмеизм (1 час)

Истоки акмеизма. Программа акмеизма в статье Н. С. Гумилева "Наследие символизма и акмеизм". Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира. Идея поэта-ремесленника.

Н. С. Гумилев (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся

трамвай» (возможен выбор трех других стихотворений).

Героизация действительности в поэзии Гумилева, романтическая традиция в его лирике. Своеобразие лирических сюжетов. Экзотическое, фантастическое и прозаическое в поэзии Гумилева.

Футуризм (1 час)

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика. Поэт как миссионер "нового искусства ". Декларация о разрыве с традицией, абсолютизация "самовитого" слова, приоритет формы над содержанием, вторжение грубой лексики в поэтический язык, неологизмы, эпатаж. Звуковые и графические эксперименты футуристов. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин), кубофутуристы (В. В. Маяковский, В. Хлебников), "Центрифуга" (Б. Л.Пастернак).

И. Северянин (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений

Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» (возможен выбор

трех других стихотворений).

Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии Северянина, оригинальность его словотворчества.

В. В. Хлебников (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губ

ы .» , «Еще раз, еще р а з...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Слово в художественном мире поэзии Хлебникова. Поэтические эксперименты. Хлебников как поэт-философ.

Крестьянская поэзия (1 час)

Продолжение традиций русской реалистической крестьянской поэзии XIX в. в творчестве Н. А. Клюева, С. А. Есенина.

Н. А. Клюев.

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...» (возможен выбор трех других стихотворений)

Особое место в литературе начала века крестьянской поэзии. Крестьянская тематика, изображение труда и быта деревни, тема родины, неприятие городской цивилизации. Выражение национального русского самосознания. Религиозные мотивы.

Сочинение по творчеству поэтов конца XIX - начала ХХ в.

А. А. Блок (7 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит л е н и в о .» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железнойдороге» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).Стихотворения: «Вхожу я в темные х р ам ы .» , «О, я хочу безумно ж и т ь .» , «Скифы» (возможен выбор трех других стихотворений).

Мотивы и образы ранней поэзии, излюбленные символы Блока. Образ Прекрасной Дамы. Романтический мир раннего Блока,музыкальность его стихотворений. Тема города в творчестве Блока.Образы "страшного мира". Соотношение идеала и действительности в лирике Блока. Тема Родины и основной пафос патриотических

стихотворений. Тема исторического пути России в цикле "На поле Куликовом" и стихотворении "Скифы". Лирический герой поэзии Блока, его эволюция.

Поэма «Двенадцать».

История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции. Соотношение конкретно-исторического и условносимволического планов в поэме. Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции. Строфика, интонации, ритмы поэмы, ее основные символы. Образ Христа и многозначность финала поэмы. Авторская позиция и способы ее выражения в поэме.

Сочинение по творчеству А. А. Блока.

В. В. Маяковский (5 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о

поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой» (возможен выбор трех других стихотворений).

Маяковский и футуризм. Дух бунтарства в ранней лирике. Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира. Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, гиперболичность, пластика образов, неожиданные метафоры, необычность строфики и графики стиха). Особенности любовной лирики. Тема поэта и поэзии, осмысление проблемы художника и времени. Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С. А. Есенин (5 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах б а гр яны х .» , «Мы теперь уходим понемногу .» , «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина д о р о г а я .» , «Шаганэ ты моя, Ш а г ан э .» , «Не жалею, не зову, не п л а ч у .» , «Русь Советская» (указанные стихотворения являются обязательнымидля изучения).

Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый д о м .» , «Неуютная жидкая лун-н о с т ь .» (возможен выбор трех других стихотворений).

Традиции А. С. Пушкина и А.В. Кольцова в есенинской лирике. Тема родины в поэзии Есенина. Отражение в лирике особой связи природы и человека. Цветопись, сквозные образы лирики Есенина. Светлое и трагическое в поэзии Есенина. Тема быстротечности человеческого бытия в поздней лирике поэта. Народно-песенная

основа, музыкальность лирики Есенина.

Сочинение по творчеству В. В. Маяковского и С. А. Есенина

М. И. Цветаева (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано .» , «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в р у к е .» ) , «Кто создан из камня, кто создан из г л и н ы .» , «Тоска по родине!(указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий.», «Куст»(возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог- исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие

п а р у с а .» , «За гремучую доблесть грядущих в е к о в .» , «Я

вернулся в мой город, знакомый до с л е з .» (указанные стихотворения

являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia» (возможен

выбор двух других стихотворений).

Историзм поэтического мышления Мандельштама, ассоциативная манера его письма. Представление о поэте как хранителе культуры. Мифологические и литературные образы в поэзии Мандельштама.

А. А. Ахматова (5 час)

Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью .» , «Мне ни к чему одические р а т и .» ,«Мне голос был. Он звал утешно .» , «Родная земля» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро ж и т ь .» ,«Бывает так: какая-то и с т ом а .» (возможен выбор двух других стихотворений).

Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний. Темы любви и искусства. Патриотизм и гражданственность поэзии Ахматовой. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Ахматовой.

Поэма «Реквием».

История создания и публикации. Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя. Библейские мотивы и образы в поэме. Победа исторической памяти над забвением как основной пафос "Реквиема". Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Сочинение по творчеству А. А. Ахматовой.

Б. Л. Пастернак (4 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,«Определение поэзии», «Во всем мне хочется д о й т и . » , «Гамлет», «Зимняя ночь» (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрас и в о . » (возможен выбор двух других стихотворений).

Поэтическая эволюция Пастернака: от сложности языка к простоте поэтического слова. Тема поэта и поэзии (искусство и ответственность, поэзия и действительность, судьба художника и его роковая обреченность на страдания). Философская глубина лирики Пастернака. Тема человека и природы. Сложность настроения лирического героя. Соединение патетической интонации и разговорного языка.

Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа. Цикл "Стихотво­

рения Юрия Живаго " и его связь с общей проблематикой романа.

М. А. Булгаков (6 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Белая гвардия» (для изучения предлагается один из романов - по выбору).

История создания романа. Своеобразие жанра и композиции. Развитие традиций русской классической литературы в романе. Роль эпиграфа. Система образов-персонажей. Образы Города и дома. Эпическая широта, сатирическое начало и лирические раздумья повествователя в романе. Библейские мотивы и образы. Проблема нравственного выбора в романе. Смысл финала романа.

Роман «Мастер и Маргарита» (для изучения предлагается один из романов - по выбору). История создания и публикации романа. Своеобразие жанра и композиции романа. Роль эпиграфа. Эпическая широта и сатирическое начало в романе. Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты. Библейские мотивы и образы в романе. Человеческое и божественное в облике Иешуа. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности. Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

Сочинение по творчеству М. А. Булгакова.

А. П. Платонов (2 час)

Жизнь и творчество.

Повесть «Котлован» (возможен выбор другого произведения).

Традиции Салтыкова-Щедрина в прозе Платонова. Высокий пафос и острая сатира в"Котловане". Утопические идеи "общей жизни" как основа сюжета повести. "Непростые" простые герои Платонова. Тема смерти в повести. Самобытность языка и стиля писателя.

М. А. Шолохов (6 час)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

История создания романа. Широта эпического повествования. Сложность авторской позиции. Система образов в романе. Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества. Глубина постижения исторических процессов в романе. Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. Тема разрушения семейного и

крестьянского укладов. Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни. Вечные темы в романе: человек и история, война и мир, личность и масса Утверждение высоких человеческих ценностей. Женские образы. Функция пейзажа в романе. Смысл финала. Художественное своеобразие романа. Язык прозы Шолохова. Сочинение по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон».

Литература второй половины XX века (19 час)

Э. Хемингуэй (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Старик и море» (возможен выбор другого произведения)

Проблематика повести.Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути.Образ рыбака Сантьяго.Роль художественной детали и реалистической символики в повести.Своеобразие стиля Хемингуэя

Обзор русской литературы второй половины XX века (2 час)

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России. Новое понимание русской истории. Влияние «оттепели» 60-х годов на развитие литературы. Литературно-художественные журналы их место в общественном сознании. «Лагерная» тема. «Деревенская»

проза. Постановка острых нравственных и социальных проблем (человек и природа, проблема исторической памяти, ответственность человека за свои поступки, человек на войне). Обращение к народному сознанию в поисках нравственного идеала в русской литературе и литературах других народов России.Поэтические искания. Развитие традиционных тем русской лирики (темы любви, гражданского служения, единства человека и природы).

А. Т. Твардовский (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завет е . » , «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей в и н ы . » (указанные стихотворения являются обязательными для изучения).

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем» (возможен выбор двух других стихотворений).

Исповедальный характер лирики Твардовского. Служение народу как ведущий мотив творчества поэта. Тема памяти в лирике Твардовского. Роль некрасовской традиции в творчестве поэта

.В. Т. Шаламов (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия» (возможен выбор двух других рассказов).

История создания книги "Колымскихрассказов". Своеобразие раскрытия "лагерной " темы. Характер повествования.

A. И. Солженицын (2 час)

Жизнь и творчество (обзор).

«Архипелаг ГУЛАГ». Избранное. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности его руководителей за настоящее и будущее страны. Особенности художественных решений в произведениях писателя.

В. М. Шукшин (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный» (возможен выбор других произведений).

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах. Диалоги в шукшинской прозе. Особенности повествовательной манеры Шукшина.

B. В. Быков (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Сотников» (возможен выбор другого произведения).

Нравственная проблематика произведения. Образы Сотникова и Рыбака, две "точки зрения" в повести. Образы Петра, Демчихи и девочки Баси. Авторская позиция и способы ее выражения в произведении. Мастерство психологического анализа.

В. Г. Распутин (1 час)

(возможен выбор другого прозаика второй половины XX века)

Повесть «Прощание с Матерой» (возможен выбор другого произведения).

Проблематика повести и ее связь с традицией классической русской прозы. Тема памяти и преемственности поколений. Образы стариков в повести. Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями. Символические образы в повести.

Н. М. Рубцов (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Видения на холме», «Листья осенние»

(возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Рубцова. Мир русской деревни и картины родной природы в изображении поэта. Переживание утраты старинной жизни. Тревога за настоящее и будущее России. Есенинские традиции в лирике Рубцова

Р. Гамзатов (1 час)

(возможен выбор другого писателя, представляющего литературу

народов России)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Журавли», «В горах джигиты ссори­

лись, бывало...» (возможен выбор других стихотворений).

Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова. Прием параллелизма. Соотношение национального и общечеловеческого в творчестве Гамзатова.

И. А. Бродский (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Воротишься на родину. Ну что ж . » , «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для м е н я . » ) (возможен выбор других стихотворений).

Своеобразие поэтического мышления и языка Бродского. Необычная трактовка традиционных тем русской и мировой поэзии. Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

Б. Ш. Окуджава (1 час)

(возможен выбор другого поэта второй половины XX века)

Стихотворения: «Полночный троллейбус», «Живописцы»

(возможен выбор других стихотворений).

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов. Арбат как художественная Вселенная, воплощение жизни обычных людей в поэзии Окуджавы. Обращение к романтической традиции. Жанровое своеобразие песен Окуджавы.

А. В. Вампилов (1 час)

(возможен выбор другого драматурга второй половины XX века)

Пьеса «Утиная охота» (возможен выбор другого драматического произведения).

Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе. Своеобразие ее композиции. Образ Зилова как художественное открытие драматурга. Психологическая раздвоенность в характере героя. Смысл финала пьесы.

Обзор литературы последнего десятилетия (1 час)

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм. Последние публикации в журналах, отмеченные премиями, получившие общественный резонанс, положительные отклики в печати.

Сочинение по русской литературе второй половины ХХ в.

Итого в X - XI классе 180 ч. Резерв времени 30 ч.

Перечень контрольных работ.

10 класс

Р.р. Сочинение по произведениям русской литературы первой половины Х1Х века.

Р.р.Контрольное сочинение по творчеству И.С.Тургенева.

Р.р.Развернутый ответ на проблемный вопрос по произведению Н.А. Некрасова.

Р.р.Контрольное изложение с творческим элементом по произведениям М.Е.Салтыкова- Щедрина.

Р.р.Контрольное сочинение по роману Л.Н. Толстого «Война и мир.»

Р.р.Анализ литературного произведения.

11 класс

Р.р.Контрольное сочинение по творчеству И.А.Бунина.

Р.р.Контрольное сочинение по произведениям , изученным в разделе «Поэзия конца Х1Х-началаХХ в.»

Р.р.Изложение с творческим элементом «Непокоренные»

Р.р. Развернутый ответ на проблемный вопрос «Какую роль играла публицистика в творчестве Солженицына?»

Р.р. Контрольное сочинение- рецензия «Произведения, утверждающие положительные начала

Тематическое планирование

10 класс

Тема раздела

Кол-во часов

Название темы урока

Литература Х1Х века

1

Введение

1

Русская литература Х1Х в. в контексте мировой культуры

Литература первой половины Х1 Х в.( 12часов)

Обзор русской литературы первой половины Х1Х в.

1

Россия в первой половине Х1Х века. Классицизм, сентиментализм, романтизм

3

А.С.Пушкин

6

- А.С.Пушкин «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), -

-«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил) --Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти).

Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Поэма «Медный всадник».. Своеобразие жанра и композиции произведения..

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

4

М.Ю.Лермонтов

3

М.Ю.Лермонтов «Молитва» («Я,матерь Божия, ныне с молитвою…»), «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Сон», «В полдневный жар в долине Дагестана…», «Выхожу один я на дорогу..»

Стихотворения «Мой демон», «К***»(Я не унижусь перед тобою …»), «Нет, я не Байрон , я другой…» Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций.

5

Н.В.Гоголь

2

Н.В.Гоголь Повесть «Невский проспект» Образ города в повести.

Р.р.Сочинение по произведениям русской литературы Х1Хв..

2Литература второй половины Х1Хв.77 часов.

1

Обзор руссской литературы Х1Х в

1

Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика

2

А.Н.Островский

7

- А.Н.Островский Драма «Гроза».Семейный и социальный конфликт в драме.. Изображение «жестких нравов» «темного царства».

-Образ города Калинова.

-Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины.

-Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния.

Смысл названия символика пьесы. Жанровое своеобразие.

Сплав драматического , лирического и трагического в пьесе..

Н.А.Добролюбов «Луч света в темном царстве»

Ф.И.Тютчев

3

Ф.И.Тютчев «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас - и все былое...»),

Стихотворения : «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…»

Поэзия Тютчева и литературная традиция

А.А.Фет

3

А.А.Фет «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»,)

Стихотворения : «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…»).

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория «чистого искусства».

3

И.А.Гончаров

5

И.А.Гончаров Роман « Обломов». История создания и композиции романа. Глава «Сон Обломова» и ее роль в произведении..

Обломов и Штольц.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына.

Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали а романе.

И.С.Тургенев

8

И.С.Тургенев Роман «Отцы и дети».Сюжет, композиция , система образов романа.

Роль образа Базарова в развитии основного конфликта.

«Отцы» в романе : братья Кирсановы, родители Базарова. . Тема народа в романе..

«Вечные» темы в романе (природа, любовь, искусство).

Авторская позиция и способы ее выражения.

Полемика вокруг романа. Д.И. ПИСАРЕВ «Базаров»(фрагменты).

Сочинение по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети».

А.К.Толстой

5

А.К.Толстой «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…(», «Против течения», «Государь ты наш батюшка…»

Своеобразие художественного мира Толстого. Основные темы, мотивы и образы поэзии.

Взгляд на русскую историю в произведениях Толстого.

Влияние фольклорной и романтической традиции

Н.С.Лесков

2

Н.С.Лесков Повесть «Очарованный странник».Особенности сюжета повести.

Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека.

М.Е.Салтыков -Щедрин

3

М.Е.Салтыков -Щедрин «История одного города» (обзор).

Сатирическая летопись истории Российского государства.

-Собирательные образы градоначальников и «глуповцев»

.Р.р.Контрольное изложение с творческим элементом по отрывку из произведения М.Е.Салтыкова -Щедрина

Н.А. Некрасов

5

Н.А. Некрасов «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О Муза! я у двери гроба

Стихотворения .«Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…»

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».Русская жизнь в изображении Некрасова.

Система образов в поэме.

Р.р. Развернутый ответ на вопрос по произведению Н.А.Некрасова.

К.Хетагуров

1

К.Хетагуров Изображение тяжелой жизни простого народа, тема женской судьбы, образ горянки.

Ф.М.Достоевский

9

Ф.М.Достоевский Роман «Преступление и наказание».

Замысел романа и его воплощение.

-Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его «двойники»

Образы « униженных и оскорбленных».

Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга.

Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора.

Библейские мотивы и образы в романе..

Роль внутренних монологов и снов героев в романе.

Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция...

-Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Л.Н.Толстой

15

Л.Н.Толстой Роман-эпопея «Война и мир».

История создания. Жанровое своеобразие романа..

Путь идейно- нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Образ Платона Каратаева и авторская концепция « общей жизни».

Изображение светского общества.

« Мысль народная» и «мысль семейная» в романе.

Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских.

Наташа Ростова и княжна Марья как любимые героини Толстого.

-Тема войны в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 года. - -Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа.

-Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого .

Проблема истинного и ложного героизма.

Москва и Петербург в романе.

-Роль портрета, пейзажа, диалогов и внутренних монологов в романе.

-Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Р.р. Контрольное сочинение по роману Л.Н.Толстого «Война и мир».

А.П.Чехов

10

А.П.Чехов «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой

Рассказы : «Палата № 6», «Дом с мезонином»

Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и ее отражение в прозе Чехова.. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования,

Комедия « Вишневый сад»

Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов.

Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта.

Образ Лопахина, Пети Трофимова, и Ани. Тип героя- «недотепы» Образы слуг(Яша, Дуняша, Фирс).

Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Р.р Контрольное сочинение по творчеству А.П. Чехова

1

Обзор русской литературы второй половины Х1Х в.

1

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века.

2

Ч. Диккенс .

2

Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба» История создания романа. Герои и события.

Смех как способ демонстрации оптимизма Англия на страницах романа

О.де.Бальзак

2

О.де.Бальзак «Гобсек». Тема власти денег.

Реалистическое мастерство писателя

В.Гюго

3

В.Гюго «Собор Парижской богоматери». Главные герои романа.

Эсмеральда, Квазимодо, Клод Фролло.

Р.р. Анализ литературного произведения

Г.де Мопассан

3

Г.де Мопассан «Ожерелье» Новелла. Сюжет и композиция

Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира.

Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни.

Г.Ибсен.

2

Г.Ибсен.Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение).Особенности конфликта.

Вопрос о правах женщины в драме.

Своеобразие "драм идей" Ибсена как социально-психологических драм.

А.Рембо

2

А.Рембо Стихотворение «Пьяный корабль». Пафос отрицания устоявшихся норм, сковывающих свободу художника.

Символические образы в стихотворении.

11 класс Литература ХХ в.

3

Ведение

2

Русская литература ХХ в. в контексте мировой культуры.

Основные темы и проблемы (ответственность человека за свои поступки, человек на войне, тема исторической памяти, человек и окружающая его живая природа).

.

Литература первой половины ХХ века(76ч)

4

И.А.Бунин

5

И.А.Бунин «Вечер», «Не устану воспевать вас, звезды!..» , «Последний шмель» Традиционные темы русской поэзии в лирике Бунина.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»

Рассказы: «Антоновские яблоки», «Темные аллеи»

"Вечные" темы в рассказах Бунина (счастье и трагедия любви, связь человека с миром природы, вера и память о прошлом).

Р.р.Контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина

А.И.Куприн

3

А.И.Куприн Повесть «Гранатовый браслет». Споры героев об истинной, бескорыстной любви.

-Символический смысл художественных деталей, поэтическое изображение природы. -Мастерство психологического анализа. Роль эпиграфа в повести, смысл финала.

М.Горький

7

- М.Горький «Старуха Изергиль» Романтизм ранних рассказов Горького.

-Тема поиска смысла жизни.

-Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького.

-Пьеса «На дне». Смысл названия пьесы..

-Три правды в пьесе и их драматическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека(Сатин).

-Особая роль авторских ремарок, песен, притч, литературных цитат.

-Новаторство Горького- драматурга. Афористичность языка.

.

Обзор зарубежной литературы первой половины ХХ века

1

Гуманистическая направленность произведений зарубежной литературы ХХ века.

Дж. Лондон

1

Дж. Лондон «Любовь к жизни». Название произведения и его герой, который не сдается

Б.Шоу

2

Б. Шоу Пьеса «Пигмалион» Своеобразие конфликта в пьесе.

Чеховские традиции в творчестве Шоу.

Г.Аполлинер

1

Г.Аполлинер «Мост Мирабо»

Экспериментальная направленность аполлинеровской поэзии.

Обзор русской поэзии конца Х1Х -начала ХХ в. (12ч)

Обзор

1

Серебряный век как своеобразный « русский ренессанс»

Символизм

1

Истоки русского символизма.

В.Я. Брюсов

1

В.Я. Брюсов «Сонет к форме», «Юному поэту», «Грядущие гунны» Основные темы и мотивы поэзии Брюсова.

К.Д. Бальмонт

1

К.Д. Бальмонт «Я мечтою ловил уходящие тени...», «Безглагольность», «Я в этот мир пришел, чтоб видеть солнце...» Музыкальность стиха, изящество образов.

А. Белый

1

А.Белый Стихотворения: «Раздумье», «Русь», «Родине» Интуитивное постижение действительности..

Акмеизм

1

Истоки акмеизма. Утверждение акмеистами красоты земной жизни, возвращение к "прекрасной ясности", создание зримых образов конкретного мира.

Н.С. Гумилев

1

Н.С. Гумилев Стихотворения: «Жираф», «Волшебная скрипка», «Заблудившийся трамвай» Своеобразие лирических сюжетов.

Футуризм

1

Манифесты футуризма, их пафос и проблематика

И.Северянин

1

И.Северянин Стихотворения: «Интродукция», «Эпилог» («Я, гений Игорь-Северянин...»), «Двусмысленная слава» Эмоциональная взволнованность и ироничность поэзии

В.В. Хлебников

1

В.В. Хлебников - как поэт философ. Стихотворения: «Заклятие смехом», «Бобэоби пелись губы .» , «Еще раз, еще р а з...»

Крестьянская поэзия

2

Н. А. Клюев. Стихотворения: «Осинушка», «Я люблю цыганские кочевья...», «Из подвалов, из темных углов...».

Р.р. Контрольное сочинение по произведениям, изученным в разделе «Поэзия конца XIX - начала ХХ века».

А.А. Блок

5

А.А. Блок «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека...», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит л е н и в о .» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге»

-Стихотворения: «Вхожу я в темные х р ам ы .» , «О, я хочу безумно ж и т ь .» , «Скифы»

-Тема Родины и основной пафос патриотических

стихотворений.

-Поэма «Двенадцать». История создания поэмы, авторский опыт осмысления событий революции.

-Сюжет поэмы, ее герои, своеобразие композиции.

В.В. Маяковский

4

В. В. Маяковский «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся»

-Стихотворения: «Нате!», «Разговор с фининспектором о

поэзии», «Письмо Татьяне Яковлевой»

Поэт и революция, пафос революционного переустройства мира.

Сатирические образы в творчестве Маяковского.

С.А. Есенин

3

-С. А. Есенин Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных .» , «Мы теперь уходим понемногу .» , «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая .» , «Шаганэ ты моя, Ш а г ан э .» , «Не жалею, не зову, не п л а ч у .» , «Русь Советская»

-Стихотворения: «Письмо к женщине», «Собаке Качалова», «Я покинул родимый д о м .» , «Неуютная жидкая лун-н о с т ь .» - -Народно-песенная основа, музыкальность лирики Есенина.

М.И. Цветаева

3

М. И. Цветаева «Моим стихам, написанным так рано .» , «Стихи к Блоку» («Имя твое - птица в руке .» ) , «Кто создан из камня, кто создан из г л и н ы .» , «Тоска по родине

Стихотворения: «Идешь, на меня похожий.», «Куст»(возможен выбор двух других стихотворений).

Основные темы творчества Цветаевой. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Поэзия как напряженный монолог- исповедь. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

О. Э. Мандельштам

3

О. Э. Мандельштам «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие

п а р у с а .» , «За гремучую доблесть грядущих в е к о в .» , «Я

вернулся в мой город, знакомый до с л е з .»

Стихотворения: «Невыразимая печаль», «Tristia»

Мифологические и литературные образы в поэз А. А. Ахматова ии Мандельштама

А. А. Ахматова

5

А. А. Ахматова «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью .» , «Мне ни к чему одические р а т и .» ,«Мне голос был. Он звал утешно .» , «Родная земля»

Стихотворения: «Я научилась просто, мудро ж и т ь .» ,«Бывает так: какая-то и с т ом а .»

-Отражение в лирике Ахматовой глубины человеческих переживаний.

-Поэма «Реквием». Смысл названия поэмы, отражение в ней личной трагедии и народного горя.

-Особенности жанра и композиции поэмы, роль эпиграфа, посвящения и эпилога.

Б.Л. Пастернак

4

Б. Л. Пастернак: «Февраль. Достать чернил и плакать!..»,«Определение поэзии», «Во всем мне хочется д о й т и . » , «Гамлет», «Зимняя ночь» - -Стихотворение: «Снег идет», «Быть знаменитым некрас и в о . » -Роман «Доктор Живаго» (обзор).

История создания и публикации романа.

Цикл "Стихотворения Юрия Живаго " и его связь с общей проблематикой романа

М.А. Булгаков

6

М.А. Булгаков Роман «Белая гвардия». Развитие традиций русской классической литературы в романе..

Система образов-персонажей.

-Проблема нравственного выбора в романе.

-Роман «Мастер и Маргарита»

Эпическая широта и сатирическое начало в романе.

Сочетание реальности и фантастики. совести.

Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа.

А. П. Платонов

2

А. П. Платонов Повесть «Котлован»

"Непростые" простые герои Платонова.

М.А. Шолохов

7

Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзорное изучение).

-История создания романа. Широта эпического повествования.

Семья Мелеховых, быт и нравы донского казачества.. -Изображение гражданской войны как общенародной трагедии. .

-Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни.

Утверждение высоких человеческих ценностей.

Женские образы.

Литература второй половины ХХ века ( 24 ч.)

Э. Хеминнгуэй

2

Э. Хемингуэй Повесть «Старик и море»)Проблематика повести.

-Раздумья писателя о человеке, его жизненном пути.

Обзор русской литературы второй половины ХХ века

2

Великая Отечественная война и ее художественное осмысление в русской литературе и литературах других народов России

Р.р. Изложение с творческим элементом «Непокоренные»

А.Т. Твардовский

3

А.Т. Твардовский «Вся суть в одном-единственном завет е . » , «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей в и н ы . »

Стихотворения: «Дробится рваный цоколь монумента...», «О сущем»

- Тема памяти в лирике Твардовского.

В. Т. Шаламов

1

В. Т. Шаламов Рассказы: «Последний замер», «Шоковая терапия»

История создания книги "Колымских рассказов". Характер повествования.

A. И. Солженицын

3

A. И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». (Избранное). Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве и ответственности его руководителей за настоящее и будущее страны.

Особенности художественных решений в произведениях писателя.

Р.р. Развернутый ответ на проблемный вопрос «Какую роль играла публицистика в творчестве Солженицына?»

В. М. Шукшин

2

В. М. Шукшин Рассказы: «Верую!», «Алеша Бесконвойный»

Изображение народного характера и картин народной жизни в рассказах.

В.В. Быков

2

B. В. Быков Повесть «Сотников».

Нравственная проблематика произведения.

Мастерство психологического анализа.

В.Г. Распутин

2

В. Г. Распутин Повесть «Прощание с Матерой»).

Тема памяти и преемственности поколений.

Проблема утраты душевной связи человека со своими корнями.

.

Н.М Рубцов

1

Н. М. Рубцов «Видения на холме», «Листья осенние». Тревога за настоящее и будущее России.

Р. Гамзатов

1

Р. Гамзатов «Журавли», «В горах джигиты ссорились, бывало...» Проникновенное звучание темы родины в лирике Гамзатова.

И.А. Бродский

1

И. А. Бродский «Воротишься на родину. Ну что ж . » , «Сонет» («Как жаль, что тем, чем стало для меня» Неприятие абсурдного мира и тема одиночества человека в "заселенном пространстве".

Б.Ш. Окуджава

1

Б. Ш. Окуджава «Полночный троллейбус», «Живописцы»

Особенности «бардовской» поэзии 60-х годов.

А.В. Вампилов

1

А. В. Вампилов Пьеса «Утиная охота» Проблематика, основной конфликт и система образов в пьесе.

Обзор литературы последнего десятилетия

2

Основные тенденции современного литературного процесса. Постмодернизм.

Р.р. Контрольное сочинение- рецензия «Произведения, утверждающие положительные начала

6. Описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательной деятельности.

Литература для учителя

  1. Белокурова С.П., Дорофеева М.Г., Сухих И.Н. и др. Литература. 11 класс (базовый уровень): Книга для учителя: среднее (полное) общее образование. - М.: Издательский центр «Академия», 2010.

  2. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические педагогические основания образовательной технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2002.

  3. Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы - М.: Издательский центр «Академия», 2002.

  4. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения: Пособие для учителя. 2-е изд. - СПб., 2000.

  5. Гаспаров М.Л. О русской поэзии: Анализ, интерпретации, характеристики. - СПб., 2001.

  6. Гузеев В.В. Преподавание. От теории к мастерству. - М.: НИИ школьных технологий, 2009.

  7. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996.

  8. Единый государственный экзамен: литература: контрольно-измерительные материалы: - М.: Просвещение, 2013.

  9. Еремкин А.И. Одаренность: теория и методология // Одаренный ребенок. 2009. № 6.

  10. Карпов И.П. Человек творящий. В 2 ч. - М.: Дрофа, 2007.

  11. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. - СПб.: КАРО, 2004.

  12. Краевский В.В., Хуторской А.В. Основы обучения: Дидактика и методика. - М.: Издательский Центр «Академия», 2007.

  13. Коротаева Е. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации // Директор школы. 2002. № 2.

  14. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании. // Школьные технологии. 2004. № 5.

  15. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика: Под ред. М.И. Лукьяновой. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2006.

  16. Лотман Ю.Н. История русской драматургии: вторая половина Х1Х - нач. ХХ века. - Л., 1990.

  17. Марьина О.Б., Попова Н.А. Отличник ЕГЭ. Литература. Решение сложных заданий / ФИПИ. - М.: Интеллект-Центр, 2010.

  18. Маркович В.М. И.С. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века. - Л., 1982.

  19. Образовательная технология ХХ1 века: деятельность, ценности, успех. - М.: Центр «Педагогический поиск»«, 2004.

  20. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский Центр «Академия», 2009.

  21. Педагогические мастерские по литературе. / Под ред. А.Н. Сиваковой. - СПб.: Изд. Корифей, 2000.

  22. Топоров В.Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. - М., 1994.

  23. Сборник: Теория и практика образовательной технологии. - М.: НИИ школьных технологий, 2004.

  24. Сборник: Чтение как ценность у детей и взрослых: конфликт или диалог? - СПб., 2006.

  25. Склярова Т.В., Янушкявичене О.Л. Возрастная педагогика и психология. - М.: Издательство «Покров», 2004.

  26. Сухих И.Н. Двадцать книг ХХ века. СПб: Паритет, 2004.

  • портреты выдающихся писателей

-технические средства обучения (средства ИКТ):

  • мультимедийный компьютер

  • мультимедиапроектор

  • экран

  • интерактивная доска

  • )

-информационные средства:

  • pedsovet.su/

  • pedsovet.org/

  • it-n.ru/rusedu.ru/

  • uroki.net/

  • uchportal.ru/

  • festival.1september.ru/

  • idppo.kubannet.ru

  • idppo.kubannet.ru/ru/introduction_standard

  • fipi.ru

  • mathgia.ru

  • bymath.net

  • geometr.info

  • college.ru

  • school-collection.edu.ru

Согласовано

Протокол заседания методического объединения учителей

От 26.08.2015 №1

__________________ /М.В.Худякова/

(подпись) (расшифровка подписи)

Согласовано

Заместитель директора по УВР

От 27.08.2015 №1

_________________/ Е. А. Кудинова/

(подпись) (расшифровка подписи)














































© 2010-2022